Опытпреподавания русского языка и литературного чтения системы «ПНШ» в МБОУ НОШ №95
СелиховаФлюра Михайловна,
учительвысшей квалификационной категории
Учебно-методическийкомплект «Перспективная начальная школа»(Слайд 1.)
Непрерывныйпоиск наиболее эффективных способов обучения привёл меня к тому, что вочередной раз, набрав первоклассников в 2012 учебном году, я выбрала для работыновый УМК «Перспективная начальная школа». Когда начинала работать по новой программе, возникалостойкое «неприятие». Дети за урок делали очень мало, много говорили, было многоразногласий с авторами учебников. Постепеннотревога рассеялась, со временем многое поняла и переоценила. Успехи привыполнении контрольных работ вселили доверие к программе, а результаты итоговыхэкспертных работ вызвали положительный отзыв о ней. Более подробно остановлюсьна «сильных» сторонах программы в области преподавания русского языка илитературного чтения. Сейчас у меня вновь первоклашки. Поэтому начну спериода «Обучения грамоте».
1.В «ПНШ» более глубоко, чем в остальныхпрограммах представлен звуковой анализ слов. Авторы программы вводятсхемы не только мягких и твёрдых звуков, но ещё и звонких и глухих согласных,плюс ударных и безударных гласных. Большинство детей быстро и без особыхтрудностей усваивают новые схемы, которые дают больше информации о звуках, даи запомнить их детям намного проще, так как звонкий звук обозначен точкой,которая ассоциируется у детей со «звонком», а знак показатель мягкостииспользуется во всех программах при фонетическом разборе. Все условныеобозначения даны в учебнике, поэтому дети всегда могут воспользоватьсяподсказкой, составляя звуковую схему на уроке или дома. (Слайд 2,3,4 Фото условные обозначения и тетради)
2. В периодобучения грамоте особенно нравится моим детям моделировать и конструироватьпечатные и письменные буквы из предложенных элементов. В прописи №3 эти элементы есть во вкладыше. Учителя нашей школы проявили творчество и смекалку,упростили труд детей и сократили время на составление букв, закрепив элементы налипкой ленте. Эта работа проводится в парах, она развивает у детей внимание,креативное мышление, мелкую и крупную моторику, а так же формирует у детейкоммуникативные навыки.(Слайд 5,6 Парная работа,моделирование)
Науроках я приучаю детей работать с учебником, тетрадью, хрестоматией, словарём.Все эти пособия связаны единой системой условных обозначений, проблемным,практическим и творческим характером заданий. Задания и в учебниках, и втетрадях на печатной основе предусматривают самостоятельную индивидуальную, парнуюи групповую работу. Это помогает формировать навыки учебного труда.(Слайд7 Групповая работа)
3. Отличительной особенностью учебниковПНШ является пошаговое изучение материала и многократное возвращение кизученному. Это приводит к разноуровневому обучению. Если в периодобучения грамоте в первом классе произошло знакомство со словами, обозначающимидействия, предметы, признаки, то работа с ними углубляется, расширяется,повторяется. В третьем классе эти слова представлены и как части речи и какчлены предложения. Эти знания дополняются орфографической ролью, при изучении тем «Правописание окончаний имен существительных, именприлагательных, глаголов».
4.Огромное значение имеют иллюстрации. Разработаннаясистема иллюстраций включает в себя:
а) иллюстрации внешней интриги, которая позволяет школьникуудерживать в сознании образы героев, которые сопровождают его в книге;
б) дидактические иллюстрации, которые помогают детям понятьязыковые закономерности; (Слайд 8)
в) иллюстрации к текущим стихотворным текстам.
5. Система вопросов в учебниках построена так, чтобы научитьдетей не ссориться, а спорить, выстраивать свои взаимоотношения.Учебники русского языка и литературного чтения состоят в основномиз стихотворных произведений. Дети с удовольствием принимают стихи, таккак по своему содержанию они понятны и доступны эмоциональному миру маленькихдетей. Работая с текстом, дети не только отвечают на вопросы своими словами исловами произведения, они выбирают непонятные слова, сравнения, слова,употребленные в переносном значении, образные выражения, понравившеесяописание, объясняют фразеологизмы.
6.Учебники «ПНШ» учатребенка работать со всеми источниками информации: справочниками,словарями, библиотекой, окружающими людьми, компьютером и Интернетом. Уже со 2класса дети на уроках русского языка знакомятся с пятью видами словарейи постоянно используют эти словари на других уроках. Не надо дополнительнокуда-то идти, искать, все словари под рукой. Словари используются не только,как справочники, на их основе проводится практическая работа, выполняютсяразнообразные упражнения. Дети постоянно обращаются не только к орфографическому,орфоэпическому, толковому словарю, но и систематически работают с обратнымсловарём.Такого вида работы нет в традиционной программе.Обратный словарь подчиняется алфавитному принципу расположения слов, но этотпорядок не по началу, а по концу слов. Выстраивая слова в «обратном словаре»они группируются по грамматическим признакам. Например: существительные или глаголы с одинаковым суффиксом. Виды заданий с обратнымсловарем самые различные. Работа с обратным словарем, с каждым годомрасширяется по мере включения конкретных грамматических задач.(Слайд 9 Стр. уч. Работа со словарями)
Формированиюкультуры речи способствует работа со словарем Произносиправильно. Не менее важно для второклассников является работа со «Словарем происхождения слов». Интересно даются понятия главные и неглавныеслова в предложении, окончания. Сначала как бы настораживаетслишком долгая устная работа на уроках. Позже становится понятно, что работа поданному учебнику формирует у детей активную позицию школьников посредствомпроблемных диалогов.
7.Своеобразнопостроена работа со словом: фонетическая работа над словом в 1классе приводит к морфемному и словообразовательному анализу во 2классе. В 3 классе он будет дополняться морфологическим анализом (изменение егоформ), и этимологическим (происхождение слов) в 4 классе. Особо ценным в данномкурсе русского языка является то, что авторы учебника заставляют детейсомневаться в написании той или иной орфограммы. Создают учебные ситуации, требующиеобращения к словарям различных типов.
8.Втрадиционной программе все виды разборов (звуко-буквенный, морфемный, разбор по членам предложения) носили характер дополнительныхзаданий. В системе ПНШэти разборы функционально необходимы. Они помогаютрешать практические задачи правописания, помогают понимать смысл сказанного.
9.Детям нравится работать в «Музейномдоме», (Слайд 10)где они знакомятся сживописными произведениями, учатся размышлять, развивают свою речь, выражаютсвое отношение к увиденному на репродукции какого-либо автора. Ученик постоянно что–то открывает для себя, рассматриваетс разных сторон (с помощью луп, рамочек), делится своим мнением. Происходитосмысление, оценивание в конкретной жизненной ситуации. Ученик чувствует себяувереннее, видит свой результат. Науроках развития речи детям понятно, как нужно учиться писать изложения исочинения. Особенно удачно представлена методика сочинения по картинам.
10.В содержание учебниковвключено изучение нетрадиционных литературных жанров в начальной школе:хокку, докучных сказок и т.д.
11. Ребятам очень нравятсяучебники – красочные и иллюстрированные. (Слайд 11,12)Онистали для детей родными и близкими. Ребята полюбили сквозных героев Мишуи Машу, Анишит Йокоповну, Асырка и Торка. Стали считать их своимидрузьями.Миша и Маша растут, меняются, выполняют различные образцы заданий.Вслед за ними это делают наши учащиеся, развивают общественные навыки. Детямэто очень интересно.Они ходят в школу с удовольствием.
12. Замечательно, когда методическийаппарат урока заложен в учебнике. Выигрывают все – и ученик, и родитель, иучитель. Учебник с конца 2 классапо 4 класс – это самоучитель для ребенка и для родителей. Дети смотрят воглавление, отвечают на вопросы, открывают словари, изучают тему, делаютвыводы. А учитель направляет работу детей, координирует их действия, даётдетям в руки инструмент – учебник – и учит с ним работать.
13. Учебники русского языка илитературного чтения учитывают возрастные особенности, реальные нормыпроизношения в России, логопедические проблемы учащихся начальной школы,неврологический психотип современного ребенка.
Я постоянно ощущаю поддержку и помощь состороны родителей моих учеников, и не только в плане оформления учебныхпособий. Я, как учитель, довольна результатами своих выпускников. Кромепредметных навыков дети овладели метапредметными. Научились грамотно писатьне только диктанты, но и различные задания по развитию речи, успешносправились со всеми экспертными тестовыми работами (ВПР, РМИДО).Радуют и результаты проверки техники чтения. Почти все дети прочиталивыше положенной нормы, соблюдая все критерии техники чтения. Дети научилисьсвободно ориентироваться в оглавлении учебников по любому предмету исоотносить его с темой урока,строить умозаключения ипринимать решения на основе полученной информации,соотносить её с жизненным опытом.
Родители со мной солидарны.Они считают:
«Изюминка этой программысостоит в том, чтобы научить ребенка использовать все имеющиеся у него умения,навыки и знания для решения какой-либо задачи, не просто считать на математике,или учиться писать на русском языке, а креативно мыслить, использоватьтворчество и искать не один способ решения проблемы. А ведь именно с такимподходом к любому делу ребенок постепенно научится решать и различные жизненныевопросы!»
(Слайд13) «Успех в учении – единственный источниквнутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей». В.А.Сухомлинский
(Слайд14 Спасибо за внимание!)
Хотелось бы пожелать авторскому коллективуУМК «ПНШ» дальнейших творческих успехов.Но,по моемумнению, а так же мнению некоторых педагогов-методистов, хотелось бы добавить всодержание учебников литературного чтения больше прозаических произведений.