Задачи обучения игре на детских музыкальных инструментах:
1. Формирование у детей потребности в инструментальном музицировании .
2. Развитие музыкальные способностей .
3.Развитие музыкального слуха: звуковысотного, метроритмического, ладогармонического, тембрового, динамического .
4. Формирование чувства музыкальной формы .
5. Активизация музыкальной памяти, развитие творческого воображения.
Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы XX века стал известный музыкальный деятель и педагог Н.А.Метлов.
Обучение детей игре на музыкальных инструментах может осуществляться различными способами.
Наиболее распространённые из них:
1.Обучение в цветовой системе.
В цветовой системе за каждым звуком и соответствующей ему клавишей закрепляется определённое цветовое обозначение. Имея запись мелодии в цветовом обозначении, ребёнок нажимает ту клавишу или ударяет молоточком по той пластине, которая соответствует цвету, обозначающему эту ноту (например, нота ля обозначается красным цветом, соль- зелёным).
2. Обучение в цифровой системе
Подобный подход к игре сохраняется и в цифровой системе, в которой каждый звук и соответствующая ему клавиша (или пластина) музыкального инструмента обозначается цифрами. Например, нота «до» — цифрой 1, нота «ре» — цифрой – 2.
3.Обучение детей по слуху
При обучении детей игре на музыкальных инструментах по слуху у ребёнка формируется звуковысотный слух, умение внимательно слушать музыку, выявлять направление мелодии (поступенное вверх, поступенное вниз, затем — скачками и т.п.).
4.Обучение дошкольников игре по нотам. Используется после ознакомления детей с нотной системой в старшей группе.
В процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах можно выделить три этапа:
· 1 этап — ознакомление с приёмами звукоизвлечения на данном инструменте .
· 2 этап — разучивание мелодии, ритмического рисунка (по слуху, по нотам, по цифровой или цветовой системам), отработка исполнительских приёмов, работа над выразительностью исполнения .
· 3 этап — целостное воспроизведение мелодии на инструменте.
Билет № 16
Музыкальные занятия как форма организации музыкальной деятельности дошкольников
От форм организации зависит обучение и музыкальное развитие детей. так как каждая форма несёт свою нагрузку.
I. Главная и первая форма организации музыкальной деятельности — музыкальные занятия, которые можно разделить по разным параметрам:
1. По составу и количеству детей:
— фронтальные — присутствует вся группа .
— по подгруппам (групповые) — 6-8 человек .
— индивидуальные .
— объединённые — 2-3 группы.
Групповые занятия. Включаются разные виды деятельности с отстающими и развитыми детьми, а также разучивание танцев, композиций.
Индивидуальные занятия. Подготовка детей к праздникам, работа с отстающими или одарёнными.
Объединённые занятия. Проводятся 1-2- раза перед праздниками, чтобы отрепетировать начало праздника, общие построения, познакомить детей с ведущим.
2. По видам и содержанию:
— типовые .
— доминантные: песенное, музыкально-ритмическое, слушание, инструментальное .
— тематические .
— комплексные.
Типовое фронтальное занятие объединяет все виды деятельности, творчество и имеет традиционную структуру.
Структура типового занятия:
1. Вход в зал.
2. Музыкально — ритмические движения в виде упражнений.
3. Слушание музыки.
4. Пение, включающее: распевание, речетация с речевой вокализацией, разучивание песен.
5. Игра на детских музыкальных инструментах.
6. Музыкально-ритмические движения в виде танцев, хороводов.
7. Музыкальная игра.
8. Творческие задания (они могут быть в каждом виде деятельности).
Доминантное занятие.
Доминантное занятие отличается от типового тем, что в нём преобладает какой-либо из видов детской музыкальной деятельности.
Например, доминантное занятие по пению имеет следующую структуру:
— Вход в зал под маршевую песню.
— Слушание вокальной музыки, песни.
— Пение — расширенный раздел.
— Детские музыкальные инструменты — попевки.
— Хоровод.
— Игра с пением.
Планируя доминантное занятие по развитию чувства ритма, необходимо хорошо продумать музыкальный репертуар, например,
для слушания предложить детям песню с интересным ритмом (Неаполитанская песенка П.Чайковского).
Доминантное занятие проходит через все виды деятельности, при этом один из видов деятельности может отсутствовать в зависимости от вида доминантного занятия.
Тематические занятия могут быть: собственно тематические (Зима в лесу), музыкально-тематические (Шутка в музыке, Творчество композитора), сюжетные (всё занятие связано единым сюжетом).
Комплексные занятия. Цель: дать детям представление о специфике различных видов искусства: о музыке, живописи, поэзии, театре, хореографии и т.д.
В комплексном занятии может присутствовать как часть занятия раздел: развитие речи, ИЗО, лепка, труд, театральная деятельность и т.д. Используются не только музыкальные виды деятельности.
Это занятие проводит воспитатель с участием музыкального руководителя.
II. Музыка в повседневной жизни детского сада.
1. Слушание в аудио записи, на прогулке.
2. Фон для игр, во время приёма, укладывания спать.
3. Самостоятельная музыкальная деятельность детей.
4. Упражнения, игры, утренняя гимнастика.
5. Фоновая музыка на занятиях в группе.
III. Развлечения.
1. Тематические музыкальные вечера.
2. Беседы-концерты.
3. Все виды театров.
4. Игры-хороводы, забавы.
IV. Праздники.
Праздники: «Новый год», «8 марта», «Выпуск в школу». Сезонные праздники – развлечения: «Осень золотая», «Праздник урожая», «Весна – красна». Обрядовые: «Каляда», «Масленица», «Гуканне вясны».
Спортивные праздники, детские оперы и балеты по сказкам и др.
Билет 17
Особенности проведения занятий различных видов в разных возрастных группах (лучше сконспекта!!!!)
Особенностью типового занятия в группах раннего возраста является слитность всех разделов, объединение различных видов музыкальной деятельности. В раннем и младшем дошкольном возрасте некоторые дети, по данным О.П. Радыновой, способны выполнять задания, объединившись в небольшие подгруппы, с остальными занятии проводятся индивидуально. Постепенно все дети начинают заниматься по подгруппам два раза в неделю. Продолжительность типовых занятий в младших группах 15 минут. В более старшем возрасте занятия по подгруппам могут быть доминантными или тематическими, их продолжительность в зависимости от возраста детей 10-20 минут. Проводятся они 1-3 раза в неделю. Доминантные занятия по подгруппам помогают выявить недостатки в музыкальном развитии у нескольких детей, облегчают дальнейшее совершенствование умений и способностей детей.
Индивидуальные занятия полнее выявляют возможности детей, раскрывают музыкальное способности. Занятия с отстающими позволяют найти причину задержки развития. Доминантные занятия с преобладанием этого вида деятельности помогут ребенку преодолеть трудности. По содержанию индивидуальные занятия бывают преимущественно доминантными. В младшем возрасте занятии по подгруппам приобретают более четкую структуру. Отдельные виды деятельности начинают выделяться в самостоятельные разделы. По содержанию занятия приближаются к фронтальным.
Во второй младшей группе они уже проводятся со всей группой детей и имеют все разновидности фронтальных занятий. В среднем и старшем дошкольном возрасте основными становятся фронтальные занятия.
Характеристика видов музыкальных занятий
Музыкальное занятие – основная форма организации музыкальной деятельности, в которой осуществляется обучение детей, развитие их музыкальных способностей формируются основы музыкальной и общей культуры. Занятия предполагают активное взаимодействие педагога и детей.
Главная задачи, стоящие перед педагогом на музыкальном занятии — вызвать интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить чувства ребенка, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, приступить к формированию необходимых знаний, умений и навыков Готовит музыкальное занятие музыкальный руководитель, а проводится оно в содружестве музыкального руководителя и воспитателя.
При проведении типового музыкального занятия необходимо учитывать следующие правила:
1) Задания, требующие умственной активности – проводить в начале занятия .
2) Нельзя петь после музыкально-ритмических движений, особенно активных.
3) Использовать задания, требующие физической активности лучше в конце занятия .
4) Следить, чтобы чередовалась музыка различного характера.
Доминантное занятие обычно включает в себя один из видов детской музыкальной деятельности. Для этого вида занятий характерно:
1) доминирование определенного вида деятельности (остальные — вспомогательные) для овладения именно этим видом деятельности.
2) доминирование заданий на развитие какой-либо музыкальной способности (ликвидация отставания или работа с одаренными детьми)
Тематическое занятие раскрывает определенную тему. Это может быть:
1) собственно тематическое занятие (если тема взята из жизни и связана с музыкой — праздничная дата, картины природы, времена года) .
2) музыкально-тематическое (тема связана с музыкой как видом искусства, с раскрытием возможностей музыкального языка).
Комплексное занятие освещает специфику различных видов искусств. Главное при проведении такого вида занятий — не формально чередовать виды деятельности, а демонстрировать дошкольникам как различные искусства выражают схожие или контрастные мысли, идеи, образы.
По количеству детей-участников занятия делятся на индивидуальные, занятия по подгруппам, фронтальные, объединенные. Вне зависимости от вида занятия и количества детей-участников, оно должно организовываться преимущественно в игровой форме, с использованием сюжета.
