X-PDF

Обобщение опыта работы Система подготовки к ЕГЭ

Поделиться статьей

МКОУ«Родниковая СОШ»

Системаподготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку ( из опыта работы)

учителярусского языка и литературы

РабадановойАминат Шапиевны

2018 год

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку(из опыта работы).

Знание только тогда становитсязнанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Л.Н.Толстой.

Главная задачаучителя — учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотелисамостоятельно добывать знания, поэтому его позиция — учитель-помощник,учительпартнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактикиучителя, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и сродителями.

Единый государственный экзаменстал частью профессиональной жизни учителя— словесника. С помощью ЕГЭвыпускники могут оценить собственные возможности и выбрать дальнейший жизненныйпуть. Один из существенных факторов успеха Единого государственного экзамена -обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе,а также серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ. Отсюда и актуальность подготовкиучащихся к экзамену, ведь на ЕГЭ по русскому языку даже отличники выполняютправильно (в среднем) 80 0/0 заданий. Основная проблема кроется втом, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ЕГЭ порусскому языку — это не одно и то же!

Ежегодно во время сдачи ЕГЭ по русскомуязыку у выпускников прослеживаются одни и те же проблемы.

Основная проблема, с которойсталкиваются учащиеся, выполняя задания ЕГЭ по русскому языку, на мой взгляд,заключается в том, что традиционно в школьном обучении делается упор наизучении правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспектырусского языка и изучение системы языка в целом. Здесь я ни в коем случае неговорю о том, что данные разделы не входят в школьную программу. Просто в силутого, что уровень общей грамотности с каждым годом стремительно падает, нетвозможности тщательно изучать вышеуказанные разделы, лишь бы хоть как-тонаучить детей грамотно писать. К тому же некоторые из этих разделов касаются нетолько материала, изучаемого непосредственно на уроках русского язьжа(например, орфоэпические и лексические нормы).

С какими же трудностями сталкиваютсяучащиеся при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку?

*          орфоэпические нормы русского языка • лексические нормы русскогоязьжа (знание основных групп русской лексики);

*          синтаксические нормы русского языка;

*          стилистические нормы русского языка.

*          средства связи в словосочетании;

*          морфология современного русского языка (местоимения и их разряды,наречия, частицы, производные предлоги);

*          типы сложных предложений и их специфика;

*          средства языковой выразительности.

*          композиционное оформление сочинения;

*          логическое оформление сочинения (в т.ч. абзацное членение);  грамматические,лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка;  теорияаргументации (в 9()% работ аргументы отсутствуют, и собственное мнение учащихсяограничивается простым утверждением «согласен / не согласен»).

Существуют и другие проблемы, которые влияют накачество выполнения заданий:

1.      Отсутствиенавыков тестирования. Пробный ЕГЭ проблему не решает;

2.      Ошибочноепонимание формулировок вопроса к заданиям ЕГЭ;

З. Технические ошибки при заполнении бланков ЕГЭ;

4, Неправильное распределение временина выполнение заданий. (Сочинение пишется в дефиците времени и без учетакритериев проверки)

Каждый учитель русского языка насегодняшний день имеет свою методику, которая позволяет его учащимся справитьсяс заданиями на экзамене. Хочется поделиться своими наблюдениями по данной теме.

Система подготовки к ЕГЭпо русскому языку

Для себя я определила 8 основных правил, которые помогаютмне готовить учащихся к ЕГЭ.

Правило 1. «Учись учиться!»

Это правило касается личности самого учителя. Нельзядобиться успеха в чем-то, если сам учитель плохо представляет структуруэкзамена, особенности заданий, трудные темы и т.п. Учитель должен прорешать неодин десяток тестовых вариантов, чтобы понастоящему разобраться во всех нюансахпредлагаемых заданий. Например, видеть задания-ловушки, которые присутствуют вовсех КИМах. Это вопросы по темам, которые в учебниках только упоминаются иподробно не изучаются на уроках русского языка. Например, как правильно: ”битвапод Бородино” или ”битва под Бородином”?

То же относится и к сочинению. Имея опыт решения задач ЕГЭи написания сочинения, учитель может быть по-настоящему полезным своимученикам, разъясняя, приводя десятки примеров.

Поэтому учитель обязан учиться:

         посещать курсы по подготовке к ЕГЭ, где квалифицированныеспециалисты рассказывают о предстоящих испытаниях, проводят полезныепрактикумы;

         перенимать опыт у других учителей

         изучать имеющиеся образовательные стандарты; знать, что такоекодификатор, спецификация;  знать критерии оценивания.

Правило 2. «Правильно выбирай стратегию!»

Подготовка к экзаменам являетсяактуальным и достаточно непростым вопросом для многих учащихся. Чрезмерноеволнение, различного рода переживания, а порой даже стресс наблюдается у людейв этот ответственный период жизни. Ведь от успешной сдачи ЕГЭ во многом зависитпоступление в ВУЗ, а хорошее высшее образование, как известно, — это путёвка вжизнь!

Курс русского языка считаетсязавершенным (пройденным) в 9 классе. Но в 10-11 классах встает проблемаповторения правил русского языка, т.к. впереди ЕГЭ. При довольно небольшомколичестве уроков русского языка в неделю (2ч.), повторение их на практикебывает крайне сложно, т.к. просто не хватает на это времени: ведь ещенеобходимо обратить внимание на культуру речи, стилистику и другие аспектыязыка.

Подготовка к экзамену, по моему мнению,должна начинаться уже в пятом классе, когда учащиеся на уроках русского языказнакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитиемсвоей речи, культурой общения и так далее.

Для эффективногоусвоения и контроля знаний, умений и навыков я включаю в учебный процесстестовые формы контроля с 5-го класса, помогая учащимся овладеть техникойработы с тестами, постепенно готовя их к формату ЕГЭ.

Но все-такицеленаправленно учащиеся начинают готовиться к Единому государственномуэкзамену только в 10-11 классах.

На первых урокахрусского языка в 10 классе знакомлю учащихся с формой проведения ЕГЭ, егоцелями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки. Сразу показываюсправочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся присамостоятельной подготовке к ЕГЭ, рекомендую школьникам, какими

он может воспользоваться.

Когда начинаю работу в 10 классе,сразу на первой неделе сентября провожу диагностический тест за курс 5-9классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации,теории языка. Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы онипосмотрели на свои пробелы в знаниях, чтобы пришли к выводу о необходимостисерьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной домашнейработе. Диагностика нужна и для учителя, так как после анализа работы я выявляюгруппу учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки.

Это, в свою очередь, помогает мне нетолько грамотно спланировать уроки, но и дополнительные занятия.

Главная задача — научить сдавать тест.

Однако не стоит впадать вкрайности и тратить все время на решение всевозможных вариантов ЕГЭ, ведьтакого рода работа может превратиться в игру <<Крестики-нолики» -угаданоили нет. Важно рационально использовать отведенное время для целенаправленнойподготовки к ЕГЭ. Как это можно сделать?

Я использую при подготовке к ЕГЭ простуюметодику, в основе которой алгоритмы рассуждения. Здесь можно выделитьнесколько шагов:

Первый шаг. Вспоминаем теорию. Теоретический материал поосновным и наиболее сложным разделам представляется в обобщенном и компактномвиде в схемах и таблицах, которые разрабатываются совместно с учащимися.Подобная систематизация материала способствует максимальной наглядности,обобщению знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой теме, нои по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитическиеспособности учащихся и активизируют их зрительную память. Материалпредставляется не только в компактном, но и в расширенном и углубленном виде.

Теория фундамент. Вспоминаем ивосстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощьюлекций, презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самимнаходить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельнаяработа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция учителя. Поэтому приповторении той или иной темы я предлагаю сведения, где можно найти нужныйматериал (в каком учебнике; за какой класс; какой параграф; где можно прочитатьдополнительную информацию по предложенной теме).

Второй шаг. Создаем алгоритм решения «задач».

Мы называем заданиятеста задачами. Поэтому выстраиваем последовательность действий при выбореответа. Здесь важно, чтобы ученик при решении любой задачи училсяанализировать, рассуждать, применять не только правило, но и логику. Нужновыявлять закономерности, и тогда будет совсем не сложно найти правильный ответ.

Третий шаг. Слушаем друг друга.

Здесь мы решаем задачи по алгоритмувместе, слушаем друг друга. Необходимо включать учащихся в процесс анализа,оценки собственной деятельности на каждом этапе урока. Для этогоразрабатываются критерии оценки познавательной деятельности и её результатов.Задача заключается в том, чтобы научить школьников самостоятельно объективнооценивать свою работу.

Четвёртый шаг. Решаем самостоятельно.

Для тренировки берем типовые тестовыезадания. Тесты к заданиям позволяют детально проработать каждую тему. Не надождать быстрого успеха, каждое задание надо решить по алгоритму примерно 30-40раз, только тогда появится уверенность и четкость. Желательно все своирассуждения записывать или проговаривать вслух! Критерий готовности: «Если тыможешь не только выбрать правильный ответ, но и объяснить, почему все другиенеправильные, можешь переходить к следующему заданию».

Каждый тематический блок завершаетсяпроверочной работой. Работы детей анализирую после каждого тестирования.

Уроки в 10-11 классах должны носитьобобщающий характер. Практически всегда использую риминки на повторение. Такойвид работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная«равминка» состоит, например, из следующих этапов: работа над произношением илексическим значением слов; задания по фонетике и словообразованию;орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический разборпредложений; работа по исправлению грамматических ошибок.

Таким образом, разнообразныепрактические задания в ходе разминки обеспечивают надежность сохранения врабочем состоянии знаний и умений по русскому языку.

Правило З. «Знать своего врага — почти победа!»(Тактика работы с тестами)

Приведу памятку для учеников, которуюони должны соблюдать во время выполнения тестов. Эти советы я нашла в интернетеи стала применять в своей практике, Памятка для выпускника

Сосредоточься! После выполненияпредварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил всенепонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть проокружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы,регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамкивремени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписатьответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебятребуется.

И тем не менее следи за временем: в идеале — поклассической теории теста — на выполнение задания множественного выбора должнауходить минута.

Начни с легкого! Начни отвечать на тевопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которыемогут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работатьболее ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься отнервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудныевопросы.

Пропускай! Надо научиться пропускатьтрудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы,с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков толькопотому, что ты не дошел до ”своих” заданий, а застрял на тех, которые вызываюту тебя затруднения.

Читай задание до конца! Спешка не должнаприводить к тому, что ты стараешься понять условия задания ”по первым словам” идостраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершитьдосадные ошибки в самых легких вопросах.

Думай только о текущем задании! Когда тывидишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания втестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном(уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешаютсконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе идругой бесценный психологический эффект — забудь о неудаче в прошлом задании(если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новоезадание — это шанс набрать баллы!

Исключай! Многие задания можно быстреерешить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательноисключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итогесконцентрировать внимание всего на одном — двух вариантах

Запланируй два круга! Рассчитай время так,чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям(”первый круг”). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, апотом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлосьпропустить (”второй круг”).

Проверь! Оставь время для проверки своейработы, хотя бы чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивноможешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! Приэтом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

Не огорчайся! Стремись выполнить все задания,но помни, что на практике это сложно. Учитывай, что тестовые задания рассчитанына максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполнеможет оказаться достаточным для хорошей оценки.

Правило 4. Учись писать сочинение-рассуждение!

Самая сложная часть ЕГЭ по русскомуязыку, по отзывам учеников — это сочинение. Ребятам предлагается создать новыйоригинальный текст на основе прочитанного ими в ходе экзамена. Но все женаписать сочинение-рассуждение небольшого объема на предложенный текст гораздолегче, чем написать традиционное сочинение объемом в 4 листа. А тут передглазами — готовый текст с четко выделенной идейной проблематикой. (Иногда,конечно, встречаются тексты с «прозрачной» проблематикой).

Опыт работы показывает, что многиевыпускники не умеют анализировать, не видят проблему. Самая же распространённаяошибка — уход от собственной мысли во время её доказательства, Как избежатьэтого досадного явления?

Каждый учитель русского языка проводит занятия,посвящённые комплексному анализу текста. Уже младших школьников можно научитьотвечать на вопрос: «О чём этот текст?» Так решится задача определения темытекста. Ведь осмысление любого предложенного материала на экзамене начинаетсяименно с этого.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

В ходе подготовке к ЕГЭ на урокахрусского языка уже в средних классах можно давать задания, позволяющиенаучиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели,например, такой:

1 . Автор рассказывает о том, что, . .

2.  Поего мнению, …

3.  Ясогласен с автором, потому что.. .

4.  Итак,. . .

Важный этап работы надсочинением-рассуждением — это выявление проблемы. Проблем может быть инесколько, тогда нужно выявить главную, и этому тоже необходимо учить впроцессе комплексного анализа. Обнаружение проблемы может происходить внесколько этапов:

1)  пересказ текста;

2)  выделение микротем поабзацам;

3)  поиск ключевых слов;

4)  формирование и записьмыслей, содержащихся в каждом абзаце, выявление главной из них;

5)  формирование проблемы- вопроса, который автор ставит перед читателем.

Определенные трудности вызываетсоставление комментария к тексту. Приучаю детей видеть разницу междукомментарием и простым пересказом, который в сочинении недопустим. Необходимо,говорю я детям, анализируемое «пропустить через себя», кратко изложить сутьнаиболее важных моментов текста. Предлагаю запомнить словаподсказки: началетекста…», «Затем. «В заключение…». Необходимо вникнуть в факты, а они самиподскажут, на что обратить внимание, и вызовут определенный эмоциональный настрой.Предупреждаю о том, что нельзя цитировать большой фрагмент исходного текста.

Также на основе этой работы формируетсяпозиция автора: что думает автор по поводу прокомментированного. Следуетобъяснить ребятам, что авторская позиция основывается на понятиях «да» или«нет», Нравится ли ему картина действительности, которую он отобразил? Чтодумает автор о поднятой им проблеме? Тут уместны оценочные слова: хорошо-плохо,недопустимо-желательно, нельзя-необходимо.

Следующий этап работы надсочинением-рассуждением — это формулировка своего мнения и его аргументация,которая состоит по традиции критериев проверки ЕГЭ из двух доказательств,Необходимо научить ребят формулировать тезис — мысль, которая требуетдоказательства, от которого, в свою очередь, можно и нужно задать вопрос:«Почему?» Ребятам важно научиться контролировать себя, после аргументации можнопосоветовать задать вопрос: «Какая мысль мной доказана?» Ответом на него долженпослужить их же тезис, приведённый выше. Такая самопроверка позволит избежатьлогических ошибок.

Важная композиционная часть сочинения -это завершение или вывод. Тут можно вернуться к вступлению, подумать, интереснали тема, актуальна ли проблема, поднимаемая автором.

В старших классах уместно предложитьребятам использовать план работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку.

Как показывает опыт, ребята, использующиеплан при подготовке к ЕГЭ, легко запоминают его, привыкают к логикесочинения-рассуждения. Верное абзацное членение не вызывает у них затруднения.Приносит свои плоды и использование различных клише во время подготовки кэкзамену, например, такие, как «точка зрения автора мне понятна», «я разделяюпозицию автора…», «во-первых, в этом меня убеждает…», «во-вторых,подтверждением моей мысли может быть пример того, что…» и другие. Выпускники,имеющие в своём арсенале готовые фразы, большее внимание уделяют сути вопроса.С одной стороны, использование клише придаёт языку сочинения некоторуюшаблонность, с другой стороны, снимает напряжение во время экзамена, чтопозволяет добиться лучших результатов.

Таким образом, постоянная и разнообразная работа поподготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, иученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контролязнаний.

МКОУ«Родниковая СОШ» Учитель русского языка и литературы Рабаданова А.Ш.

«Развитиетворческих способностей на уроках русского язьжа и литературы в рамках ФГОС»

«Если ученик в школе не научился самничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать» л.н. толстой

Тема моегосамообразования, которой я занимаюсь уже около 5 лет — «Развитие творческихспособностей на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС». Это одна изосновных задач Федерального Образовательного Стандарта. Простое заучиваниематериала перестало быть актуальным, в современном обществе важна другая личность— творческая, активная, самостоятельная, которая способна реализовать себя,быть полезной для общества.

Что же такое творчество?

Творчество (иликреативность) — это способность удивляться и познавать, умение находить решениев нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность кглубокому осознанию своего опыта.

«Мышлениеначинается с удивления» — считал В. А. Сухомлинский. Я полностью с нимсогласна. Для того чтобы заинтересовать учеников, заставить их думать — надоудивить. Поэтому процесс познания нового материала должен быть творческим,интересным.

Много психологов ипедагогов изучали этот вопрос — С. Л. Рубинштейн, Б.Г, Ананьев, Б.Г. Теплов.Все они говорят об одном, что творческие способности естьу каждого — врождённые(природные), которые нужно развивать, формировать в процессе жизни (обучая ивоспитывая ребёнка), которые проявляются в какой-либо деятельности.

Характеристики творческих способностей:

1.       Желаниеизучать все новое, необычное;

2.       Фантазия;

З. Способность применять опыт на практике.

4.      Появлениечего-то нового;

5.      Поглощениебольшого потока информации.

Цели моейдеятельности по развитию данных способностей обучающихся — создание ситуациипроявления творческой активности для самореализации личности обучающегося,способствовать развитию устной и письменной речи, наблюдательности, уменийобобщать.

Воспитательные цели

               способствовать развитию положительного отношения к учебнойдеятельности, — обеспечить высокую творческую активность при выполнениизаданий,

               создавать условия для воспитания нравственной личности.

Задача моя не только втом, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но иразвить творческие способности каждого ребёнка, раскрыть в детях качества,лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессамитворчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложныхпроблемных ситуаций.

Так с чего же начатьразвитие творческих способностей на уроках? Как это сделать?

Самое главное в работес обучающимися в данном направлении подбадривать ребят, формировать в нихуверенность, стремление преодолевать все трудности. Необходимо дать понятьдетям, что к своему труду надо относиться с уважением.

Методы работы.

1. «Свободамысли».

Учащимся нравитсяписать сочинения на свободную тему, поэтому в 6— 7 классах дети заводяттетради, которые называются «Мои заметки», где записывают все, что красивое,удивительное они видели. Эта тетрадь оформляется по желанию обучающихся. Ужездесь проявляется оригинальность, их творческие способности. Ученики становятсянаблюдательнее. Сначала эти тетради не отличаются оригинальностью заметок, ноэффект наблюдается уже к концу года. Дети начинают писать намного больше,рассматривают мелочи окружающей жизни с необычных сторон, самые обыкновенныевещи приобретают совсем другой оттенок. Заметки становятся объемнее,интереснее. Мои воспитанники учатся в обычных вещах видеть что-то прекрасное. Втечение года очень хорошо практиковать учителю зачитывать наиболее интересныезаметки. Ни в коем случае нельзя критически расценивать работу, чтобы ребенокне потерял интерес или не начал стыдиться своей работы.

2. «Художественныйметод».Учащиеся с удовольствием создают рисунки на сюжеты произведений,воспроизводят интерьеры домов литературных героев, иллюстрации к своимсочинениям. Также даю задания на уроках русского языка — нарисовать рисунок        кпословице, фразеологизму. Здесь прослеживается метапредметность.

З. «Малая типография».дети создают свои творческие работы. Например, составляют книги рецептов (приизучении темы «Определенно-личные предложения»), создают словарики новых илижаргонных слов. На литературе, при изучении какого-либо произведения,составляют словарь цитат и афоризмов. Это учит их внимательнее читать текст,вдумываясь в него.

Также ученики создаютгазеты. Разрабатывают рубрики, пишут статьи, составляют кроссворды, рисуютобложки.

4. «Мир

«Сказка способствует развитию воображения,а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем» — писала Л. Ф.Обухова.

Я давно заметила, чтосоздание сказок благотворно влияет на развитие творческих способностей детей,сближает их с миром природы, оживляет учебный процесс. При написании сказокрасширяется словарный запас детей. Ребята учатся излагать свои мысли письменно.

