X-PDF

«Обучение детей старшего дошкольного возраста пространственному моделированию в процессе игр и игровых упражнений»

Поделиться статьей

Дубовицкая Елена Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории

ГБОУ«Школа №354 имени Д. М. Карбышева», ДО1,г. Москва

 

«Обучениедетей старшего дошкольного возраста пространственному моделированию в процессеигр и игровых упражнений»

 

Актуальность

Формирование у детей представлений о пространственныхотношениях, умения ориентироваться в пространстве, ознакомление спространственным моделированием — одна из задач математического развития детейдошкольного возраста.

В современных психолого-педагогических исследованияхотмечается особая роль пространственных восприятий, представлений и уменийориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребенка,в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей.Формирование у ребенка пространственных представлений повышает результативностьи качество его деятельности (продуктивно — творческой, познавательной,трудовой).

Особенно следует подчеркнуть необходимость формированияпространственных представлений для подготовки дошкольников к обучению в школе:при изучении письменной нумерации и пространственного расположение предметов наограниченной площади. Без умения ориентироваться в окружающем пространстве, безпонимания пространственных направлений, отношений и расстояний невозможноусвоение детьми программы 1 класса. Недостаточный уровень их развитияобнаруживается на уроках письма, чтения, математики, труда, физкультуры ирисования.

Важна роль пространственных восприятий, и представлений восвоении дошкольниками изобразительных и конструктивных умений. Овладение впериод дошкольного детства такими способами пространственной ориентации, какориентировка «по схеме тела», «по схеме предметов», определение направленияпространства «от себя» и с изменением точки отсчета (т.е. от любых предметов),служит первоосновой для успешного усвоения в школе элементов геометрии,элементарных знаний о геометрическом пространстве.

Освоение словесной системы отсчета, обозначающейпространственные отношения — важный этап в освоении детьми пространства.Пространственные предлоги и наречия рано появляются в речи дошкольника, ноподлинно пространственное их содержание нередко скрыто от ребенка. Частодошкольники не понимают смыслового значения употребляемых ими терминов.Освоение пространственного словаря в дошкольном возрасте надо рассматривать вединстве с развитием пространственных восприятий, представлений и ориентировок.

В разных видах деятельности дошкольника есть одна общаясторона, которая представляется исключительно важной с точки зрения развитиядетского мышления. Её суть: все основные виды деятельности, которыми владеетребёнок в дошкольном возрасте, носит моделирующий характер.

Особую роль играет моделирование в логико-математическомразвитии детей. Математические понятия являются моделями разной степениусловности (натуральный ряд числа, цифры, планы). Сложность их освоенияобусловлена противоречиями между образным мышлением дошкольника иабстрактностью самих понятий.

В современных исследованиях имеют место разные подходы копределению сущности моделирования.

                   какметод познания;

                   как видзнаково-символической деятельности;

                   какобщая интеллектуальная способность.

В последние годы широко используется метод моделирования восвоении пространственных отношений. Метод моделирования открывает передпедагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании детей, вразвитии математических представлений и понятий у дошкольников.

Практическая значимость пространственного моделированиясостоит в том, что моделирующая деятельность используется в разных видахдетской деятельности.

Наиболее эффективным средством формирования у детейпредставлений о пространственных отношениях являются игры и игровые упражнения.

Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степениспособствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов.Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что онивызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогаютконцентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязчивоизвне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игрысопряжено с меньшими затратами нервной системы, с минимальными волевымиусилиями.

Педагоги нашего ДОУ используют метод моделирование вобучение детей, но эта работа носит эпизодический характер. Не достаточно игрдля развития у детей способности к наглядному пространственному моделированию.Не в полной мере используются потенциальные возможности детей. Педагоги плоховладеют технологией обучения детей пространственного моделирования.

Работа по формированию пространственного моделированияпроводится в основном на занятиях по математике, изодеятельности. На наш взглядосвоение и осознание пространственного моделирования требует использованияразнообразных форм организации обучения: режимные моменты (прогулка, сборы напрогулку, умывание); самостоятельная деятельность детей (игра, игровыеупражнения); совместная деятельность детей и педагога.

Именно это иопределило выбор темы: «Обучение детей пространственному моделированию впроцессе игр и игровых упражнений».

Цель – определить потенциал игр и игровых упражнений в обучениидетей пространственному моделированию.

 

Задачи работы:

1.           Наоснове изученной психолого-педагогической литературы определить содержаниепонятий «модель», «пространственное моделирование», особенности восприятияпространства дошкольниками и специфику игр с правилами.

2.           Выявитьумения пространственного моделирования у старших дошкольников.

3.         Разработатьсерию игр и игровых упражнений, направленных на развитие пространственногомоделирования, у детей старшего дошкольного возраста.

4.                        Провестиработу, определить динамику развития пространственного моделирования у детейстаршего дошкольного возраста.

 

Обучение детей пространственномумоделированию в процессе игр и игровых упражнений будет более эффективно приусловии:

                           целесообразногоотбора игр и игровых упражнений, с учетом постепенного усложнения их содержанияи правил, с включением вариативности и проблемных ситуаций;

                   использованиядидактического наглядного материала;

                   организациивзаимодействия детей со сверстниками и педагогами.

 

Теоретическиеосновы проблемы

Психолого-педагогические исследования проблемы формированияпространственных представлений у детей

Познание окружающего мира сложный процесс, и начинается онс непосредственного или опосредованного чувственного познания. Очень важен опытпознания человеком пространственных отношений в предметном окружении. Овладениепространственными представлениями расширяет и обогащает познание окружающейдействительности.

Содержание понятия «ориентировка в пространстве» рассматриваетсяв двояком смысле.

В широком смысле: — пространственные представления ивосприятия — емкие понятия, отражающие многогранность пространственныххарактеристик объективного мира. Форма, объем, протяженность объектов в длину,ширину и высоту, их местоположение в пространстве, пространственные отношения ирасстояния между предметами, направления в пространстве представляют собойразличные пространственные категории.

В более узком значении ориентировка в пространстве означаеториентировку на местности, которая предполагает определение:

а)    «точки стояния», т.е. свое местонахождения поотношению к окружающим его объектам, «я сижу на стуле»;

б)        местоположения предметов относительно себя «слеваот меня окно», «стоит впереди меня»;

в)     пространственного расположения предметовотносительно друг друга «стул стоит около стола»;

г)   местоположение предмета относительно другого человека«от Мити окно слева».

Понятие «пространственная ориентация» используется дляхарактеристики умения человека ориентироваться не только на местности, но и насебе, на другом человеке (левая рука, правая рука), на различных предметах, вусловиях ограниченного пространства, например на листе бумаги. Этот процесстакже предполагает активные действия субъекта в пространстве.

Содержание понятия ориентировка на плоскости включаетумения: фиксировать местоположение точки на листе; понимание пространственныхотношений между различными предметами на листе; выполнять разнообразные практическиезадания при ориентировке на плоскости; самостоятельно характеризироватьпространственную размещенность объектов на листе, пользуясь соответствующейтерминологией; ориентироваться на листе в клетку.

Формирование пространственных представлений — это сложныйпроцесс, постепенно осуществляющийся под влиянием обучения.

Главная роль в восприятии пространства принадлежит зрению иосязанию. Взаимодействие зрения и осязания создает необходимые условия дляразвития пространственной ориентировки. Это взаимодействие впервые фиксируетсяв 5-6 недель, когда ребенок начинает отличать предметы. В 2-3 месяца ребенок -переводит взор за своей движущейся рукой, в 4 месяца — перекладывает игрушку изодной руки в другую под контролем зрения. В это время он начинает тянуть руку квидимому предмету. На втором месяце ребенок начинает различать пространственноенаправление звука.

Но эти первоначальные различия направлений носятнеосознанный характер. Осознание этих направлений — новый этап в овладениипространством. Это осуществляется в предшкольном возрасте.

В этот период начинается интенсивное развитиепространственной ориентации. И здесь большую роль играют два жизненно важныхфактора:

I                      овладениеходьбой. Дети практически осваивают пространство пути, который они проходят, авместе с этим понимают, что предметы могут располагаться в пространстве по-разному;

II                             овладениеречью. Дети начинают слушать и различать пространственную терминологию, а позжеи сами пытаются определить словом местонахождение предметов.

Наиболее активное развитие пространственных отношенийотмечается в дошкольном возрасте. Это связано со многими факторами: удошкольников увеличивается пространство практической деятельности, сами они становятсяболее активными и самостоятельными в своих действиях.

Восприятия пространства и пространственных отношенийотмечаются рядом особенностей:

— восприятие пространства носит конкретно-чувственныйхарактер: ребенок все пространственные направления связывает со своим телом(справа, где правая рука, впереди, куда глазки смотрят);

— самым трудным для ребенка является различение правой илевой руки, т. к. различение строится на основе функционального преимуществаправой руки над левой, которое вырабатывается в процессе практическойдеятельности. У детей не выработано преимущество правой руки над левой. Дети струдом осознают относительный характер пространственных отношений. Чтобыребенку определить, как расположен предмет относительно другого лица, ему надов умственном плане встать на место этого человека, для дошкольников это сложнаязадача.

— дети ориентируются легче в статике, нежели в движении,быстрее определяют пространственное расположение предметов, находящихся наблизком расстоянии, сначала осваивают ориентировку на себе, потом «от себя» и«от объектов».

Опыт пространственной ориентации, совершенствованиепространственных восприятий и представлений помогают детям понять смыслсоответствующих терминов.

Вначале они не выделяются ребенком в качестве слов, имеющихсамостоятельное значение. Выполняя задания типа «Поставь игрушки рядом(напротив, друг за другом, между двумя другими игрушками и т.д.)», большинстводетей в возрасте двух-трех лет действуют хаотично. Они располагают предметыпроизвольно, безотносительно один к другому, или раздельно, независимо от указаннойточки отсчета. На данном этапе пространственные обозначения еще не вычленяютсядетьми из состава тех словосочетаний, в которых они употребляются.

В дальнейшем ребенок выделяет пространственные термины какслова, имеющие самостоятельное значение. Они употребляются детьми для указанияна близость расстояния в расположении предметов относительно друг друга.

Далее у детей отмечаются попытки дифференцироватьпространственные обозначения по их смысловому содержанию, основываясь на точномопределении пространственных отношений. При этом у дошкольников ярко выраженостремление к общению со взрослыми, желание получить ответ на свои вопросы:«Так?», «Сюда?», «Здесь?», «Правильно?».

Постепенно дети овладевают многообразием пространственныхобозначений. Не все пространственные предлоги и наречия легко усваиваютсядетьми. Некоторыми из них (такими, как тут, там, здесь, около, на) детиовладевают очень рано. Другие же обозначения (справа, слева, напротив, между)часто неизвестны детям даже в конце дошкольного возраста. Причина, видимо, вразличной степени точности пространственных отношений.

Способность дошкольника давать словесную характеристикупространственной ситуации зависит от степени усвоения обобщенного способаанализа предметно-пространственного окружения.

Дети не всегда пользуются словарным запасом, в которомимеются необходимые пространственные обозначения. При выполнении конкретныхзаданий ребенок как бы перебирает сначала все известные и более привычные длянего варианты обозначений, прежде чем с помощью наводящих вопросов взрослогонаходит правильный ответ. Это наблюдается у детей не только младшего, но истаршего дошкольного возраста. Они обусловлены уровнем индивидуального развитиякаждого ребенка и развитием у детей пространственных представлений. Работа надсловарным запасом ребенка дошкольного возраста способствует более полномувосприятию пространственных отношений и освоению навыков пространственнойориентации.

Наиболее характерные для дошкольников виды деятельности -сюжетно-ролевая игра и продуктивная деятельность (рисование, конструирование,лепка, аппликация и др.). Во всех этих видах деятельности есть одна общаяособенность — ориентировка в пространстве. Разыгрывая тот или иной сюжет вигре, дети используют пространственные термины, моделируют взаимоотношениявзрослых людей. В лепке, конструировании, рисовании и других видах деятельности,дети так же используют опыт ориентировки на себе, на другом человеке, на любыхобъектах.

Содержание работы по формированию пространственныхпредставлений у детей отраженно в программах для дошкольных учреждений «Детство»,«Радуга», «Развитие», «Истоки», а также в  «Программе воспитания и обучения вдетском саду».

Анализ программы «От рождения до школы» позволяет отметить,что в разделе ориентировка в пространстве дано постепенное расширениесодержания обучения с учетом возрастных особенностей детей. Раздел«Ориентировка в пространстве» выделен с младшей группы.  Так в младшей группеосновная задача: ориентировка «на себе» (освоение схемы собственного тела),различать пространственные направления «от себя». В средней группе развиватьумение двигаться в заданном направлении, освоение и применение словеснойсистемы отсчета, определение своего местонахождения среди предметов окружающейдействительности. В старшем дошкольном возрасте — определение пространственногоразмещения предметов относительно друг друга, ориентировка на листе бумаги(простом, а потом и в клетку), освоение пространственного моделирования. Мывидим, что задачи обучения постепенно и последовательно усложняются.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяетсделать следующие выводы:

                     Развиватьориентировку в пространстве необходимо в процессе целенаправленногопедагогического руководства.

                     Ориентировкав пространстве — характерна для детской деятельности (игровой, конструктивной,изобразительной), следовательно, доступно для усвоения детьми.

                     Основнымусловием ориентировки в пространстве является активное передвижение в нем.

Обучение детей  ориентировке в пространстве считаетсясложной проблемой. Причем в теоретическом плане обоснованы особенностивосприятия пространства, условие обучения, но практическая направленностьданной проблемы требует дальнейшей разработки.

 

Пространственное моделирование – метод усвоенияпространственных отношений

Моделирование — наглядно-практический метод обучения.Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемогообъекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.)

Представленная информация была полезной?
ДА
61.28%
НЕТ
38.72%
Проголосовало: 1503

Метод моделирования заключается в том, что мышление ребенкаразвивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступнойдля него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

В основе метода моделирования лежит принцип замещения:реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением,каким-либо условным знаком.

Первоначально способность к замещению формируется у детей вигре (камешек становится конфеткой, песок — кашкой для куклы, а он сам — папой,шофером, космонавтом). Опыт замещения накапливается также при освоении речи, визобразительной деятельности. При этом учитывается основное назначение моделей- облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно невоспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям.

Эти скрытые свойства и связи весьма существенны дляпознаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокийуровень обобщения, приближаются к понятиям.

В дошкольном обучении применяются разные виды моделей.

Прежде всего предметные, в которых воспроизводятсяконструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов.Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройствамеханизма; модели построек. В настоящее время появилось много литературы,пособий для детей, где представлены модели, которые, например, знакомят сорганами чувств (устройство глаза, уха), с внутренним строением организма(связь зрения, слуха с мозгом, а мозга — с движениями). Обучение с использованиемтаких моделей подводит детей к осознанию своих возможностей, приучает бытьвнимательными к своему физическому и психическому здоровью.

Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которыхсущественные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей,графических знаков. Пример такой модели — календарь природы, который ведутдети, используя специальные значки — символы для обозначения явлений в неживойи живой природе. Педагог учит детей моделированию при составлении плана (комнаты,огорода, кукольного уголка), схемы маршрута (путь из дома в детский сад).Распространенными предметно-схематическими моделями являются чертежи, выкройки.Например, педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работыформирует у детей представление о мерке, о моделировании одежды.

«Необходимо учитывать, что использование моделей возможнопри условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать,обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета.Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскимидействиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков,символов».

Основы моделирования закладываются в раннем и младшемдошкольном возрасте, вырастая из замещений в игре и продуктивных видахдеятельности детей (рисование, лепка, конструирование и др.). По мере развитияпознания дошкольников происходит существенное изменение в содержании и вструктуре моделирования — модели начинают чаще использоваться в познанииокружающего, осваиваются их измерительная функции. Однако в дошкольном возрастеребенок осваивает лишь основы моделирования, что проявляется в умениииспользовать модель в познании разнообразного содержания, выделении иустановлении связи «замещаемое – замещающее», некоторых правил моделирования,замещения содержания, видоизменения готовых моделей.

Как ранее уже отмечалось, развитие ребенка происходит вприсущих ему деятельностях. Наиболее характерные для дошкольников -сюжетно-ролевая игра и продуктивная деятельность (рисование, конструирование,лепка, аппликация и др.). Во всех этих видах деятельности есть одна общаяособенность — их моделирующий характер. Разыгрывая тот или иной сюжет в игре,дети моделируют взаимоотношения взрослых людей, а при помощи предметов,используемых в качестве игровых заместителей, создают модели, отображающиевзаимосвязи реальных предметов.

Рисунок дошкольника — наглядная модель изображаемогообъекта или ситуации.

Еще более явно выступает момент наглядного моделирования вдетской конструктивной деятельности. Создаваемые детьми конструкции изстроительного материала и различных конструкторов представляют собой объемныемодели предметов и ситуаций и затем используются в процессе сюжетно-ролевыхигр.

В последние годы использование наглядных моделей сталоодним из важных методов умственного воспитания дошкольников и стали применятьсяна разном содержании обучения:

— используются в качестве одного из средств обучениядошкольников грамоте. В этой методике моделируются звуки фишками разных цветов(красные — гласные звуки, синие — твердые согласные, зеленые — мягкиесогласные) и на этой основе составляются схемы слова.

— при развитии у детей первоначальных математическихпредставлений. Использование моделей при освоении детьми отношений «часть -целое», понимании смысла арифметических действий в решении задач.

— при формировании экологических знаний и ознакомлениидетей с защитными приспособлениями живых существ к среде обитания.

— использования объемной и плоскостной модели приформировании временных представлений у дошкольников.

— использование модели при моделировании смысловойструктуры сказок, при моделировании отношений между персонажами всюжетно-ролевой игре.

— при формировании понятия числа и числового ряда.

Способность к наглядному пространственному моделированиюразвивается у всех детей дошкольного возраста стихийно, в силу чего являетсянеравномерным, приводит к резким индивидуальным различиям, сказывающимся наобщем уровне умственного развития. Совсем другой характер носит процессразвития этой способности в условиях целенаправленного руководства. Сутьруководства заключается в специальной отработке действий пространственногомоделирования в их внешней, материальной форме (форме построения реальныхпредметных и графических моделей) с последующим созданием условий для переходак выполнению подобных действий «в уме», построению и использованию модельныхпредставлений.

При помощи специального обучения, может быть, достигнутвысокий уровень способности к наглядному пространственному моделированию.Прежде всего, тех, которые относятся к планированию и регуляции тех видовдеятельности, в которых усваиваются задачи на моделирование. Дети начинаютлучше, чем их сверстники, строить замыслы игры, конструкции, пересказывать исочинять рассказы и сказки.

Начинать отработку действий по построению и применениюмоделей нужно с моделирования пространственных отношений. В сравнительноэлементарных формах оно наиболее доступно детям, так как в этом случаепространственная форма модели совпадает с формой отображенных в ней отношений.Конкретные разновидности моделей, с которыми могут первоначально знакомитьсядети — это простейший схематический чертеж конструкции, план помещения и модельразмещения и перемещения персонажей сказки, строящаяся из заместителей впроцессе разыгрывания сказки на плоскости.

Модель пространственного расположения предметов выступаетвначале в виде плана кукольной комнаты, затем объектом моделирования становитсяреальная комната, потом участок детского сада, и, наконец, вся территориядетского сада.

На первых порах все действия наглядного моделированияосуществляются во внешнем плане, позднее решаются в уме. С возрастом меняютсятипы моделей: от материальных к условно-символическим.

Общее направление в совершенствовании действийпространственного моделирования состоит в постепенном расширении сферыотображаемых в моделях видов отношений и овладении построением и использованиемновых типов моделей. Такое совершенствование происходит в результате насыщенияразных видов деятельности детей заданиями на создание и применение моделей,превращение моделирования в один из основных путей овладения новыми знаниями иумениями, относящимися к разным областям действительности.

Источником развития моделирования является детскаядеятельность, которой свойственна моделирующая направленность.

В младшем дошкольном возрасте дети могут применять самыепростые сенсорные по содержанию и предметные по форме выражения модели впроцессе непосредственного познания свойств и отношений. Осваиваются самыепростые модели, обеспечивающие начальную систематизацию или дифференциациюсенсорных ощущений: геометрические фигуры, название цветов, обозначение частейсуток (четырьмя разными цветами) расположение предметов в кукольном уголке. Прииспользовании моделей детей привлекает сам способ замещения, а не использованиемоделей в познании свойств.

Дети среднего дошкольного возраста осваивают уменияиспользовать различные модели, созданные взрослыми. Моделирование в данномвозрасте следуют рассматривать как совокупность преимущественно практическихдействий по использованию моделей (определять расположение предметов поготовому плану).

В старшем дошкольном возрасте развитие моделированияпроисходит по нескольким взаимосвязанным линиям: развитие моделирования, какзнаково-символической деятельности; освоение детьми различных моделей исамостоятельное создание моделей. Использование модели, созданной самимидетьми, приводит к значительно лучшим результатам в запоминании цифр, числа,слова, букв (составление схемы плана комнаты, участка).

Анализ психолого-педагогической литературы позволяетсделать следующие выводы:

                      у детейдошкольного возраста в ходе специально организованного обучения возможноразвить способность к пространственному моделированию;

                       приформировании способности к моделированию предполагается активная деятельностьдетей, направляемая педагогом;

                            общеенаправление в усложнении действий пространственного моделированияосуществляется по линии увеличения объектов моделирования и расширениямоделируемого пространства (от закрытого пространства — групповая комната, зал,к открытому пространству — участок детского сада, дорога домой, и т.д.).

 

Характеристика игр с правилами

Достоинство игровых методов и приемов обучения заключаетсяв том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции,помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится ненавязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессеигры сопряжено с минимальными волевыми усилиями.

Игровые методы и приемы позволяют четко и полноосуществлять учебные задачи в атмосфере легкости, заинтересованности иактивности детей. Эти методы дают возможность направлять не только умственнуюактивность детей, но и моторную. Моторная активность способствует образованиюбогатых ассоциативных связей, что облегчает усвоение знаний, умений. В ситуацииигры процессы восприятия протекают в сознании ребенка более быстро и точно. Обратимвнимание на игры с правилами.

Игры с правилами — особая группа игр,специально созданная народной или научной педагогикой для решения определённыхзадач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, сфиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающиезадачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либозадания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т.п.).

Классификацияигр с правилами: В зависимости отхарактера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы — дидактические и подвижные, которые в свою очередь, классифицируются с учетомразных оснований. Так, дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые идр.),по дидактическому материалу(игры с предметами и игрушками,настольно-печатные, словесные).

В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс,желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Но этотигровой процесс опосредован какой-либо задачей (не просто переложить картинки,а разместить их попарно, подобрать по определенному признаку; не просто бегать,а убегать от лисы). А это делает поведение ребенка произвольным, подчиненнымигровым условиям в виде правил. Овладеть правилом игры — значит овладеть своимповедением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлятьсвоим поведением, определяет их воспитательное значение.

Игры с правилами дают возможность каждому участникусравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других.Ценно и то, что ребенок пытается самостоятельно оценить свои действия (вотличие от иных видов деятельности, где это делают взрослые). Таким образом, игрыс правилами благоприятны для развития у дошкольников способности к взаимооценкеи самооценке. То, что ребенок в конкретной ситуации игры, которая емуинтересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствиетребованиям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, т.е. рождает стремление к самосовершенствованию. Успех в игре (быть ловким,сообразительным) поднимает его в собственных глазах и глазах других детей,побуждает к новым усилиям и достижениям.

При изучении методических приемов формирования у детейпространственных представлений следует особое внимание обратить на игровые,занимательные упражнения с использованием дидактического материала.

Анализ имеющейся научно-методической литературы позволяетвыделить несколько групп таких игр и упражнений.

I                           группа.Игры и упражнения на дифференцировку основных пространственных направлений впроцессе активного передвижения в пространстве.

II                     группа.Игры и упражнения на ориентировку в пространстве с закрытыми глазами. Эти игрыразвивают у детей точность воспроизведения направления движения к источникузвука или направлению к ранее воспринятому предметному ориентиру, путь докоторого предварительно был пройден ребенком с открытыми глазами.

III                         группа.Дидактические игры и упражнения на распознавание местоположения предметов вокружающем пространстве и пространственных отношений между ними. Широкоиспользуются игры типа пряток: дети ищут игрушки, спрятанные воспитателем, илипрячут игрушки в разные места комнаты, обязательно обозначая при этомместоположение их в пространстве.

IV                         группа.Игры и упражнения на ориентировку в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости,например на листе бумаги. К их числу можно отнести разнообразные игры типа лотоили парных картинок, которые подбирают по признаку адекватногопространственного расположения изображенных на них объектов.

V                        группа.Игры словесные. Они специально предназначены для активизации пространственнойтерминологии в речи детей. Интересны упражнения: придумывать предложения наслова, обозначающие пространственные признаки или отношения; дополнитьпредложение словом, обозначающим какой-то пространственный признак предмета илиего положение по отношению к другому предмету.

К сожалению, специально разработанных игр спространственным моделированием имеются в ограниченном количестве.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяетсделать следующие выводы:

— пространственное моделирование –характерно для детской деятельности (игровой, конструкторской,изобразительной), следовательно, доступно для усвоения детьми;

— у детей дошкольного возраста в ходеспециально организованного обучения, возможно, развивать способность к пространственномумоделированию;

игры с правилами — важнейшеесредство воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

— именно в игре у детей есть возможность применить своизнания.

 

Литература

1. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенностивосприятия пространства у детей – М., Просвещение, 1967 — с. 93–155

2. Бабаева Т. И. Формирование уменийориентироваться на плане у детей дошкольного возраста. / Содержание знаний иумений в обучении детей дошкольного возраста. — Л. ЛГПИ., 1984 — с. 78–84

3. Говорова Р. К вопросу о развитии пространственныхпредставлений у дошкольников.//Теория и методика развития элементарныхматематических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV–VI. — Изд. Санкт-П., ЛНПК «АРК»,1994 — с. 130–132.

4. Каразану В. Ориентирование в пространстве. // Теория иметодика развития элементарных математических представлений у дошкольников:Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV–VI.- Изд. Санкт-П., ЛНПК «АРК», 1994 — с.162 -164.

5. Лаврентьева Т.В. Формирование способности к наглядномумоделированию при ознакомлении с пространственными отношениями. // Развитиепознавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. — М.,Педагогика, 1986 — с.33 — 50.

6. Лаврентьева Т.В. Формирование способности к наглядномупространственному моделированию. // Дошкольное воспитание. — 1983, № 7 -с.35-38.

7. Мусейибова Т.А. Генезис отражения пространства ипространственных ориентаций у детей дошкольного возраста. // Теория и методикаразвития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматияв 6 частях. Ч. IVVI. — Изд. Санкт-П., ЛНПК «АРК», 1994- с. 108–112.

8. Мусейибова Т.А. Дидактические игры в системе обучениядетей пространственным ориентировкам. // Теория и методика развитияэлементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6частях. Ч. IV–VI. — Изд. Санкт-П., ЛНПК«АРК», 1994 — с.150-156.

9. Мусейибова Т.А. Формирование некоторых пространственныхориентаций. // Теория и методика развития элементарных математических представленийу дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV–VI. — Изд. Санкт-П., ЛНПК «АРК».,1994,- с.141-144.

10. Степаненкова Э.Я. К вопросу о формированиипространственных ориентировок у детей 5–6  лет в подвижных играх и упражнениях. //Теория и методика развития элементарных математических представлений удошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV–VI. — Изд. Санкт-П., ЛНПК «АРК».,1994 – с. 156–159.

11. Степаненкова Э.Я. Ориентировка впространстве. // Теория и методика развития элементарных математическихпредставлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV–VI. — Изд.Санкт-П., ЛНПК «АРК»., 1994- с. 159–161.

12. От рождения до школы. Примерная основнаяобщеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Вераксы Н. Е.Комаровой Т.С., Васильевой М. А. — М., Мозаика – Синтез, 2010 — 304С.

13. Хализева JI.M. Использование графическихмоделей в процессе решения задач. // Дошкольное воспитание. — 1979, №9 — с.32 –35.

14. Хализева JI.M. Моделирование в процессерешения пространственных задач как средство развития мышления дошкольников. //Вопросы психологии. – 1978, № 3 — с.141-143.

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.28%
НЕТ
38.72%
Проголосовало: 1503

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.28% НЕТ 38.72% Проголосовало: 1503


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.28% НЕТ 38.72% Проголосовало: 1503


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.28% НЕТ 38.72% Проголосовало: 1503


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.28% НЕТ 38.72% Проголосовало: 1503


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.28% НЕТ 38.72% Проголосовало: 1503


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет