Описание развивающейпредметно-пространственной среды
во второй младшей группе«Фантазеры»
Воспитатели: И.М.Малачева, А.М.Шестова
Создавая развивающуюпредметно-пространственную среду во второй младшей группе, мы опиралась напринцип активности, стабильности и зонирования. Мы стараемся обогатить средутакими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую,двигательную и иную активность детей. В нашей группе развивающаяпредметно-пространственная среда разделена на зоны, уголки-микроцентры длясамостоятельной деятельности детей.
Оборудование группы отвечаеттребованиям по безопасности, является здоровьесберегающим, эстетическипривлекательным, доступным детям.
Мебель соответствует возрасту и росту детей, закреплена.
Игровые пособия и игрушки обеспечивают максимальный для данного возрастаразвивающий эффект, обеспечивают психологическую комфортность пребываниякаждого ребенка в группе.
Предметы мебели в группе преимущественно расставлены вдоль стен, чтомаксимально освобождает центр для игр детей, удовлетворяя потребность вдвигательной активности, учитывая интересы мальчиков и девочек. Средапериодически варьируется, постоянно обогащается, изменяется в зависимости оттематики, что позволяет развивать такие качества, как любознательностьинициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.
Начнем знакомство с приемной ееоформление не только радует глаз, но и дает родителям необходимую и нужнуюинформацию для воспитания детей. Как в любой приемной детского сада у нас естьРодительский уголок» и «уголок Поздравлений». Родители могут узнать здесьо возрастных особенностях детей нашей группы, режиме дня, расписание занятий,теме занятий в текущей неделе, о правильном воспитании детей, а также получитьсоветы доктора, увидеть выставку работ своих деток.
Игровым центром группыявляется «Подиум» с горкой и лестницей который способствует двигательнойактивности, помогает овладеть основными движениями в соответствии свозрастными, индивидуальными особенностями. Конструкция «Подиума» двухуровневая.
На втором уровне размещены игровыепособия, способствующие развитию мелкой моторики и сенсорному развитию. Это «Чудеснаясетка» с различными лентами для шнуровки, сенсорные мешочки, Бизиборд, Панно«Волшебные фигуры».
На первом уровне оборудовано игровоепространство для сюжетно-ролевых игр. Здесь же можно уединиться.
Рядом расположен «Тихий тренажер»,который способствует развитию координации движений и зрительному восприятию,формирует пространственное восприятие.
Центр театрализации. Здесь дети знакомятся с различными видами театра. Сами перевоплощаются в различныхгероев, а встреча с куклой помогает расслабиться, снять напряжение, создатьрадостную атмосферу.
Музыкальный центр.Дети в восторге от нашего музыкального центра. Набор шумовых инструментов,звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлеченияколокольчики, бубен, ложки, дудочки, маракасы, барабан, металлофоны, погремушкии др. Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут иразвивают фонематический слух и чувство ритма. Здесь же находится музыкальныйцентр, в течение дня (утро радостных встреч, режимные моменты) дети судовольствием слушают любимые мелодии.
Центр изобразительной деятельности. Вэтом центре мы разместили различные материалы необходимые для развитиятворчества ребенка, разнообразные средства изображения, для формирования удетей представления об их выразительных возможностях. В изобразительной деятельности мы разместили различныематериалы с разнообразными средствами изображения, наборы цветных карандашей,гуашь, цветные восковые мелки, кисточки — тонкие и толстые. Кроме этогоразместили материалы для лепки и аппликации, трафареты по темам.
Для развития творческих способностей,мелкой моторики и снятия напряжения используем песочный стол с подсветкой.
В группе имеется Тканевый конструктор«Шифоновая радуга» он используется как в индивидуальной, так и в подгрупповойработе с детьми, как элемент игры и как самостоятельное занятие. Шифоновыеполотна находятся в доступном для детей месте для самостоятельногоиспользования детьми в свободной манипулятивной и игровой деятельности.
Центр книги.Здесь находятся книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки,книжки-игрушки; Альбомы для рассматривания: “Профессии”, “Времена года”,“Детский сад” и т.д. в зависимости от тематики. Здесь же дети получают первыеуроки самостоятельного общения с книгой.
Центр познания. Развитиемышления и пальчиковой моторики, освоение операций вкладывания, наложения,соединения частей в целое; развитие зрительного восприятия и внимания;формирование обследовательских навыков; знакомство с геометрическими фигурами иформами предметов; обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме;выявление отношения групп предметов по количеству и числу; формирование умениягруппировать предметы, последовательно составлять картинки; обогащениеактивного словаря детей; формирование умения описывать и называть предметы накартинках. Блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера, Дары Фребеля …..
Центр природы. Особаяроль в воспитании детей принадлежит природе, познание природного окружениявначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания,обоняния. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем большепризнаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а,следовательно, тем богаче становятся его представления. В центре природы гдеесть все необходимое для экспериментирования микроскоп, лупы, различные емкости(стаканчики, мерки, воронки, трубочки, природный и бросовый материал и др.)
На дереве в зависимости от сезонаразмещены заламинированные картинки с признаками времени года. На стене,оформленной по теме «Осень» дети размещают свои рисунки.
Центр конструирования. Здесьдети учатся анализировать объект, видеть основные части детали, составляющиесооружения, возможность создания их из различных форм. Собирают из конструкторапостройки, необходимые для обыгрывания сюжетов. Играя с конструктором, нашималыши формируют не только моторику, внимательность, мышление, воображение, нои приобретают трудовые навыки.
Хочу поделиться с вами интереснойидеей. Это «Подиум»! Приделав к прямоугольной доске четыре колесика, у наспоявился полифункциональный «столик». На нем можно реализовывать любые фантазиидетской игры. Детям иногда не хватает времени на самостоятельную деятельность.Они на ковре или за столом, только разложат сои игры, как через какое-то времяпора убирать. Режим не ждет! И поэтому наши малыши от режима не страдают. На«Подиуме» можно оставить свои работы задвинув или отодвинув в сторону.
Центр безопасности. Здесьдети знакомятся с правилами дорожного движения.
Спортивныйцентр. Одним изсамых любимых мест в группе является центр физической активности. Он пользуетсяпопулярностью у детей, поскольку реализует их потребности в двигательнойактивности. Здесь есть: шведская тенка, коврики, мягкие модули, мячи, гантели,обручи, скакалки, кегли, кубы, атрибуты для проведения подвижных игр и утреннейгимнастики и многое другое.
Мыдежурим. Здесь расположено все необходимое длядежурства.