С самыхранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился иживет; развивать умение видеть и понимать красоту природы, желание большеузнать об истории родного края; формировать стремление оказывать посильнуюпомощь людям, живущим рядом.
Дошкольныйвозраст — важнейший этап в развитии личности ребёнка, это период начальнойсоциализации личности, приобщения к миру культуры, общечеловеческих ценностей,время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия. В период дошкольногодетства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире,формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности оявлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно принять полученные знания вдоступной практической деятельности.
Внастоящее время в отношении людей к семье, к малой Родине и её историиопределились два полюса: на одном — глубокое патриотическое чувство,ведущее к активной созидательной позиции, на другом — вандализм и циничныйотказ от своего Отечества. По какому пути пойдёт новое поколение? Ответ на этотвопрос во многом зависит не только от детского сада, школы, но и от семьи.
Ребёнокучится тому, что видит у себя дома, вокруг себя. К сожалению, не все взрослыеэто понимают…
Впоследнее время воспитание чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственнойважности.
Без любвик своей семье, дому, малой Родине — не воспитать гражданина, не вдохновить нина что…
Знакомясьс родным краем, городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознаватьсебя живущим в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаетсяк богатствам национальной и мировой культуры.
Любовь кРодине начинается с любви к тому, что окружает ребёнка с детства — детский сад,своя улица, свой городок, к тому, что знакомо и понятно — с любви к его малойРодине.
А малаяРодина — это часть большой Родины. Только научившись любить свою малую Родину,можно говорить о любви к Родине, своему народу.
Хочетсяотметить — воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — этомногогранный и трудоёмкий процесс, который затрагивает все стороныжизнедеятельности. Участие в этом процессе должны принимать и семья иобразовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать поколениелюдей, которые станут полноценными гражданами, патриотами своей страны.
Воспитатель должен так организоватьпополнение знаний о родном крае и родном городе, чтобы вызвать у детей интересразвивать любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоениемдоступных знаний способствует развитию образного и логического мышленияребенка. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают живое слово,музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи, рассматривая фотографиио родном крае, о подвигах и труде, о природе родной страны, ребята могутрадоваться или печалиться, ощущать себя частью этого.
Но было бы неверно, знакомя детей сродным краем, ограничится показом лишь его особенностей. В таком случае у ребятможет сложиться неправильное представление о родном крае, как части большойстраны – России, в которой они живут. Нужно обязательно подчеркнуть, что какимбы особенным ни был родной край, в нем непременно находит свое отражение то,что типично, характерно для всей страны:
— люди работают на заводах, фабриках,стройках, в разных учреждениях, в магазинах, в полях и т. д., они всегда готовыпомочь друг другу;
— в родном городе, районе, селе, как и вдругих местах, соблюдаются народные традиции: отмечают общенародные изнаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев наслужбу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т. д. ;
— в родном краю могут жить люди разныхнациональностей, они вместе трудятся, отдыхают;
— здесь, как и по всей стране, проявляютзаботу о детях;
— здесь, как и по всей стране, людидолжны беречь и охранять природу;
— каждый человек, любящий Родину, долженпроявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа.
Разнообразны формы и методы формированиялюбви к родному краю, к родной природе:
— игра, как основной вид деятельностидошкольников;
— наблюдения на прогулках, экскурсиях;
— моделирование;
— экспериментирование;
— проектирование;
— экскурсии в краеведческий музей;
— чтение природоведческих рассказов,стихов;
— изобразительная деятельность;
— труд на участке, в уголке природы;
— и многое другое.
Итак, формирование у дошкольников любвик своей малой Родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимойлогической взаимосвязи разных сторон этого процесса, а также во взаимосвязиразличных форм и методов воспитания. Важнейшим средством педагогическоговоздействия при формировании патриотических чувств у дошкольников являетсяорганизованное наблюдение окружающей действительности. Большое значение дляпатриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность,так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активнодействовать на ее благо.
«Только тот, кто любит, ценит и уважаетнакопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину,узнать ее, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Педагог Н. Волков писал: «Народ наиболеев чистом виде всегда представляют дети, когда национальное умирает в детях, тоэто означает начало вымирания нации». Воспитание не приводит к сиюминутнымрезультатам, оно оказывает воздействие на личность ребёнка на много лет вперёд.
Патриотическое воспитание включает всебя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного,эстетического, экологического, а также физического воспитания. Благодаряиспользованию различных форм и методов работы в процессе ознакомлениядошкольников с родным краем, республикой, с ее народом, бытом и традициями, удетей формируются такие нравственные качества, как любовь к малой Родине, кродной природе, к людям, населяющим этот край.
Важно отметить, что необходимостьдуховно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания в нашемобществе вытекает из самой сути этого процесса, который предполагает пониманиенаиболее важных, социально-значимых целей и задач, а также главных подходов ких достижению. Вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольниковявляются актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколенийи национальная культура.
Воспитать патриота своей малой Родины –ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве тольконачинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразныхсредств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственностьвзрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и статьосновой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Заложив фундамент с детства, мы можемнадеяться, что воспитываем настоящего патриота, любящего свою Родину, роднойкрай. Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях ив других формах и видах педагогической деятельности, обеспечивает формированиеу дошкольников устойчивого интереса к своему краю, воспитывает положительное ибережное отношение к нему.
В процессе формирования любви к родномукраю я использую разнообразные формы работы с детьми: интегрированнуюнепосредственно-образовательную деятельность , объединяющие различные видыдеятельности (познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную,игровую и др.); познавательные беседы, презентации, слайд-шоу; целевыепрогулки, экскурсии в краеведческий музей; развлечения; фольклорные концерты,театрализованные представления.
Чувство любви к родному краюначинается у ребенка с восхищения тем, что видит перед собой, чему онизумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще неосознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играютогромную роль в становлении личности юного эколога.
Немалое значение для воспитанияу детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение: ребенокзнакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной,столицей и символами.
Изучение особенностей формированиялюбви к родному краю должно учитывать следующие принципы:
— отбор знаний, наиболееактуальных для ребенка данного возраста;
— непрерывность ипреемственность педагогического процесса;
— дифференцированный подход ккаждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей,возможностей, интересов;
— рациональное сочетание разныхвидов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональныхи двигательных нагрузок;
— деятельностный подход;
— развивающий характер.
Задачи, которые лежат в основеформирования чувства любви к родному краю:
1. Воспитание у детей любви ипривязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
2. Ознакомление с традициями,историей, культурой и развитием родного края.
3. Формирование бережногоотношения к природе и всему живому.
4. Воспитание уважения к труду.
5. Формирование элементарныхзнаний о правах человека.
6. Расширение представлений огородах Республики Коми.
7. Знакомство детей с символамигосударства (герб, флаг, гимн).
8. Развитие чувстваответственности и гордости за достижения своего края.
9. Формирование толерантности,чувства уважения к другим народам, их традициям.
В нашей группе «Зайчик» есть нравственно– патриотический уголок «Любимый город».
Методическую литературу этого уголкаиспользую как на занятиях, так и в режимных моментах. Дети с удовольствиемрассматривают иллюстрации, открытки в самостоятельной деятельности.
Формировать любовь к родному краю можночерез природу родного края.
В общении с природой важнонаучить дошкольников взаимодействовать с ней. С одной стороны, это должно бытьдостаточно уверенное, адекватное поведение в природной среде, с другой –бережное обращение с растениями и животными. Достичь этого можно, если умело сочетатьпрактические методы, использовать самостоятельность и активность детей.
Проповедуя деятельностный подходв экологическом воспитании, необходимо обеспечить ребенку возможность общатьсяприродой, реализовывать свои знания в различных ситуациях, оказывать посильнуюпомощь тем животным и растениям, которые в ней нуждаются важно, чтобыдошкольник знал, как он может и должен действовать в природе, а не только то,чего он делать не должен. Необходимо формировать эмоциональное отношение кприроде, чтобы дети радовались, огорчались, удивлялись природным объектам,чтобы природный мир родного края был неотъемлемой частью мира каждого ребенка.
Первичной должна быть задачанравственного поведения в природе, умение замечать в ней неблагополучие иустранять их. Чтобы сохранить природу, любить ее, необходимо жить в гармонии сокружающим миром. Во многом это зависит от нас, воспитателей, от радостиобщения с природой, которую мы дадим нашим детям. Мы радуемся зеленой траве,снежному полю, поющим птицам, всему, что вызывает добрые чувства. Возмущаемся,негодуем, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе. Чтобывоспитывать детей, нужно наполнить сначала свою душу добром, счастьем, мечтой.Мечта воспитателя – растить отзывчивых, добрых, милосердных детей, учить ихэкологически грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всемуживому, способствовать развитью бережного, ответственного, позитивногоотношения к природе, окружающему, развивать интерес, воспитывать любовь кродному краю.
В нашем дошкольном учреждениивоспитателями многое делается для создания эколого-развивающей среды впомещении детского сада и на его территории. Во всех группах оборудованы уголкиприроды, есть зимний сад. На территории нашего сада разбиты цветники, в группахна подоконниках высаживаем учебный огород. Что позволяет в естественныхусловиях знакомить детей с объектами и явлениями природы, способствоватьформированию представлений о взаимосвязях в природе, развиваетнаблюдательность, интерес к ней, эстетические чувства, любовь, бережноеотношение к родному краю.
Влияние природы на ребенкаогромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с ее объектами илиявлениями: это происходит на занятиях, на прогулке, во время наблюдения, чтениястихов, рассказов, труда в природе и уголках природы, рассматриванияиллюстраций в книгах о природе нашего края и т.д. Такое общение с окружающимформирует в детях любовь к своей Родине, к родному краю.
Используюв своей работе и такие формы экологической работы как экологические игры: «Чторастет в родном краю?», «Кто где живет?», «Где что растет?», «Домашние и дикиеживотные», «Грибы» и т.д.
Приобщению детей к миру природыспособствует беседа, которая предваряет или завершает другие экологическиемероприятия. В ходе беседы у детей формируется убеждение о необходимости ивозможности оказания помощи природе, сохранения красоты и богатств, воспитаниялюбви к ней. Тематика бесед разнообразна: «Мы – друзья природы», «Природа – нашдом», «Берегите лес», «О чем рассказывает Красная книга».
Огромнуюроль в формировании любви к родному краю играетхудожественная литература, которая воздействует как на сознание ребенка, так ина его чувства. Яркий, образный язык произведений создает у детей определенноенастроение, повышает познавательный интерес к природе. Знакомим детей спроизведениями художественной литературы русских и коми писателей и поэтов,которые уделяли теме природы большое значение.
В сказках, стихах, рассказахВ.Бианки «Синичкин календарь», М.Пришвина «Последние грибы», С.Есенина «Нивысжаты», «Заколдован невидимкой», К.Ушинского «Почему опустел лес», И.Бунина«Первый снег», П. Образцова необычайно тонко раскрывалась красота роднойприроды, выражалось проникновенное лирическое чувство, ощущение родины.
Природоведческая книга помогаетребенку внимательнее присмотреться к окружающей природе, учит правильновоспринимать ее.
Дидактические игры — уточняют изакрепляют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях иживотных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактическиеигры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют иобогащают словарь.
Предметные игры — даютвозможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явленияхнеживой природы: игры с природным материалом («Чудесный мешочек», «Вершки и корешки»,«Чьи детки на этой ветке?» и др.), настольно-печатные игры («Зоологическоелото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения»и др.), словесные игры («Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно — не нужно»).
Подвижные игрыприродоведческого характера связаны с подражанием, повадкам животных, их образужизни. Это такие как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик» идр.
Воспитать настоящего человека безлюбви к Родине, природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, беззаботы об охране природы просто невозможно.
Таким образом, мы взрослые,привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений иживотных, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение,милосердие, трудолюбие, любовь. Эти черты, заложенные в раннем детстве, прочновойдут в характер человека, станут его основой.
Формирую любовь к родному краючерез знакомство с традициями и бытом родного края, коми народа. Для этогоходим на экскурсии в коми керку, которая находится в нашем саду.
Большую помощь в формированиилюбви к родному краю нам оказывает краеведческий музей нашего города.
В феврале этого года приходилмузей с лекцией Герои коми сказок. Дети просмотрели презентацию,собирали пазлы сказочных коми героев. В группе в течении месяца продолжаласьработа по знакомству детей с коми сказками.
В марте месяце приходил музей слекцией Быт коми народа. Дети примеряли на себя старинную комиодежду, рассматривали коми утварь и т.д.
В группе мною также продолжиласьработа с детьми по этой теме.
В апреле музей приходил с лекциейИгры детей коми. Дети с большим удовольствием поиграли в различныекоми игры. На физкультурных занятиях и на прогулках мы продолжили знакомство сподвижными коми играми.
В мае музей приходил с последнейв этом учебном году лекцией Мелодии дерева. Дети услышали оченьинтересный и увлекательный рассказ о деревянных музыкальных инструментах коминарода. Даже попробовали на них сыграть.
В музыкальном зале на занятиях мыпродолжили знакомство с коми музыкальными инструментами.
В следующем учебном году мы обязательнопродолжим сотрудничество с местным краеведческим музеем.
Задача воспитателя — отобратьиз массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа(детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события ит.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими,образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу повоспитанию любви к родному краю, воспитатель обязан сам его хорошо знать. Ондолжен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделивнаиболее характерное для данного края. Отбор соответствующего материалапозволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен роднойкрай.
МАДОУДетский сад №83
Обобщениепедагогического опыта
«Формированиепредставлений о малой Родине у дошкольников через знакомство с краеведческиммузеем».
Подготовила:Тарасова М. П.
Г.Печора 2022г.