Общие рекомендации по организацииучебной среды дети с РАС
В социальном взаимодействии дети с РАС могутиспытывать трудности следующего рода:
· отсутствиежелания взаимодействовать с окружающими особенно с незнакомыми людьми или внезнакомой обстановке;
· проявлениеинтереса к окружающим с целью удовлетворения собственных потребностей;
· возможныпроявления любви, но на своих условиях и не всегда в удобное время и в удобномместе;
· недостатокмотивации к тому, чтобы нравиться окружающим;
· проявлениедружелюбия, но в странной форме (например, поглаживание);
· отсутствиепонимания норм и правил поведения в обществе;
· отсутствиежелания осуществлять коммуникацию вообще или скудные навыки коммуникации,включая контакт глаз, жесты, мимику, язык тела;
· передачатолько своих потребностей;
· расстройствоили задержка речевого развития или хорошо развитая речь, но без осознанияфункции общения: ребенок не способен начинать или поддерживать разговор; онведет речь только о собственных интересах, не слушая то, что говорят другие, иполагая, что окружающие знают, о чем он ведет речь;
· педантичнаяречь: очень буквальна, демонстрирует низкий уровень понимания или отсутствиепонимания идиом и шуток.
Организация учебной среды
Дети с РАС, как правило, испытываюттрудности в организации своего внимания и очень отвлекаемы. Обстановка вклассной комнате может сильно влиять на поведение учащегося и его способность кучебе.
При организации учебной среды необходимо учитыватьследующее:
— пространствоклассной комнаты должно быть четко разделено на зоны с явными границами. Еслизона используется только для учебы, то это помогает учащемуся понять, что отнего ожидается, когда он находится в этой зоне;
— учитель долженрассаживать класс так, чтобы учащийся с РАС не отвлекался на других или наоборудование;
— необходимосоздавать организованную несуетливую обстановку.
— необходимоиметь место для индивидуальной работы с ребенком;
— необходимоиметь наглядные карточки-напоминания принятого поведения.
— необходимоиметь хорошо организованное и подписанное учебное оборудование.
— предметы,которые могут помешать при выполнении заданий, необходимо удалять из полязрения учащегося;
— необходиморассказать ребенку о требованиях к каждой зоне классной комнаты.
Если размеры классной комнаты не позволяютотвести отдельное место для индивидуальной работы, то важно, чтобы учащийсяимел парту со своим именем, которая служила бы ему своего рода базой.Старайтесь использовать любую имеющуюся мебель, например, книжный шкаф, кудаможно бы было убрать отвлекающие внимание предметы. Такого рода база помогаетне только детям с РАС, но и другим учащимся, которым трудно сосредотачиваться вусловиях класса.
Если обучение проходит в переполненнойклассной комнате, то постарайтесь найти спокойное место в школе, которое быбыло «тихой гаванью» для учащегося с РАС. Ребенок с РАС может иметь повышенныйуровень чувствительности к шуму, что ведет к стрессу и неспособностисправляться с ситуацией, когда уровень шума превышен.