Школьное мероприятие
«Мы — юная смена пожарных России»
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 31» г. Абакана
Коробейникова Н. Н.
Цель: провести профилактическую работу по правилампожарной безопасности учащихся.
Задачи:
· воспитание навыковадекватного поведения в различных пожароопасных ситуациях;
· формирование сознательногои ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасностиокружающих;
· обучение элементарнымдействиям по тушению очага возгорания в игровой форме;
· отработка навыков оказанияпервой медицинской помощи пострадавшим во время пожара.
1 класс
В первыхклассах проводится конкурс рисунков по произведению о пожаре, огне, пожарных.Это могут быть: С. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»;К.И. Чуковский «Путаница»; Б. Житков «Пожар в море», «Пожар»; Е. Пермяк «Какогонь воду замуж взял». Познакомить с произведением можно через просмотрфильма, чтение вслух или прослушивание аудиокассеты. Далее следует беседа попроизведению, после которой наступает «Час рисования». По окончанию работыорганизуется выставка рисунков «От искры пожар рождается».
2 класс
Во вторых классах проводится конкурс загадок (см. ПРИЛОЖЕНИЕ1). Выявляются победители в каждом классе, которые соревнуются между собой запервое место.
3 класс
Третьи классы готовятся к театрализованному представлению(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2), которое состоится в актовом зале.
4 класс
В четвертых классах проводится игра – путешествие. От каждогокласса участвует экипаж, состоящий из шести человек. Каждый экипаж имеетназвание, девиз и эмблему. Экипажам выдаётся маршрутный лист (см. ПРИЛОЖЕНИЕ3). В школе задействованы классные кабинеты – очаг возгорания. Этот очаг нужнопогасить, выполнив задания. Все задания выполняются на время, котороеуказывается в маршрутном листе. Победителем становится экипаж, который погасилвсе очаги возгорания за наименьшее время.
ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ
«ПОЖАРНЫЕ — СПАСАТЕЛИ»
Очаг возгорания вкабинете истории.
— Как первобытныелюди узнали, что такое огонь? (Случайно, от попадания молнии в дерево)
— Как первобытныелюди добывали огонь? (С помощью трения двух кусков дерева)
— Как звали княгиню,которая сожгла город древлян, отомстив за смерть мужа? (Ольга)
Очаг возгорания вкабинете русского языка и литературы.
— Как правильно:пожарник или пожарный? (Пожарный)
— Кто такиепожарники? (Люди, которые совершали поджоги)
— Как понимаетепословицу «Ярко светит, да не греет»
Очаг возгорания вкабинете биологии.
— Вы вышли на поляну,где тлеет костёр. Ваши действия? (Если костёр тлеет, не нужно надеяться, что онпогаснет сам. Его нужно затушить, забросав землёй или песком; можно залить,если вода недалеко в водоёме или имеющийся запас воды позволяет это сделать.Дуть на тлеющий костёр нельзя. Он разгорится ещё сильнее)
Очаг возгорания вкабинете химии.
— Может ли болотныйгаз вызвать лесной пожар? (Да, так как, болотный газ от соприкосновения своздухом вспыхивает – самовозгорается.
— назовите трипредмета, которыми пользовались люди для добывания огня до изобретения спичек.(Огниво, кремень, трут)
— Что надо сжечь,чтобы получилась вода? (Газ водород – «рождающий воду»)
— Какой минералскрывается за названием «горный лён»? (Асбест – природный огнеупор)
Очаг возгорания натретьем этаже.
На третьем этаже 6человек, которых должны спасти члены экипажа. Сначала первый поднимаетсянаверх, берёт за руку «попавшего в беду», и вместе спускаются вниз. Потомвторой «спасает». И так все члены экипажа.
Очаг возгорания вспортивном зале.
Оборудование: канат,резиновый шланг, брезентовое полотно.
Задание: 1.Нужноподняться по канату.
2.Спуститься.
3.Смотать шланг.
4.Развернуть полотно.
Первые три упражнениячлены экипажа выполняют по очереди. Сначала первый, потом второй и т.д. Второйприступает к выполнению задания только тогда, когда первый закончит. Послетого, как шестой член экипажа выполнит упражнения, все бегут к полотну иразворачивают его.
Очаг возгорания встоловой.
Нужно выпить постакану сока.
Очаг возгорания вкабинете ОБЖ.
— Что делать, есливозник пожар? (Сразу набрать 01 или 112. Чётко и ясно сообщить дежурному своюфамилию, место пожара (адрес) и вкратце рассказать, что и как горит. Непытаться самому потушить огонь! Позвать на помощь взрослых!)
— Как предотвратитьпожары? (Быть внимательным; не забывать выключать плиту, утюг; не пользоватьсяэлектроприборами, в которых искрящаяся электропроводка, не использовать в домепиротехнику.)
Очаг возгорания вкабинете физики.
Экипаж вытягиваеткарточку с условной ситуацией: «Возгорание телевизора», «Возгорание сковороды(избыток жира на сковороде)», «Возгорание электроутюга, включенного в электросеть»,«Новогодняя ёлка, украшенная горящими свечами»
— Как справиться сситуацией?
Очаг возгорания вкабинете математики.
— Пожарных учатнадевать брюки за 3 секунды. Сколько брюк успеет надеть хорошо обученныйпожарный за 5 минут? (100)
— Водитель пожарноймашины должен хорошо знать свой город. Последний дом на одной из сторон улицыимеет № 127. Сколько всего домов на этой стороне улицы? (64)
— Назовите имячеловека, который, являясь великим учёным, инженером, художником,естествоиспытателем, изобретателем, первым разобрался в том, что такое горениеи изобрёл ламповое стекло. (Леонардо да Винчи)
— В старину Свечииспользовали не только для освещения, но и для…чего? (Для измерения времени)
— Можно ли зажечьспичку под водой? (Да, если воду налить в посуду, например, кастрюля на плите)
Литература
Е.Н.Дубровская. Игровые классные часы. Правила пожарнойбезопасности (5 – 11 классы). – М.: Педагогическое общество России, 2007.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
- В Полотняной стране, по реке Простыне
Плывёт пароход: то назад, то вперёд.
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать!
(Утюг.)
- Один костёр весь мир согревает. (Солнце.)
- Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок.)
- Спят мирно дочки у папы в домочке.
У сонь, у тихонь в головах огонь. (Коробок и спички.)
5. На привале нам помог: суп варил, картошку пёк.
Для походаоно хорош, да с собой не унесёшь. (Костёр.)
- Сидит на крыше Арина, сама красна, да рот – разиня. (Печная труба.)
- Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга.)
- Висит груша – нельзя скушать. (Электрическая лампочка.)
- Мать толста, дочь – красна, сын сокол – под небеса ушёл. (Печь, пламя, дым)
- Привела я солнце за своё оконце,
К стеночке подвесила, стало очень весело. (Светильник.)
11. Стоит столбом, горит огнём; Ни жару, ни пару, ни угольев. (Свеча.)
12. Что бывает, если птички зажигают в доме спички? (Пожар.)
13. Я – точка золотая, но ты меня не тронь;
Иначе вмиг взовьётся мой старший брат — Огонь. (Искра.)
14. В камне спал, по железу встал, по деревупошёл, как сокол полетел. (Огонь.)
15. Шипит и злится, воды боится, с языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (Огонь.)
16. Вазочка для варенья и пара к вилке, чтобыработал электроприбор. (Розетка.)
17. На сучках висят шары, покраснели от жары. (Помидоры.)
18. Что такое «помпа»? (насос.)
19. Чем испачкан трубочист? (Сажей.)
20. Головной убор пожарного. (Каска.)
21. Что было в руке у Комарика, который спас Муху – Цокотуху? (Фонарик)
22. Остатки костра, в которых пекут картошку. (Зола.)
23. Бытовое название электричества. (Ток.)
24. Друг Соломинки и Боба. (Уголёк.)
25. Шоколадная, кафельная и электрическая. (Плитка.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
«Испорченный праздник»
Маленькая пьеса на тему пожарной безопасности.
Действующие лица:
Сказочник 1
Сказочник 2
Мама
Игрушки: Кукла Даша
Кукла Наташа
Кукла Света
Кукла Таня
Медвежонок Миша
Зайка Петя
Петрушка
Звучит музыка, перед занавесом появляются сказочники.
Сказочник 1: В некотором царстве
В некотором государстве…(пауза)
Сказочник 2: Не нужна теперь подсказка:
В гости к вам стучится сказка…
Сказочник 1: Сказка приходит рано и поздно,
Солнечным днём или полночью звёздной.
Сказочник 2: Сказки смеются, грустят или плачут,
Верят в любовь и стремятся к удаче.
Сказочник 1: Ещё мы хотим вам поведать о том,
Что сказки порою заходят в наш дом.
Сказочник 2: С одной такой историей сейчас
Мы будем рады познакомить вас.
Сказочник 1: Да это, скорее, не сказка, а даже, наверно, подсказка.
Сказочник 2: А, может, сказка не со сказочным концом?
Сказочник 1: Начнём, пожалуй?
Сказочник 2: Да, давай начнём!
Сказочники уходят. Музыка. Занавес раздвигается.Комната, в которой сидит девочка и играет «в куклы». Накрыт «кукольный» столикк праздничному чаепитию. В центре стоит торт со свечой, которая пока не горит.Девочка любуется Куклами.
Девочка(восхищённо): Ах, как много новых кукол!
Их люблю, не ставлю в угол.
Гладит по волосам, поправляет платья, банты.
В синем платье кукла Даша,
Кукла в розовом – Наташа.
Вот в зелёном кукла Таня
Восседает на диване.
Ну, а Света в платье золотогоцвета.
Мишка плюшевый забавный,
Зайка Петя очень славный,
И Петрушка тут как тут!
В гости все сюда идут.
Я готовлю угощенье
Кукле Свете в день рожденья.
Суетится у праздничного кукольного стола.
Чай душистый разливаю,
К самовару приглашаю.
Сахар, пряники, конфеты…
Угощает кукла Света!
И варенье, и печенье.
Ах, какой же день рожденья!
Моей кукле ровно год.
Испекла я вкусный торт.
(Обращается к куклам) Я её сейчас поздравлю:
В тортик свечечку поставлю.
Ставит свечку в торт, зажигает её.
Вот весёлый огонёк. Куклы,встаньте в хоровод!
«Куклы» исполняют «Танец маленьких кукол» и сновазамирают. Девочка хлопает в ладоши, начинает петь песню «Каравай». За кулисамислышен голос мамы: Маша,убирай игрушки! Заждалась тебя подушка.
Маша:Не хочу я, мама, спать. Буду с куклами играть!
(Входит мама)
Мама:Ты оставь их до утра – куклам тоже спать пора!
Вымой руки и лицо: сон заходит на крыльцо.
Маша:Я сейчас умоюсь мылом, сразу стану очень милой.
(Берёт Маму за руку.)
Доиграю поутру. Завтра кукол уберу!
(Уходит.)
Сказочник 1: Ах, беспечная девчонка! Распевает песни звонко.
Куклы выстроились в ряд и вокруг свечи сидят.
Сказочник 2: Неужели же неясно, что играть с огнём опасно!
Спички, свечи и хлопушки – это детям не игрушки!
Сказочник 1:Помни всегда, помни везде: огонь без присмотраприводит к беде!
Сказочник 2: Давайте узнаем, что было потом –
Вернёмся обратно в Машенькин дом.
Сказочник 1: Тихо в квартире. Девочка спит.
А свечка мерцает, а свечка горит.
Сказочник 2: И чудо вдруг происходит тут!
Смотрите: игрушки сейчас оживут!
Кукла Наташа: Какая хорошая девочка наша
Имя у девочки доброе – Маша.
Кукла Света: Не забыла про мой день рожденья!
МедвежонокМиша: И такое вкусное варенье!
Зайка Петя:Тебе бы всё, Мишенька, кушать!
Медвежонок Мишка: Ну и что? Ведь я же из плюша.
Кукла Даша: Я так люблю, когда приходит ночь,
Когда могу ходить и говорить.
Кукла Таня: И я об этом думала точь – в – точь!
Зайка Петя: А свечка – то наша горит!
Медвежонок Мишка: Ну, какой ты, Петя, паникёр!
Это же свечка, а не костёр.
Зайка Петя: Огонь – он и друг, и враг.
Кукла Наташа: Зато, смотри, красиво как!
Зайка Петя: Огонь без присмотра – большая беда. Утюг илисвечка…
Медвежонок Мишка (перебивает):
Да всё ерунда!
Ну, что он может – маленький и робкий?
Иди, зайчонок, лучше съешь морковку.
Зайка Петя: Мы девочку нашу должны разбудить.
Или же свечку скорей потушить.
Кукла Таня: Нет, пусть светит она ярко – ярко!
От неё ведь нисколько не жарко!
Кукла Света: Эта свечка горит для меня.
Я хочу ещё больше огня!
(ВыскакиваетПетрушка)
Петрушка: Ты глупая кукла, я должен сказать!
Медвежонок Мишка (с укоризной):
Вот кукол, Петрушка, нельзя обижать!
Петрушка (возмущённо): Да говорят ведь русскимязыком:
Нельзя играть с горящим огоньком!
Кукла Даша: Но это же не утюг, не уголёк!
Медвежонок Мишка: Не спорьте! Сдвинем в уголок.
И будет свечка нам светить за занавеской.
(Убирает свечку зашторку)
Кукла Наташа: Ах, это даже очень интересно!
(Всплёскиваетруками)
Мерцает оранжевым и зелёным.
Зайка Петя (принюхивается): Мне кажется, будтозапахло палёным!
Медвежонок Мишка (добродушно): Да это на лапу мне искрапопала!
Кукла Света: Смотрите, по шторе искра побежала!
(восторженно)Ах, как красиво стало! Светло!
Зайка Петя: Ох! Отражается пламя в стекло!
Кукла Таня: Смотрите! Смотрите! Струится дым!
Петрушка: Глупые куклы! Да мы же горим!
Кукла Даша: Ах, моё платье горит уже!
Медвежонок Мишка: Ох, батюшки, а на каком мы этаже?
Зайка Петя: Будите девочку! В пожарную звоните!
Кукла Даша (плаксиво): Да я не знаю телефона!
Все (хором): Помогите!
Звучит музыка.Занавес закрывается. Слышны сирены пожарных машин, шум, топот, грохот. Выходятсказочники.
Сказочник 1: Проснулась Маша, а кругом…
Горят игрушки! Дым столбом!
Сказочник 2: Да хорошо, что мама не спала,
Иначе б дом сгорел дотла!
Сказочник 1: По вызову пожарная машина
Примчалась на пожар и потушила.
Сказочник 2: И плачут обгоревшие игрушки,
Лежащие у Маши на подушке…
Сказочник 1: И помнит Мишка номер «01».
И ты его запомни вместе с ним.
Сказочник 2: А ещё не забывайте и о том,
Что никогда нельзя играть с огнём!
Все кланяются. Конец.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3