6. «Давай подумаем!»

«Игра — это особая формажизни, выработанная или созданная обществом для развития. И в этом плане онапедагогическое творение» — Б.А. Зельцерман, Н.В. Рогалева.

Также детям оченьнравится не только решать кроссворды, сочинять синквейны, составлять ребусы, нои самим создавать их (реализация знаний по ФГОС). Также любят игру «Третийлишний». Учащиеся разгадывают загадки друг друга, затем оценивают товарищей,выявляют победителей.

4.             «Проектная деятельность».Это проектная групповая работа. Онасближает детей, способствует улучшению микроклимата в классе, создаеттворческую атмосферу. К таким работам можно отнести совместное составлениекластера, например, по теме «Причастие». Заканчивая какой-либо раздел, учащиесясоздают творческий проект. Работа может быть выполнена в виде сотовоготелефона, компьютера, книги, плаката и т.п.

5.             «Слайд-шоу».

Также эффективнымметодом считаю создание обучающимися различных презентаций. Эти творческиепроекты должны содержать в себе не материал из Интернета, а собственная работа.Например, если тема «Зимняя сказка», значит фотографии из личного архива. Детямнравится показывать свои семейные фотографии. Они вовлекаются в работу,получают положительные эмоции.

6.             «Музыка нассвязала».

Даю слушать музыкальныепроизведения, а обучающиеся рисуют те образы, которые представляют. Возможенвариант домашнего задания — подобрать музыку к стихотворению, произведению,которое изучали на уроке. Здесь ярко выражена метапредметность.

7.             «Этимологическое творчество». Например, ребятам нужно написатьсочинения на темы: «Почему подсолнух называется именно так?», «Как появилосьслово мама?». Здесь дети могут не только исследовать историю, но и проявитьсвою фантазию, придумав сюжет.

8.             «Обогащение речи». Для выполнения работы даю простой текст,который содержит только факты. Обучающимся нужно распространить его.

Один из моих любимыхметодов — это «Метод шести шляп». Разработчик этого метода Эдвард де Боно.Устное задание развивает речь учащихся, способствует мылить разносторонне,развивает также артистические способности. Суть этого метода заключается в том,что учащиеся надевают разного цвета шляпы, характеризуют предмет с разныхсторон. Например, дождь. Описывают его с разных сторон: с положительной,отрицательной, практичной, реальной и т.п., а потом меняются шляпами и пытаютсяпосмотреть на этот же дождь с другой стороны.

Все эти методы соответствуют ФГОС.Применяя регулярно их на уроках русского языка и литературы, я добиласьположительных результатов:

1.     Учащиеся к 1 1 классу без проблем пишут итоговое сочинение, 2ючасть ЕГЭ, с легкостью подбирают нужные слова, аргументы.

2.     У выпускников 9-х классов наблюдается повышение количества балловза сочинение (диаграмма)

3.     У большинства учащихся речь стала лучше, итоговое собеседование в9 классе для них не представляет особой трудности.

4.      Ежегодныепризовые места в конкурсе чтецов, сочинений.

Вывод.

Наличие творческихинтересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качествузнаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции,что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Если каждый педагог,поставит перед собой такую задачу и будет решать ее на своих уроках, то этобудет способствовать развитию творческих способностей детей, их мировоззрению иубеждению. Данная работа позволит воспитать высоконравственную личность. Этаосновная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессеобучения будет сформирован интерес к знаниям, Нужно так строить обучение, чтобыребёнок был активным участником — субъектом деятельности. Детям с ОВЗ такжелегче дается материал с помощью этих приемов.

Эти методы способствуютлучшему усвоению материала, урок становится красочнее, интереснее, живее, аребенок увереннее в себе, творчески развитым.

Источники:

1. Федеральный государственныйобразовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс].Режим доступа:

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588,свободный

2.      С.JI. Рубинштейн, <<Принцип творческой самодеятельности»

3.      Б.Г.Ананьев, «Психология педагогической оценки».

4.      Путешествиев Страну творчества, Учебно-методическое пособие, Горев П.М.,

Утёмов В.В., 2013

5.      СухомлинскийВ.А. О воспитании. —М., 1973,


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет