Описание системыработы
по развитию уучащихся исследовательских навыков
в процессеизучения ими программы
«Разговор оправильном питании»
Современное,быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимсяи их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создаватьусловия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированиюценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровьюокружающих.
Реализацияпрограммы, «Разговор о правильном питании», является одним из звеньев вцепочке решения проблем формирования ценности здорового образа жизни ушкольников, что соответствует современным задачам образования. В нашей школепрограмма реализуется с 2016 года.
Разговор о правильном питании — уникальная модульная образовательнаяпрограмма для детей, направленная на формирование основ культуры здоровья.Рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Разработкапрограммы была осуществлена в Институте возрастной физиологии РоссийскойАкадемии Образования — ведущем научном учреждении в России, занимающемсявопросами развития детского организма, сохранения и укрепления здоровьяподрастающего поколения. Руководитель авторского коллектива — директорИнститута, академик Российской Академии Образования Российской Федерации М.М.Безруких.
Программасоответствует возрастным, физиологическим и психологическим особенностям детей:
— базируется на данных научных исследованиях в области питания детей;
— отражает проблемы связанные с организацией питания детей;
— цели и задачи определяются с учетом сведений, суждений и навыков, которые ужеприобретены жизненным опытом детей;
— предусматривает участие в реализации программы родителей учащихся;
— отражает традиции питания народов России и других стран.
Главные педагогические задачи, которые решаю приреализации программы:
- создавать условий для формирования развития представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей;
- создавать условий для формирования у школьников знания о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
- создавать условий для формирования умения осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и других источниках;
- формировать у учащихся понимание и сохранение учебной задачи, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- развивать творческие способности и кругозор учащихся, их интересы и познавательную деятельность;
- развивать коммуникативных навыков у детей и умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе работы;
- просвещать родителей в вопросах организации рационального питания детей, включение их в изучение программы вместе со своими детьми и активное участие в мероприятиях;
· воспитыватьу детей осознанное отношение к собственному здоровью;
Учебно — тематическое планирование занятий по программе
«Разговор о правильном питании»
Тема занятия |
Кол-во часов |
Цель занятия |
1.Знакомство с учебником и героями программы. |
1 |
Ознакомление учащихся с учебником и героями программы |
2.Если хочешь быть здоров. |
1 |
Формирование представления о важности правильного питания |
3..Самые полезные продукты |
1 |
Формирование представления о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день |
4.Практическое занятие «Выбираем полезные продукты» |
1 |
Обучение умению выбирать самые полезные продукты |
5.Как правильно есть.
|
1 |
Формирование у учащихся представления об основных принципах гигиены питания |
6.Удивительные превращения пирожка.
|
1 |
Формирование представления о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания |
7. Из чего варят каши. |
|
Формирование представления о растениях, из которых получают крупы, разнообразии каш. |
8.Как сделать кашу вкусной.
|
1 |
Формирование у учащихся представления о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню |
9. Необычные блюда на завтрак |
1 |
Формирование представления о различных вариантах завтрака |
10. Плох обед, если хлеба нет.
|
1 |
Формирование представления об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре |
11.Первые блюда |
1 |
Формирование представления о разнообразии первых блюд и необходимости регулярного приёма их во время обеда |
12.Блюда из рыбы и мяса |
1 |
Показать важность использования в своём питании блюд из рыбы |
13.Время есть булочки.
|
1 |
Ознакомление детей с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктах |
14. Всё в шоколаде |
1 |
Ознакомление детей с вариантами полдника, дать представление о значении шоколада, его видах, способе изготовления |
15.Пора ужинать.
|
1 |
Формирование представления об ужине как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его составе |
16. Где найти витамины весной |
1 |
Ознакомление детей со значением витаминов и минеральных веществ |
17. «Я знаю правила здорового питания» |
1 |
Закрепление полученных знания о законах здорового питания, ознакомление с полезными блюдами для праздничного стола |
18. На вкус и цвет товарищей нет. |
1 |
Ознакомление учащихся с разнообразием продуктов питания, их ценностью для здоровья. |
19.Работа над проектом «Праздник урожая» |
1 |
Формирование умения планировать свою деятельность, ориентироваться в поиске информации. |
20. Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты. |
1 |
Формирование представления о том, какие ягоды и фрукты полезны и необходимы человеку каждый день |
21. Всякому овощу своё время. |
1 |
Обучение умению выбирать самые полезные овощи |
22.Проект «Праздник урожая» Презентация |
2 |
Формирование у учащихся умений представлять свои работы, представлений о пользе овощей и фруктов из наших садов. |
23. Практическая работа «Язык – орган вкуса». |
1 |
Формирование представления о работе органов, связанных с пищеварением |
24. Как утолить жажду . |
1 |
Формирование у учащихся представления об основных способах утоления жажды. |
25. Полезные напитки. Исследовательский проект «Польза молока и молочных продуктов» |
1 |
Формирование представления о пользе молока, соков, морсов и т.д. |
26. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. |
1 |
Формирование у учащихся представления о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, о правилах питания. |
27. Практическая работа «Составь меню для спортсмена». |
1 |
Формирование умений оценивать продукты питания со стороны их питательной ценности и содержанию витаминов. |
28-29.Работа над проектом « Здоровое питание – залог здоровья». |
3 |
Формирование умения планировать деятельность, находить информация, знаний о пользе правильного питания. |
30-31.Презентация проектов |
2 |
Формирование представления о разнообразии первых блюд и необходимости регулярного приёма их во время обеда |
32.Экскурсия в школьную столовую. Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532 |
1 |
Формировать понятие о необходимости полноценного питания, знакомить с работой повара. |
33-34.Подготовка и проведения «Праздника здоровья» . |
1 |
Закрепление полученных знания о законах здорового питания |
Всвоей работе использую следующие формыобучения:
o чтениеи обсуждение;
o экскурсиина пищеблок школьной столовой, в спортивную школу;
o встречис интересными людьми;
o практическиезанятия;
o творческиедомашние задания;
o конкурсы(рисунков и плакатов на тему правильного питания, рассказов и т.д.);
o сюжетно-ролеваяигра, игра с правилами, образно-ролевая игра;
o родительских собраний, круглых столов, семинаров;
o защитапроектов
Успех обучения, выполнения поставленных целейзависит от способов их достижения. Поэтому, в ходе реализации программы яиспользую разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивныйхарактер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе,стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявитьсвои творческие способности.
Наиболее распространенными при этом являютсяигровые методики — ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, что наиболеесоответствует возрастным особенностям младших школьников, и стимулируетактивное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. В целяхболее эффективной реализации программы, кроме традиционных словесных (рассказ,объяснение, беседа, дискуссия) и наглядных (метод иллюстраций и методдемонстраций) методов, я использую такие формы занятий, которые предусматриваюторигинальность стандартных способов организации: сказка , экскурсия «Где и какготовят пищу»; игра-практикум «Накрываем стол к обеду»; исследование «Польза молокаи молочных продуктов»; проект «Праздник здоровья»; конкурс рисунков «Овощи,ягоды и фрукты — самые витаминные продукты»;
Активно использую в работе технические средстваобучения:
а) презентации (как авторские, так и презентациидругих педагогов)
б) видео: фрагменты мультфильмов и художественныхфильмов (например: м/ф «Мишкина каша», фрагмент х/ф «Новогодние приключения Машии Вити» )
Описаниеметодики реализации методической разработки «Праздник здоровья».
Преимуществоразработки «Праздник здоровья» заключается в том, что её материал носитисследовательский характер, актуален для детей младшего возраста. Ведь очень важно сформировать у детейправильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, чтоздоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Безпреувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошегосамочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения,важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия. Всё, что ониузнают и чему научатся на занятии, они смогут применить дома и в гостях ужесегодня. Проект занятия реализовался в три этапа.
Проект«Праздник здоровья»
Проблема воспитания здорового поколенияприобретает в настоящее время все большее значение. Здоровье—это не толькоотсутствие болезней или физических дефектов. Это состояние полного душевного исоциального благополучия. Уровень здоровья в значительной степени зависит оттого образа жизни, который ведёт человек, поэтому главной задачей являетсяобучение детей принципам здорового образа жизни, создавать условия длясохранения и укрепления их здоровья.
Цель проекта: формирование у детей осознанногоотношения к здоровому образу жизни.
Детская цель: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»
Задачи проекта:
-систематизировать и расширять знания детей оздоровье человека и способах его укрепления;
-совершенствовать уже имеющиеся навыки сохраненияздоровья; организации активного отдыха и досуга;
— развивать у детей потребность в выполненииспециальных профилактических мероприятий в повседневной жизни;
— повышать двигательную активность, функциональныевозможности организма;
Этапы реализации проекта.
1 этап. Подготовительный.
— Изучение литературы по теме проекта
М. М. Безруких «Разговор о здоровом и правильномпитании».
— Подбор пословиц и поговорок о здоровье, о правильномпитании. (Приложение 1)
— Подбор аудиозаписей и видеозаписей музыкальныхфизкультминуток.
2 этап. Основной этап.
— Работа с текстом «Если хочешь быть здоров».
-Оформление плакатов, рисунков по теме «Правильное питание»
— Разучивание новых физкультминуток.
— «Веселые старты » (Приложение 2)
— Чаепитие
Заключительный этап.
-Оформление стенда по теме проекта.
Вывод.
Взаключении проекта ребята сделали вывод: « Если хочешь вырасти сильным, умными красивым, нужно заботиться о своём здоровье: больше двигаться, гулять насвежем воздухе, соблюдать режим дня и есть полезные продукты».
Приложение 1
Пословицы и поговоркипро пищу
Хлеб всему голова. Ржанойхлеб всему голова.
От хлеба-соли неотказываются.
За обедом соловей, а послеобеда воробей.
Любо брюху, что глаза кашувидят (на кашу глядят
Голод и волка из лесу (насело) гонит.
Голодному Федоту и щи вохоту.
Голод не тётка, брюхо нелукошко.
Сытый голоду не разумеет.Сытый голодного не поймёт.
Брюхо болит, на краюхуглядит.
Ешь, пока рот свеж, азавянет — никто в него не заглянет.
Скорый едок — спорыйработник. Не ложкою, а едоком.
Кто ест скоро, тот иработает споро.
Каков у хлеба, таков и удела. Все зубы целы — работник.
Где оладьи, тут и ладно;где блины, тут и мы.
Ужин не нужен, был бы обед.
Рад дурак, что пирог велик;рад и пирог, что у дурака рот велик.
Сытое брюхо на ученьеглухо. Сытое брюхо к ученью туго.
Человек хлебом живёт, а непромыслом.
Не будет хлеба, не будет иобеда.
Худ обед, коли хлеба нет.Без хлеба не обед.
В Москве калачи, как огонь,горячи.
Недосол на столе, пересолна спине.
Горе наше, что без маслакаша. Кашу маслом не испортишь.
Один в поле не воин; один иу каши загниёшь.
Щи да каша — кормилицынаши. Каша — разгоня наша.
Красна река берегами, обед— пирогами (едоками).
Медведь одну лапу сосёт, давсю зиму сыт живёт.
Всё полезно, что в ротполезло.
Приложение 2
Состав команды- 8человек.
1 эстафета«Хоккей»
Поединкина хоккейном льду – одни из самых ожидаемых. Эта командная игра всем известна –две команды на коньках яростно сражаются клюшками за шайбу, стремясь заброситьее в ворота противника наибольшее количество раз и, ни в коем случае, непропустить в свои.
Внашей эстафете первый участник одевает хоккейный шлем, берет клюшку и ведетшайбу между флажками туда и обратно и передает ее следующему участнику. Тожесамое выполняют все участники эстафеты. Выигрывает команда оказавшись на финишепервой и не допуская ошибок.
2 эстафета «Биатлон»
Сочетаетв себя лыжную гонку и стрельбу из винтовки. Прародитель биатлона – соревнованиявоенных патрулей, правила которых очень напоминает нынешнюю командную гонку вбиатлоне. Стиль передвижения на лыжах свободный, винтовка должна весить неменее 3,5 кг (запрещено автоматическое и полуавтоматическое оружие).
Внашей эстафете стрельбу из винтовки заменят малые мячи для метания. Каждойкоманде выдаются лыжи с мягкими креплениями. Первый участник команды одеваетлыжи, скользит по прямой до линии стрельбы, бросает мяч в мишень и возвращаетсяобратно. На финише передает лыжи следующему участнику команды. Для начислениявыигрыша засчитывается количество попаданий и порядок завершения эстафеты.
