Всероссийскаяолимпиада по русскому языку
Школьныйэтап
9 класс
2020-2021уч. год
Задание 1.Средиданных примеров найдите слова, в которых есть звук [ы]
В интервью,акация, описание, колибри, живописный, низменный, циферблат, искусство, жирный
Ответ: винтервью, акация, живописный, циферблат, жирный
Оценивание: За каждоеправильно названное слово – по 1 баллу.
Максимально за задание – 5 баллов.
Задание 2. Расставьтеударение в словах:
сливовый, петля, усугубить, поименный,обжитое, досуг, новорожденный, коклюш, жалюзи, туфля, знамение, озвучение,медикаменты, задолго, еретик, анатом, донельзя, бармен, эксперт, перчить.
Ответ:СлИвовый, пЕтля, усугубИть, поимённый, обжитОе, досУг, новорождённый, коклЮш,жалюзИ, тУфля, знАмение, озвУчение, медикамЕнты, задОлго, еретИк, анАтом,донЕльзя, бАрмен, экспЕрт, перчИть.
Оценивание: За каждое правильноеслово– по 0,5 балла.
Максимально за задание – 10 баллов.
Задание 3. Определите, какая известная русская пословица переданасредствами научного стиля.
Информация,сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционногоорудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформированапосредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента длярубки с лезвием и обухом.
Ответ: Что написанопером, то не вырубишь топором.
Оценивание: Заправильно названную пословицу – по 2 балла.
Максимально за задание – 2 балла.
Задание 4.Соедините стрелками слова из «Толкового словаря» В.И. Даля с ихлексическим значением:
Стать рохлей, ленивым, сонным, неопрятным |
Изноравливать
|
Изобихаживать, уряжать, обряжать; устраивать, приводить въпорядокъ |
Исчаяться
|
Потерять терпение или надежду въожиданiи чего; истомиться выжиданiемъ |
Изрохлиться
|
Корчить итальянца, подражать ему въобычаяхъ
|
Изфарситься
|
Улучать, сноровлять, применяться, выжидать время, случай, подстерегать
|
Итальянить
|
Ответ:
1.Стать рохлей, ленивым, сонным, неопрятным |
5. Изноравливать
|
2.Изобихаживать, уряжать, обряжать; устраивать, приводить въпорядокъ |
3. Исчаяться
|
3.Потерять терпение или надежду въожиданiи чего; истомиться выжиданiемъ |
1. Изрохлиться
|
4.Корчить итальянца, подражать ему въобычаяхъ
|
2. Изфарситься
|
5.Улучать, сноровлять, применяться, выжидать время, случай, подстерегать
|
4. Итальянить
|
Оценивание: За каждуюправильную пару – по 1 баллу.
Максимально за задание – 5 баллов.
Задание 5. Естьли родственная связь между словами килограмм и грамматика?
Прокомментируйте свой ответ.
Ответ: Родственной связинет (1балл): одним из корней слова килограмм является греч. грамма(1балл)– мелкая мера веса(1балл), а грамматика – от греч. грамма(1балл)– письменный знак(1балл).
Максимально за задание – 5 баллов.
Задание 6. Известно,что русские фамилии часто образовывались от других слов, отражая жизнь людей.Попробуйте догадаться, от каких слов образовались и на что указывали следующиефамилии:
Бортников, Знахарев, Толмачев,Ростовщиков, Скорняков, Пономарев.
Ответ: Данные фамилии образовалисьот слов, обозначающих род занятий («профессию») человека, и указывали на то,чем занимался человек. Бортников (бортник – тот, кто занимался бортничеством,т.е. добычей меда диких пчел или лесным пчеловодством). Знахарев (знахарь –лекарь-самоучка, действующий собственными невежественными способами, якобы спомощью колдовства). Толмачев (толмач — переводчик, толкователь). Ростовщиков(ростовщик- человек, дающий деньги в рост, в долг под процент).Скорняков(скорняк – мастер по выделке мехов из шкур, по выработке меховых изделий).Пономарев (пономарь – дьячок, в православной церкви причетник, псаломщик).
Оценивание: 1 балл за указание нато, что приведённые фамилии отражали когда-то род занятий человека; по 1 баллуза каждое правильное приведенное слово, от которого образовалась фамилия.
Максимально за задание — 7 баллов .
Задание 7. Известно,что в каждой из следующих пар оба слова происходят из одного и того же корня,восходящего к греческому языку: ипподром — гипподром, василёк — базилик, рифма— ритм, кентавр — Центавр, игемон — гегемон. Проанализируйте данные пары слови, основываясь на этих данных, найдите в современном русском языкесуществительные, которые соответствуют следующим устаревшим словам:
вивлиофика; иакинф; Омир; ифика.
Ответ:Библиотека; гиацинт; Гомер; этика.
Оценивание: 1 балл заслово.
Максимальноза задание: 4 балла
Задание 8. Определите, какимичленами предложения являются выделенные наречия.
1.На завтрак были поданы яйца вкрутую.
2.По мосту пришлось ехать шагом.
3.Туфли пришлись впору.
4. У Марфы все дочери уже замужем.
5.Дом слева оказался музеем.
6.Она попросила посетителя быть вежливымк продавцам.
7.Сверху и снизу бежала вода.
8.Его приезд весьма некстати.
Ответ: 1-определение; 2-обстоятельство; 3-сказуемое; 4-сказуемое;
5-определение; 6-дополнение; 7-обстоятельство; 8-сказуемое.
Оценивание: 1 балл заслово.
Максимальноза задание: 8 баллов.
Задание 9. Об однойиз букв русского алфавита М.В.Ломоносов сказал: «Немой место занял, подобиекак пятое колесо». Что это за буква? Какова ее судьба в нашей письменности?
Ответ: Это буква Ъ(ер) (1балл), которая писалась на конце слова после согласных (1балл),но звука — после падения редуцированных – не обозначала (1балл). Отмененареформой русской орфографии (1балл) 1917-1918 гг.(1балл)
Максимальноза задание: 5 баллов.
Задание 10.Найдитеи исправьте ошибки в предложениях. Определите тип ошибки и объясните, в чем оназаключается.
а) Художник увидел то, чегожелал, чего смутно надеялся увидеть.
б) Эти молодые, некрасивыеберезки стоят у дороги, отражая
тень в луже.
в) Имелись также слухи отом, что Иван Сусанин из здешних мест.
Ответ:
а)Художник увидел то, чегождал, что смутно надеялся увидеть.(1балл) .Грамматическая ошибка (1балл). Глагол увидеть «управляет» словом в родительном, ане в винительном падеже, как это требуется(1балл).
б) Эти молодые, некрасивыеберезки стоят у дороги, отражаясь в луже.(1балл)
Лексическая (речевая) ошибка (1балл).Выражение отражая тень — плеоназм(1балл), так как в обоихсловах содержится компонент «отражать»(1балл).
в) Ходили такжеслухи/говорили также, что Иван Сусанин из здешних мест(1балл). Стилистическаяошибка(1балл). Выражение имелись слухи звучит какканцеляризм(1балл).
Максимальноза задание: 10 баллов.
Задание 11 . Озаглавьтетекст. Усложните предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания,раскройте скобки. Завершите описание деревенского утра.
Пели вторые п…тухи. С неба в пр.тихш..озеро Кочки кап…ли тёплые звёзды. В …соке со(н,нн)о крякали утки. В хл…вахчу…твуя пр…бл…жение утра мычали коровы. В мутном побл…дневш…м воздухе(не,ни)слышно н…сились л…туч.. мыши. Наквак…вшись (в)доволь крепким сномспали л…гушки.
Ответ: Пеливторые петухи. С неба в притихшее озеро Кочки капали тёплые звёзды. В осокесонно крякали утки. В хлевах, чувствуя приближение утра, мычали коровы. Вмутном, побледневшем воздухе неслышно носились летучие мыши. Наквакавшисьвдоволь, крепким сном спали лягушки.
Максимальноза задание: 10 баллов.
Максимальное количество – 71 балл.
