X-PDF

Обыкновенные дроби. Практические задачи, содержащие доли и дроби

Поделиться статьей

 

Математика

5класс А.Г.Мерзляк , В.Б.Полонский, М.С.Якир

 

Тема

Обыкновенные дроби. Практические задачи, содержащие доли и дроби

Тип урока:

 Урок изучения нового материала

Цели и задачи:

Рассмотреть  типы практических  задач , содержащих дроби, и способы их решения.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, интереса к изучению математики.

Планируемые результаты

ПРЕДМЕТНЫЕ:

 ученик знает и умеет решать ключевые задачи на дроби;

— ученик понимает, что с помощью ключевых задач можно решить более сложные задачи;

— ученик знает следующие приёмы составления задач: составление требования по условию задачи, составление аналогичной задачи;

— ученик понимает, что составление задач помогает лучше усвоить способы решения задач

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

-формулировать типы задач

Базовые исследовательские действия:

самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию

 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённой работы;

Работа с информацией:

выявлять недостаточность и избыточность информации,  необходимой для решения учебной задачи;

2) Универсальные коммуникативные действия

 Общение:

воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;

Сотрудничество:

 принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы;

3) Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:

самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи

Самоконтроль:

владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Трудовое воспитание:

осознание важности математического образования для успешной профессиональной деятельности

Эстетическое воспитание:

способность к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов

Ценности научного познания:

овладением простейшими навыками исследовательской деятельности

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность;

Краткое учебное содержание

Дробь, числитель и знаменатель дроби, нахождение дроби от числа, нахождение числа по значению его дроби.

 

Технологии

 ТРКМ

Системно-деятельностный подход

Проблемное обучение

Элементы здоровьесберегающих технологий

 

 

Оборудование урока

 

Компьютер, проектор, А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир учебник «Математика-5» , рабочие тетради учащихся, раздаточный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы учебного занятия

Деятельность учителя

Виды организации учебной деятельности

Учебные задания

1.     Мотивационно-целевой (стадия вызова)

 

Организует работу по актуализации опорных знаний через систему вопросов: уточняющих, интерпретационных, творческих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель подводит к теме урока .

 

Фронтальная беседа

Отвечают на поставленные вопросы.

Делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся формулируют тему урока и определяют   цель.

Какая часть фигуры закрашена

Назов числитель и знаменатель дроба, что они показывают:

l  Три седьмых                   

l  Две трети

l  Девять десятых

l  Одна сотая

l  Одна тысячная

l  Семь сороковых

Реши задачу:

 

 

 

 

 

2.     Поисково-исследовательский (стадия осмысления)

 

Учитель организует обсуждение темы урока ставит познавательную задачу, управляет познавательной деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.57%
НЕТ
40.43%
Проголосовало: 1212

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель подводит итог.

 

Фронтальная деятельность под руководством учителя.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение.

 

Индивидуальная деятельность,  выполняют в тетрадях задание учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают ВЫВОД: если часть целого выражена дробью, то чтобы найти эту часть, можно целое разделить на знаменатель дроби, и результат умножить на её числитель.

 

 

 

 

 

 

Осознанно воспринимают информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают ВЫВОД:если часть искомого целого выражена дробью, то чтобы найти целое, можно эту часть разделить на числитель дроби, а результат умножить на её знаменатель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа в паре.

 

Организация совместной деятельности.

В паре  строят план по достижению цели.

Распределяют роли в группе.

Координируют свои действия с действиями одноклассников и указаниями учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение результатов работы.

 

Приём «Корзина идей»

На вопрос : «Через сколько  будет сделан заказ» можно  услышать фразу: «Будет сделано через четверть часа». А сколько это минут?  

Дети высказывают свои идеи.                                                                                                                Мы знаем, что в 1 часе 60 минут, т. е. чтобы найти четверть часа, нужно разделить шестьдесят на четыре, и получим искомый ответ.

60 : 4 = 15 минут. Четверть часа это 15 минут.

А если нужно найти две трети часа, как быть в этом случае?

Для этого мы снова переведём 1 час в минуты, что соответствует 60 минутам. Будем считать, что 60 минут – это 3/3 часа.

Тогда сначала найдём 1/3 часа. Для этого 60 : 3 = 20 минут. А теперь остаётся найти две части из трёх, т. е. умножить двадцать минут на два, получаем сорок минут.

20 минут · 2 = 40 минут. Это и есть то время, которое соответствует двум третям часа.

Итак, сформулируем правило нахождения части от целого: если часть целого выражена дробью, то чтобы найти эту часть, можно целое разделить на знаменатель дроби, и результат умножить на её числитель.

 

В окружающем нас мире очень часто приходится находить не только часть от чего-либо, но и, наоборот, целое по его части. Например, мы можем услышать в прогнозе погоды такую фразу «Сегодня выпало 20 миллиметров осадков, что составляет половину месячной нормы». А сколько тогда составляет месячная норма? Если половина нормы это 20 миллиметров, тогда норма в два раза больше, т. е. 40 миллиметров.

А теперь немного изменим условие задачи. Найдём всю месячную норму, если известно, что за день выпало 20 миллиметров, что составляет IMG_256 месячной нормы.

Для решения этой задачи воспользуемся следующими рассуждениями.

Будем считать, что месячная норма это IMG_257 . По условию, её IMG_258 равны 20 миллиметрам. Сначала найдём IMG_259 нормы, а потом и IMG_260.

20 : 2 = 10 мм – одна треть нормы. 10 мм · 3 = 30 мм – три трети нормы.

Ответ: месячная норма равна 30 мм.

Итак, сформулируем правило нахождения целого по его части: если часть искомого целого выражена дробью, то чтобы найти целое, можно эту часть разделить на числитель дроби, а результат умножить на её знаменатель.

 

 

 

 

 

Практическая работа (раздаточный материал —  карточки с задачами).

А сейчас мы будем работать в парах.

— вам необходимо распределить задачи по типам и решить их.

 

 

Объясните, почему вы так классифицировали задачи.

 

Физкультминутка

3.     Практико-ориентированный

 

Организует  работу и управляет деятельностью учащихся

Фронтальная деятельность

Аргументируют свою позицию.

 

Фронтальное обсуждение результатов .

Сверяют своё решение с решением одноклассника.

 

Обсуждают возникшие затруднения

 

 

Фронтальное решение задачи под руководством учителя.

Придумайте задачу на дроби, используя числа 350 и

1в.-  задача 1 типа

2в.-  задача 2 типа

 

 

 

Айболит за первый день вылечил 4/5 всех заболевших зверей, а во второй он вылечил оставшихся 20 зверюшек. Сколько всего зверей вылечил Айболит?

 

4.     Контрольно- оценочный

 

Объясняет выполнение работы и готовит образец

Индивидуальная  работа и проверка по образцу.

 

Реши задачи:

1.  Мама  сварила 5 литров варенья. А ей нужно сварить 15 литров этого варенья. Какую часть варенья  сварила мама?

2.       Гена прочитал ¾ книги . Сколько страниц прочитал Гена, если в книге всего 80 страниц?

3.      После прогулки Карлсон довёз Малыша до его дома, пролетев 2/5 пути от парка до своего дома, а это составляет 10 км. Сколько км должен пролететь Карлсон от парка до своего дома?

5.     Рефлексивно-обощающий (стадия рефлексии)

 

Учитель подводит детей к тому, что на следующем уроке продолжится работа по данной теме .

Организует деятельность обучающихся

Дети отвечают

[Надо уметь анализировать условие задачи, правильно составлять краткую запись, выявлять связи, быть внимательными при решении задач]

 

 Что нужно уметь, для того, чтобы различать задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби?

 

Какие трудности у вас возникли?

6.     Домашнее задание с комментированием

 

Выдаёт  домашнее задание и благодарит за работу.

Записывают, слушают пояснения.

Осознанно принимают информацию о домашнем задании.

 

1.  № 685, 687 

2. Творческое: Придумайте задачу на дроби, используя числа 450 и

 

      

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.57%
НЕТ
40.43%
Проголосовало: 1212

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.57% НЕТ 40.43% Проголосовало: 1212


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.57% НЕТ 40.43% Проголосовало: 1212


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.57% НЕТ 40.43% Проголосовало: 1212


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.57% НЕТ 40.43% Проголосовало: 1212


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.57% НЕТ 40.43% Проголосовало: 1212


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет