РЕФЕРАТ
по программепрофессиональной переподготовке (ПП__СОШ)
«Педагогическое образование:
учитель изобразительногоискусства »
Тема:
«Образование как общечеловеческая ценность »
Реферат подготовила:Степанова Марина Васильевна
Должность:
Преподаватель
Место работы:
МКУ ДО «Диксонская детскаяшкола искусств»
п. Диксон, Красноярский край
Российская Федерация
Содержание:
Введение………………………………………………………………………………………..
1 Образование как ценность исоциально-педагогический феномен…………………………
1.1 Образование какобщечеловеческая ценность ……………………………………………..
1.2Образование как социально-педагогический феномен ………………………………….
2. Образование в молодёжнойсреде …………………………………………………………
2.1 Значимость получения образования для молодёжи……………………………………..
2.2 Доступность образования для молодёжи…………………………………………………..
Заключение …………………………………………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………………………………….. 12
Введение
Ввиду проходящих реформ в образовательнойсфере Российской Федерации, которые направлены, прежде всего, на оптимизациюучебного процесса, остро стоит вопрос не только о качестве образования, но и отом, что получение образования молодёжью является важной ценностью в жизнимолодых людей.
Актуальным представляется то, чтоподготовка специалистов, отвечающих современным требованиям науки, техники,производства — важнейшая задача образовательных учреждений средне-специальногои высшего образования. Они призваны готовить высококвалифицированныхспециалистов, имеющих практические навыки в специальных областях, обладающихспособностями работать в коллективе, самостоятельно находить решенияпоставленных задач, прогнозировать и динамично реагировать на постоянноменяющиеся условия и требования современного цивилизованного общества. В связис этим, на наш взгляд, важно то, что в педагогическом процессе меняются задачии функции студентов. Образование человека не может полностью успевать за новымиоткрытиями и теориями, отвечать требованиям вуза, производства, если оно небудет опираться на самостоятельность самой личности. Сформулированная задачасводится к тому, чтобы стимулировать и давать возможность студентам интенсивно,целенаправленно участвовать в учебном процессе и самостоятельно им управлять.
Эффективность и результативность учебнойдеятельности студентов во многом базируется на основе ранее сформированныхпотребностей, интересов, способностей. Но важным является то, что получениеобразования должно быть доминирующей ценностью и потребностью.
Молодёжь города и села всегда отличаласьвзглядами идеями и понятиями, поэтому получение профессионального образования,также имеет разные приоритеты у городской и сельской молодёжи. Например, ввидутого, что сельская молодежь с детства приучена к физическому труду ивыращиванию хозяйства, следовательно, сельская молодёжь будет ставитьприоритеты в получении образования которое напрямую связано с сельскимхозяйством (агроном, зоотехник, комбайнер, тракторист и пр.), указанныепрофессии можно получить в техникумах и ПТУ, значит в основная масса сельскоймолодёжи не ориентирована на получение высшего образования. У городскоймолодёжи ситуация немного другая, так как городская молодёжь растет не вусловиях физической трудовой деятельности, у большинства родители инженеры,юристы, менеджеры, педагоги, психологи, бизнесмены и т.д., получается чтогородская молодежь в большинстве своём, опирается на ценности своих родителей истремиться получить высшее образования.
Таким образом, целью работы являетсяизучение получение образования как ценности в молодёжной среде города и села.
Для достижения поставленной целинеобходимо выполнить ряд исследовательских задач:
— рассмотреть образование как ценность
-изучитьсоциально-педагогические аспекты образования
-проанализировать ценностную направленность в получении образования у городскойи сельской молодежи
Гипотеза исследования заключается в том, что сельская молодежь восновной своей массе ориентирована на получение среднего специального итехнического образования в виду того, что они с детства растут в условияхфизического труда и им для успешной деятельности не нужно высшее образование, амолодежь города наоборот ценностно ориентирована на получение высшегообразования.
1 . Образование как ценность и социально-педагогический феномен
1.1 Образование как общечеловеческая ценность
Признание образования в качествеобщечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Этоподтверждается Конституцией РФ и закрепленным правом человека на образование вбольшинстве стран. Его реализация обеспечивается существующими в том или иномгосударстве системами образования, которые отличаются по принципам организации.В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходныхконцептуальных позиций.
Следует отметить, что рассмотрениеобразования как единства обучения и воспитания обеспечивает культурнуюпреемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных ипрофессиональных ролей. В этом случае индивид осваивает систематизированнуюсовокупность культурно-нравственных ценностей, соответствующих его интересам иобщественным ожиданиям.
Образование в соответствии с интересами испособностями личности является фундаментальным правом личности. Общественнаязначимость культуры и нравственных ориентиров поведения и деятельности человекаделают его предметом интереса не только индивида, но также общества игосударства, которые, в связи с этим, активно влияют на образование,поддерживая те или иные образовательные институты, определенные моделипедагогического процесса.
Особенность культурно-историческойпреемственности образования заключается в том, что социально ценные качества личностиформируются и развиваются не стихийно, а целенаправленно. Многообразие отраслейи направлений деятельности человека в обществе, интеллектуальная насыщенностьсовременного квалифицированного труда и сложность осваиваемых пластов культурытребуют от государства и общества соответствующей организации целостнойобразовательной среды. К тому же в образовании непосредственное бытие человекасоединяется с достигнутым уровнем культуры общества, осмысляется иупорядочивается в системе нравственных категорий и научных понятий, социальноодобряемых образцов поведения и т.п. Однако, развивающаяся личность способнасамостоятельно приобретать и перестраивать опыт, знания и навыки деятельности,выработанные обществом в результате его эволюционного развития.
Классификация видов образовательнойпрактики осуществляется по критериям формируемых и развиваемых в её системезнаний, навыков и умений (общее или профессиональное образование) и по уровнямсложности образовательных программ (дошкольное, основное школьное, среднее,высшее). Вот почему представления об образовании, его теоретическое осмыслениеисторичны и зависят от ряда целеполагающих идей, в том числе этических,социально-философских и педагогических. Следовательно, образование выступаетважной категорией целого ряда наук. Основополагающее значение имеет этакатегория и для педагогической науки.
Главные идеи образования соотносятся систорическими социально варьируемыми делами личности и образованного человека.Цели общества и цели обучающихся связаны друг с другом: чем менее образованрастущий человек, тем более расходятся его спонтанные цели с общественными ипедагогическими. Снятие этого противоречия предполагает постепенное сближениеи, в конечном счёте, совпадение личностных смыслов деятельности участвующих вобразовательном процессе сторон.
Важно отметить, что в современнойпедагогической науке преодолевается отношение к знаниям, навыкам и умениям какк конечным целям образования. В последние годы большинством учёных и практиковони рассматриваются как его важнейшие средства, обеспечивающие полноценноеразвитие личности и её включение в социально-значимую деятельность,предполагающую различные возможности самообразования в интересах каждогоиндивида.
В современном образовании необходимосоотносить педагогическое руководство человеком с его активностью исамостоятельностью в преодолении постепенно нарастающих и всё-таки посильныхтрудностей обучения и воспитания. Формирование и поддержание образовательныхмотивов личности — одна из основных задач педагогов и психологов. Недооценкамотивационных факторов, манипулирование межличностными отношениями способны нетолько замедлить развитие и профессиональное становление учащихся, нанести вредих физическому здоровью, но и сформировать искаженную картину мира, вызватьотвращение к интеллектуальной деятельности и науке, что неизбежно негативноскажется на поведенческих установках молодёжи и нанесёт ущербсоциально-экономическому развитию государства и общества.
Обучение и воспитание — стороны единогопроцесса образования. В то же время обучение предполагает усвоение знаний,умений и навыков, позволяющих тому, кто обучает, и тому, кто обучается,говорить на одном языке объективных значений элементов культуры. Воспитание жепредполагает усвоение нравственных ценностей и норм общественного ипрофессионального поведения. Но такое усвоение невозможно без обучения.
Мотивированность учащихся проявляется в ихинтересах и склонностях, обеспечивающих внимание к содержанию образования испособам его приобретения. Но собственно образование развивает в человекенеобходимую способность к самокритике мышления, рефлектирующей проверке исамокорректировке. Эти процессы имеют важное значение для становлениятворческих установок личности, движущих не только индивидуальное, но и общеекультурное развитие.
Отвечая различной возрастной структурепотребностей и способностей, содержание образования разворачивается отпреимущественно эмоционально переживаемых представлений к активно осваиваемойсистеме знаний о мире и отношений с людьми, которая расширяется вучебно-воспитательном процессе концентрически и линейно. Педагогическиобоснованные отбор и представление такого материала проводятся по критериямполноты и системности видов деятельности, необходимых для развитияинтеллектуально-познавательных, эмоционально-ценностных, волевых и физическихкачеств личности, и соответствующего этим видам деятельности культурногосодержания на различных уровнях сложности.
В перспективе развития человека содержаниеобразования призвано обеспечить полноценное «проживание» отдельных возрастныхэтапов (детства, отрочества, юношества, зрелости и др.), психологическиобоснованную последовательность усвоения компонентов культуры и видовдеятельности, а также для развития различных способностей в целяхсамоопределения индивидов в мире труда, межличностных и общественных отношений.Эта задача в современном российском обществе решается посредством разработки ипринятия образовательных стандартов и соответствующих образовательных программ.
1.2 Образование как социально-педагогический феномен
Проблема места и роли образования в обществе обусловлена самойчеловеческой природой. В живой природе человек сам по себе является феноменом,это признается большинством философских учений, в том числе и совсем негуманистической направленности. Человек как творение и как существо являетсятипичным социальным явлением. Это означает, что социум представляет необходимуюсреду для его полноценной жизнедеятельности и самореализации. Как говорилАристотель, только боги и звери могут жить вне общества. Однако человеческаяприрода подразумевает не просто социальное существование в виде интенсивногообмена информацией с существами себе подобными и построению на основе этогосложных коллективных действий (эти признаки есть, к примеру, у муравья илипчелы). Человек обладает разумом, способным к абстрактному мышлению, речью,языком, сложной психикой, важной составляющей которой является воображение.Подобные преимущества человека наделяют его оригинальным поведением, позволяютпреодолеть инстинктивные влечения, придавая не только значительное разнообразиеего поступкам, но и увеличивая ответственность за них.
Образование — это способ вхождениячеловека в мир науки и культуры. Необходимо учитывать, что образование всегдафункционирует в рамках определенной культуры, оно вписано в ту или иную системукультуры. Феномены культуры искусственны, ибо они созданы из природногоматериала человеческими индивидами для удовлетворения их духовных потребностей.К таким феноменам культуры относится и образование, которое занимаетопределённое место в системе культуры, причём его роль зависит от ценностей иидеалов конкретной культуры. В процессе образования человек осваивает духовныеценности. Культура выступает предпосылкой и результатом образования человека.Овладевая культурой, он не только адаптируется к условиям постоянноизменяющегося социума, но и становится способным к активной деятельности,позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность иприумножать потенциал мировой цивилизации. Образование является необходимым иважным фактором развития, как экономики, политики, культуры, так и всего общества.Результатом получения образования является интегрирование полученного объемазнаний, навыков и умений с личностными качествами индивидов и способностьсамостоятельно использовать свои знания. Однако социально — культурные условияв современном мире таковы, что не все индивиды могут выявить свой творческийпотенциал, осуществить самореализацию, которая, как правило, требует получениявысшего образования. От образования зависит действенность всех социальных,экономических, политических и других процессов развития общества, наращиваниеинтеллектуального, духовного, социокультурного потенциала страны. Культура иобразование выступают в качестве одного из ведущих факторов общественногопроцесса и развития цивилизации. Осознание взаимосвязи образования и культуры,необходимости культурного императива в определении содержания образования даетоснование говорить о культурологическом смысле содержания образования, главнаязадача которого развивать способности личности во всех сферах ее деятельностичерез приближение к достижениям мировой и отечественной культуры, черезовладение знаний о природе, обществе и человеке. Культура и искусство перестаютбыть дополнением к учебному процессу, они пронизывают все его содержание.
Язык и мышление — являются сложными явлениями,которые определяет поведение, как конкретного индивида, так и различныхсоциальных групп. В целом, существование человека проходит не только вобъективно существующем физическом мире, но и в искусственно сотворенной им,так называемой ноосфере — мире, созданном сознательной деятельностью родачеловеческого. Обобщая понятие, можно сказать, что человек живет в искусственносозданном им мире культуры, при этом осознавая себя индивидом.
Низкий уровень образованности или культурынарода вовсе не подразумевает отсутствие системы образования. Каждый народ, какизвестно, не только имеет потомство, но и формирует их внутренний мир (илистарается это делать) по своим взглядам и убеждениям, так как он считаетнеобходимым. Общественные педагогические взгляды и убеждения — материя довольновысокая и сложная — неизбежно создаются условиями внешней среды или природы,среди которых проживает данный социум, социальными условиями и, в частности,религией. Правда педагогические народные взгляды могут быть неясны для самогонарода в данное время, он может даже на начальном этапе развития быть не всостоянии их сформулировать; но при всем этом они у него есть.
Ценностная характеристика образованияпредставляет собой три взаимосвязанных блока: образование как ценность государственная,образование как ценность общественная, образование как ценность личностная.
Сейчас уже очевидно, что образование впостсоветской России переживает трудные времена. Принятые в начале 90-х гг. вэтой сфере необходимые реформы быстро сменились контрреформами, что лишило ихсамого главного — сознательной гражданской поддержки, активного участия исодействия народных масс и учителей. Здесь сказалось и естественное ментальноесопротивление социума, привыкшего жить в условиях совершенно иных ценностей и приоритетов.
В подобных условиях от государстватребовалось наряду с решением текущих социально-экономических проблем уделятьбольше внимания сфере образования, воспитанию поистине нового человека,способного жить и трудится в качественно новых социальных и экономическихусловиях. Но государство к такой важной и животрепещущей проблеме в конце ХХ -начале XXI в. осталось, к сожалению, безразличным.
Мероприятия, направленные на укрепление иразвитие элемента государственной ценности образования в России, начиная с 1991г., планомерно не проводились, либо были пущены на самотёк, что немногим лучше.Критиковавшийся в эпоху перестройки «остаточный принцип» содержания культуры иобразования, всё же позволявший развиваться этим сферам, был в новейшее времязаменён «самодостаточным» принципом, предоставившим большинство объектовобразовательного назначения фактически самим себе, да ещё в условияхпервобытного рынка. Те жалкие «дотации», выделяемые государством, не позволялибольшинству объектов решить самые насущные свои проблемы, зарплата жебольшинства преподавателей и сотрудников образовательных учреждений была вомного раз ниже реального прожиточного минимума. В таких условиях говорить овоспитании нового поколения, нового человека — гражданина новой России, находясьв здравом уме и твердой памяти, вообще не приходится. Без коренных сдвигов всфере образования, без действенного изменения отношения государства к этойобласти решить данную задачу вообще не представится возможным.
К сожалению, приходится осознавать, чтомногое из этого находится за пределами интересов власть имущих. Подобная, хотьи не слишком радостная, но зато объективная реальность позволяет нам сместитьакценты и обратиться к анализу его общественной значимости.
Образование по своей сути является деятельностью,процессом. Более точно — процессом движения от целей к результату, процессомсубъектно-объектного и субъектно-субъектного взаимодействия педагогов сучащимися, когда учащийся, студент, слушатель по мере всё более активного,глубокого и всестороннего участия в процессе обучения и учения, воспитания исамовоспитания, развития и саморазвития превращается из достаточно пассивногообъекта деятельности педагога в полноправного соучастника, иными словами, всубъект педагогической взаимодеятельности.
Педагогический процесс проходит вопределённых организационных формах, которые могут быть самостоятельными,групповыми и коллективными. Привлекаются самые разнообразные средстваобразования — учебные и методические тексты, наглядные пособия, различные техническиесредства обучения.
Образовательный процесс специфичен посвоей направленности. И в своём содержательном и в организационном аспекте онзависит от поставленных целей и ожидаемых результатов образовательнойдеятельности. Здесь одним из его признаков является технологизация, посколькупедагогическая деятельность в своей основе детерминирована, предопределенаизначальной необходимостью достижения поставленных целей обучения, воспитания исоциализации учеников в органическом слиянии этих взаимодополняющих друг другапедагогических акций, в их целостности. В различных педагогических технологияхфиксируются целесообразные шаги, этапы, ступени достижения локальных и общихцелей образования в их иерархии и преемственности.
Например, в последние десять лет в связи синтенсивным развитием информатики и компьютерной техники и их активнымпроникновением в сферу образования всё чаще приходится сталкиваться с сугубоинформационным подходом к пониманию самой сущности процесса образования. Приэтом сам образовательный процесс нередко отождествляется как канал передачиинформации от преподавателя или даже заменяющего его автоматизированногокомплекса, выступающего в качестве источника образовательной информации, кучащемуся, студенту, обобщенно говоря, слушателю, являющемуся потребителем этойинформации. Подобный процесс получил название информационной педагогическойтехнологии.
Педагогическая технология — это отнюдь нетолько технология информационная, компьютерная, основанная на использованииновейших технических достижений. На технологическом, фактическиалгоритмическом, уровне могут и должны решаться самые различные целевые,содержательно-процессуальные и контрольно-оценочные педагогические проблемы. Кним могут относиться выбор методов, средств и организационных формобразовательной деятельности, адекватных целям и содержанию образования испособствующих его дифференциации, гуманизации, гуманитаризации и т.д.
Именно на уровне философии образованиядолжен быть задан вопрос: «Что есть педагогика?» И здесь же должен быть полученна него ответ: педагогика — наука, коль скоро речь идет об обосновании,проектировании и конструировании оптимальных педагогических(учебно-воспитательных) систем, которыми будет руководствоватьсяпедагог-практик в своей повседневной деятельности. И в то же время педагогика -искусство, весьма своеобразное, поскольку без включения своего личностного,творческого видения тех или иных педагогических схем, педагог никогда недостигнет должного эффекта.
При таком подходе существенно расширяютсяпредставления о фактическом объекте педагогической науки. Объект педагогикиприобретает в данном случае, триединый характер: учебно-воспитательный процесс,учебно-воспитательная система и обеспечивающая их функционирование натеоретическом, инвариантном уровне педагогическая система. Что же касаетсяпредмета педагогики, то под ним, по видимому, следует понимать педагогическуюдеятельность в наиболее широком ее смысле, имея в виду не только деятельность,связанную с непосредственной работой педагога с учащимися, но и деятельностьнаучно-исследовательского и управленческого характера.
Важно подчеркнуть, что результатобразования, а точнее, результат функционирования образовательной сферы, можети должен оцениваться опосредованно, на уровне экономического, нравственного,интеллектуального, научно-технического, культурного, экологического,демократического, правового, ментального состояния и потенциала социума,государства, цивилизации в целом.
Качество, результат образования, такимобразом, следует оценивать как на индивидуально-личностном уровне, как с учётомреальных образовательных приобретений личности, так и наобщественно-государственном и даже на общецивилизационном уровне, когда фиксируетсятот непреложный факт, что всесторонний прогресс каждой страны, каждого социуманемыслим без соответствующего образования и того внимания, которое уделяютгосударство и общество образовательной сфере.
В этом смысле чрезвычайно важнойпредставляется проблема стандартизации ожидаемых и желательных результатовобразовательной деятельности. В последнее время этой методологической проблемеуделяется повышенное внимание. Однако следует признать, что очень мало вниманияуделяется личностно-ориентированным стандартам, позволяющим дифференцироватьобразование в соответствии с интересами, способностями и образовательнымипотребностями личности. Из-за отсутствия системного подхода к разработкесоответствующих методик важнейшие проблемы дифференциации образования чащевсего лишь декларируются, что сдерживает поиск стратегий эффективного развитиямногообразных образовательных систем.
Таким образом, очевидно, что образованиеявлялось и является важнейшим и неотъемлемым компонентом любого человеческогообщества в период всей истории его развития.
Зародившись параллельно с генезисоммышления, языка и коммуникации, система обучения, воспитания и социализациипрошла долгую эволюцию, развиваясь в интеграции с развитием человеческойкультуры. В различных типах общественных организаций наблюдается разнообразиереализации их формы и содержания, что обусловлено неоднородностьюкультурно-исторического процесса.
В системе представленных здесь трёх начал,обуславливающих индивидуальное или общественное самосознание, и заключается феноменальностьобразования как социально-культурного явления.
Вывод по 1 разделу — главные идеиобразования соотносятся с исторически и социально варьируемыми идеаламиличности и образованного человека. Цели учащихся и социума связаны друг сдругом: чем менее образован растущий человек, тем более расходятся егоспонтанные цели с общественными и педагогическими.
Образование по своей сути являетсядеятельностью, процессом. Более точно — процессом движения от целей крезультату, процессом субъектно-объектного и субъектно-субъектноговзаимодействия педагогов с учащимися, когда учащийся, студент, слушатель помере всё более активного, глубокого и всестороннего участия в процессе обученияи учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития превращается издостаточно пассивного объекта деятельности педагога в полноправногосоучастника, иными словами, в субъект педагогической взаимной деятельности.
Важно подчеркнуть, что результатобразования, а точнее, результат функционирования образовательной сферы, можети должен оцениваться опосредованно, на уровне экономического, нравственного,интеллектуального, научно-технического, культурного, экологического,демократического, правового, ментального состояния и потенциала социума,государства, цивилизации в целом.
2. Образование в молодёжной среде
2.1 Значимость получения образования для молодёжи
В последние годы в России произошлисерьёзные изменения в сферах образования, науки, высококвалифицированныхзанятий и наукоемких отраслей экономики. Эти изменения ещё не завершились, нихдолгосрочные последствия пока до конца не ясны. Помимо институциональныхпреобразований в секторах производства, воспроизводства и практическогоприменения знания, важным ресурсом поддержания надлежащего уровняинтеллектуального оснащения общества является наличие у его членовзаинтересованного, позитивного отношения к знанию, выражающегося в реальныхдействиях. Без этого ресурса развитие, базирующееся на знаниях, становитсяпроблематичным. Интеллектуальный капитал общества воспроизводится главнымобразом в сфере образования. Существенные изменения в этой сфере за последние15 лет происходят на фоне устойчивых тенденций в отношении россиян кобразованию как таковому. С середины 1990-х гг., после недолгого паденияинтереса к получению образования в период радикальных рыночных реформ, интереск образованию в обществе устойчиво растёт. Об этом свидетельствует развитиетаких элементов инфраструктуры образования, как платные дополнительные занятияв школе, сеть репетиторства, подготовительные отделения вузов и т. п. Конкурсыв вузы и ссузы растут; увеличивается приём студентов на бюджетные и платныеместа. Иметь хорошее образование сегодня, в общем и целом, стало престижно.Особенно важна в этом плане явно выраженная тяга к образованию у тех, ктосегодня вступает в жизнь, В 1990-е гг. ориентация на высшее образование сталаодной из наиболее характерных черт этой возрастной когорты: молодежь с полнымсредним образованием отчетливо нацелена на поступление в вузы. В наибольшеймере эта установка свойственна городским школьникам, достигая максимума у детейруководителей, высококвалифицированных специалистов и состоятельных родителей:в этих группах желают получить высшее образование от 75 до 90% детей.Реализуется или нет установка старшеклассников на поступление в вуз, во многомзависит от их родителей. По данным Фонда Общественное мнение 63%родителей детей, заканчивающих школу, желают дать своим детям высшееобразование. Это желание подкрепляется готовностью пойти на неизбежные (идовольно большие) расходы, связанные с реализацией этого устремления.
В общественном мнении присутствуетпонимание того, что жизненный успех человека (в том числе материальный) зависитот наличия у него диплома об образовании и от престижности этого диплома. Еслив первой половине 1990-х гг. торжествовал взгляд, что для успеха в жизниобразование необязательно, то сегодня его обязательность редко кем ставится подсомнение. Ориентации россиян на разные образовательные уровни оказываются приэтом проекцией притязаний на разные социальные статусы, а сама системаобразования — средством для реализации этих притязаний. Дипломы разных видов(школьный аттестат зрелости, дипломы ссузов и профучилиш, вузовские дипломы, втом числе красные и полученные в сравнительно престижных илинепрестижных вузах, кандидатские и докторские дипломы) по-разному ценятся нарынке труда. Аттестат зрелости малоэффективен как пропуск в достойную жизнь и вбольшей степени рассматривается как необходимое средство доступа к высшемуобразованию (так, в 1998 г. работали всего 2% выпускников средних школ).Вузовский диплом, особенно если он получен в престижном учебном заведении,существенно расширяет для человека возможности трудоустройства, но приконкурсном наборе на престижные и высокооплачиваемые должности внегосударственных компаниях не позволяет его обладателю конкурировать скандидатами и докторами наук. Ориентация на образование и продолжение его послешколы у молодых россиян и их родителей во многом связана именно со стремлениемрасширить возможности достижения более высокого статуса. Молодежь, в принципе,не против получить при этом ещё и знания — однако знания только такие, которыебудут напрямую способствовать реализации её статусных устремлений.
2.2 Доступность образования для молодёжи
Проблема доступности высшего образования и неравенства в этой областиявляется объектом повышенного общественного интереса для всего российскогообщества: от исследователей до учащихся и их родителей. Основная причинасостоит в том, что за очень короткий период произошла радикальная сменамеханизмов и каналов вертикальной социальной мобильности для большинствасоциальных слоёв и групп. Российская система образования, продолжая играть рольканала, подводящего к основанию социальной пирамиды, претерпела существенныеизменения с изменением этой пирамиды.
За постсоветский период в Российской Федерациирезко выросла численность высших учебных заведений, и, как следствие, высшееобразование стало относительно доступно, несмотря на высокие конкурсы и ростэкономических затрат на подготовку в вузе. С другой стороны, если рассматриватьдоступность как возможность поступить в учебное заведение, которое обеспечиваетвысококачественную подготовку по востребованной на рынке труда профессии, тотакое образование не является общедоступным.
Трудоустройство выпускников многих вузовпо формально полученной ими специальности имеет низкие показатели. Российскиевузы всех форм выпускают около 900 тыс. специалистов, из которых только 50% неиспытывают проблем с трудоустройством по специальности. От 350 до 450 тыс.выпускников не могут найти работу по специальности.
Социальная и экономическая дифференциацияроссийского общества, характеризующаяся расслоением на богатых и бедных,порождает неравный доступ к образованию. Численность населения с денежнымидоходами ниже прожиточного минимума составляет 30,7 млн. человек или 20,8% отчисленности населения РФ. При этом за годы реформ резко увеличиласьнеравномерность распределения населения по уровню дохода. По данным ГоскомстатаРФ, треть всех детей проживает в семьях, где душевые доходы вдвое ниже величиныпрожиточного минимума.
Особую значимость приобретает проблемадоступности высшего образования выпускниками городских и сельскихобщеобразовательных школ. Это обусловлено тем, что получение высшегообразования, в отличие от общего, не гарантируется Конституцией России всемгражданам, а возможно только на конкурсной основе. В дополнение к бесплатномуобучению развивается рынок платных образовательных услуг, причём как легальный,так и теневой.
Противоречие между декларированнымравенством прав на получение образования и существующей в действительностисоциальной дифференциации в обществе, обостряет проблемы неравенства вобразовательной сфере, сужает возможности способных детей из семей с низкимдоходом поступления в вузы, особенно пользующихся повышенным спросом.
Углубление различий в жизни и культуресоциальных групп ведёт к обострению напряжённости в социальной системеобщества, застою или регрессу в культурном развитии и как следствие — к роступреступности, аварий, катастроф и других негативных процессов.
Любое общество существует лишь приусловии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения,обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями.Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой онобретает способность выполнять социальные функции. Некоторые ученые понимаютсоциализацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой местажительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такаясоциализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализацияэтим не исчерпывается. Она предполагает и развитие, и самоопределение, исамореализацию личности. Причем такие задачи решаются как стихийно, так ицеленаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами исамим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управлениясоциализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейшийсоциально-исторический феномен с множеством сторон и аспектов, исследованиемкоторых занимается ряд наук.
Выводы порезультатам исследования:
образование современной молодёжьюрассматривается, прежде всего, как инструмент достижения личных целей;
возможностей продолжения образования усельской молодёжи меньше, по сравнению с городской, сказывается социальноерасслоение населения;
усиливается противоречие междупотребностями рынка труда и профессиональным выбором молодых людей;
в системе ценностных ориентаций молодёживедущее место занимает богатство;
часть молодых людей в достижении материальногоблагополучия считает возможным использовать способы, сомнительные с позицииморали и права;
существуют серьёзные проблемы вформировании гражданской позиции, духовно-нравственных ценностей молодёжи.
Таким образом, поставленная гипотезаподтвердилась, молодёжь в целом ценностно-ориентирована на получениеобразования. Сельская молодежь в большинстве своём ставит приоритетнымполучение среднеспециального образования, так как они считают, что им этогохватит для получения жизненных благ. Городская молодёжь ставит приоритетомполучение высшего образования.
Заключение
Подводя итог исследованию, хочетсяотметить, следующие полученные в ходе анализа выводы:
1) Главныеидеи образования соотносятся с исторически и социально варьируемыми идеаламиличности и образованного человека. Цели общества и цели учащихся связаны друг сдругом: чем менее образован растущий человек, тем более расходятся егоспонтанные цели с общественными и педагогическими.
2)Образование по своей сути является деятельностью, процессом. Более точно -процессом движения от целей к результату, процессом субъектно-объектного исубъектно-субъектного взаимодействия педагогов с учащимися, когда учащийся,студент, слушатель по мере всё более активного, глубокого и всестороннегоучастия в процессе обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития исаморазвития превращается из достаточно пассивного объекта деятельностипедагога в полноправного соучастника, иными словами, в субъект педагогическойвзаимной деятельности.
3) Важноподчеркнуть, что результат образования, а точнее, результат функционированияобразовательной сферы, может и должен оцениваться опосредованно, на уровнеэкономического, нравственного, интеллектуального, научно-технического,культурного, экологического, демократического, правового, ментального состоянияи потенциала социума, государства, цивилизации в целом.
4)образование современной молодёжью рассматривается, прежде всего, как инструментдостижения личных целей, прослеживается тенденция, что сельская молодёжь меньшеориентирована на продолжение образования, чем городская, это на наш взгляд,вызвано социальным расслоением молодых людей.
5) всплываютсерьёзные проблемы в формировании гражданских позиций и духовно-нравственныхценностей молодёжи.
6) поставленнаягипотеза подтвердилась.
Список литературы
1. Болотина Л.А., Ильина Е.А. Психология и педагогика: Конспект лекций. — М.:МИЭМП, 2012. — 68 с.
2.ВаторопинА.С. Политические ориентации студенчества // Социологические исследования. -2000. — №6. — с. 39 — 43
3. ГлебоваТ.Д., Доступность высшего образования для выпускников городских и сельских школ(Социологический анализ) : Дис. … канд. социол. наук : 22.00.04 Хабаровск,2005 219 с.
4. ГоряиновВ.П. Эмпирическая классификация жизненных ценностей в постсоветский период //Полис. — 2003. — №4
5. ГребенюкО.С. Общие основы педагогики: Учеб. для студентов вузов, обучающихсяся по спец.031000 «Педагогика и психология»: Допущено М-вом образования РФ/ О.С. Гребенюк,М.И. Рожков. — М.: Владос, 2008. -160 с.
. ГригоровичЛ.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек. М-вомобразования РФ/ Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. — М.: Гардарики, 2003.-475 с.
7. Динамикаценностных ориентаций населения реформируемой России /Н.И. Лапин, Л.А Беляев,Н.Ф. Наумова, А.Г. Здравосмыслов. — М. — 1996
. ДорожкинЮ.Н., Гареев Э.С., Зайцева Т.А. Студенческая молодежь
исследования.- 2000. — №2
9. ЛисовскийВ.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. — Уч. пособие. -СПб. — 2006. — 256 с.
7. МовчанюкС.В. Образование как социально-культурный феномен // Научный потенциалстуденчества — будущему России / Материалы Всероссийской научной студенческойконференции. Ставрополь: СевКавГТУ, 2006. 212 с.
. НовиковА.М. Основания педагогики / Пособие для авторов учебников и преподавателей. -М.: Издательство «Эгвес», 2010. — 208 с.
9.ПетроваТ.Э. Социология российского студенчества. Этапы и закономерности становления. -М. — 2000
10.ПозинаМ.Б. Психология и педагогика: Учебное пособие. / Науч. ред. И.Ф. Неволин — М.:Университет Натальи Нестеровой, 2011. — 97 с.
. СмирновС.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности:Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр«Академия», 2007. — 304 с.
. ХарламовИ.Ф. Педагогика: Учеб. для студентов вузов, обуч-ся по пед. спец. / И.Ф.Харламов. -4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2002. -517 с.
.Штурба В.АОбразование как социально-культурный феномен / В.А. штурба, С.С. Васильев //Историческая и социально-образовательная мысль. — №1. — 2009. — С. 32-38.