РОСЖЕЛДОР
Федеральноегосударственное бюджетное образовательное
учреждениевысшего образования
«Ростовскийгосударственный университет путей сообщения»
(ФГБОУВО РГУПС)
Лискинский техникум железнодорожного транспорта
(ЛТЖТ – филиал РГУПС)
Опись
вопросов для проведения
экзамена
по дисциплине: Основы философии
Специальности 23.02.06 Техническая эксплуатацияподвижного состава железных дорог
2018
Разработчик: Клышнюк Н.А. – преподаватель Лискинскоготехникума железнодорожного транспорта им. И. В. Ковалёва — филиала РГУПС
Рассмотрено назаседании ЦК общих гуманитарных и социально-экономических дисциплинспециальности 23.02.06
Протокол № 1 от31.08.2018 г.
ПредседательЦК___________ (Власова В.И.)
Рекомендовано методическимсоветом ЛТЖТ — филиала РГУПС
Протокол № ____ от01.09.2018 г.
ПредседательМС____________ (Зам. директора по УР Сергеева Т.В.)
Вопросы для подготовки студентов к экзамену подисциплине «Основы философии», расположенные по учебным разделам дисциплины:
Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе.
1. Предмет философии. Основные разделы и функции философии. Спецификафилософского знания.
2. Мировоззрение: его понятие и структура. Исторические типымировоззрения.
Раздел I. Основные идеи мировой философии от античности до древнейшеговремени
Тема 1.1. Философия античного мира и средних веков
3. Досократовский период развития античной философии.
4. Античная философия классического периода: Сократ, Платон и Аристотель
5. Становление и развитие философской мысли на Востоке: буддизм,конфуцианство, даосизм.
6. Религиозный характер и особенности средневековой философии.
7. Средневековая философская мысль: апологетика, патристика, схоластика(философия Блаженного Августина и Фомы Аквинского).
8. Философия эпохи возрождения: антропоцентризм и еговлияние на развитие науки.
Тема 1.2. Философия нового и новейшего времени
9. Рационализм как философское направление эпохи Нового времени.Р.Декарт, Г.Лейбниц.
10. Эмпиризмкак философское направление эпохи Нового времени. Ф.Бэкон, Дж.Беркли.
11. Немецкаяклассическая философия. Философия И.Канта, Гегеля, Фейербаха.
12. Сущностьи содержание философии марксизма, ее исторические судьбы.
13. Русскаяфилософия: основные черты и особенности.
14. Социально-политическиеидеи русской философии (славянофилы и западники).
15. Русскаярелигиозная философия XI X — X X вв. (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков идр.) и русский космизм (Н. Федоров, В. Вернадский и др.).
16. Проблемачеловека в философии ХХ века: экзистенциализм, персонализм, герменевтика, структурализм,постмодернизм.
Раздел II. Человек — сознание – познание
Тема 2.1. Человек, как главная философская проблема
17. Человек. Индивид. Личность. Понятие личности, ее формирование иразвитие. Личность и история.
18. Философия в соотношении биологического и социального в человеке. Бытиечеловека и общества.
19. Философия о происхождении и сущности человека.
20. Движениекак философская категория. Движение и развитие, виды развития (прогресс,регресс). Движение и покой.
21. Пространство и время как универсальные формы бытия. Проблема конечностии бесконечности мира.
Тема 2.2. Проблема сознания
22. Сознаниекак предмет философского исследования. Сознание и самосознание.
23. Общественноеи индивидуальное сознание. Их структура. Общественная природа сознания,предпосылки и главные факторы его формирования.
24. Строениепсихики. Бессознательное как предмет философского исследования: З.Фрейд, К.Юнг.
Тема 2.3. Учение о познании
25. Основные проблемы гносеологии. Субъект и объект познания. Проблема познаваемостимира.
26. Уровни и формы познания. Чувственное и рациональное познание, ихспецифика и взаимосвязь.
27. Истина как цель познания. Основные концепции истины: классическая,когерентная, прагматическая.
Раздел III. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)
Тема 3.1. Философия и научная картина мира
28. Понятиенауки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Спецификанаучного познания.
29. Формы научного познания: проблема, гипотеза, теория. Эмпирический и теоретическийуровни научного познания, их взаимосвязь.
30. Общенаучныеметоды научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия имоделирование.
31. Эмпирическиеметоды научного познания: наблюдение и эксперимент. Виды экспериментов.
Тема 3.2.Философия и религия
32. Духовная жизнь общества: происхождение, сущность и функции религии.Место и роль религии в современном обществе.
33. Виды религиозного отношения к действительности: политеизм, монотеизм,пантеизм, деизм. Сущность атеистического мировоззрения.
34. Феномен веры в жизни современного человека. Соотношение веры и разума.
Тема 3.3. Философия и искусство
35. Духовная жизнь общества: сущность эстетического отношения кдействительности. Искусство как вид духовной деятельности.
36. Кризис современного искусства. Дегуманизация искусства.
37. Искусство в эпоху постмодерна.
Раздел IV. Социальная жизнь
Тема 4.1. Философия и история
38. Философия истории. Линейные и нелинейные модели исторического процесса.
39. Цивилизационный подход к анализу исторического развития. Теориилокальных культур и цивилизаций О.Шпенглера и А.Тойнби.
40. Формационный подход к анализу исторического развития.Общественно-экономическая формация, её структура и роль в познании общественныхявлений.
Тема 4.2. Философия и культура
41. Понятие культуры, ее структура, функции и тенденции развития.
42. Основные философские подходы к изучению культуры (аксиологический,семиотический, игровой и др.).
43. Исторические формы общности людей: семья, род (племя), народность,нация. Место и роль национальных культур и национальных отношений в современноммире.
44. Современные проблемы культуры: массовая культура, массовый человек имассовое сознание.
Тема 4.3. Философия и глобальные проблемы современности
45. Общественный прогресс как философская проблема. Критерии общественногопрогресса.
46. Человек перед лицом глобальных проблем.