X-PDF

Одно- и двунаправленная связь

Поделиться статьей

а) однонаправленная связьмаленький ребенок (ребенок какой? — маленький) – направление от главного к зависимому компоненту.

б) двунаправленная связь (не двойная!), когда оба компонента обуславливают друг друга. Связь такого рода проявляется между подлежащим и сказуемым, выраженным личной формой глагола: глагол-сказуемое задает падеж существительного, а существительное-подлежащее – лицо, число глагола (ребенок спит).

Данная связь является исключительно связью уровня предложения, в которой соединяются словоформа и словоформа, являющиеся взаимозависимыми компонентами. Эта особая связь называется координация (термин Н.Ю.Шведовой).

5. Чем предопределена (задана, обусловлена) связь? (только к подчинительной связи)

«Значение слова» может пониматься двояким образом: как собственно лексическое значение и как грамматическое значение (ГЗ), присущее слову, как части речи:

Лексическое значение Грамматическое значение
(выражается корнем) (выражается флексией)
Значение слова приписывает ряд грамматических категорий

Сравним два слова:

Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1517
ДОМ ИЗБА
ЛЗ: Здание, строение, предназначенное для жилья (а также квартира) или для размещения учреждений и предприятий . заведение. жилой дом, каменный дом ЛЗ: русский деревянный (срубный) жилой дом, преимущественно деревенский, сельский. * жилая изба, *каменная изба
ГЗ: общее категориальное значение — предметность ГК: род – мужской (классифицирующая категория) число – единственное (словоизменительная) падеж – И.п. (словоизменительная) деревянный дом ГЗ: общее категориальное значение — предметность ГК: род – женский (классифицирующая категория) число – единственное (словоизменительная) падеж – И.п. (словоизменительная) деревянная изба

Связь в словосочетании может предопределяться как лексическим значением (семантикой), так и грамматическими характеристиками причем как главного, так и зависимого компонентов.

а) грамматическими свойствами компонентов (частеречной принадлежностью) – главное слово может принимать любые присущие ему грамматические формы, и для любой формы главного слова всегда есть соответствующая форма зависимого (например, при согласовании). При этом связь не зависит от конкретного лексического значения компонентов и сохраняется даже в асемантических сочетаниях (глокая куздра, зеленые идеи). Таким образом, в данном случае связь обусловлена грамматическими свойствами главного компонента и грамматическими свойствами зависимого компонента.

б) лексическими свойствами компонентов – как правило справедливо для словосочетаний со связью примыкание, где зависимым компонентом является неизменяемое слово. Поскольку в словосочетании нет формального выражения зависимости, то соединение происходит на неформальной смысловой основе: крепко спать, любить рисовать, ехать налево.

Такой способ предопределения связи характерен и для «информативно недостаточных слов», требующих обязательного конкретизирующего дополнения, восполняющего семантическую недостаточность главного слова. Например: очутиться (где?), оказаться (где?), выглядеть (как? каким? кем?)

в) лексико-грамматическими свойствами компонентов – например, связь глаголов движения (ехать, идти, двигаться, направляться и т.д.) обусловлена не только грамматической формой главного компонента, но и его лексической семантикой (движение), требующей распространения определенными словоформами со значением конечного пункта этого движения: ехать в деревню, плыть к берегу, идти на завод и д.т. Также от зависимой словоформы требуется не только способность образовывать предложно-падежные формы (ехать в деревню, ехать к тёте и т.д.), но и семантика («конечный пункт движения, направление движения»). Таким образом, данная связь обусловлена лексико-грамматическими свойствами главного компонента и лексико-грамматическими свойствами зависимого компонента.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1517

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1517


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1517


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1517


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1517


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1517


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет