Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
-
2 слайд
XVIII век занимает особое место в истории образования в России.
Наибольший вклад в российское Просвещение принадлежит Екатерине Великой, которая, как и прочие просвещённые монархи, играла ключевую роль в поддержке искусств, наук и образования. -
3 слайд
Главной идеей Просвещения в России и в Европе было то, что простым людям нужно получение образования. Без этого дальнейшее развитие страны невозможно. На втором месте среди идей Просвещения шли уже свободомыслие, критика феодализма и светский характер культуры.
-
4 слайд
Вольтер
основные идеи
Не признавал равенства общества. Вольтер утверждал, что не может не быть разделения на богатых и бедных, это недопустимо
Лучшая форма правления – это республика
Яро выступал против религии, особенно против католицизма
Он считал Бога как основателя окружающего мира, который является связующим началом для всего сущего, но в то же время был глубоко убежден, что никакая практика и теория не смогут косвенно доказать ни его наличие, ни его отсутствиеВольтер видел, что необходимость в признании существования Господа Бога с моральной и эстетической точки зрения нужна для того, чтобы, в первую очередь, поддержать в обществе порядок, держать людей в повиновении и жестких рамках нравственности под угрозой божьего наказания
В отношении познания мира он выступал за совмещение рационализма и эмпиризма, отдавая предпочтение эмпиризму
Философ был на стороне гуманного отношения к простому народу и выступал за уважение его прав
Идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем
В судебном деле философ выступал за справедливое судопроизводство, в котором обязательно будут участвовать адвокаты. Пытки и жестокие наказания категорически отрицал.
-
5 слайд
Дени Дидро
1713 -1784
Основные идеи Дени Дидро связаны с критикой феодальных пережитков, а также с материализмом и светским гуманизмом, с идеями личных свобод граждан и государственной власти как общественного договора.
Дени Дидро отрицал дуалистическое учение суть которого заключается в раздвоении духовного и материального начал.
Он полагал, что существует материя, и она обладает чувствительностью, а следовательно, различные сложные явления представляют собой результат активности её частиц. По его мнению, человек представляет из себя исключительно продукт воспитания. Каждое действие индивидуума является одним из актов в порядке, где каждый из них неизбежен.
Политические симпатии Дидро относились к теории о просвещённом абсолютизме. Этот период в истории монархии можно рассматривать как переходный между сословно-представительной и конституционной. Он появляется на этапе становления рыночных отношений и отмирании феодальных пережитков. Как и Вольтер, идеальным государственным строем он считал монархию, а народным массам не доверял из-за неспособности её представителей разбираться в вопросах нравственности политики. -
6 слайд
Наиболее широко было распространены идеи умеренного Просвещения, сторонницей которых были сама Екатерина II, признававшая в личных записях благотворность возможного освобождения крестьян, переписывавшаяся с Вольтером и Дидро, издававшая журнал Пчела, инициировавшая создание в 1766 г. Вольного экономического общества.
Ярким представителем этого направления стали организатор реформирования системы учебно-воспитательных учреждений, основатель Смольного института благородных девиц И.И. Бецкой (Бецкий), а также А.П. Сумароков и др. -
7 слайд
Лидером радикального направления был основоположник отечественной журналистики просветитель Н.И. Новиков. В издаваемых им сатирических журналах Трутень и Живописец Новиков высмеивал не абстрактные пороки человека, а социальные порядки и конкретных лиц. Общее направление его сатиры отражает получивший широкую известность эпиграф Трутня: Они работают, а вы их труд ядите.
-
8 слайд
За рамки идей Просвещения вышел А.Н. Радищев, не веривший в то, что даже просвещенный монарх добровольно отдаст хотя бы часть своей власти. В его произведениях Путешествие из Петербурга в Москву (1790), Беседа о том, что есть сын Отечества, Вольность и др. впервые в истории русской общественной мысли наряду с критикой самодержавия и крепостничества прозвучал призыв к их насильственному ниспровержению. Радищев за свои идеи был арестован и приговорен к смертной казни, замененной 10-летней ссылкой в Сибирь. Позже, под воздействием известий о революционном терроре во Франции он отказавшись от идеи насилия, а в 1802 г. покончил с собой.
-
9 слайд
С позиций консервативного дворянства критиковал Екатерину II М.М. Щербатов (Путешествие в землю Офирскую и др.), считавший, что отмена крепостного права приведет к экономической разрухе и падению российского государства. Щербатов видел идеал государственности в дворянской олигархической монархии. По его мнению , самовластная императрица ущемляет права дворянства, выдавая дворянские титулы представителям низших сословий.
-
10 слайд
На вторую половину XVIII в. приходится наибольшее развитие в России масонского движения, религиозно-просветительский характер которого постепенно сменяется религиозно-мистическим. Наиболее известными русскими масонами этого времени были И.В. Лопухин и Н.И. Новиков, связанные с розенкрейцерами. В 1822 г. масонство в России официально было запрещено, но продолжали существовать его тайные организации, получившие социально-политическую
окраску
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Основными идеями Просвещения являются идея безмерного совершенствования человека, вера в разум и его способность понимать истину о мире, идея развития просвещения, вера в способность пересоздать человека и общество по законам разума. Сразу после восшествия на престол Екатерины II в государственном организме отмечалась интенсивная деятельность. При этом личное участие Екатерины Великой наблюдалось в решении всех вопросов. Политика Екатерины II по своей классовой направленности характеризовалась как дворянская. В 60-е годы Екатериной II дворянская сущность своей политики прикрывалась либеральной фразой. Эпоха царствования Екатерины II отмечается широкими просветительскими реформами. При ее попечении были утверждены кадетские корпуса, институты, воспитательные дома. Основная заслуга Екатерины II в данной области – первый опыт организации в России системы общего начального образования, которая не ограничивалась сословными преградами. Взамен Соборному Уложению был выпущен «Наказ», начавший формирование «третьего сословия». Еще один документ, изданный Екатериной Великой — Жалованная грамота городам – документ, охватывающий три главных проблемы: личные и коллективные права городского сословия; устав ремесленных цехов и организация системы городского самоуправления Согласно ей, в отличие от дворянства, все слои которого имели равные права, у различных категорий вновь создаваемого «третьего сословия» единства сословных прав не было, что противоречило самим принципам сословного устройства.