Транспортирование убойных животных осуществляют железнодорожным или автомобильным транспортом.
Железнодорожный транспорт используют при перевозках на расстояние более 300 км при продолжительности от 2 до 4 сут. Железнодорожные вагоны при этом дополнительно оборудуют: в них устанавливают перегородки, приспособления для привязывания животных, кормушки и поилки, а также лари для запаса кормов. В вагонах обеспечивают надежную вентиляцию.
Норма загрузки в двухосные вагоны (голов): крупного рогатого скота (взрослого) — от 8 до 12, молодняка в зависимости от массы животного — от 12 до 20 . овец и коз — от 40 до 50 . свиней массой до 60 кг — 30…40,
массой 60…80 кг — 25…30, массой 80…120 кг — 22…25. Норма загрузки в четырехосные вагоны крупного рогатого скота больше в 2,5 раза, а свиней — в 2 раза.
Большую часть убойных животных перевозят автомобильным транспортом . при этом расстояние, на которое их транспортируют, достигает 150… 200 км, но оптимальным считают 50… 90 км, когда потери живой массы и стрессовые нагрузки наименьшие. Для транспортирования применяют специализированные скотовозы: автомобили, прицепы и полуприцепы.
|
|
Автомобили-скотовозы (рис. 1.1) могут иметь различную грузоподъемность: двухосные (а) — от 1 до 8 т, трехосные (б) — от 9 до 11, полуприцепы (в) с двухосным седельным тягачом — от 12 до 22 т. На шасси автомобиля или полуприцепа монтируют кузов с рифленым днищем. Стенки кузова изготовляют из стальных или алюминиевых профилей и листов. В стенках и крыше предусматривают щели и окна для вентиляции. Внутри кузова устанавливают перегородки, открывающиеся в обе стороны. Для загрузки и выгрузки животных в кузове делают одну или две двери: с заднего торца и сбоку. Задняя дверь может служить одновременно и трапом для погрузки животных.
Для перевозки крупного рогатого скота при массе одного животного более 500 кг применяют одноярусные скотовозы, молодняка при массе животного до 450 кг — одно- и двухъярусные. Свиньи и мелкий рогатый скот перевозят в одно-, двух-, трех- и четырехъярусных скотовозах.
По международным правилам ширина кузова скотовоза должна быть 2,45 м, а высота над уровнем земли — не более 4,2 м.
Рис. 1.1. Скотовозы:
а – двухосный . б – трехосный . в – полуприцеп
Длина кузова в зависимости от грузоподъемности составляет 9…14 м. Вместимость кузова скотовоза рассчитывают по удельной площади пола, приходящейся на одно животное. Для расчета принимают удельную площадь: для крупного рогатого скота 1,5 м2, телят и свиней 0,5, мелкого рогатого скота 0,4 м2.
Крупный рогатый скот погружают в одноярусные скотовозы по трапу 1 (рис. 1.2, а) или с эстакады-платформы 4 (рис. 1.2, б) . угол наклона трапа должен быть не более 25°.
|
|
При погрузке свиней и мелкого рогатого скота в скотовозы с неподвижно закрепленными ярусами 2, 3 (рис. 1.3, а) используют гидравлический подъемник. Платформа подъемника служит задней дверью кузова 4. Она прикреплена на оси к каретке, которую гидроцилиндры перемещают по стойкам торца кузова. Гидросистема работает от двигателя автомобиля 5.
В схеме, показанной на рис. 1.3, б, полы ярусов 3, 4 закрепляют в кузове
6 скотовоза по углам на четырех гайках ходовых винтов 2, 5. Путем вращения винтов полы можно перемещать вертикально, в результате чего кузов трансформируется в одно- или многоярусный. Загрузку многоярусного кузова начинают при опущенном верхнем ярусе 3 по трапу 1. После заполнения верхний ярус поднимают и начинают загрузку нижнего яруса.
В России эксплуатируют одноярусные скотовозы-полуприцепы ОдАЗ-822, ОдАЗ-857Б, ММЗ-776, создан двухъярусный ОдАЗ-857Д. Они предназначены для работы с седельными тягачами на базе автомобилей ЗИЛ-130 и КамАЗ и могут перевозить все виды скота. Грузоподъемность таких скотовозов составляет 5,8…7 т. В скотовозах одноярусного исполнения перевозят до 50 телят, 55 свиней, 20 голов крупного рогатого скота, двухъярусного — до 55 свиней и 175 голов мелкого рогатого скота. На рис. 1.4 показаны скотовозы-полуприцепы на базе седельных тягачей КамАЗ.
Одноярусный скотовоз-полуприцеп ОдАЗ-9976 (рис. 1.4, а) имеет цельно металлический кузов 2 с тремя дверями.
Рис. 1.2. Схема загрузки крупного рогатого скота в скотовозы:
а – по трапу . б – с эстакады-платформы . 1 – трап . 2 – кузов . 3 – автомобиль . 4 — эстакада-платформа
Рис. 1.3. Схема загрузки свиней в скотовозы:
а – с неподвижно закрепленными ярусами: 1 – гидравлический подъемник . 2,3 — ярусы . 4 – кузов . 5 – автомобиль . б – с подъемными ярусами: 1 – трап . 2, 5 – ходовые винты . 3, 4 – ярусы . 6 – кузов . 7 – автомобиль
Рис. 1.4. Скотовозы-полуприцепы на базе автомобиля КамАЗ:
а – одноярусный ОдАЗ-9976: 1 – дверь-трап . 2 – кузов . 3 – боковая дверь для загрузки . 4 — нагнетательные вентиляторы . 5 – дверь для осмотра . 6 — электроагрегат . 7 – тягач . б двухъярусный ОдАЗ-9977: 1 – тягач . 2 — вентиляционные отверстия . 3 – нагнетательные вентиляторы . 4 – кузов . 5 — дверь-трап
Задняя дверь 1 откидывается и образует с боковыми ограждениями трап для загрузки животных. Вторая дверь 3 предназначена для загрузки животных с боковой эстакады, а третья 5 — для входа обслуживающего персонала при осмотрах. Боковые стенки корпуса перфорированы, а на крыше установлены нагнетательные вентиляторы 4. Внутри корпус разделен перегородками и оборудован приспособлениями для привязывания животных.
Размер полуприцепа 13,4 х 2,5х х 3,4 м, площадь пола 29,6 м2, грузоподъемность 12 т. Одновременно перевозят 30…35 голов крупного рогатого скота, 95…125 свиней и до 200 голов мелкого рогатого скота.
Рис. 1.5. Перевозка свиней с помощью контейнеров КПС-13:
1 — автомобиль . 2 — контейнер . 3 — автопогрузчик
Двухъярусный скотовоз-полуприцеп ОдАЗ-9977 (рис. 1.4, б) также имеет цельнометаллический кузов 4 с перфорированными боковыми стенками. Для загрузки служат боковая и задняя 5 откидывающиеся двери-трапы. Размеры кузова 11,4 х 2,5 х 4,0 м, площадь пола двух ярусов 46,2 м2, грузоподъемность 11 т. Одновременно перевозят до 150 свиней и 250 овец.
Погрузка в машины — трудоемкий процесс, так как приходится преодолевать сопротивление животных, привыкших к стойловому содержанию. Кроме того, необходимо сохранять в одной партии группы животных, выращенных в одном загоне. Смешивание различных групп вызывает повышенное возбуждение и агрессию, что приводит к травмам животных.
|
|
Упростить и механизировать операции погрузки-разгрузки свиней позволяют контейнеры.
Контейнер КПС-13 (рис. 1.5), разработанный ВНИИМПом, предназначен для механизации процессов доставки свиней из свиноводческих комплексов на предприятия для убоя скота. Контейнеры 2 сварены из стальных профилей и имеют сплошное гладкое дно. Размер контейнера 2,96 х 2,30 х 1,00 м позволяет одновременно загружать в него от 13 до 16 свиней массой от 110 до 120 кг.
Погрузку проводят около загона, где выращивают свиней, через одну откинутую стенку. Затем контейнер автопогрузчиком 3 загружают в кузов обычного автомобиля 1. Конструкция угловых стоек контейнеров позволяет устанавливать их в два яруса. В кузов полуприцепа автомобиля КамАЗ можно загрузить шесть контейнеров. На убойном предприятии контейнеры выгружают автопогрузчиком и подают к участку оглушения или предубойного содержания.
В результате применения контейнеров уменьшаются прижизненные пороки шкуры (порезы, укусы, побитости) и снижаются стрессовые нагрузки на животных.