X-PDF

Описание системы работы по развитию у учащихся исследовательских навыков в процессе изучения ими программы «Разговор о правильном питании»

Поделиться статьей

Описание системыработы

по развитию уучащихся исследовательских навыков

в процессеизучения ими программы

«Разговор оправильном питании»

 

Современное,быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимсяи их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создаватьусловия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированиюценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровьюокружающих.

Реализацияпрограммы, «Разговор о правильном питании», является одним из звеньев  вцепочке решения проблем  формирования ценности здорового образа жизни ушкольников, что соответствует современным задачам образования. В нашей школепрограмма реализуется с 2016 года. 

      Разговор о правильном питании — уникальная модульная образовательнаяпрограмма для детей, направленная на формирование основ культуры здоровья.Рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

        Разработкапрограммы была осуществлена в Институте возрастной физиологии РоссийскойАкадемии Образования — ведущем научном учреждении в России, занимающемсявопросами развития детского организма, сохранения и укрепления здоровьяподрастающего поколения. Руководитель авторского коллектива — директорИнститута, академик Российской Академии Образования Российской Федерации М.М.Безруких.

      Программасоответствует возрастным, физиологическим и психологическим особенностям детей:
— базируется на данных научных исследованиях в области питания детей;
— отражает проблемы связанные с организацией питания детей;
— цели и задачи определяются с учетом сведений, суждений и навыков, которые ужеприобретены жизненным опытом детей;
— предусматривает участие в реализации программы родителей учащихся;
— отражает традиции питания народов России и других стран.

  Главные педагогические задачи, которые решаю приреализации программы:

  • создавать условий для формирования  развития  представления детей  о здоровье, как   одной   из   важнейших   человеческих   ценностей;
  • создавать условий для формирования у   школьников  знания   о   правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
  • создавать условий для формирования умения осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и других источниках;
  • формировать у учащихся понимание и сохранение учебной задачи, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • развивать  творческие способности и кругозор учащихся, их интересы и познавательную деятельность;
  • развивать коммуникативных навыков у детей  и  умения эффективно   взаимодействовать   со   сверстниками   и   взрослыми   в процессе работы;
  • просвещать родителей в вопросах организации рационального питания детей, включение их  в  изучение программы вместе со своими детьми и активное участие в мероприятиях;

·        воспитыватьу детей осознанное отношение к собственному здоровью;

Учебно — тематическое планирование занятий по программе

 «Разговор о правильном питании»

 

Тема занятия

Кол-во

часов

Цель занятия

1.Знакомство с учебником и  героями программы.

1

Ознакомление  учащихся с учебником и героями программы

2.Если хочешь быть здоров.

1

Формирование  представления о важности правильного питания

3..Самые полезные продукты

1

 Формирование представления о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день

4.Практическое занятие «Выбираем полезные продукты»

1

Обучение умению выбирать самые полезные продукты

5.Как правильно есть.

 

1

 Формирование у учащихся представления об основных принципах гигиены питания

6.Удивительные превращения пирожка.

 

1

Формирование представления о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания

7. Из чего варят каши.

 

 Формирование представления о растениях,  из которых получают крупы, разнообразии каш.

8.Как сделать кашу вкусной.

 

1

 Формирование у учащихся представления о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню

9. Необычные блюда на завтрак

1

Формирование представления о различных вариантах завтрака

10. Плох обед, если хлеба нет.

 

1

Формирование представления об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре

11.Первые блюда

1

Формирование представления о разнообразии первых блюд и  необходимости регулярного приёма их во время обеда

12.Блюда из рыбы и мяса

1

Показать важность использования в своём питании блюд из рыбы

13.Время есть булочки.

 

1

Ознакомление детей с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктах

14. Всё в шоколаде

1

Ознакомление детей с вариантами полдника, дать представление о значении шоколада, его видах, способе изготовления

15.Пора ужинать.

 

1

Формирование представления об ужине как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его составе

16.   Где найти витамины весной

1

Ознакомление  детей со значением витаминов и минеральных веществ

17.    «Я знаю правила здорового питания»

1

Закрепление полученных знания о законах здорового питания, ознакомление  с полезными блюдами для праздничного стола

 

18. На вкус и цвет товарищей нет.

1

Ознакомление  учащихся с разнообразием продуктов питания, их ценностью для здоровья.

19.Работа над проектом «Праздник урожая»

1

Формирование умения планировать свою деятельность, ориентироваться в поиске информации.

20. Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты.

1

 Формирование представления о том, какие ягоды и фрукты полезны и необходимы человеку каждый день

21. Всякому овощу своё время.

1

Обучение умению выбирать самые полезные овощи

22.Проект «Праздник урожая» Презентация

2

 Формирование у учащихся умений представлять свои работы, представлений о пользе овощей и фруктов из наших садов.

23. Практическая работа «Язык – орган вкуса».

1

Формирование  представления о работе органов, связанных с пищеварением

24. Как утолить жажду .

1

 Формирование у учащихся представления об основных способах утоления жажды.

25. Полезные напитки.

Исследовательский проект «Польза молока и молочных продуктов»

1

 Формирование представления о пользе молока, соков, морсов и т.д.

26. Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

1

 Формирование у учащихся представления о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню,  о правилах питания.

27. Практическая работа «Составь меню для спортсмена».

1

Формирование умений оценивать продукты питания со стороны их питательной ценности и содержанию витаминов.

28-29.Работа над проектом « Здоровое питание – залог здоровья».

3

Формирование умения планировать деятельность, находить информация, знаний о пользе правильного питания.

30-31.Презентация проектов

2

Формирование представления о разнообразии первых блюд и  необходимости регулярного приёма их во время обеда

32.Экскурсия в  школьную столовую.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

1

Формировать понятие о необходимости полноценного питания, знакомить с работой повара.

33-34.Подготовка и проведения  «Праздника здоровья» .

1

Закрепление полученных знания о законах здорового питания

 

Всвоей работе использую следующие формыобучения:

o   чтениеи обсуждение;

o   экскурсиина пищеблок школьной столовой,  в спортивную школу;

o   встречис интересными людьми;

o   практическиезанятия;

o   творческиедомашние задания;

o   конкурсы(рисунков и плакатов на тему правильного питания, рассказов и т.д.);

o   сюжетно-ролеваяигра, игра с правилами, образно-ролевая игра;

o   родительских собраний, круглых столов, семинаров;

o   защитапроектов

 

Успех обучения, выполнения поставленных целейзависит от способов их достижения. Поэтому, в ходе реализации программы яиспользую разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивныйхарактер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе,стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявитьсвои творческие способности.

Наиболее распространенными при этом являютсяигровые методики — ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, что наиболеесоответствует возрастным особенностям младших школьников, и стимулируетактивное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. В целяхболее эффективной реализации программы, кроме традиционных словесных (рассказ,объяснение, беседа, дискуссия) и наглядных (метод иллюстраций и методдемонстраций) методов, я использую такие формы занятий, которые предусматриваюторигинальность стандартных способов организации: сказка , экскурсия «Где и какготовят пищу»; игра-практикум «Накрываем стол к обеду»; исследование «Польза молокаи молочных продуктов»; проект «Праздник здоровья»; конкурс рисунков «Овощи,ягоды и фрукты — самые витаминные продукты»;

 Активно использую в работе технические средстваобучения:

а) презентации (как авторские, так и презентациидругих педагогов)

б) видео: фрагменты мультфильмов и художественныхфильмов (например: м/ф «Мишкина каша», фрагмент х/ф «Новогодние приключения Машии Вити» )

Описаниеметодики реализации методической разработки «Праздник здоровья».

            Преимуществоразработки «Праздник здоровья» заключается в том, что её материал носитисследовательский характер,  актуален для детей младшего возраста. Ведь очень важно сформировать у детейправильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, чтоздоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Безпреувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошегосамочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения,важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.  Всё, что ониузнают и чему научатся на занятии, они смогут применить дома и в гостях ужесегодня. Проект занятия реализовался в три этапа.

Проект«Праздник здоровья»

   Проблема воспитания здорового поколенияприобретает в настоящее время все большее значение. Здоровье—это не толькоотсутствие болезней или физических дефектов. Это состояние полного душевного исоциального благополучия. Уровень здоровья в значительной степени зависит оттого   образа жизни, который ведёт человек, поэтому главной задачей являетсяобучение детей принципам здорового образа жизни, создавать условия длясохранения и укрепления их здоровья.

Цель проекта: формирование у детей осознанногоотношения к здоровому образу жизни.

Детская цель: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»

Задачи проекта:

-систематизировать и расширять знания детей оздоровье человека и способах его укрепления;

-совершенствовать уже имеющиеся навыки сохраненияздоровья; организации активного отдыха и досуга;

— развивать у детей потребность в выполненииспециальных профилактических мероприятий в повседневной жизни;

— повышать двигательную активность, функциональныевозможности организма;

Этапы реализации проекта.

1 этап. Подготовительный.

— Изучение  литературы по теме проекта

  М. М. Безруких  «Разговор о здоровом и правильномпитании».

— Подбор пословиц и поговорок о здоровье, о правильномпитании. (Приложение 1)  

— Подбор  аудиозаписей и видеозаписей  музыкальныхфизкультминуток.

2 этап. Основной этап.

— Работа с текстом «Если хочешь быть здоров».

-Оформление плакатов, рисунков по теме «Правильное питание»

— Разучивание новых физкультминуток.

— «Веселые старты  » (Приложение 2)

—  Чаепитие

Заключительный этап.

 -Оформление стенда  по теме проекта.

Вывод.

Взаключении  проекта ребята сделали вывод: « Если хочешь вырасти сильным, умными красивым, нужно заботиться о своём здоровье: больше двигаться, гулять насвежем воздухе, соблюдать режим дня и есть полезные продукты».

Приложение 1

Пословицы и поговоркипро пищу

Хлеб всему голова. Ржанойхлеб всему голова.

От хлеба-соли неотказываются.

За обедом соловей, а послеобеда воробей.

Любо брюху, что глаза кашувидят (на кашу глядят

Голод и волка из лесу (насело) гонит.

Голодному Федоту и щи вохоту.

Голод не тётка, брюхо нелукошко.

Сытый голоду не разумеет.Сытый голодного не поймёт.

Брюхо болит, на краюхуглядит.

Ешь, пока рот свеж, азавянет — никто в него не заглянет.

Скорый едок — спорыйработник. Не ложкою, а едоком.

Кто ест скоро, тот иработает споро.

Каков у хлеба, таков и удела. Все зубы целы — работник.

Где оладьи, тут и ладно;где блины, тут и мы.

Ужин не нужен, был бы обед.

Рад дурак, что пирог велик;рад и пирог, что у дурака рот велик.

Сытое брюхо на ученьеглухо. Сытое брюхо к ученью туго.

Человек хлебом живёт, а непромыслом.

Не будет хлеба, не будет иобеда.

Худ обед, коли хлеба нет.Без хлеба не обед.

В Москве калачи, как огонь,горячи.

Недосол на столе, пересолна спине.

Горе наше, что без маслакаша. Кашу маслом не испортишь.

Один в поле не воин; один иу каши загниёшь.

Щи да каша — кормилицынаши. Каша — разгоня наша.

Красна река берегами, обед— пирогами (едоками).

Медведь одну лапу сосёт, давсю зиму сыт живёт.

Всё полезно, что в ротполезло.

Приложение 2

Состав команды- 8человек.

1 эстафета«Хоккей»

Поединкина хоккейном льду – одни из самых ожидаемых. Эта командная игра всем известна –две команды на коньках яростно сражаются клюшками за шайбу, стремясь заброситьее в ворота противника наибольшее количество раз и, ни в коем случае, непропустить в свои.

Внашей эстафете первый участник одевает хоккейный шлем, берет клюшку и ведетшайбу между флажками туда и обратно и передает ее следующему участнику. Тожесамое выполняют все участники эстафеты. Выигрывает команда оказавшись на финишепервой и не допуская ошибок.

2 эстафета «Биатлон»

Сочетаетв себя лыжную гонку и стрельбу из винтовки. Прародитель биатлона – соревнованиявоенных патрулей, правила которых очень напоминает нынешнюю командную гонку вбиатлоне. Стиль передвижения на лыжах свободный, винтовка должна весить неменее 3,5 кг (запрещено автоматическое и полуавтоматическое оружие).

Внашей эстафете стрельбу из винтовки заменят малые мячи для метания. Каждойкоманде выдаются лыжи с мягкими креплениями. Первый участник команды одеваетлыжи, скользит по прямой до линии стрельбы, бросает мяч в мишень и возвращаетсяобратно. На финише передает лыжи следующему участнику команды. Для начислениявыигрыша засчитывается количество попаданий и порядок завершения эстафеты.

3 эстафета «Фигурное катание»

Фигурноекатание – это удивительное сочетание красоты и силы. С какой легкостью фигуристывыполняют упражнения. У нас сегодня парные выступления, произвольная программа.Каждой паре придется взяться за руки, примерно также как это делают фигуристы.В правой руке «партнера» — правая рука «партнерши». А в левой – левая, руки приэтом перекрещиваются. Спортивная пара встает на линию старта. И оба «фигуриста»поднимают свою левую ногу. По сигналу они скачут на одной ноге – правой(дистанция 10 м). Конечно прыжки не очень похожи на плавные скольжения. Ночтобы их выполнить нужно не меньше ловкости и упорства. Побеждает команда,которая проявит лучшую согласованность действий и первыми придут к финишу.

4 эстафета «Бобслей»

Этотвид спорта, родившийся из древней забавы – катание на санях с горы. Правдагорки сейчас изготавливаются специально из льда, да и спортивные сани мало чемпохожи на старорусские салазки. В нашей эстафете движение будет не с горы, а поровной поверхности, да и «санки» у нас будут скейтборды. Командам нужноразделится на пары.

Наскейтборд садится первый участник команд, второй его везет. Участникиустремляются вперед до ориентира, там происходит смена спортсменов. Побеждаеткоманда, которая раньше закончит эстафету.

5 эстафета «Современный керлинг»

Команднаяигра, проходящая на ледяной площадке. Соревнуются две команды, участникикоторых пускают по льду специальные снаряды из гранита (камни) – в сторонумишени (дом), орудующие специальными щетками.

Внашей эстафете, участники команд, с помощью хозяйственной щетки нужнопередвинуть набивной мяч до ориентира и обратно. Побеждает команда, котораяраньше закончит эстафету.

6 эстафета «Скелетон»

Этотоже спуск с высоты по ледяному желобу, но в этом виде спортсмен скатывается насанях в одиночестве.

Внашей эстафете, участник лежа на скейтборде. Отталкиваясь руками доехать доориентира и вернуться обратно. Побеждает команда, которая раньше закончитэстафету.

7 эстафета «Санный спорт»

Внашей эстафете движение будет также не с горы, а по ровной поверхности, да и«санки» у нас будут не железные, не деревянные, не пластиковые, а мягкие –обыкновенное покрывало. Командам нужно разделится на тройки. Два игрока возьмутпокрывало за углы так, чтобы при этом большая его часть лежала на полу. Напокрывало садится «ездок», чтобы ему не свалиться с «саней», он должен крепкодержаться за покрывало. А на линии эстафеты установить 2-3 кегли или флажка,ведь трасса у саночников имеет много крутых виражей. По сигналу 2 игрокаустремляются вперед, они тащат за собой «сани» туда и обратно. Если что-то неполучилось, то экипаж встанет на ремонт.

Подведение итогов

Участие родителей

      В работе с детьми я активно используюпроектную деятельность, которая рассчитана на совместную работу ребенка и егородителей. Каждая тема обязательно завершается каким-либо проектом илиисследованием. Дети совместно с родителями распределяют, что именно для нихболее актуально. В результате проектной деятельности дети и родители проявляюттворческую активность. Ими нарисованы рисунки, написаны сказки, рассказы,составлены кроссворды об овощах и фруктах, хлебе и т.д. У детей повысилсяуровень знаний по данной теме, сформированы основы правильного поведения застолом, культуры правильного питания и т.д.

     Как показывают опросы родителей, программа Разговор о правильномпитании позволяет реально сформировать у детей полезные навыки и привычкив области рационального питания, готовность выполнять правила здоровогопитания, а также определенные вкусовые предпочтения. Дети самостоятельновыбирают наиболее полезные продукты и блюда для своего рациона. ПрограммаРазговор о правильном питании оказывает положительное влияние наорганизацию и структуру питания в семье, сделав их более эффективными иполезными.

Информационные  источники

1.Рабочая тетрадь«Разговор о правильном питании» Безруких М.М.,

 М.:«Олма Медиа Групп», 2016г.

2.Методическоепособие для учителя «Разговор о правильном питании» Безруких М.М.,  М.: «ОлмаМедиа Групп», 2009г

3. Павлова М.А.Дидактические игры, как средство формирования навыков здорового образа жизни.САРАТОВ 2006      

4. «Книга о вкусной издоровой пище»- М.: «Эксмо — Пресс», 2008г.

5. Сорока Н.Ф.Питание и здоровье. — Минск, 1994.

6. Сушанский А.Г.,Лифляндский В.Г. Энциклопедия здорового питания. Т. I, II. — СПб.:«Издательский Дом “Нева”»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 1999.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет