X-PDF

Определение и анализ безубыточного объема продаж

Поделиться статьей

Безубыточность такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Выручка покрывает только затраты, финансовый результат при этом равен нулю. Безубыточный объем продаж можно выразить и в количестве единиц продук­ции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, пос­ле чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим и безубыточным объемом про­даж — это зона безопасности (зона прибыли),и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприя­тия — основополагающие показатели при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятель­ности предприятия.

Для определения их уровня можно использовать аналитичес­кий и графический способы.

Для определения безубыточного объема продаж и зоны безо­пасности предприятия строится график. По горизонта­ли показывается объем выпуска продукции в процентах от произ­водственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вер­тикали — себестоимость проданной продукции и прибыль, кото­рые в совокупности составляют выручку от реализации.

Зона безопасности показы­вает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

Аналитический способ расчетабезубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен, чем графиче­ский, так как не нужно чертить каждый раз график. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные пока­затели.

Рисунок 2.5. Определение точки безубыточности.

Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржи покрытия в выручке:

Для одного вида продукции безубыточный объем продаж мож­но определить в натуральном выражении:

Для расчета критического объема реализации в процентах к максимальному объему,который принимается за 100%, может быть использована формула:

Для определения объема реализации продукции с целью получе­ния запланированной суммы прибылинужно сделать следующий расчет:

Полученная величина в 1,5 раза больше, чем безубыточный объем продаж в натуральном измерении (750: 500). При этом 500 ед. продукции нужно произвести и реализовать, чтобы покрыть постоянные затраты предприятия, а 250 ед. — для получе­ния 2000 тыс. руб. прибыли.

При многопродуктовомпроизводстве этот показатель опреде­ляется в стоимостном выражении:

Для определения зоны безопасностианалитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула:

Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:

Данные модели можно использовать для расчета безубыточ­ного объема продаж и зоны безопасности предприятия не толь­ко в ретроспективном, но и в перспективном анализе.

Приведенные графики и аналитические расчеты показывают, что безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. Поэтому каждое предприятие стремится сокращать постоян­ные издержки. Оптимальным считается план, который позволя­ет снизить долю постоянных затрат на единицу продукции, уменьшить безубыточный объем продаж и увеличить зону безо­пасности.

Если допустить, что цены за единицу продукции снизились с 20 до 19 тыс. руб., удельные переменные затраты уменьшились с 12 до 10 тыс. руб., сумма постоянных расходов сократилась с 4000 до 3600 млн руб., а объем производства снизился с 1000 до 920 ед., то критическая величина объема продаж составит:

Способом цепной подстановки можно определить влияние каждого фактора на изменение безубыточного объема продаж:

Изменение критического объема продаж за счет:

— суммы постоянных затрат 450 — 500 = -50 ед. .

— цены реализации продукции 514 — 450 = +64 ед. .

— удельных переменных затрат 400 — 514 = — 114 ед.

Итого 400 — 500 =-100 ед.

Зона безопасности при этом увеличится и составит:

ЗБ = 0,565, или 56,5%.

Для факторного анализа зоны безопасностипредприятия мож­но использовать следующую модель:

Последовательно заменяя в данной формуле базовый уровень каждой составля­ющейна фактический, определим изменение зоны безопасности:

В целом зона безопасности предприятия увеличилась на 6,5%, в том числе за счет изменения:

— объема продаж 45,6 — 50,0 = -4,4% .

— постоянных затрат 51,1 — 45,6 =+5,5% .

— цены продукции 44,1 — 51,1 = -7,0% .

— удельных переменных затрат 56,5 — 44,1 =+12,4%.

Если безубыточный объем продаж определяется в стоимост­ном выражении, то для факторного анализа изменения его ве­личины может быть использована следующая модель:

Представленная информация была полезной?
ДА
58.23%
НЕТ
41.77%
Проголосовало: 79

где Д мп — средняя доля маржи покрытия в общей сумме вы­ручки (нетто) .

Дмпi доля маржи покрытия по i-му виду продукции .

Удi — удельный вес i-го вида продукции в общем объеме про­даж.

С помощью маржинального анализа можно установить кри­тический уровень не только объема продаж, при котором при­быль будет равна нулю, но и суммы постоянных затрат, а так­же цены при заданном значении остальных факторов. Основу этих расчетов составляет все та же базовая модель прибыли, учитывающая взаимосвязь «затраты — объем продаж — при­быль»:

Критический уровень постоянных затратпри заданном уровне маржи покрытия и объема продаж рассчитывается следу­ющим образом:

Суть этого расчета состоит в определении максимально допу­стимой величины постоянных расходов, которая будет равна мар­же покрытия при заданном объеме продаж, цены и уровня пере­менных затрат на единицу продукции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то предприятие будет убыточным.

Пример.Цена изделия — 50 тыс. руб., переменные затраты на единицу продукции — 30 тыс. руб., возможный объем производ­ства продукции — 5000 ед.

Требуется определить критический уровень постоянных издержек:

При такой сумме постоянных издержек предприятие не будет иметь прибыли, но не будет и в убытке. Если же постоянные затраты окажутся выше критической суммы, то в сложившейся ситуации они будут непосильными для предприятия. Оно не сможет их покрыть за счет своей выручки.

Чтобы определить, за сколько месяцев окупятся постоянные затраты отчетного периода, необходимо сделать следующий расчет:

Пример.Годовой объем продаж составляет 2500 млн. руб., по­стоянные издержки предприятия за год — 600 млн. руб., при­быль — 400 млн. руб. Требуется определить срок окупаемости постоянных издержек.

Сначала определим сумму маржи покрытия и ее долю в об­щей выручке:

Безубыточный объем продаж составит:

Срок окупаемости постоянных издержек будет равен:

Остальные 4,8 мес. предприятие будет зарабатывать прибыль. Следовательно, большая часть года уйдет на возмещение посто­янных издержек.

Как видим, критический уровень постоянных издержек явля­ется очень ценным показателем в управленческой деятельности. С помощью его можно эффективнее управлять процессом фор­мирования финансовых результатов.

Критический уровень переменных затрат на единицу продук­ции (bкр) при заданном объеме продаж (УРП), цене (р) и сумме постоянных затрат (А) определяется следующим образом:

Из данной формулы видно, что если сумма удельных пере­менных и удельных постоянных затрат равна цене единицы про­дукции, то уровень переменных затрат действительно будет кри­тическим, при котором финансовый результат будет равен нулю.

Критический уровень цены (ркр) определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат:

При объеме производства продукции 4000 ед., сумме перемен­ных затрат на единицу продукции 35 тыс. руб. и сумме постоян­ных затрат 120 000 тыс. руб. минимальная цена, необходимая для покрытия постоянных расходов предприятия, должна быть:

При таком уровне цена будет равна себестоимости единицы продукции, а прибыль и рентабельность — нулю. Установление цены ниже этого уровня невыгодно для предприятия, так как в результате будет убыток.

Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продук­ции, который дает одинаковую прибыль по различным вариан­там управленческих решений (различным вариантам оборудова­ния, технологии, цен, структуры производства и т.д.).

Если сумму прибыли представить в виде формулы:

где неизвестной величиной является объем продаж в натураль­ном выражении (VРП), и приравнять прибыль по одному вари­анту к прибыли по второму варианту:

то объем продаж можно найти следующим образом:

Можно также определить объем продаж, при котором общая сумма затрат будет одинаковой по различным вариантам уп­равленческих решений, для чего приравнивают затраты по раз­ным вариантам:

Тогда искомый объем продаж находят следующим образом:

На основании проведенных расчетов выбирают один из вари­антов управленческих решений.

С помощью маржинального анализа можно обосновать целе­сообразность увеличения производственной мощности. По­скольку с ее увеличением происходит рост суммы постоянных затрат, следует установить, увеличатся ли прибыль предприятия и зона его безопасности.

Окончательное решение об увеличении производственной мощности должно приниматься с учетом окупаемости инвести­ций на строительство дополнительных помещений, приобрете­ние и модернизацию оборудования.

Следует учитывать также эффект кривой опыта (ЭКО), сущ­ность которого состоит в том, что по мере увеличения произ­водства, наращивания производственных мощностей происхо­дит постепенное снижение переменных затрат в связи с повы­шением уровня стандартизации производственных процессов, квалификации и профессионализма кадров, совершенствования техники, технологии и организации производства.

Эффект кривой опыта проявляется не автоматически, а ре­ализуется при условии постоянного повышения квалифика­ции персонала, внедрения новой техники, новых технологий и рациональных предложений.

Минимизации затрат и увеличению прибыли также содействует оп­тимизация выбора между собственным производством и приоб­ретением — комплектующих деталей, запасных частей, полуфабрикатов, услуг и т.д. Для решения проблемы «производить или по­купать» также может быть использован маржинальный анализ.

Для окончательного принятия решения нужно учитывать мощность предприятия, качество продукции, колебания объ­емов, создание или сокращение рабочих мест и т.д.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.23%
НЕТ
41.77%
Проголосовало: 79

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Техническое обслуживание газопроводов

Поделиться статьей

Поделиться статьей6.3.1 При техническом обслуживании газопроводов должно производиться техническое обслуживание запорной арматуры, проверка состояния газовых колодцев, а также устранение следующих


Поделиться статьей

ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО ПЕТРА I

Поделиться статьей

Поделиться статьейДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ. Великое посольство 1697-98 годов – это великая загадка европейских международных отношений, о его загадках


Поделиться статьей

КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейВ.Н.Топоров Космогонические мифы и космогонические представления занимают особое место среди других форм мифопоэтического мировоззрения. Они описывают пространственно-временные параметры вселенной,


Поделиться статьей

Создание Пенсионного фонда Российской Федерации, его структура, задачи и функции

Поделиться статьей

Поделиться статьей1.2.1 Создание Пенсионного фонда РФ Масштабность и глубина радикально-рыночных преобразований в экономике потребовали применения принципиально новых экономических и правовых


Поделиться статьей

Tempora anni (Времена года)

Поделиться статьей

Поделиться статьей ver весна aestas лето autumnus осень hiems зима Menses anni (Месяцы года) Januarius январь Februarius февраль Martius март


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет