X-PDF

Односоставные предложения в поэзии поэта-земляка Н.М.Михеева

Поделиться статьей

Муниципальное бюджетноеобразовательное учреждение

 

«Станционно — Ребрихинскаяобщеобразовательная школа»

 

Ребрихинского района Алтайскогокрая

 

Исследовательская работа

 

Односоставныепредложения

встихотворениях поэта-земляка  Николая Михайловича Михеева

 

Выполнилработу:

Ученик11 класса МБОУ

«Станционно-РебрихинскаяСОШ»

ШабалинаКристина

Руководитель:Цацура Елена Валентиновна

учительрусского языка и литературы

МБОУ«Станционно-Ребрихинская СОШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Станция Ребриха 2019г.

 

 

 

Краткаяаннотация

 

Даннаяработа  посвящена исследованию односоставных предложений в стихотворенияхпоэта-земляка   Николая МихайловичаМихеева. Такие предложения помогают передать авторский замысел, раскрываюттончайшие оттенки поэтической речи поэта. При исследовании были использованы сборники стихотворений «Свет уходящего дня», «Катятся времени волны». Поэтактивно использовал в своём творчестве односоставные предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

                    

                                    Стр.                        

I.                   Введение                                                                                                         1-2

 

II.                 Основнаячасть                                                                                             3-8

 

1.      Словоо поэте-земляке            Николае Михайловиче Михееве                  3

 

2.      Изучениеодносоставных предложений (обзор литературы)                                                3-4

 

3.      Определенно-личныепредложения                                                              4-5

 

4.      Неопределенно-личныепредложения                                                          5-6

 

5.      Безличныепредложения                                                                                6-7

 

6.      Назывныепредложения                                                                                 7-8

 

III.               Заключение                                                                                                     9

 

IV.               Списокиспользуемойлитературы                                                             10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                    Введение

В русском языке наряду с простыми двусоставными предложениямисуществуют односоставные предложения. Известно, что различные видыодносоставных предложений неодинаково распространены в речи. Нам показалосьинтересным понаблюдать за ролью односоставных предложений в поэтическихтекстах. В качестве материала мы выбрали стихотворения  нашего поэта-землякаНиколая Михайловича Михеева.

Тема нашего исследования«Односоставныепредложения в стихотворениях поэта-земляка Николая Михайловича Михеева».

Объектисследовательской работы — лирика  поэта-землякаНиколая Михайловича Михеева. При исследовании использовались  сборники егостихотворений Свет уходящего дня, Катятся времени волны.

Предметисследования – односоставные предложения, используемыеНиколаем Михеевым в своих стихотворениях.

Гипотеза—  односоставные предложения, как никакие другие, показывают богатство языковыхсредств русского языка, способны привлечь внимание к наиболее важному встихотворении. Предположим, что данный вид предложений широко используется влирике Николая  Михеева.

Цель исследовательской работы: исследованиестихотворений Николая Михайловича Михеева на наличие односоставных предложений;определение позиции автора  через синтаксические языковые средства, а именно,односоставные предложения.

Методы исследования:

·        анализ

·        сравнение

·        обобщение

Задачи исследования:

1.Познакомиться сбиографией поэта, которая, естественно, оказывает влияние на творческиезамыслы, на выражение авторской позиции в творчестве.

2. Изучить стихотворенияНиколая Михайловича Михеева.

3. Определить темы иидеи  стихотворений.

4. Подробно изучить видыодносоставных предложений, их особенности.

5. Найти стихотворения содносоставными предложениями.

6. Определить влияниеданного вида предложений на поэтику произведения, выражение основной мысли.

 

Выполненнуюработу мы считаем актуальной, так как она способна привлечь внимание ктворчеству поэта-земляка. Проведя опрос учителей-филологов школы о трудностях,возникающих при изучении темы «Односоставные предложения», сделаны выводы, чтоданная тема вызывает немало вопросов в понимании школьников. Учителя-филологиотмечают трудности, возникающие при изучении темы «Односоставные предложения». Но как никакая другая она раскрывает богатство языковых средств русского языка.Наша работа помогает изучать данную тему, опираясь на краеведческий материал.

Такимобразом, данная работа может найти своё практическое применение при изученииодносоставных предложений на уроках русского языка в 8 классе, на урокахвнеклассного чтения при знакомстве с творчеством поэта-земляка НиколаяМихайловича Михеева, а также во внеклассной воспитательной работе (проведениевечеров поэзии, литературных гостиных…). Частично материал данного исследованияможет быть использован при осуществлении социального проекта о творческих людяхрайона. 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.08%
НЕТ
41.92%
Проголосовало: 897

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основная часть

 

1.     Слово о поэте-земляке Николае МихайловичеМихееве      

          

НиколайМихеев родился 18 мая 1922 года в селе Макарово Тюменцевского района Алтайскогокрая в большой дружной семье.   Мать умерла рано, осталось 5 детей, и отецженился на женщине с тремя детьми. Учился в Усть-Мосихинской средней школе.Закончил 9 классов. Сначала увлекался рисованием, а затем стал писать стихи,был редактором школьной газеты. Первое стихотворение о поэте В.Маяковском былонаписано для школьной газеты. Любил литературу. В 1940 Николаю Михееву было 18лет, ему молодому, грамотному юноше предлагаю работать в селе Тюменцевосекретарём суда. Он уже стал печататься в газете и тут война.

 НаправилиНиколая Михеева в г. Москву в Московское Краснознамённое пехотное училище.     А споткнулся он под Любанью в январе 1944 года, когда до прорыва блокады и доконца войны осталось не так уж много. Лёг снаряд и 6 часов старший лейтенантМихеев без сознания пролежал на холодном ветру. Нашёл его комиссар полка, апотом на фанерной волнушке привезли Николая Михеева в медсанбат. И началосьдолгое лечение в госпиталях Ленинградской, Свердловской областях, городе Чите.

   Вдекабре 1944 года после госпиталя Николай Михеев приезжает в тыл, в селоМакарово. Работает судебным исполнителем в селе Тюменцево, знакомится с будущейженой Софьей Ивановной, которая работала бухгалтером в сельпо. А 3 февраля 1945года они женились.

   В 1950году семья переезжает на Конезавод Тюменцевского района, где он работаетосвобождённым секретарём парткома до 1956 года.

На станциюРебриха Николай Михеев приехал с семьёй в 1963 году. Сначала работал наэлеваторе зав. Кадрами, а через два года назначили директором лесоторговогосклада, оттуда и ушёл на пенсию. У Николая Михеева была крепкая дружная семья.Вырастили троих детей. Помогают растить 6 внуков и уже есть 13 правнуков. ССофьей Ивановной Николай Михайлович прожил 61 год.

   Вавгусте 2010 года Н.М.Михеева не стало. В 2012 году, в доме, где проживал поэт,открыта мемориальная доска. Сельской библиотеке Шелаболихинского района в селеМакарово присвоено имя братьев Михеевых.

 НиколайМихайлович Михеевявляется автором сборников стихов

 

2. ГЛАВА 1

2. Изучение односоставныхпредложений

 

Односоставныепредложения — это простые предложения, состоящие из одного главного членаподлежащего или сказуемого, которого вполне достаточно, чтобы выполнить рольосновы предложения. Разнородность синтаксического типа безличных предложенийприводит к тому, что проблематика его изучения не может быть ограничена лишьвопросами специфики синтаксических категорий в чисто языковом плане или в ихотношении к логическим категориям.

Но ещё в17 веке М.В. Ломоносов писал об определенно-личных предложениях, что «умолчание»личных местоимений перед спрягаемыми формами глаголов «украшению служит».

Идея такназываемой «грамматической оппозиции» «двусоставное/односоставное предложение»в русском синтаксисе принадлежит академику Алексею Александровичу Шахматову.Как известно, впервые понятие двусоставности/односоставности предложения по егосинтаксической форме четко сформулировал академик А.А.Шахматов в своем«Синтаксисе русского языка». Им же были введены и сами термины: «односоставноепредложение», «двусоставное предложение».

Большуюработу по исследованию данного вида предложений провел А.М Пешковский,известный языковед, специалист по грамматике и стилистике русского языка, авторкниги «Русский синтаксис в научном освещении».  А. М Пешковский рассматриваемыепредложения характеризовал как специфический тип русского предложения,разделив  их, вероятно, впервые на глагольные безличные, глагольныенеопределенно-личные, глагольные обобщенно-личные, номинативные иинфинитивные.       

На уровнесовременного русского языка над изучением грамматической формы односоставныхпредложений работают многие ученые — филологи. К их числу принадлежит ВераВасильевна Бабайцева, автор учебных пособий и научных статей по современномурусскому языку, которая проанализировала связи односоставных предложений сдругими типами простого предложения — двусоставными, описала их структурныесвойства, уделила значительное внимание переходным (промежуточным)конструкциям, стоящим на грани между односоставными и двусоставнымипредложениями.

Односоставныепредложения лаконичны и динамичны, они придают художественному тексу живуюразговорную интонацию, именно поэтому этот тип предложений широко используетсяв поэзии А. Блока, А. Фета, А. Ахматовой, А. Пушкина.   Соответственно, вомногих исследовательских работах, посвященных творчеству данных поэтов,отмечается, что односоставные предложения являются одним из ярких средствречевой выразительности при создании поэтического образа. 

Творчествоже Н.М.Михеева остается малоизученным. Данная работа способна привлечь вниманиек творчеству поэта-земляка, показать глубину и разнообразие его мыслей,нравственную красоту его личности.

 

 

3. Определённо-личные предложения

Этоодносоставные предложения со сказуемым — глаголом в форме 1-ого или 2ого лица.Глагол в предложениях этого типа не нуждается в обязательном наличииместоимения, так как в его форме уже заключено указание на вполне определенноелицо.

СтихотворенияНиколая Михеева богаты определенно-личными предложениями, так как именно онипомогают автору приблизиться к читателю, несут на себе доверительную интонацию.

Стоюна невидимой грани
Меж школой и жизнью — привет!
А жизнь оказалась мне странной,
Как Блоку холодный рассвет.

 

     

Во всехданных примерах, сказуемые смотрю, найду, возвращаюсь выраженыглаголом, стоящим в форме 1-го лица ед. ч. Эта форма удобна для передачисобственных наблюдений, воспоминаний. В таких предложениях не обязательноподлежащее, так как оно уже подсказано окончанием сказуемого (живет в этомокончании).

 Н.Михеевоправданно употребляет в данных и подобных этим стихотворенияхопределенно-личные предложения. Употребление местоимения Ясделало бы предложения громоздкими, неповоротливыми, перетянуло бы внимание насебя. В этом случае главной в стихотворениях стала бы фигура автора, а этопротиворечит авторскому замыслу и идее стихотворений.

 А.М.Пешковский на этот счет писал: «…предложения с местоимениями являют собойречь более вялую, разжиженную, спокойную, но ничем не более ясную».

 

 

НиколайМихайлович  широко использует в своих стихотворениях определенно-личныепредложения с глаголами повелительного наклонения, стоящими в форме 2-го лицаединственного и множественного числа.  В данных стихотворениях это глаголы твори,будь, пиши, не завидуй, спеши, стремись, любите. Именно они придаютэкспрессию жизненным ситуациям, которые передает в своем произведении нашземляк. Личная форма сказуемого активизирует читательское восприятие: поэт какбы вовлекает читателя в решение поставленной проблемы.

 

4.Неопределённо-личные предложения

Неопределенно-личныепредложения — это односоставные предложения со сказуемым — глаголом в форме3-го лица множественного числа.  Данный тип предложений может употребляться,если не имеет значения, кто совершает действие, если автор не хочет назватьдействующее лицо или не знает его. О свойствах неопределенно-личных предложенийпишет А.М. Пешковский: «Все сосредоточено на действии, действующее лицонамеренно устранено из речи, намеренно представлено как неизвестное,неопределенное».  По эмоциональной окраске неопределенно-личные предложениятоже могут быть различны. В неопределенно-личных предложениях глагол-сказуемоеможет быть употреблен в форме любого времени.

Закроют церковь. Мужиков,
Кто побогаче — раскулачат…
А я, пацан, ловлю жуков
И в коробок пустой их прячу.

 

 

Необходимоотметить, что неопределенно-личные предложения менее частотны по употреблению всовременном русском языке, чем определенно-личные, так как сфера ихупотребления более узкая. В стихотворениях Николая Михеева  такие предложениявстречаются редко. И всё-таки употребление неопределённо-личных предложенийпозволяет автору акцентировать внимание на глаголе-сказуемом, то есть надействии, в то время как субъект действия отодвигается на задний планнезависимо от того, известен он читателю или нет.

5. Безличныепредложения

Этоодносоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может бытьподлежащего. Но отсутствие подлежащего не ведет к их структурной неполноте.«Наиболее употребительная и самая пестрая по структуре разновидность», — такэти предложения характеризуются В.В. Бабайцевой. Безличные предложения широкопредставлены и в исследуемых стихотворениях.

Деревьям припудрило плечи,

Надела папахи на пни

И видно далече-далече

В такие вот зимние дни.

Безличныепредложения помогают выразить желания поэта:

В том селе есть такой магазин,

Повезет – можно хлеба купить.

А над нами июньская синь –

И так хочется пить.

Состояниеего души:

Забыть ли дни детства… В лесах,
В садах ли, в приречных ли ивах, 
Звенели для нас голоса
Малиновок, пеночек, иволг.

 

 

Сказуемое намеловыражено личным глаголом, стоящим в безличной форме, а также словами категориисостояния солнечно, приветливо, светло. Такие формы широкоиспользуются для изображения явлений природы, указывают на её особое состояние.

 

 

 

Еще одночетверостишие, описывающее красоту родной степи. Сказуемое в безличномпредложении выражено словом нет, при котором нет и не может бытьподлежащего.

6.Назывные предложения

           Это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член —подлежащее. Такие предложения сразу вводят читателя в обстановку действия.

Называяпредметы, писатели рисуют картины природы, обстановку, описывают состояниегероя, дают оценку окружающему миру.         

            Приведёмпримеры одной из особенностей синтаксиса Н.М. Михеева: употребление цепочкиодносоставных назывных предложений, выделяющих определённые предметы ипризнаки. Отдельные детали, как на фотографии, позволяют запечатлеть образ: 

Коряги. Пни. Болото моховое.

Не здесь ли леший гнездавьет?

На чахлых соснах потемнелахвоя.

И ключ из-под колоды бьет.

 

 

Яркиештрихи в виде назывных предложений представляют общую картину жизни. Н.М.Михеев дает читателю возможность самостоятельно додумать, довоображать,представить всю картину в целом.

Сорок первый. Война уж…
Весь в дыму горизонт.
Не жениться, ни замуж —
Мы хотели на фронт.

 

 

Назывныепредложения позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннеесостояние героя; сосредоточив наше внимание на отдельных предметах, автор темсамым выделяет их из всей обстановки. Эти детали представляются поэту, а вследза ним и читателю особо важными, помогают воссоздать картину в целом, а вселишнее, ненужное опускается.

деталипредставляются поэту, а вслед за ним и читателю особо важными, помогаютвоссоздать картину в целом, а вселишнее, ненужное опускается.

Многоэтажки. Грязь и теснота.

И городок не красящая насыпь

В заобье уходящего моста

И красота уже так мало значит.

 

 

III. Заключение

 

Такимобразом, исследовав стихотворения Николая Михайловича Михеева, мы пришли квыводу, что поэт активно использует в своем творчестве односоставныепредложения. Они помогают передать авторский замысел, раскрывают тончайшиеоттенки поэтической речи поэта, придают речи лаконизм, экспрессию, динамику,дают возможность избежать излишнего повторения.

Наиболееупотребительными оказались определенно-личные и безличные предложения, режеупотребляются неопределённо-личные и назывные предложения. На наш взгляд,автору наиболее важны действия и состояния конкретного лица, лирического героястихотворения.

Послезнакомства с лирикой поэта-земляка возникает желание продолжить дальнейшуюработу по исследованию не только синтаксических конструкций стихотворенийНиколая Михеева,  но и проследить за языковыми средствами, средствамихудожественной выразительности,  рассмотреть лексический состав стихотворений.Поэтому считаем необходимым продолжить начатую работу по исследованиютворчества нашего земляка- поэта земли ребрихинской  Николая МихайловичаМихеева.

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.     Розенталь Д.Э.Практическая стилистика русского языка / Под ред. И.Б. Голуб. 3-е изд., испр.М.: Рольф, 2001.

2.     Пешковский А.М. Русскийсинтаксис в научном освещении. М.: Просвещение, 1956.

3.     Бабайцева В.В. и др.Русский язык. Теория. 5–11-е кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.:Дрофа, 2009.

4.     Бархударов С.Г. и др.Русский язык: Учеб. для 8-го кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение,2010

5.     Исследовательский проект по русскому языку //Русский язык, № 38/98.

6.     Рухленко Н.М.Односоставные предложения в художественном тексте // Русский язык в школе.2001. № 5.

7.     Газета «Алтайская правда» №20. 2008г

8.     Журнал «Сибирские огни».№5. 2008г

9.      Литературный журнал «Пикет» №1. 2012г

10.  Сборник стихов «Свет уходящего дня» Н.М.Михеев. 2008г

11.  Сборник стихов «Катятся времени волны» Н.М.Михеев.2007г

12.  Архивные материалы школьной и сельской библиотеки.

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.08%
НЕТ
41.92%
Проголосовало: 897

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет