Виды трудовой деятельности. Содержание и результаты труда персонала. Качество труда и его оценка. Анализ, оценка и самооценка труда. Аттестация персонала.
Виды трудовой деятельности. Трудовые процессы, или виды трудовой деятельности, по определяющим их название главным признакам бывают простые и сложные, основные и вспомогательные, умственные и физические, ручные и автоматизированные, механические и аппаратурные, регламентированные и творческие, научные и практические, управленческие и исполнительские, производительные и обслуживающие, непрерывные и дискретные, свободные и принудительные, технические и экономические, линейные и функциональные и т.п. Постоянными участниками всех трудовых процессе выступают различные работники предприятий и организаций, персонал фирм и учреждений.
Многообразие видов трудовой деятельности человека свидетельствует не только о чрезмерной сложности рациональной организации процессов труда различных категорий работников, но и необходимости их тщательного анализа и правильной оценки, лежащих в основе современного механизма управления персоналом. Для этих целей при всем разнообразии видов трудовой деятельности в каждом из их следует выделять в процессе работы различных категорий персонала такие тесно взаимодействующие между собой общие управленческие и исполнительские функции, как обоснование цели, планирование работы, координация персонала, контроль процессов, оценка результатов и другие.
Планирование в свободной рыночной экономике становится основой самостоятельной производственной и трудовой деятельности всех предприятий и работников, поскольку без него невозможно рассчитать потребность экономических ресурсов, согласовать работу персонала и отдельных служб, контролировать текущий ход производства, стимулировать своевременное и качественное выполнение работ и т.п.
Координация в современном менеджменте считается важнейшей функцией управления в каждом виде деятельности. В управлении персоналом она позволяет осуществлять рациональную расстановку работников, обеспечивать согласованные действия персонала, а также маневрировать экономическими ресурсами во всех звеньях управления и на стадиях производства, потребления и распределения товаров и услуг.
Контроль в любой производственной деятельности важное средство достижения запланированных персонале целей. На основе учета и анализа фактических и плановых результатов он выступает как элемент обратной связи в совершенствовании управления всеми трудовыми и производственными процессами.
Совместная трудовая деятельность персонала на промышленном предприятии состоит в том, что одни категории работников обеспечивают бесперебойное поступлений производственных ресурсов, другие — технологическую обработку, третьи — продажу готовой продукции. Каждый работник предприятия вносит в единый производственный процесс индивидуальный труд, который формирует так, образом общий конечный результат производства. Поэтому труд каждого члена коллектива предприятия должен быть заранее спланирован и организован. На малых предприятиях планирование, организацию и управление своей трудовой деятельностью осуществляют сами работники — исполнители, на крупных — специально выделенные работники (руководители) или менеджеры (организаторы различного уровня управления). Так, функции планирования, организации, контроля и многие другие управленческие виды работы становятся для некоторых категорий персонала основной сферой трудовой деятельности, которую принято считать управлением или менеджментом.
Управление как вид трудовой деятельности особой категории персонала, называемой руководителями или менеджерами, представляет собой интеграционный процесс их воздействия на работу отдельных исполнителей, целых групп или подразделений предприятия с целью достижения наибольших производственных результатов при ограниченных экономических ресурсах. Руководители должки создавать организационно-экономические условия для плодотворного труда всех работников.
В общем случае систему управления персоналом на каждом большом и малом предприятии можно разделить на три категории трудовой деятельности: управление собой и своей работой, отдельной группой работников или подразделением предприятия и персоналом всей организации. Всякая управленческая деятельность может быть представлена на производстве как система управления людьми их трудовой деятельностью. Управление деятельностью складывается из известных общих функций: постановка производственных задач, планирование трудовых процессов, контроль за выполнением заданий, измерение полученных результатов и т. п. К управлению людьми относятся такие специфические функции, как определение оптимальной численности работников, подбор и расстановка персонала по рабочим местам и стадиям производства, обеспечение сотрудничества между всеми членами трудового коллектива, информирование и мотивация работников и др.
Принято разделять все виды трудовой деятельности на два компонента. Во-первых, регламентированный труд, выполняемый по заданной технологии или схеме, когда исполнитель не вносит в работу никаких элементов новизны и собственного творчества (типичный пример — выполнение рабочим трудовых операций станочника или сборка по заранее разработанным технологическим картам и процессам). К регламентированному труду могут относиться и некоторые виды деятельности специалистов с высшим образованием, занятых размножением технической документации или копированием рабочих чертежей. Второй компонент — творческий труд, направленный на создание новых материальных благ или духовных ценностей, а также новых технологий или методов производства (труд предпринимателя, изобретателя-рационализатора научного работника-новатора и др.).
Содержание и результаты труда персонала. Каждый производственный процесс имеет свое конкретное технологическое и трудовое содержание.
Технологический процесс предусматривает целенаправленное изменение формы, размеров и структуры предмета труда, превращение исходных материалов в готовую продукцию. Эти процессы разрабатываются специалист технологами и могут осуществляться как при непосредственном участии человеческого фактора, так и с помощью машин и механизмов. На промышленных предприятиях можно классифицировать, по определению Б. М. Генкина по источнику энергии, способу воздействия на предмет да, степени непрерывности и другим основным факторам.
По источнику энергии технологические процессы следует разделять на активные и пассивные. Активные протекают под воздействием машинной или человеческой энергии на предмет труда (например, станочные или сборочные операции, выполняемые как ручным, так и механизированным способом). Пассивные происходят под воздействием естественных сил природы и не требуют специального участия человека или машины. Например, охлаждение металла после его термической обработки, затвердевание строительного фундамента, осуществление так называемого старения корпусных деталей. Пассивные, или естественные процесс требуют затрат труда, но протекают длительное время, сокращения продолжительности которого могут быть пользованы активные технологические методы обработки, скажем, вместо естественного старения искусственная обработка холодом.
По способу воздействия на предмет труда можно различать механические и аппаратурные технологические процессы. Механические выполняются с помощью машин или других инструментов, оказывающих воздействие на изменение формы или состояние материалов. К примеру, изменение вида и размеров заготовки под воздействием резцов, сверл, фрез и других режущих инструментов. При аппаратурных происходит изменение механических или физико-химических свойств предметов под воздействием тепловой энергии химических реакций, различных излучений и т.п. Такие процессы протекают в специальных устройствах или аппаратах, печах, ваннах, сосудах, камерах.
По степени непрерывности технологические процессы бываютдискретные и непрерывные. Большинство работ на предприятиях и в организациях носят прерывный или дискретный характер, и их выполнение может на определенный период останавливаться. Непрерывные процессы производятся без остановки. По виду продукта труда технологические процессы бывают вещественные и информационные, по степени участия человека — трудовые и технические, по затратам способностей — умственные и физические.
Все производственные процессы на предприятиях протекают как совокупность технологических и трудовых процессов, осуществляемых в результате труда руководителей, специалистов и рабочих. Совокупный трудовой процесс представляет собой взаимодействие всех работников предприятия, занятых выполнением своих производственных функций. Простой трудовой процесс характеризуется совокупностью трудовых приемов или функций, выполняемых отдельным работником на своем рабочем месте. Установленные должностные функции, предусмотренные обязанности и соответствующая технология данного производства определяют содержание труда конкретных категорий персонала — от руководителя, менеджера высшего звена до рабочего, исполнителя заданной работы.
Следовательно, содержание труда каждого работника зависит от конкретного рабочего места или должности и от их экономической роли в общей производственной системе, организационной структуре или функциональном аппарате управления предприятием. Чем полнее определены функции каждого рабочего места на предприятии, тем точнее можно установить круг обязанностей и содержание труда каждой категории работников.
В общем виде содержание труда руководителей или менеджеров высшего звена определяется составом и совокупностью тех основных функций, которые они призваны выполнять в своей организации. В зарубежном менеджменте высшее руководство осуществляет следующие важнейшие функции:
— определение общей цели предприятия и приведение ее в соответствие с меняющимся состоянием рынка .
— разработка долгосрочной стратегии развития предприятия и текущее планирование его деятельности .
— обоснование соответствующей организационной структуры предприятия и постоянное ее совершенствование .
— формулировка производственной политики, установление основных видов и объемов производства продукции, выполнения услуг .
— разработка основных направлений проведения научных исследований и выполнения проектно-конструкторских работ .
— утверждение общей концепции маркетинга и правил закупочной политики .
— определение общей линии финансовой политики с учетом рыночной конъюнктуры и платежеспособности предприятия .
— выработка решений в области кадровой политики и социальной сфере деятельности .
— координация работы всех подразделений и служб предприятия, а также руководителей других звеньев управления.
В отечественном менеджменте содержание труда персонала тех или иных категорий в основном зависит от установленных функциональных обязанностей. В службах управления персоналом предприятия в состав основных функций входит обычно комплекс следующих взаимосвязанных видов деятельности:
— определение потребности в работниках различных категорий исходя из стратегии деятельности организации .
— анализ рынка труда и управление полной и эффективной занятостью работников .
— подбор, расстановка и адаптация персонала на производстве .
— планирование карьеры и обеспечение профессионального роста работников .
— создание рациональных условий труда и обеспечение безопасности работы и здоровья персонала .
— организация трудовых процессов рабочих и разработка нормативов затрат труда .
— анализ использования рабочего времени и фактической занятости персонала на производстве .
— управление производительностью труда на предприятии и оценка использования ресурсов .
— обоснование структуры доходов персонала, выбор форм и системы оплаты труда .
— организация изобретательской и рационализаторской деятельности на предприятии .
— участие в разработке коллективных трудовых договоров .
— разработка и осуществление социальной политики предприятия .
— развитие партнерских отношений между работниками и работодателем, профилактика и устранение трудовых конфликтов .
— создание благоприятной трудовой обстановки для рационального использования умственных, физических и предпринимательских способностей персонала .
— разработка предложений, направленных на повышение качества работы, уровня жизни и закрепление персонала на предприятии.
Содержание основных трудовых функций, выполняемых как службой управления персоналом, так и отдельными сотрудниками, во многом зависит от объемов производства, размеров предприятия, сложности продукции, численности и квалификации персонала, степени автоматизации труда и производства, состояния и места предприятия на рынке и многих других внутренних и внешних факторов. Деятельность эта связана с трудом различных категорий работников и требует учета комплекса экономических, организационных, технических, психофизиологических, правовых, социальных и многих других факторов, обеспечивающих высокий конечный результат всего производства и каждого его работника.
Содержание труда персонала на каждом предприятии должно соответствовать внутренним факторам производства и внешним требованиям рынка. На многих японских фирмах разрабатываются специальные программы изменения общего содержания работы, развития содержательности и повышения его результатов. Они способствуют активизации человеческого фактора и включают целый комплекс социально ориентированной деятельности организации:
— наем рабочей силы на определенный период, включая пожизненный срок работы .
— формирование многофункционального и высококвалифицированного рабочего, развитие профессионализма всех работников .
— создание благоприятных условий для обеспечения удовлетворения работников от самого процесса труда, сокращение монотонных работ .
— изменение соотношения возрастных групп в структуре рабочей силы, расширение фронта наиболее интересных работ для всего персонала .
— достижение высоких результатов труда на каждом рабочем месте, всеми сотрудниками фирмы.
Результаты труда персонала на тех или иных предприятиях могут быть выражены различными показателями, характеризующими трудовые достижения отдельных исполнителей или всего коллектива работников. Труд персонала как целенаправленную экономическую деятельность всего предприятия или фирмы в конечном виде можно представить величиной совокупного дохода или общей прибыли. Результаты труда различных категорий персонала определяются такими известными экономическими показателями, как трудоемкость или зарплатоемкость продукции, продуктивность или эффективность труда, рентабельность или фондоемкость производства, материалоемкость или капиталоемкость товара, объем производства или продажи продукции, расход ресурсов или потери времени, качество работы или условия труда и т. п.
Для оценки результатов труда персонала в настоящее время применяется система так называемых трудовых показателей, характеризующих величину затрат и результатов труда или соотношение между ними на единицу продукции, одного работника и т. д., в том числе используются показатели производительности или продуктивности труда.
Продуктивность трудав общем виде характеризуется соотношением объема произведенной продукции и затратами трудовых ресурсов. Этот показатель может определить продуктивность любых экономических ресурсов, скажем, земли, капитала, оборудования, инструмента, материалов и т.д. Показатель продуктивности, или производительности труда, служит критерием экономической эффективности не только определенной трудовой или производственной деятельности, но и всей рыночной системы, а также мерилом развития действующей техники и технологии производства, трудового потенциала и человеческого капитала и, как результат, уровня жизни людей.
Производительность труда на отечественных предприятиях измеряется двумя методами. Первый позволяет определять количество продукции или объем услуг, произведенных в единицу рабочего времени, второй — величину затрат рабочего времени на изготовление единицы продукции или работы. При расчете этих показателей в конкретных производственных условиях представляют научный интерес вопросы о том, какой вид продукции или услуг включать в объем производства (валовую, проданную, чистую) и как наиболее полно учесть затраты труда (живого, овеществленного). В условиях рынка в зависимости объекта расчетов или применяемых исходных данных следует различать показатели производительности труда не только в материальном производстве, но и в сфере оказания услуг, включая и государственные учреждения, а также по отдельным категориям работников или установленным единицам времени — часовую, дневную и т.д.
В практической работе наших предприятий принято рассчитывать уровень абсолютной производительности труда, характеризующий общий годовой объем выпущенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, приходящийся на одного среднесписочного работника (см. формулы 12 и 13).
Качество труда и его оценка. Важнейшим фактором, определяющим эффективность любого рода деятельности человека, наряду с внедрением НТП и рациональным использованием всех видов ресурсов, является качество результатов этой деятельности — продукции, работ, услуг. Качество — одна из сложнейших категорий, с которой человеку приходится сталкиваться в практической деятельности каждодневно. Понятие «качество» неразрывно связано с такими понятиями, как «эффективность», «прибыль», «заработная плата», «уровень жизни». Понятием «качество» человек оперирует при производстве изделий, оказании услуг и рассмотрении произведений литературы, искусства, при подведении итогов обучения и оценке выполнения технологических операций, при анализе работы целых организаций и при выборе предметов первой необходимости.
Качество продукции представляет интерес лишь в той мере, в какой свойства могут удовлетворить определенные потребности человека. Таким образом, в прикладном, производственно-техническом смысле качество определяется не совокупностью свойств, а лишь той их частью, которая имеет значение для удовлетворения конкретных потребностей человека, производства.
Академик С. Г. Струмилин в этой связи подчеркивает: «Прежде всего, напомним, что труд мы рассматриваем как известный физиологический процесс, а соответствующую работу — как объективный результат этого процесса… Сопоставляя понятие труд и работа, мы определяем работу как объективный результат труда». Следовательно, понятия качества труда и качества работы по своему содержанию существенно различаются, хотя и тесно связаны друг с другом (эту связь в дидактических целях можно представить в виде следующего равенства: качество труда + качество продукции = качество работы).
В экономике труда термин «качество труда», за неимением другого, применяют как обобщенную характеристику квалификационной сложности труда в целях построения тарифной системы оплаты труда. Наконец, в последнее время появилась точка зрения, смысл которой сводится к следующему: поскольку как годные, так и дефективные изделия учитываются при оценке результатов производственной деятельности работника, это сказывается на его заработной плате, и специально заниматься оценкой качества исполнения нет необходимости. Утверждается, что качество труда должно рассматриваться лишь с точки зрения критериев результативности труда и экономичности затрат. Под результативностью труда понимается выпуск конкурентоспособной продукции, а под экономичностью затрат — продуктивность использования вещественных ресурсов. Нетрудно заметить, что в данном случае имеет место смешение двух понятий — «качество работы» и «качество труда».
Опираясь на отечественный опыт управления качеством продукции, дадим следующее определение понятия качества труда: это совокупность свойств процесса труда работника (подразделения, организации) осуществляемого в конкретных условиях производств обеспечивающих получение качественного результата работы — продукции, товара, услуги.
Качество труда является важнейшим фактором, оказывающим влияние на качество продукции. Приведем ряд друг терминов и определений, входящих в понятийный аппарат квалиметрии (науке об оценке качества), таких как показатель качества труда, комплексный показатель качества труда, базовый относительный показатель качества труда, уровень качества труда, оценка уровня качества труда, управление качеством труда.
Показатель качества труда — количественная характеристика свойств процесса труда, входящих в состав его качества. Комплексный — показатель, относящийся к нескольким свойствам, характеризующим качество труда. Базовый — показатель качества труда работника, принятого за исходный при сравнительных оценках качества труда. Относительный — отношение показателя качества труда данного работника к соответствующему базовому показателю. Уровень качества труда — относительная характеристика качества труда работника, основанная на сравнении совокупности показателей качества его труда с соответствующей совокупностью базовых показателей. Оценка уровня качества труда — совокупность приемов, включающих выбор номенклатуры показателей качества труда, определение их численных значений, базовых, а затем и относительных показателей с целью выбора оптимальных решений при управлении качеством труда работников. Управление качеством труда — обеспечение необходимого уровня качества труда работников, осуществляемое путем систематического контроля качества их труда, анализа результатов и последующего целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество труда.
Вопросы оценки производственной деятельности рабочих и сотрудников аппарата управления еще не нашли своего оптимального решения. Из пяти необходимых и достаточных условий успешной работы, сформулированных современной наукой об управлении в любой сфере человеческой деятельности, — знать, уметь, успевать, оценивать, стимулировать — вопросы оценки качества наиболее сложны. Правильным при этом было бы исходить из количественного измерения личных качеств работника, качества его труда и результатов трудовой деятельности. Однако практически пригодных методик измерения личных качеств и результатов трудовой деятельности — вклада работника в общее дело пока нет. В отечественной промышленности сложилась и получила распространение, наряду с другими факторами, влияющими на качество продукции, количественная оценка труда работников.
На практике находят применение следующие виды показателей оценки качества труда: коэффициент качества труда . количество возвратов продукции в связи с допущенными при ее изготовлении дефектами . сокращение потерь от брака против допустимого уровня или выход годного продукта . снижение количества обоснованных рекламаций, выход высших сортов, балльная оценка и некоторые другие показатели.
Анализ, оценка и самооценка результатов труда. Аттестация персонала. Современная рыночная система управления персоналом, основанная на эффективном использовании ограниченных экономических ресурсов в процессе производства, предполагает систематический анализ и оценку всех видов выполняемых работ, действующих на предприятии процессов труда и полученных результатов, служит экономической основой не только совершенствования управления трудовыми ресурсами, рабочей силой, но и рационального расходования всех производственных ресурсу сбережения человеческого капитала. Перед всеми категориями работников стоят проблемы снижения уровня текущих затрат и повышения конкурентоспособности предприятия, дохода и совокупной прибыли, уровня платежеспособности фирмы и личных доходов работников.
В современном производстве основным показателем экономический эффективности является высокая прибыль, образующаяся за счет наиболее полного использования всех организационных ресурсов, главным образом трудового потенциала и предпринимательских способностей работников предприятия. На основе анализа содержания трудовой деятельности и оценки показателей выполнения работы можно установить вклад каждого сотрудника или отдельной рабочей группы в общие результаты всего предприятия. Основным критерием для оценки го вклада работников должны стать показатели результативности их трудовой деятельности, качества выполнения закрепленных работ или установленных должностных функций, уровень творческой активности.
Анализ содержания и оценка выполнения всякой работы — процесс творческий и весьма сложный. Из этого следует, что руководитель любого уровня управления должен знать не только содержание своей работы, но и всех исполнителей соответствующей профессиональной группы или руководимого подразделения. Содержание каждой конкретной работы на предприятии регламентируется существующей для данной категории специалистов должностной индукцией или действующей технологией. Разумеется, что каждый исполнитель должен также весьма подробно знать цели и задачи предстоящей работы, технологию и методы ее выполнения. Без этого невозможно реализовать основные функции управления трудом, обеспечить рациональное использование ограниченных производственных ресурсов.
Анализ трудового и технологического содержания работ, выполняемых производственных функций и должностных обязанностей, требуемых теоретических знаний и практичен их умений необходим для выработки правильных управленческих решений о профессиональном отборе персонала, приеме и расстановке работников, их закреплении и перемещении по рабочим местам и т.д. Многие перечисленные функции определяют основное содержание самой трудовой деятельности менеджеров по управлению персоналом на промышленных предприятиях и фирмах и, естественно, требуют систематического анализа эффективности выполнения управленческих функций.
Анализ и оценка работы каждого сотрудника — основа текущей кадровой политики и стратегическая программа совершенствования управления персоналом всех категорий. Для определения содержания основных видов трудовой деятельности и важнейших итоговых результатов может быть использована структурно-диагностическая модель управления персоналом, характеризующая механизм взаимодействия трех главных объектов производства: людей, факторов и организаций. В этой модели содержание и эффективность деятельности персонала предприятия можно оценить на основе данных анализа рабочих мест, набора персонала, обучения кадров, соблюдения трудовой дисциплины, результативности труда, планирования карьеры, оплаты труда и т. д.
В качестве основных оценочных критериев эффективности кадровой политики могут применяться такие показатели, как результативность труда, соблюдение законодательства, удовлетворенность трудом, наличие прогулов, текучесть кадров, количество конфликтов и жалоб, частота травматизма и др. Конечные результаты деятельности предприятия оцениваются показателями конкурентоспособности продукции и услуг. Личные качества работников характеризуются способностями, образом мышления и склонностями, предпочтениями, интересами и мотивами и т. д.
Особое значение придается оценке результативности труда. С целью повышения объективности, достоверности и точности исходных оценочных данных предусматривается соблюдение следующих основных требований:
— обоснование стандартов результативности труда и критериев оценки для каждого рабочего места .
— выработка процедуры проведения аттестации, устанавливающей кто, когда и как ее будет осуществлять .
— определение персонально ответственных за проведение оценки труда сотрудников .
— сбор необходимых данных о результативности труда аттестуемых работников .
— расчет основных показателей результативности труда работников и обоснование оценки .
— обсуждение оценки с работником и принятие решений о результатах аттестации.
В процессе проведения аттестации работников по критерию результативности труда возникает необходимость правильного решения не только простых практических во сов типа: кого, что, где и как оценивать, но и более сложных научных проблем: какие показатели выбрать в качестве основных, как произвести измерение затрат и результатов, каким образом отразить индивидуальные и групповые результаты? Остановимся более подробно на применении таких экономических показателей, как эффект и эффективность, продуктивность, результативность, и методах их практического расчета.
Всякий эффект показывает степень достижения некоторого заданного результата: как выполнена работа по производству товара и услуги, удовлетворяет ли она потребителя и будет ли продана, по какой цене ее можно продать, какова возможная прибыль? При оценке эффекта выполняется сравнение фактических или ожидаемых показателей установленным стандартом, некоторым эталоном, за ранее принятой целью и другими сравнительными данными. Вполне понятно, что оценить реальный эффект в разных сферах трудовой деятельности человека не всегда возможно практически, так например, в творческих видах труда. Однако в целом можно сказать, что эффект в общем виде представляет собой разность между результатами и затратами, между ценой товара и его себестоимостью, между плановыми (нормативными) и фактическими значениями показателя и т. д.
Эффективность характеризует отношение полученного эффекта и затрат на его достижение. В обычной практике показатель эффективности выражает величину дохода (прибыли) на единицу затрат, к примеру, рентабельность изделия, труда и производства.
Продуктивность является также одним из показателей эффективности использования различных ресурсов. Она определяется отношением объема производства продукции к стоимости того или иного вида ресурсов. В зависимости от используемых в расчете данных следует различать несколько показателей продуктивности: производительность труда, трудоотдача, капиталоотдача, материалоотдача, фондоотдача и т. д.
Все вышерассмотренные показатели в определенной мере выражают эффективность или результативность труда и вполне могут применяться при оценке трудовой деятельности персонала. Главная же задача при этом состоит в том, чтобы правильно измерить личные, групповые или внутрифирменные показатели результатов и затрат труда.
В отечественном и зарубежном менеджменте большое распространение при оценке персонала получили следующие методы.
Балльные — основанные на оценке заслуг работника по отдельным заранее выбранным показателям, характеризующим общие результаты его деятельности в течение длительного периода работы, а также стаж работы, образование, квалификацию и др. Каждый фактор оценивается в баллах по определенной цифровой шкале, например: превосходно, отлично, хорошо, ниже ожидаемого, удовлетворительно или неудовлетворительно.
Целевые — предполагающие оценку работы по степени достижения намеченных целей. Такая система оценок основана на разработке и учете выполнения индивидуальных целей работника, согласованных с руководителем, а также планов повышения квалификации и перемещения персона развитии инициативы и личной заинтересованности работника в служебном росте и повышении результатов работы.
Сравнительные — предусматривающие оценку аттестуемого сотрудника руководителем подразделения на основе сравнения его результатов с работой других специалистов. При оценке сотрудников руководитель по результатам работы за аттестационный период устанавливает каждому из них ранг — место по принципу от первого до последнего. Все сотрудники отдела распределяются по группам в процентном соотношении, например, лучших — 10, хороших — 20, средних — 40, отстающих — 20, худших — 10%.
Психологические методы заключаются в использовании при оценке персонала специальных тестов, устных собеседований и практических упражнений, с помощью которых выявляются степень развития способностей сотрудников и их склонность к определенным видам трудовой деятельности. Эти методы используются в основном для выбора работников с лидерскими способностями для замещения должностей руководителей различных подразделений и служб.
В последние годы в зарубежном менеджменте, кроме традиционных методов, появились и новые, нетрадиционные способы оценки персонала. Они предусматривают проведение аттестации работников не только руководителями, но и самими сотрудниками. В этом случае коллективная оценка сотруднику рабочей группы или подразделения предприятия дается с учетом его способности работать в профессиональной группе или трудовом коллективе, а также его склонности к творчеству, освоению новых работ и практических навыков и т.д. К числу новых методов относится и так называемая всесторонняя аттестация, при которой каждый сотрудник оценивается одновременно с трех позиций: своим руководителем, коллегами и подчиненными.
Выбор метода аттестации сотрудников, как и оценка выполнения работы, является для каждой организации весьма сложной научной и практической проблемой, предусматривающей анализ содержания работы, сбор информации о выполнении работы, обоснование оценочных показателей и т. п. Применяемая система аттестации должна учитывать целый ряд таких факторов, как стратегические цели предприятия, состояние внешней среды, организационную структуру и культуру организации, а также отражать традиции персонала, характеристики рабочей силы, важнейшие компоненты трудового потенциала, качество и уровень жизни персонала.
Оптимальная оценка совершенной сотрудником деятельности является одной из наиболее важных задач управления персоналом в организациях. Можно сказать, что на практика именно с появлением системы формальной оценки совершенной деятельности возникает и самоуправление как научный метод. В этой связи необходимо вспомнить основные выводы знаменитого доклада Тейлора «Система сдельной оплаты», прочитанного им в Американском товариществе инженеров-механиков в 1895 году, в котором были впервые поставлены основные задачи в этой области:
— заработную плату следует платить человеку, а не рабочему месту .
— трудовые нормы должны быть основаны на их точных знаниях, а не на догадках .
— благодаря этим нормам производятся более дешевые продукты, и рабочие получают более высокую зарплату .
— оплата труда, основанная на точном знании, создает лучших работников, дает им возможность больше работать, устраняет все причины нерадивого отношения к труду, создает дружеские отношения между рабочими и предпринимателями.
Необходимым и важным элементом всех современных систем оценки совершенной работы является наличие адекватной системы самооценки. Включение этой системы в общий механизм оценки деятельности сотрудника позволяет преодолеть ряд «острых» (конфликтных) моментов, которые могут возникнуть. Сглаживание противоречий между руководством и персоналом облегчает процесс формальной оценки.
Особая роль в оценке кадров принадлежит их аттестации. При этом, пожалуй, важное значение имеет коллективное оценивание деятельности работника. Поэтому эффективность аттестации, ее объективность во многом будут зависеть от степени, уровня подготовленности коллектива к осуществлению такой работы. В первичном коллективе люди практически всегда находятся в непосредственном контакте, основанном на совместно выполняемой работе и общении, что создает благоприятные условия для изучения человека. Однако непосредственный контакт нередко способствует формированию ошибочного мнения о том или ином работнике. Причина такой ошибки заключается в недифференцированном восприятии человека как работника и партнера по общению. Во избежание односторонней идентификации качеств личности аттестационное собрание следует проводить в полном составе, сосредоточивая внимание коллектива вначале на положительных качествах сотрудника. При этом надо сделать короткое напоминание, желательно письменное, о том, что необходимо первую очередь рассмотреть, обсудить, т.е. направить аттестационное собрание на эффективную, плодотворную работу. Рассматривают: содержание работы, выполняемой аттестуемым . качество его работы за оцениваемый период . соблюдение аттестуемым технологической дисциплины проявление активности в выполнении работы (новшества и рационализация, принятие на себя ответственности за выполненную работу, выполнение дополнительных обязанностей и функций) . сотрудничество с коллегами и оказание им помощи в работе . проявление активности в общественной деятельности . соблюдение трудовой дисциплины . отношения с товарищами по работе . поведение вне коллектива . рекомендации по совершенствованию личной работы, преодолению личных недостатков в контактах, общении и поведении в коллективе . личный вклад работника в результаты деятельности коллектива.
При аттестации широко используют метод экспертных оценок, поэтому важно тщательно подобрать компетентных специалистов, создать атмосферу деловитости, профессионализма, изучить трудности, недостатки в работе, с которыми сталкиваются работники.
Стиль работы аттестационной комиссии также оказывает значительное влияние на результаты аттестации. Главное — внимательное отношение к человеку, к его трудностям и проблемам. Итог аттестации может быть отражен в характеристике, которая должна по возможности дать целостный образ личности. Во избежание безликости, односторонности предлагается следующая схема характеристики:
1. Фамилия, имя, отчество характеризуемого, его возраст.
2. Образование, стаж работы на данном предприятии, (учреждении), в данной должности.
3. Должностные обязанности, не вызывающие затруднений, и наоборот.
4. Качество выполнения работы в сложных ситуациях, например, при наличии дефицита ресурсов, нарушении производственного ритма и т.п.
5. Отношение к нововведениям и их внедрению: активно внедряет, сопротивляется, проявляет инертность.
6. Отношение к критике со стороны руководства и подчиненных.
7. Стиль личной работы: организован, пунктуален, собран, дисциплинирован или не обладает такими качествами.
8. Отношение с подчиненными и умение поддержать в коллективе благоприятный морально-психологический климат.
9. Верность данному слову.
10. Скромность в личных потребностях.
11. Подписи руководителей, утвердивших характеристику.
Оценка результатов деятельности служит трем целям: административной, информационной и мотивационной.
Административные цели — повышение по службе, понижение, перевод, прекращение трудового договора. Исходя из оценки деятельности человека, ему можно предложить тот или иной пост (должность), при этом очень важно выяснить, насколько он пригоден именно для этой работы. К сожалению, иногда повышают тех работников, которые хорошо исполняют обязанности, но не располагают потенциалом для эффективной работы в новой должности. Перевод можно использовать, чтобы расширить опыт работника, а также в тех случаях, когда руководство считает, что работник будет работать более эффективно на другой должности или в другом подразделении.
В случаях, когда работнику сообщили оценку результатов его труда и предоставили достаточные возможности для ее улучшения, но он не хочет или не может работать по стандартам организации, трудовой договор с ним должен быть расторгнут во имя реализации целей организации.
Информационная цель — информирование людей об относительном уровне их работы.
Мотивационная цель — побуждение к эффективному труду. Определив сильных работников, организация может вознаградить их благодарностью, зарплатой или повышением в должности. Систематическое положительное подкрепление поведения, ассоциирующегося с высокой производительностью, должно вести к аналогичному поведению и в будущем.
