Муниципальное казенноедошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2»
ОБУЧАЮЩАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО ПДД
ТЕМА: «ЧТОБ ПО УЛИЦАМ ШАГАТЬ,НАДО ОЧЕНЬ МНОГО ЗНАТЬ.
КАК ТАБЛИЦУ УМНОЖЕНИЯ, ПОМНИТЬЗНАКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Подготовила:
воспитатель МКДОУ «Д/с №2»
Абрамова О.А.
Пояснительнаязаписка
Ситуация в обществе сегодняскладывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшенииусловий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм иметодов работы с самими детьми, в более тесном сотрудничестве с их родителями.Содействовать формированию культуры безопасного образа жизни целесообразноименно в дошкольном возрасте.
Актуальность и простожизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна.Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортныхпроисшествий являются именно дети. Избежать опасности можно, лишь обучая детейПравилам дорожного движения с самого раннего детства.
Целью данной методическойразработки экскурсии является формирование навыков безопасного поведения наулицах и дорогах. Для ее достижения необходимо решить несколько задач:
— создать условия длясознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
— развивать у детей умениеориентироваться в различной обстановке;
— вырабатывать у старших дошкольниковпривычку правильно вести на улицах и дорогах;
— воспитывать в детяхграмотных пешеходов.
Экскурсия или прогулка — этоне простое времяпрепровождение, это интеллектуальная деятельность в свободноевремя, требующая определенной затраты физических и духовных сил. Благодарясвоей наглядности, доходчивости, эмоциональности экскурсия является чрезвычайноэффективной формой передачи знаний детям, способствует прочному усвоениюприводимых фактов, оказывает сильное воздействие на формирование духовногооблика ребенка. К присущим экскурсии признакам следует еще добавить непременноеналичие у нее цели и задач, которые диктуют выбор экскурсионных объектов,разработку маршрута, подбор литературных источников, иллюстраций, общегоэмоционального настроя экскурсии и всего остального, из чего она состоит. Ноглавным признаком экскурсии является обязательное использование при еепроведении единство показа и рассказа, при первичной и определяющей ролипоказа. В этом организованном процессе познания окружающего мира огромную рольиграет эмоциональная сторона, которая является необходимым компонентом каждойэкскурсии. Увиденное и услышанное должно вызывать у детей ответные чувства:восхищения, возмущения, радости от услышанного и др.
Пешеходные экскурсии даютвозможность детям глубже изучить, исследовать объекты, почувствовать себяучастниками событий, о которых рассказывает воспитатель. При разработкеэкскурсии и целевой прогулки мы ставим и решаем комплекс задач воспитательного,образовательного и развивающего характера. Подготовка детей начинается ссообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем,что узнают. Необходимо объяснить воспитанникам, что на экскурсии надо бытьдисциплинированными и внимательными, напомнить правила поведения на улице. Вовремя экскурсии решаются целый комплекс педагогических задач: удовлетворяютсяпознавательные потребности ребенка, совершенствуются двигательные навыки ифизические качества.
Форма организации детей:групповая.
Форма проведения: совместнаядеятельность детей с педагогом.
Методы и технологии: беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов ипесен, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание репродукций ифото, просмотр видеофильмов, презентаций, игра.
Возраст детей: старшийдошкольный возраст (5-6 лет).
Длительность экскурсии: 25минут.
Адресность опыта: педагогамдошкольных учреждений.
Цель: Предупреждение детскогодорожно-транспортного травматизма.
Интегрируемыеобразовательные области
«Социально-коммуникативноеразвитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Задачи:
1. Расширять и углублять знаниядетей о ПДД. Закрепить навыки «чтения» знаков дорожного движения,предназначенных для пешеходов.
2. Закреплять представления детейо видах транспорта, об участниках дорожного движения, а также частях дороги.
3. Уточнить знания детей о том,что пешеходные светофоры управляют движением пешеходов через дорогу, атранспортные светофоры – движением транспорта, знания о сигналах светофора.
4. Воспитывать ответственность засохранение своей жизни, точность выполнения правил дорожного движения.
5. Развивать память, внимание.Активизировать речевую активность детей, словарь, монологическую речь.
Ожидаемые результаты: В процессе экскурсии у дошкольников сформируются элементарныенавыки «чтения» знаков дорожного движения, предназначенных для пешеходов,навыки безопасного перехода через дорогу, знания о ПДД, чувствоответственности, внимательность и уважение к участникам дорожного движения.
Оборудование и материалы: слайды «Виды транспорта»; флажки, светоотражающие фликеры,костюм мишки
Предварительная работа:
1. Беседы:
– «Школа пешеходныхнаук»,
-«Улица полнанеожиданностей»,
-«Помни ПДД»,
-«Виды транспорта»,
-«Как переходить улицу»;
2. пластилинография«Светофор», аппликация «Улицы нашего города», рисование «Чудоавтомобили»;
3. сюжетно-ролевые игры –«Водитель»,
«Я – водитель, ты –пассажир»,
«На перекрестке»;
4. подвижные игры -«Воробушки и автомобиль», «Стой – иди»;
5. чтение художественнойлитературы – Н. Носов «Автомобиль»;
Л. Гальперштейн«Шлагбаум», «Трамвай и его семья»,
О. Бедарев «Если бы»,
В. Веревка «Учимсяпереходить дорогу»,
С. Волкова «Про правиладорожного движения»,
А. Домоховский «Чудесныйостровок»,
Б. Житков «Светофор»;
6. слушание музыкальныхпроизведений – М. Глинка «Попутная песня»,
7. слушание звуков улицы,сигналов транспорта;
8. д/и «Собери знак»,«Выложи светофор», «Назови знак дорожного движения».
Конспект экскурсиипо правилам дорожного движения на тему:
«ЧТОБ ПО УЛИЦАМ ШАГАТЬ, НАДООЧЕНЬ МНОГО ЗНАТЬ.
КАК ТАБЛИЦУ УМНОЖЕНИЯ, ПОМНИТЬЗНАКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
1 часть – вводная
Мероприятие начинается в группе. Детям выстраиваетсяпроблемная ситуация.
После развлечения, накоторое пригласили Мишку — Топтыжку, выяснилось, что ему нужно попасть кмалышам в другой детский сад, который находиться на другой улице нашего города.Топтыжка изъявил желание идти пешком, однако выяснилось, что у сказочного героямало времени, а вся дорога займѐт у него целый час пешей прогулки, а опаздыватьнельзя, к тому же дорога предстоит неблизкая и небезопасная.
Воспитатель: Раз нельзя дойти, значит можно доехать. Ребята, на какомтранспортном средстве Топтыжка сможет быстро и безопасно добраться от нашегодетского сада до нужного места? Посмотрите на экран.
(См. слайд 1-3)
Слайд 1 Слайд2 Слайд 3
Воспитатель показываетдетям и Топтыжке различные транспортные средства и просит детей рассказать оних сказочному герою. Обобщая ответы детей, воспитатель обращает вниманиевоспитанников на то, что всѐ из указанного является наземным видом транспорта,и он достаточно безопасен, и решили отправить Топтыжку на автобусе.
Топтыжка: Я плохо знаю город. Может вы, ребята, покажитемне дорогу к остановке.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Топтыжке и проводим его до автобуснойостановки, что бы он не заблудился по дороге. Согласны?
Дети: Да
2часть – основная — Уточнение знаний детей
Нас ждѐт несложный путь,однако нужно быть внимательными и осторожными, ведь улица не терпит озорства.
Педагог предлагает детями Топтыжке надеть фликеры и взять красные флажки
Воспитатель: Дети,обратите внимание на свою одежду, теперь на ней есть светоотражающие элементы -фликеры. Они нам нужны для безопасности на дороге. Элементы, при попадании наних света, например от фар машин, светятся. И водитель увидит вас даже и втемное время суток.
Воспитатель: Зачем намнужны светоотражающие элементы?
Дети: Чтобы быть заметнеена дороге, проезжей части
Воспитатель: Припопадании света, на знаки дорожного движения, от машин они светятся. Ребята,как вы думаете почему?
Дети: На них тоже естьсветоотражающие частицы
Воспитатель: Молодцыдети!
Топтыжка: Зачем столько приготовлений, мы же не на праздник идѐм?
Воспитатель: Чтобы выйти за территорию детского сада принято соблюдатьправила. Ребята, какие?
Дети:
• Идти только за воспитателем.
• В начале и в конце колоны идутвзрослые с флажками.
• Останавливаться необходимотолько по сигналу воспитателя.
• Идти строем, держась за рукипарами.
• Необходимо надеть всемсветоотражающие фликеры, чтобы водители транспортных средств издалека смоглизаметить маленьких пешеходов.
Топтыжка: А кто это – пешеходы? У нас в лесу тоже они есть?
Воспитатель: Еслизаглянуть в Правила дорожного движения, то мы точно узнаем, кого называютпешеходом. «Пешеходом называется человек, находящийся вне транспортного средствана дороге и не производящий на ней работу». Гуляя по тропинкам в лесу, ты неявляешься пешеходом. Главное запомнить, что ты становишься им, когда находишьсяна любой части дороги.
(Выйдя за территорию детского сада Топтыжка зовет детей выйти надорогу)
Топтыжка: Смотритесколько здесь места, идите скорее сюда! Здесь мы точно станем пешеходами.
Воспитатель: Ребята, разве можно ходить по проезжей части дороги? Почемунельзя? А мы кто? Где двигаются пешеходы? По какой стороне тротуара мы с вамипойдем?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Ходить потротуарам следует, соблюдая определенные правила.
Ребята, расскажите какие?
Дети:
1. Идти нужно, держась правойстороны.
2. Нельзя бежать, расталкиваяпрохожих.
3. Нельзя ездить на роликовыхконьках, велосипеде, самокате! Вы можете задеть других прохожих, толкнуть их,нанести травму. Кататься на роликовых коньках, велосипеде, самокате можно впарке, на стадионе, спортивной площадке.
Топтыжка: Как много всего надо знать. Как же всѐ это запомнить?
Воспитатель: Наши ребятавсѐ запомнили, и ты сможешь. Главное, будь внимательным. Посмотри, мы идѐм потротуару – это тоже часть дороги. Наш тротуар отделен от проезжей частиограждением, поэтому он ещѐ безопаснее.
У неѐ элементов не счесть:
Часть проезжая, важная есть.
Разделительная полоса, еѐ видят наши глаза,
Тротуары есть и обочины.
Они ровные, не скособочены.
Попробуйте угадать,
Как пространство это назвать? (Дорога)
Соблюдать Правиладорожного движения помогают особые знаки. Если вы внимательно приглядитесь, тозаметите один из них (См. рис.1,)
Рисунок 1. Дорожный знак«Место остановки автобуса»
Воспитатель: Чтоозначает этот знак?
Дети: Ответы.
Воспитатель: Существует три знака такого типа для разного транспорта –автобус, трамвай и такси. Здесь нашему вниманию представлены только один. Дляпешеходов он означает, что на данном месте можно дождаться необходимоготранспорта для передвижения по городу, а для водителей – запрет остановки врайоне действия данного знака, кроме водителей общественного транспорта.
На этой остановке ты,Топтыжка, мог ждать свой автобус, но тебе нужно ехать в другую сторону, ичтобы дойти до нужной остановки, необходимо перейти на другую сторону дороги.
Топтыжка: Но как же намэто сделать? Посмотрите, сколько на дороге транспорта. Нас никто не пропустит.Теперь я точно опоздаю к малышам.
Воспитатель: Не переживай, Топтыжка. Ребята точно знают, где можно спокойнои, главное, безопасно перейти дорогу.
Дети: Нам нужен пешеходныйпереход. Его сразу можно увидеть.
Воспитатель: Пешеходный переход представляет собой определенную зону, котораянаходится на проезжей части автодороги. Без нее люди не смогут спокойно ибезопасно переходить с одной стороны улицы на другую. Для того чтобы пешеходамбыло проще сориентироваться, был придуман
Рисунок 3. Дорожныйзнак «Пешеходныйпереход». (См. рис. 3)
«Пешеходный переход»
Рядом с остановкойавтобусов и перед перекрестком обычно делают специальную разметку, которуюназывают зеброй. Подобные средства применяются и на других участках, гденаблюдается большой поток людей. Именно на таких участках соблюдение правилдорожного движения является наиболее важным. Обратите внимание, что знак«Пешеходный переход» подсказывает нам, где переходить дорогу. А поможет перейтидорогу Пешеходный светофор. Пешеходы должны руководствоваться только сигналамипешеходных светофоров, независимо от других одновременно работающих сигналов.Сколько сигналов у пешеходного светофора? Какие?
Дети: Два. Красный (человечек стоит) – запрещает движение, зелѐный(человечек идѐт) – разрешает движение.
Топтыжка: Смотрите, ребята, светофор нам подмигивает.
Воспитатель: Зелѐный мигающий сигнал предупреждает нас о том, что время егодействия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал, поэтому начинатьпереходить дорогу уже опасно, нужно подождать следующего зелѐного сигнала. Вотмы с вами и перешли дорогу. А там не далеко, до нужной автобусной остановки.нужный знак поможет тебе. Теперь Топтыжка уже не заблудится и быстро доберѐтсядо нужного места.
Топтыжка: Спасибо вам,ребята. Теперь-то я точно вовремя попаду в другой детский сад. А ещѐ язапомнил, чтоб по улицам шагать, надо очень много знать.
Как таблицу умножение,
Помнить знаки дорожного движения.
3 часть – заключительная
Подведение итогов,деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей.
Ребята, вы помогли мишке –Топтыжке дойти до остановки, поделились своими знаниями.
Спасибо, Вам!
А в благодарность, хочувручить вам эти светоотражающие браслеты. Водители всегда смогут увидеть вас надороге. А я вас приглашаю на прогулочный участок в садик, где Вы сможетепоиграть в различные подвижные игры, которые помогут не только развлечься, но иповторить правила дорожного движения.
Плавный вывод детей изорганизованной образовательной деятельности в самостоятельную деятельность
Воспитатель наблюдает, принеобходимости помогает, делает индивидуальную работу.
Воспитанники вместе спедагогом отправляются обратно в детский сад, где играют в подвижную игру«Внимательный пешеход»
Литература:
1. Шорыгина Т.А. Осторожныесказки М., 2002.
2. Шорыгина Т.А. Беседы о безопасности с детьми 5-8 лет. М., 2008.
3. Авдеева,Н.Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста / Н.Н.
4. Авдеева Н.Н., О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: Просвещение, 2007.
5.Авдеева, Н. Н.Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД»,1997.
6. Гарнышева, Т. П. Какнаучить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактическиеигры /Т.П. Гарнышева — СПб.: «Детство – пресс», 2011.
7. Колчанов, Н.И. Дорога,ребенок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения длявоспитателей, учителей начальной школы. / Н.И. Колчанов- Ростов н/Д: Феникс,2004. — 152 с.
Электронные ресурсы:
1. http://www.maam.ru/detskijsad/yekskursija-po-pd-dorozhnaja-azbuka.html
2. http://autolirika.ru/zakon/znak-peshehodnyj-perehod.html
3. http://mashintop.ru/zdd/5-19-1
4. http://sakla.ru/video/list/1
5. Энциклопедия дорожного движенияhttp://deti.gibdd.ru/encyclopedia/