3 эстафета «Фигурное катание»
Фигурноекатание – это удивительное сочетание красоты и силы. С какой легкостью фигуристывыполняют упражнения. У нас сегодня парные выступления, произвольная программа.Каждой паре придется взяться за руки, примерно также как это делают фигуристы.В правой руке «партнера» — правая рука «партнерши». А в левой – левая, руки приэтом перекрещиваются. Спортивная пара встает на линию старта. И оба «фигуриста»поднимают свою левую ногу. По сигналу они скачут на одной ноге – правой(дистанция 10 м). Конечно прыжки не очень похожи на плавные скольжения. Ночтобы их выполнить нужно не меньше ловкости и упорства. Побеждает команда,которая проявит лучшую согласованность действий и первыми придут к финишу.
4 эстафета «Бобслей»
Этотвид спорта, родившийся из древней забавы – катание на санях с горы. Правдагорки сейчас изготавливаются специально из льда, да и спортивные сани мало чемпохожи на старорусские салазки. В нашей эстафете движение будет не с горы, а поровной поверхности, да и «санки» у нас будут скейтборды. Командам нужноразделится на пары.
Наскейтборд садится первый участник команд, второй его везет. Участникиустремляются вперед до ориентира, там происходит смена спортсменов. Побеждаеткоманда, которая раньше закончит эстафету.
5 эстафета «Современный керлинг»
Команднаяигра, проходящая на ледяной площадке. Соревнуются две команды, участникикоторых пускают по льду специальные снаряды из гранита (камни) – в сторонумишени (дом), орудующие специальными щетками.
Внашей эстафете, участники команд, с помощью хозяйственной щетки нужнопередвинуть набивной мяч до ориентира и обратно. Побеждает команда, котораяраньше закончит эстафету.
6 эстафета «Скелетон»
Этотоже спуск с высоты по ледяному желобу, но в этом виде спортсмен скатывается насанях в одиночестве.
Внашей эстафете, участник лежа на скейтборде. Отталкиваясь руками доехать доориентира и вернуться обратно. Побеждает команда, которая раньше закончитэстафету.
7 эстафета «Санный спорт»
Внашей эстафете движение будет также не с горы, а по ровной поверхности, да и«санки» у нас будут не железные, не деревянные, не пластиковые, а мягкие –обыкновенное покрывало. Командам нужно разделится на тройки. Два игрока возьмутпокрывало за углы так, чтобы при этом большая его часть лежала на полу. Напокрывало садится «ездок», чтобы ему не свалиться с «саней», он должен крепкодержаться за покрывало. А на линии эстафеты установить 2-3 кегли или флажка,ведь трасса у саночников имеет много крутых виражей. По сигналу 2 игрокаустремляются вперед, они тащат за собой «сани» туда и обратно. Если что-то неполучилось, то экипаж встанет на ремонт.
Подведение итогов
Участие родителей
В работе с детьми я активно используюпроектную деятельность, которая рассчитана на совместную работу ребенка и егородителей. Каждая тема обязательно завершается каким-либо проектом илиисследованием. Дети совместно с родителями распределяют, что именно для нихболее актуально. В результате проектной деятельности дети и родители проявляюттворческую активность. Ими нарисованы рисунки, написаны сказки, рассказы,составлены кроссворды об овощах и фруктах, хлебе и т.д. У детей повысилсяуровень знаний по данной теме, сформированы основы правильного поведения застолом, культуры правильного питания и т.д.
Как показывают опросы родителей, программа Разговор о правильномпитании позволяет реально сформировать у детей полезные навыки и привычкив области рационального питания, готовность выполнять правила здоровогопитания, а также определенные вкусовые предпочтения. Дети самостоятельновыбирают наиболее полезные продукты и блюда для своего рациона. ПрограммаРазговор о правильном питании оказывает положительное влияние наорганизацию и структуру питания в семье, сделав их более эффективными иполезными.
Информационные источники
1.Рабочая тетрадь«Разговор о правильном питании» Безруких М.М.,
М.:«Олма Медиа Групп», 2016г.
2.Методическоепособие для учителя «Разговор о правильном питании» Безруких М.М., М.: «ОлмаМедиа Групп», 2009г
3. Павлова М.А.Дидактические игры, как средство формирования навыков здорового образа жизни.САРАТОВ 2006
4. «Книга о вкусной издоровой пище»- М.: «Эксмо — Пресс», 2008г.
5. Сорока Н.Ф.Питание и здоровье. — Минск, 1994.
6. Сушанский А.Г.,Лифляндский В.Г. Энциклопедия здорового питания. Т. I, II. — СПб.:«Издательский Дом “Нева”»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 1999.
