Обучение чтению вначальной школе по УМК “Spotlight”
АвторамиУМК «Английский в фокусе» («Spotlight») для начальной школы общеобразовательныхучреждений являются Надежда Ильинична Быкова, Дженни Дули, Марина ДавидовнаПоспелова, Вирджиния Эванс.
Связаться сроссийскими авторами и задать им вопросы можно на сайте www.tea4er.ru, это сообщество учителейанглийского языка. В данном интерактивном журнале открылась консультационная ветка не только с авторами УМК Spotlight, но и с автором УМК “Happy English”Марианной Юрьевной Кауфман, с автором УМК “English” Владимиром Петровичем Кузовлевым.
Как вы видите, серия учебников «Английский в фокусе» написанаизвестными российскими и британскими авторами. Перу британских авторов В.Эванси Д.Дули принадлежат также широко известные книги Grammarway,курсы Enterprise, Mission:FCE, “Upstream”и широко известная грамматика Round-Up.
Учитываяпсихологические, типологические и возрастные особенности младших школьников, учебникиспользует разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания, которыесопровождаются красочными иллюстрациями и музыкой.
Деятельностныйхарактер предмета «Английский язык» соответствует природе младшего школьника,воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Обучение должно бытьактивным, гуманистическим и холистическим. Это позволяет включать иноязычнуюречевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребёнку данноговозраста (игровую, эстетическую и т.п.), и даёт возможность осуществлятьразнообразные межпредметные связи.
Принципыобучения
· Личностно-ориентированныйхарактер обучения.
· Соблюдениедеятельностного характера обучения английскому языку.
· Приоритеткоммуникативной цели обучения английскому языку.
· Сбалансированноеобучение устным и письменным формам общения.
· Социокультурнаянаправленность процесса обучения английскому языку.
· Широкоеиспользование эффективных современных технологий обучения.
УМК для начальнойшколы рассчитан на 2 часа в неделю (68 часов).
Ситуации общения максимальноприближены к жизни, например, для 2 классов:
1. «Давайтепознакомимся» (7 часов)
2. «Моясемья» (4 часа)
3. «Мойдом» (11 часов)
4. «Мойдень рождения» (11 часов)
5. «Мирживотных» (11 часов)
6. «Моилюбимые игрушки» (11 часов)
7. «Каникулы»(11 часов)
8. «Повторение»(2 часа)
Учебники для начальной школы состоят из 5-8 модулей,1 модуль – это 1 тема, тема одного модуля состоит из 2 микротем, таким образом1 разворот учебника – это 1 урок. В рамках данной темы они получают всенеобходимые средства для развития устной и письменной речи с учетом ихиндивидуальных интересов.
Чтобы удерживать внимание младших школьников иэффективно использовать учебное время, в учебнике предусмотрено чередованиевидов работы по степени активности учащихся, которое обеспечивается выполнениемтаких учебных заданий, как введение языкового материала, отработка новыхструктур в диалоге Chit—Chat, прослушивание,чтение и драматизация сюжетного диалога, отработка и закрепление лексики иструктур в различных упражнениях, песнях, рифмовках, играх. На урокахдинамические упражнения сменяются спокойными периодами – раскрашивание,рисование, изготовление открыток, масок, кукол. Учащиеся активно вовлечены впроцесс обучения, они говорят, слушают, читают и пишут в рамках одного урока.
В то же время младшие школьники чувствуют себякомфортнее, если они знают, что и в каком порядке им предстоит выполнить науроке. Для этого в учебнике формулировки заданий даются в простой и запоминающейсяформе. Кроме того, в конце учебника отдельно дается страничка инструкций спереводом на русский язык, грамматический справочник, поурочный англо-русскийсловарь, фонетическая таблица.
Обучение чтению в начальной школе
Отдельно хотелосьбы остановиться на обучении чтению в начальной школе. Обучение чтению учащихся2 – 4 классов — это важный этап изучения английского языка в школе. Но оно неможет быть целью каждого урока, а изучается наравне с другими аспектамиязыка. В данном УМК, впервые, обучение чтению происходит по методу, которыйназывается «глобальное чтение» (whole-wordreading), основанному на принципе запоминания учащимися зрительногообраза всего слова.
Авторами этогометода, который родился примерно в 50-годы XX века, можно считать американскогонейрофизиолога Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки. Суть методасостоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярновоспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания,короткие предложения и в результате обработанной мозгом информации, ребенкомсамостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов.
В учебниках «Английский в фокусе» звучащее слово и егонаписание предъявляются ученику много раз (оно звучит на диске, написано в учебнике,рабочей тетради и на карточках). Дети, которые научились читать таким методом,быстро овладевают чтением и предложений, они редко делают орфографическиеошибки.
Исследованияречевой и графической психомоторики вскрыли, что традиционный вербально-фонетическийпринцип обучения чтению не только глубоко закрепощает речевую психомоторнуюсвободу, но и формирует устойчивые патологические звуко-речевые комплексы.Более того, вскрыто, что фонемно-элементный принцип обучения чтению (то естьбуква — звук — слог — слово) изначально вводит ребенка в специфическуюпсихоэмоциональную и речемоторную напряженность.
Вот почему многие специалисты настойчиво рекомендуют отказаться отвербально-фонемного принципа овладения чтением как технологии, закрепощающейребенка и негативно отражающейся на его психомоторном развитии и здоровье.
Существуетнесколько типов функциональной организации двух полушарий мозга –правополушарность, левополушарность и двуполушарность. Естественно, мозгработает как единое целое, но преобладание в работе полушарий отмечается.Доминирование левого полушария – обработка вербальной информации, аналитическоемышление или словесно-логический характер познавательных процессов, склонностьк абстрагированию и обобщению, оперирование знаковыми системами; доминированиеправого полушария – обработка невербальной информации, воображение,параллельная обработка информации или конкретно-образный типмышления, развитое воображение.
По данныммногочисленных исследований, у детей в период формирования мозговых структур, аэто вплоть до 7-9 и даже, по некоторым данным, 10 лет – функции правогополушария, как правило, доминируют. Это эмоциональность, впечатлительность,наглядно-образное мышление; подвижность; неустойчивость внимания – дети запоминаютто, что интересно. Таким образом, у детей есть потрясающая способностьвоспринимать информацию целиком — это означает, что мозг ребенка воспринимаетвсе окружающие явления ГЛОБАЛЬНО, они как бы фотографируют слово, им труднопонимать многочисленные правила чтения. Эта способность позволяет ребенкусправляться с огромным потоком информации.
Заставляя ребенкаработать с любыми знаковыми системами — буквами, схемами, транскрипциями,условными обозначениями — мы апеллируем к логико-знаковому мышлению, котороееще не сформировано у детей.
Однако мы всеучились по традиционной звуко-буквенной системе. В ситуации школьного обучения,когда научить нужно всех и сразу — звуко-буквенная система тоже как нельзякстати — по ней ЛЕГЧЕ УЧИТЬ, но не УЧИТЬСЯ. Кроме того, левополушарный способобучения для детей также вполне приемлем.
После анализа курсаучебников Spotlight 2 можно условно подразделить процесс обучения чтению натри основных этапа: чтение алфавита, накопление зрительного образа слов ипрактическое применение полученных навыков чтения. Для успешного овладенияучениками навыками чтения с использованием методики глобального чтениянеобходимо пользоваться тематическими плакатами к учебнику, карточками со звукамии транскрипционными знаками, флэш-картами с изображением изучаемоголексического материала, а также набором слов, которые отпечатаны крупным шрифтом по каждой теме учебника.
На первом этапе ставится задача обучения чтению алфавита, причем особое внимание уделяетсячтению согласных букв и их буквосочетаний, так как именно они в большей степениотвечают за формирование зрительного образа слов и успешное запоминание ихчтения. Младшему школьнику гораздо легче прочитать или узнать слово, если онуже умеет хорошо читать согласные буквы. Для этого в учебнике имеются специальные chants и видеоматериалы. Основной принцип этого этапа –многократное повторение изучаемого материала и предоставление возможностикаждому учащемуся продемонстрировать полученные знания и навыки. Для этого науроке опрашивается каждый ученик, а чтобы детям было интересно, заданиянесколько раз меняются и даются в разной интерпритации.
На следующемэтапе, опираясь на тематику модулей, дети накапливают зрительный образ слов итренируют чтение отдельных слов. Этот этап присутствует практически на всехуроках во 2-м классе в том или ином виде в начале урока, а в 3 и 4 классах привведении активной лексики модуля. Затем учащиеся закрепляют чтение слов в коротких словосочетаниях и предложениях, а также в диалогах и песнях.
Некоторые словаученики запоминают легко и быстро, и они не требуют длительной тренировкичтения. В каждом отдельном модуле применяю и характерные только для данногомодуля упражнения. Например, на занятиях с модулем 3 My animals на доскерасполагаются слова animals и actions.Ученики читают карточки со словами и располагают их в соответствующую колонку.Между этими столбцами слов располагается карточка с глаголом can / cant и тренируется чтениепредложений типа A frog can jump / A frog can’t fly.
Ход каждогоурока и выполнение каждого конкретного задания подробно описаны в книге дляучителя.
Как можнозаметить УМК Spotlight оставляет широкое поле для проявления творческихспособностей учителя. На первый взгляд кажется, что подготовка к урокам требуетбольших затрат времени, но если преодолеть имеющиеся стереотипы, то уроки будутинтересными не только для учеников, но и для учителя.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБУЧЕНИЯГЛОБАЛЬНЫМ СПОСОБОМ
ребенок умеет:
— читать текст целыми словами бегло ивыразительно, с пониманием смысла прочитанного,
— читать целое слово,
— он может прочитывать совсем ужсложные и незнакомые слова по слогам или складам,
— он распознает отдельные буквы (атакже определяет какие звуки они обозначают в данной ситуации).
Кроме того, технологияглобального чтения позволяет устранить трудности и устойчивые ошибки у детейпри чтении (признаки дислексии).
Однако глобальнаясистема никоим образом не отрицает звуки и буквы. Иными словами, глобальныйподход не является препятствием для понимания фонемы и процессасловообразования. Но не для того, чтобы «зачитать». А для того, чтобы грамотнописать.