X-PDF

Общие рекомендации к проведению киноуроков проекта «Киноуроки в школах России». Из опыта работы

Поделиться статьей

Общие рекомендации
к проведению киноуроков проекта
«Киноуроки в школах России»

Папахова Наталья Константиновна, культпросветработник,педагог.

Из опыта работы

Каждый учитель знает: прежде чем говорить о чём-то, необходимо чёткопредставлять предмет изучения. Безусловно, все педагоги занимаются воспитанием,понятиями нравственности и этики. Материалы по нравственным качествам к фильмампроекта «Киноуроки в школах России» призваны помочь педагогу синтезироватьимеющиеся у него познания в этой области для передачи знаний подрастающемупоколению посредством киноискусства.

Важно помнить, что киноурок это целая система действий,начинающаяся с беседы о качествах или понятиях, с продолжением в обсуждении напримере тех ситуаций, которые показаны на экране, но это разговор не о кино, необсуждение и разбор фильма. Неотъемлемая часть киноурока — социальная практика(добротворчество, созидательное дело) с подведением итогов.

Если педагог хочет поговоритьо кино: как был создан фильм, о съёмках, о том, как достигается тот или инойэффект, это стоит сделать отдельноот киноурока, как повод для общения с группой или отдельными детьми. Накиноуроке воспитание сознательного отношения к произведению искусствапроисходит опосредованно на рассмотрении поведения персонажей в ситуациях,показанных в фильме.

В основе киноуроков таблица положительных качествчеловека, которая дает полноту картины воспитания. Таблицу необходимо иметь накаждом киноуроке для целостности восприятия, каким должен быть человек. Накиноуроках раскрывают нравственные понятия, показывается, как применитьположительные качества в обычной каждодневной жизни, чтобы изменить жизнь клучшему, этому посвящена и социальная практика.

СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Для понимания, зачем нужны положительные качества, необходимо сказать,что человек триединство духа, души и тела. Об этом известно человечеству сдревности и во всех мировых религиях, в том числе в православии[1].

Тело – грубая материя, а душа (в том числе интеллект) либо служит телу,либо может быть проводником высшего в человеке духа. Дух есть высшее, божественноеначало в человеке, и самые лучшие человеческие качества жертвенность, самоотверженность,милосердие, любовь и другие это проявления духа. Развитие человека заключается в развитии егодуховности. Дух проявляется через сердце. Свое сердце человек может услышатьтолько тогда, когда его душа способна к восприятию, и это называетсяутончением. Воспитание нравственности, духовности возможно только одновременнос утончением души в устремлении к прекрасному, красоте поведения, красотевзаимоотношений.

Иоанн Кронштадтский писал: «При образовании чрезвычайно вредно развиватьтолько рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, — на сердце больше всегонужно обращать внимание. Нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в немчистый пламень жизни, так, чтобы он горел и не угасал, и давал направление всеммыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни». Проявление положительныхкачеств очищает, возжигает сердце и не дает ему погаснуть.

Каждый человек обладает качествами: положительными и отрицательными.Делая выбор, как поступить, проявляя это качество, мы его взращиваем. Проявляямужество становимся мужественными,проявляя честность становимся более честными и наоборот: проявляя трусость и лживость — растим их. Выбор, как поступить,происходит постоянно. Безусловно, положительных качеств намного больше вчеловеке, чем в таблице, они синтетичны, тесно взаимосвязаны между собой и,посмотрев фильм по какому-то качеству, неизбежно будем говорить и о других.

О КИНОУРОКАХ

Заметим, что киноурок невозможно провести по готовому тексту, созданномуизвне, другим педагогом для другого класса. И, как бы ни был отработансценарий, живое общение всегда внесёт в подготовленный ход беседы своикоррективы. В методических рекомендациях мы рассматриваем основы, сутьнравственного понятия, которому посвящен фильм. Но сам педагог определяет, какпройти по этому этическому фарватеру, как провести по нему школьников, скоторыми он постоянно общается.

На киноуроках ребята смотрят фильм, знакомятся с конкретным качеством ипонятием, утверждаемом в нём, чтобы ребёнок мог в дальнейшем во всей жизнисделать осознанный выбор. Никто никого не может заставить сделать этот выбор,каждый решает сам, как поступить в той или иной ситуации. За свой выбор человекнесёт безусловную ответственность прежде всего перед самим собой, а также переддругими людьми, с кем он взаимосвязан. «Каждый человек несёт ответственностьперед всеми людьми за всех и за всё», писал Ф. М. Достоевский.

У каждого человека есть обязанности, даже у ребёнка: чистить зубы,заправлять кровать, соблюдать порядок, учиться. У кого-то, может быть, и в отношении брата, сестры илибабушки с дедушкой. Ответственность у всех разная. Взрослый принимаетответственность за родных, за свою работу, коллектив, школу, предприятие,страну но всё это внешняяответственность. Главная ответственность за свои мысли и поступки. Именно мысли приводят копределенным действиям, а действия в свою очередь приводят к последствиям совершённогопоступка. Мера ответственности связана с качествами духа и свойствами личности чем больше проявлено положительныхкачеств, тем большей ответственностью обладает человек и, значит, способенпреобразовать жизнь к лучшему.

Это важно объяснять детям, как и то, что ответственность выражается и вследствиях, которые возникают после сделанного выбора и действия,взаимосвязанного с ним: от нашего выбора зависит, что и как будет происходитьдальше во внутреннем мире, как выстроятся взаимоотношения с окружающими людьмии каковы будут события нашей жизни. Выбор связан с тем, какие качества мыпроявляем в момент принятия решения и действия, потому необходимо о них знать.Но, главное, от этого выбора зависит, насколько мы проявляем человечность то, что называют духовностью.

Педагогам известно, чтодостигнуть целей воспитания нотациями или установлением правил для выполнения(этикет) невозможно. Необходим разговор от сердца с душой ребёнка, с егосердцем. Посредником такого взаимодействия может быть искусство. Фильмы проекта«Киноуроки в школах России» созданы именно для разговора с душой ребёнка.Большинство школьников после просмотра фильма самостоятельно не смогутдостигнуть полноты восприятия и осознания определённого качества,рассматриваемого в фильме, потому так необходимо сотворчество педагога сребятами в обсуждении и в совместном труде по инициативе детей.

ПЕРЕД ПРОСМОТРОМФИЛЬМА

Для создания необходимойатмосферы перед началом киноурока можно включить песню, соответствующуювыражению рассматриваемого качества, или прочитать стихотворение. Это поможет иначать разговор.

Перед просмотром фильма необходимо обсудить понятие качества,его смысл на доступном уровне для детей, соответствующем возрасту иособенностям данной группы школьников. Педагог рассказывает от души то, что онсам понимает, без распечаток и других дополнительных материалов, иначе неполучится душевного разговора.

Для создания доверительной атмосферы очень важно именноупотребление «мы» при общении. Обсуждение это взаимообмен не толькомежду детьми, но и между педагогом и детьми. Дети должны почувствовать, чтопедагогу действительно интересно и важно их мнение. Даже если доверительногообщения до этого между учителем и классом не возникало, то оно постепеннопоявится в процессе проведения киноуроков, если педагог имеет устремление кэтому.

Перед просмотром фильма можно обсудить вместе с детьмиследующие вопросы (для каждого киноурока свой набор вопросов):

1. Что означает слово, обозначающее это качество?

2. Знаем ли мы примеры поведения людей из литературы, кино ииз жизни, где мы видим проявление этого качества?

Желательно, чтобы примеры называли школьники. Педагогприводит те, которые будут понятны конкретной группе детей, соответствовать ихвозрасту: можно вспомнить из уроков литературы и истории, но не нужно в беседеподробно рассказывать, а только назвать. Педагог не оценивает правильно илинеправильно отвечают дети, но предлагает свое мнение, как и они. Беседу оченьважно построить на доброжелательной, взаимоуважительной ноте. Так произойдетнастройка и на обсуждение после фильма.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.36%
НЕТ
40.64%
Проголосовало: 1191

При использовании презентации акцент должен быть сделан на фильме.Желательно в начале до фильма на экране использовать заставку «Киноуроки вшколах России», таблицу качеств, а после просмотра слайд с названием фильма и логотипом«Киноуроки в школах России». В презентации должна быть только необходимаяинформация, чтобы не вызвать зрительной усталости детей и не снизить восприятиефильма.

Непосредственно перед просмотром фильма педагог нацеливаетдетей на внимательный просмотр, чтобы заметить, какие качества проявляетглавный герой фильма. Обязательно нужно настроить на обмен впечатлениями, но нево время фильма, а после него (пояснив, что так мы будем воспитывать в себекачества внимательности, сдержанности и терпения, которые необходимы в жизни).Общение педагога с детьми должно быть очень доброжелательным и сердечным. Такпедагог явит пример положительных качеств, и его мысли будут убедительными.

ПОСЛЕ ПРОСМОТРА

Когдазакончится фильм, необходима небольшая пауза. Эмоционально насыщенноевосприятие фильма требует своеобразного перехода, возвращения к реальной жизни.Можно просто немного помолчать, прежде чем начинать разговор, пока идут титры,дать детям время на то, чтобы осознать, сколько человек работало над фильмом,насколько это сложный и неординарный труд, обратить внимание детей наколичество людей в титрах, пояснить, что для итога работы хорошего фильма должен в полной мересвоих сил и способностей поработать каждый, а это невозможно без проявленияположительных человеческих качеств. Фильмы киноуроков снимаются для зрителей,чтобы они не просто посмотрели картину, но и сформировали по поводу героев и ихпоступков собственное мнение. Часть фильмов сняты на средства, собранные замакулатуру, сданную детьми, значит, и они проявили прекрасные человеческиекачества. Если во время титров ребята начинают выражать мнение, то стоитнаправить это в русло доброжелательного осмысления ситуаций, показанных вфильме.

ОБСУЖДЕНИЕ

При обсуждении необходимо придерживаться разговора опроявлении положительного качества, которому посвящен фильм, упомянув опроявлении противоположного отрицательного, а также о других качествах,связанных с обсуждаемым и позволяющих его проявить. Обсуждение поступков героя,свидетельствующих о проявлении качества, которому посвящен фильм, происходиткак разговор о жизненных ситуациях, без рассуждений о самом фильме и приёмахкино.

СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Социальнаяпрактика непременнаяи важная часть киноурока. Фильмы знакомят с созидательными,положительными качествами личности, показывают различные возможные жизненныеситуации и выходы из них. Ребёнок узнаёт, как проявляется качество, как оноважно, и сам делает выбор. В социальной практике он учится применять полученныезнания в совместном действии во имя других людей, а также осознавать,анализировать свои чувства, мысли, действия. Без совместного созидательногодела будет просто просмотр фильма с обсуждением. Проект «Киноуроки»предполагает обязательное проведение социальной практики (подробно см.Методические рекомендации: «Социальная практика опыт работы с киноуроками» скачатьна https://disk.yandex.ru/i/dlsmMPSMxsB0bA).

Результатом обсуждения возможного дела должно быть совместное принятиерешения, что могли бы сделать все вместе. Возможно, будут дети, которые захотятчто-то сделать индивидуально. Если что-то из предложенного можно сделатьсообща, то такое предложение в копилку дел. Ни одна из инициатив детей не должна быть отброшена, еслиона бескорыстна и направлена на пользу другим людям. Если предложений невозникло, можно предложить подумать и написать свои предложения на листочке(можно не подписывать) и бросить их в приготовленную для этой целикоробку-почту. Далее обсудить предложенное и выполнить задуманное.

Рекомендуется следующий ритм:

Первая неделя – проведение киноурока и предложение общественно-полезнойакции по теме киноурока.

Вторая неделя – проведение собрания (сбора) и выбор общественно полезнойакции по теме киноурока из предложенных ребятами (если ещё не выбрали на первойнеделе), назначение сроков её реализации.

Третья неделя – выполнение выбранной общественно полезной акции по темекиноурока (если не сделали на второй) и обсуждение результатов.

Такой примерный ритм позволяет закрепить понятие в сознании во времядействия. Не стоит ни ускорять естественный ход событий, ни замедлять его,главное – не погасить энтузиазм, а разжечь его, при этом соблюдая ритм – одинфильм в месяц и следом созидательный труд – социальная практика,соответствующая понятию, раскрытому в киноуроке, или общественно-полезное делос обязательным подведением итогов.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Устраивать соревнование будет неправильно, поскольку в погоне за призомвоспитывается корыстолюбие, эгоизм, что противоположно воспитаниюнравственности, духовности. При этом, если есть возможность и желание, можнозаранее заказать сувениры и наградить всех детей, присутствовавших накиноуроке, даже если ребёнок молчал всё время обсуждения и не участвовал впрактике. При этом педагог выразит свое убеждение в том, что знает о том, что внём (ней) есть это качество, а также надежду, что оно будет расти успешно.Особенно это важно, если было сделано какое-то значимое дело. Сделайте акцентна сердечной благодарности, которая передаётся с этим небольшим сувениром заучастие. И на том, что мы трудимся не ради наград.

Таким образом киноурокпредставляет из себя комплекс взаимосвязанных действий детей под руководствомпедагога:

1.    Беседа окачестве или понятии.

2.    Просмотрфильма.

3.    Обсуждениеситуаций проявления качеств, действий, мыслей и чувств героя, проявившегокачество.

4.    Предложенияпо проведению доброго дела (социальной практики)

5.    Проведениесоциальной практики

6.    Подведениеитогов.

СОВЕТ

Зарегистрируйтесь на сайте https://kinouroki.org на нём вы сможете поделиться своимопытом, который очень важен для проекта, и познакомиться с опытом другихпедагогов. Привлеките к этому и детей, может быть они напишут свои мысли вам,как они смотрели фильм, что узнали на киноуроке, как участвовали в деле, какиечувства испытывали, или, как младшие школьники, нарисуют свои впечатления.

ТАБЛИЦА КАЧЕСТВ


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.36%
НЕТ
40.64%
Проголосовало: 1191

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.36% НЕТ 40.64% Проголосовало: 1191


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.36% НЕТ 40.64% Проголосовало: 1191


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.36% НЕТ 40.64% Проголосовало: 1191


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.36% НЕТ 40.64% Проголосовало: 1191


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.36% НЕТ 40.64% Проголосовало: 1191


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет