X-PDF

Опыт работы по теме «Современные подходы в формировании математических представлений детей дошкольного возраста»

Поделиться статьей

 

Муниципальноедошкольное образовательное автономное учреждение

«Детскийсад № 157

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт работы по теме

«Современные подходы в формировании математическихпредставлений детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:воспитатель

СагитоваВероника Ринатовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

   

 

 

 Введение                                                                                          

1. Психолого-педагогические исследования                                  стр4

2.  Используемые приемы итехнологии                                         стр 7

2.1 Цели изадачи                                                                               стр17                                                                 

2.2 Новые технологии инаправления                                             стр 18

2.3 Планирование предметно-развивающейсреды                       стр 20

2.4 Работа с родителями                                                                   стр21

3. Выводы                                                                                         стр 22

3.  Списоклитературы                                                                     стр24                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Современные дети живут иразвиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводится  кобучению счета, измерению и вычислению. Особую ценность на сегодняшний деньприобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить. Какнаучить ребенка думать? Проблема формирования самостоятельности и креативностимышления приобретает особую актуальность в связи с повышенным требованием обществак инициативной личности, умеющей не стандартно мыслить, находить оригинальныеспособы решения всевозможных ситуаций. В связи с этим  стоит выделить такиепонятия как проблемная ситуация, поисково-познавательная деятельность.Включаясь в решение проблемных ситуаций, дети сравнивают и сопоставляют,устанавливая сходство и отличие, преобразуют и группируют объекты, выражаяматематическое отношение и зависимости разными способами.

Наш детский сад учитывает этотинтерес и пытается расширить знания детей в этой области. Поэтому нас даннаяпроблема заинтересовала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                Анализпсихолого – педагогических исследований по теме

 

        Мы проанализировали лишь основные направления, которыев той или иной мере затрагивают интересующую нас проблему.

       В поисковой деятельностиребенок получает возможность самостоятельно изменить ситуации в нужном емунаправлении, осуществлять выбор учитывая при этом свои интересы, проявитьиндивидуальность, реализовать себя, действовать в соответствии со своимипотребностями (Маневцова Л.М., 1973; Годовикова Д.Б., 1974; Лямина Г, 1975;Подьяков Н.Н., 1978 и др.). Проблема развития самостоятельности мышления нашласвое принципиальное решение прежде всего в трудах Выготского Л.С., в его учениио зонах развития. «Расхождение между уровнем решения задач, доступных подруководством при помощи взрослых, и уровнем решения задач, доступных всамостоятельной деятельности, составляет зону ближайшего развития ребенка»(Выготский Л.С., 1982). То, что ребенок сегодня сделает при помощи взрослых,завтра он может сделать самостоятельно. В  исследованиях многих психологов(Люблинская А.А., 1962; Виноградов Ю.В., 1972; Подьяков Н.Н., 1985; ЗапорожецА.В., 1986 и др.)  обнаружены глубокие и сложные связи между интеллектом имотивацией. Мотивация зависит от установок личности, ее потребностей,интересов, уровня притязаний. В свою очередь, структура мотивов, подчиняясьзакону иерархии, имеет качественную окраску, подчиняясь интеллектуальномуопыту, уровню развития интеллекта. Очень важно, чтобы в приобретении знаний,мышление направлялось стремлением, желанием дойти до истины, докопаться доистоков ситуации, чтобы проблема захватывала целиком.

           Необходимо отметить омногочисленных исследованиях педагогов и психологов (Ананьев Б.Г., БлонскийП.П., Выготский Л.С.,  Менчинская Н.А., , Эльконин Д.Б. и др.) о связи мышленияс речью. Дошкольникам предлагается ход решения ими различных математическихзадач, что способствует их речевому различию. У ребенка формируется собственноемнение. Особенность иметь свое мнение – это своего рода способность отстоятьсвою точку зрения, доказывать. Важным показателем умственной активности исамостоятельности являются детские вопросы. Поэтому учебно — образовтельныйпроцесс должен строиться при  ориентации на детскую индивидуальность.

1.2.Анализ программно-методического обеспечения

 

Основными задачами математическогоразвития являются:

1.     Формирование мотивацииучения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радостьтворчества.

2.     Увеличение объема внимания ипамяти.

3.     Формирование приемовумственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация,аналогия).

4.     Развитие вариативногомышления, фантазии, творческих способностей.

5.     Развитие речи, умениеаргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

6.     Выработка уменияцеленаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношениясо сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

7.     Формирование обще-учебныхумений и навыков ( умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлятьрешение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своихдействий и тд.)

 Эти задачи решаются в процессеознакомления детей с разными областями математической действительности: сколичеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными ивременными ориентировками.

Знакомство детей с новым материаломосуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не даетсяв готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения,выявления существенных признаков. А воспитатель подводит детей к этимоткрытиям, организуя и направляя их поисковые действия. Решая проблемныеситуации, воспитатели используют различные приемы, учитывающие степеньсамостоятельности детей: система вопросов, наводящие вопросы илизадачи-подсказки, неполное решение. Включаясь в решение проблемных ситуаций,ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливая сходство и отличие, преобразуети группирует объекты, выражая математические отношения и зависимости разнымиспособами. Так ребенок открывает мир чисел и фигур.

    Занятия являются системойдидактических и развивающих игр, в процессе которых дети исследуют проблемныеситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делаютоткрытия. В ходе этих игр осуществляется личностно-ориентированноевзаимодействие взрослого с ребенком, детей между собой, их общение в парах, вгруппах. Дети работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками, счетнымипалочками. Эти занятия воспринимаются детьми как естественное продолжение ихигровой деятельности. Также на занятиях, в кружковой и индивидуальной работе,во время режимных моментов воспитатели большое внимание уделяют развитиюмышления и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различныематематические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур.

     Таким образом, решаяматематические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем,чувствовать свою избирательность, проявлять инициативу, высказывать собственнуюи принимать чужую позицию. У ребенка растет и реализуется его творческийпотенциал. Своими занятиями педагоги стремятся сделать путешествие ребенка вмир чисел и геометрических фигур полезным и увлекательным.

   Ведется большая работа сродителями:
— создана библиотека для родителей, где каждый родитель может взять домойинтересующую его методическую литературу и посмотреть новинки;

— открытые дни для родителей;

— рубрика «это интересно», гдеродители могут прочитать и посмотреть ту или иную  игру, познакомиться справилами.

Родители в свою очередь оченьзаинтересованы и помогают в приобретении новых игр и оснащениипредметно-развивающей среды.

Мы считаем эта работа очень полезна,поскольку развивает логическое мышление и интерес к процессу обучения в целом,что легко поможет освоить в дальнейшем школьную программу. А это и есть моментпреемственности со школой

2.Используемые приемы и технологии.

На наших занятиях мы стараемсяосуществлять личностно – ориентированное взаимодействие с ребенком, детей междусобой, их общение в парах, в группах. Такие занятия воспринимаются детьми какестественное продолжение их  игровой деятельности. Дети исследуют проблемныеситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делаютоткрытия, что в свою очередь развивает мышление и творческие способностиребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, апридумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур.

      Игра рассматривается педагогамии психологами как путь к познанию  ребенком самого себя, своих возможностей.Приобретение знаний в играх происходит у детей с большим интересом. Поэтомуумение, приобретенное в игровой форме, отличаются большей устойчивостью,легкостью переноса в новые условия.

 

       Особую роль в математическомразвитии ребенка мы отводим нестандартным дидактическим средствам, а именно:палочки Кюизенера, счетные палочки, наглядные модели, геометрическиеконструкторы и др.

       Палочки   Кюизенера унаших детей вызывают очень большой интерес, благодаря чему развиваетсяактивность и самостоятельность мышления.  Каждый раз используя эти игры ребенокоткрывает для себя новое. Учится переводить игру красок в числовые отношения,постигать законы загадочного мира чисел.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

       С помощью счетных палочекмы стараемся формировать  геометрические представления и развиватьпространственное воображение наших детей. Игровые упражнения со счетнымипалочками содержат следующие задачи, а именно задачи на построение простыхфигур (например, детям предлагаем построить треугольник из шести палочек),задачи на преобразование фигур  (например, детям предлагаем следующие задание –убери одну палочку, чтобы получилось два треугольника и т.д.), задачи напостроение сложных фигур (предлагаем детям построить два квадрата из семи палочек).Также дети из палочек любят составлять цифры, буквы, геометрические узоры ит.д.

       Широко используем в нашейпрактике метод моделирования, логические схемы. За символами детивидят реальные объекты. Лежащий в основе моделирования принцип замещениязначительно расширяет возможности самостоятельности детей.  Л.С. Выготскийназывал знак специфической формой  субъективности. Овладение и использованиезнаков позволяет самостоятельно, инициативно, получать и использовать информацию в различных ситуациях. Рассматривая метод моделирования с другойстороны , у ребенка есть возможность для решения задач на абстрактномматериале, не дожидаясь возникновения подобной задачи в жизненной ситуации, темсамым создаются возможности для самостоятельного конструирования всевозможныхзадач. Моделирование и логические схемы предполагают создание и использованиенаглядных моделей. Их использование позволяет по-новому увидеть и решитьматематическую задачу.

        Использование схем помогает детям понять смысли значение арифметических действий, формирует обобщенное умение анализировать ирешать задачи. Ребенок может зарисовать не только конкретную задачу, но исоставить, изменяя сюжет, многочисленные задачи, соответствующие даннойабстрактной схеме. Способность интерпретировать схемы служит важнойхарактеристикой усвоения материала.[1] 

      Дети всегда с интересомрассматривают рисунки, слушают игровую задачу, зашифрованную в этих схемах илимоделях. Каждый раз предлагаем придумывать похожую историю по образцу или по другойсхеме. Кроме того, предлагаем задания для родителей с целью привлечения их ксовместной деятельности с нами.

         Сущность геометрическогоконструктора или игр – головоломок состоит в следующем: дети воссоздают наплоскости силуэты предметов по образцу или замыслу, и являются эффективнымсредством умственного развития детей дошкольного возраста. Также геометрическийконструктор развивает пространственные представления, воображения,сообразительность, смекалку, находчивость, конструктивное мышление. Работая сконструктором дети проявляют творчество и фантазию. Способ действия в играхочень прост, но требует умственной и двигательной активности,самостоятельности  и заключается в постоянном преобразовании, изменениипространственного расположения частей набора. Из любого набора можно составлятьабстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрическиефигуры. Изображение предмета получается схематично, но образ легко угадываетсяпо характерным признакам  предмета, строению. В своей практике мы используемтакие игры – головоломки как: «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбовояйцо», «Листик», «Головоломка Пифагора». Каждая из этих игр имеет комплектэлементов, которые отличаются от элементов других игр. Из деталей «Танграма»дети выкладывают силуэты человека, животных, буквы, цифры, предметы домашнегообихода.  Игра – головоломка «Листик» дает возможность составлять силуэтыразличных видов транспорта. Дети очень любят составлять силуэты из разныхнаборов или из одного и того же и объединять эти силуэты в целые композиции.

    Поддерживать интерес к играм –головоломкам помогают загадки, сказки, рассказы, стихотворения. Ребятамнравиться отгадывать загадки, составляя силуэты из конструктора. Силуэты вполнепригодны для аппликации  и предметного рисования. Тем самым прослеживаетсявзаимосвязь математической деятельности ребенка с другими видами деятельности(игровая, изобразительная деятельность).

    Выкладывая силуэты, ребенокпостоянно находится в творческом поиске, в это момент мы  всячески стареемсяего стимулировать и  поощрять. В результате этого у него развиваетсяактивность, инициативность, усидчивость.  При изготовлении игр – головоломок мыобратились за помощью к родителям. Этим предложением мы очень их заинтересовалии тем самым привлекли их к совместной деятельности с нами.

        На занятиях, а также и внезанятий мы используем тетради с печатной основой «Математика – этоинтересно». В заданных проблемных ситуациях, ребенок проявляет активность, является участником игрового сюжета. По мотивам сюжетов рабочих тетрадейразработано учебно-методическое пособие, где представлены игровые ситуации,предваряющие выполнение детьми упражнений. Это очень удобно, так как в данномпособие расписаны все задания  с задачами, игровым материалом, который можнозаранее приготовить. Все игровые ситуации разработаны по единой структуре. Онивключают: игровой сюжет (краткое изложение основных событий), описание игровогоматериала, используемого на занятии, учебно-игровые задачи, развитие сюжета (Играем!Познаем! Думаем!) с последующим обсуждением и выполнением упражнений в рабочихтетрадях.[2]                     

         Дети являются полноправнымиучастниками создания обстановки: подбирают игрушки, что – то изготавливаютновое, предлагают заменить эти предметы. Задания в тетрадях ребенок принимаеткак естественное продолжение его игровой деятельности. Игровая ситуациянасыщена условными предметами, моделями, координатными сетками, таблицами и др.

         Каждый раз, открывая тетрадьи рассматривая новые задания (проблемные ситуации), мы не стараемся объяснить,что и как нужно делать. А наоборот всячески поощряем самостоятельность,инициативность наших детей. Мы предлагаем детям такие вопросы, в которых выводрождается сам собой. Дети активно включаются в поисковую деятельность, а непросто усваивают материал в готовом виде. Они способны оценить степеньсложности ситуаций, в которых оказываются сказочные персонажи.  Предметомдетских рассуждений становится выход из противоречия, преодоления относительности,возможные варианты развертывания событий.

       Занятия в тетрадях привлекаютдетей и тем, что  в них можно рисовать, писать, раскрашивать предметы. Имнравится раскрашивать мелкие декоративные детали рисунков, избирательноотносятся к подбору цветов.  Дети любят брать тетради домой и выполнять заданиявместе с родителями. Совместный поиск решения проблем помогает организоватьобщение детей и взрослых, что способствует лучшему усвоению материала иобогащает духовный мир ребенка.  

  Применяя в своейработе с детьми тетради с печатной основой мы способствуем познавательному,творческому развитию ребенка, воспитываем у него интерес к самостоятельномупознанию, активным поисковым действиям самооценке.

Обучение должнобыть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственнойдеятельности, формировать познавательные интересы и способности, поэтому внашей практике большое значение мы уделяем дидактическим играм.Доказано, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Вдидактических играх происходит переход к свободной, сознательной работе надволей, характером, развиваются разные формы контроля и самоконтроля,формируется умение самостоятельно ставить цели игры, игровые задачи и решатьих, проявляя инициативу, индивидуальность.

 В педагогическойлитературе дидактические  игры направлены на закрепление знаний, формированиевсевозможных умений, прививают определенные речевые навыки. В ситуациидидактической игры знания у детей усваиваются лучше. Дидактическая задача,поставленная нами, от детей скрыта. Внимание ребенка обращено на выполнениеигровых действий, а задача обучения им не осознается, т.е. дети непреднамеренноусваивают знания, умения, навыки. Общение между нами и детьми определяется неучебной ситуацией, а игрой.  Мы с детьми являемся участниками одной игры, темсамым осуществляем личностно – ориентированную модель взаимодействия.Дидактическая игра помогает занятие сделать увлекательным, создает радостноенастроение у детей.

Мы тщательно изаранее готовимся к организации дидактических игр. Планируем цель игры,подбираем дидактические материалы, пособия, продумываем, как будем знакомитьдетей с правилами игры. Предусматриваем, какие изменения можно внести в игру,для того, чтобы  повысить активность и интерес детей. Следует продумать изаключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Очень важноспланировать поэтапное распределение игровых моментов на занятии. Так в началезанятия игра должна заинтересовать детей, стимулировать их активность. Всередине занятия дидактическая игра должна решать задачу усвоения темы; а вконце занятия игра может носить поисковый характер. В любом случаедидактическая игра должна быть доступной, интересной.

Дидактическиеигры помогают нашим детям сформировать определенный запас математических знанийи умений, учат детей думать, рассуждать, самостоятельно решать задачи.

В процессобучения детей элементарным математическим представлениям мы включаем пословицы,считалки, загадки, сказочные задачки.

Загадки являются образцом устногонародного творчества. Применяя в нашей практике загадки математическогосодержания, развиваем у детей самостоятельность и креативность мышления, умениедоказывать свою точку зрения. У ребенка разгадывание загадок математическогосодержания вызывает радостное эмоциональное состояние. Но одновременно с этимзагадки являются умственным упражнением. С нашей стороны важно научить ребенкане только отгадывать, но и доказывать правильность отгадки, используя при этомразные способы доказательств. Например, загадывая детям загадку  : Ножекчетыре,

                                     Шляпка одна.

                                     Нужен, коль станет

                                     Обедать семья.

Отгадкапредполагает ответ стол. Дети, конечно, сразу начинают выкрикивать правильныйответ. А мы спрашиваем: «Почему стол? А может это загадка про стул? Ведь устула тоже 4 ножки и одна шляпка». Многие дети начинают с нами соглашаться, амногие дети продолжают доказывать правильность своего ответа, отстаивать своюточку зрения, тем самым развивая самостоятельность мышления.  Загадкиматематического содержания подразделяются на несколько групп: количество исчет, величина, геометрические фигуры, форма предметов, ориентировка впространстве, во времени.

 Успехотгадывания загадок  зависит от того, на сколько дети знают и любят загадки.Результат решения детьми загадок зависит от их жизненного опыта, развития ипредставления об окружающих предметах, явлениях, умения видеть, наблюдать,замечать необычное в обычном.

Если говорить оприменение загадок на занятиях по формированию элементарных математическихпредставлениях, то тут мы предлагаем детям загадки в разных частях занятия: всамом начале занятия в качестве небольшой умственной гимнастики. Здесьназначение загадок будет в создании у ребят положительного, эмоциональногосостояния, интереса к предстоящей деятельности. Используются загадки сматематическим содержанием и в других частях занятия: в середине, в конце, вкачестве игровых заданий, упражнений. На протяжении занятия, особенно припереходе от одной части занятия к другой загадки могут служить средствомактивизации, переключения внимания детей, интеллектуального отдыха.  

Кроме того,загадки математического содержания мы используем в разных видах деятельностидетей: в играх, на прогулках, в свободной деятельности детей. В работе сродителями организовали конкурс «Придумай математическую загадку». Детивместе с родителями придумывали новые загадки, делали рисунки к ним, после чегомы организовывали выставку.                  

Используя в своейпрактике загадки с математическим содержанием, мы стараемся развивать у детейобщие умственные математические способности, самостоятельность мышления,воспитываем познавательное отношение к математике, развиваем смекалку,находчивость, инициативность.

 Загадки сматематическим содержанием можно использовать в сочетании с задачами – шутками,занимательными вопросами, сказочными задачами.

Дети очень любятрешать задачки. Задачки – сказки развивают у детей не толькомыслительные процессы, но и учат их воображать, фантазировать. Слушая задачку,ребенок живо представляет себе сказочную ситуацию, вживается в динамику происходящихсобытий и в то же время учится усидчивости и терпению, тренирует внимание,умение дослушать до конца, так, как неизвестно,  какой будет задан вопрос вконце. [3] 

Такие задачкипозволяют расширять представления детей об окружающем мире, т.к. тематика в нихсамая разнообразная. В своей практике мы используем сказочные задачки, которыеданы в приложении методического пособия, являющегося результатом работы авторовпо творческому освоению и внедрению в практику программы «Детство».

Предлагаем детямсамостоятельно или вместе с нами сочинять аналогичные задачи на занятиях, напрогулках, в игровой деятельности. Дети с большим интересом пробуют сочинятьтакие задачки, а потом им очень нравится их зарисовывать.

На занятиях поразвитию у детей элементарных математических представлений и в свободнойдеятельности детей используем игровые задания, которые самиизготавливаем, и у каждого ребенка все задания разные.  Таким образом, мыребенку даем возможность почувствовать себя субъектом учебно-игровой деятельности.Проблемную ситуацию мы задаем так, что каждый ребенок вынужден находить толькосвой способ решения задачи. Предлагаемые задания помогают формировать не толькосамостоятельность, но и оригинальность. 

При помощи этихспециальных игр и заданий мы решаем следующие задачи: учим детей не боятьсясвоего варианта решения, воспитываем уверенность в себе; пропагандируеморигинальность детской мысли другим детям и взрослому; учим детей уважать чужоемнение, отличное   от собственного. Например, игровое задание «Домик цифр».Перед детьми иллюстрации с домами, которые отличаются по расположению ицветовой гамме. Нет не одной одинаковой иллюстрации. На этих иллюстрацияхзамаскированы цифры от 0 до 10. Детям предлагается поймать цифры фишками. Дляактивизации детей воспитатель общается с каждым, ни кого не торопим. Детивыполняют игру каждый в своем индивидуальном темпе.

 С недавнеговремени для дальнейшего развития логика математического мышления, опираясь наметодические рекомендации к программе «Детство» мы организуем работу поформированию элементарных математических представлений у детей по фотографиям.К этой работе мы привлекали родителей и, конечно же, сами составлялизанимательные задачки по фотографиям. Это метод мы используем как на занятиях,так и вне занятий. Дети рассматривают фотографии, определяют, кто где сидит,кто от кого дальше, кто к кому ближе (ориентировка в пространстве). Длязакрепления порядкового и количественного счета задаем детям следующие вопросы:«Какой по счету стоит Ксюша от Максима?», «Сколько всего детей на этойфотографии?». Вместе с детьми придумываем задачи. Фотографии постояннообновляем. Видим, что дети очень заинтересованы и вместе с развитием мышленияребенок совершенствуется как личность, развивается потенциал творческих возможностей,эмоциональная сфера, речь. 

Вывод:       

Все выше перечисленные методы иприемы позволяли нам строить обучение так, что главная роль отводиласьсамостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов исредств, проверки правильности его решения, способствовали не только  овладению математическими знаниями, но и общемуинтеллектуальному развитию самостоятельности и креативности мышления.

           Следующий этап этой работы: использование таких  нестандартных направлений, как:

 

·      ТРИЗнаправление,

·       эвристическоенаправление,

·       пространственноемоделирование на базе оригами.

2.1. Цель и задачи

 

Цель:

формировать иразвивать самостоятельность мышления через    использование новыхнетрадиционных обучающих средств.

— Эвристическоенаправление.

— ТРИЗнаправление.

-Пространственное моделирование на базе оригами.

Все этинаправления способствуют углублению дидактических основ формированияматематических пр6едставлений у детей, основанных на активном поиске способовдействий. Развивают культуру мышления и логику, креативность мышления. Длярешения этой цели были сформированы следующие задачи:

Задачи:

— формированиеобщих приемов умственной деятельности;

— формированиесамостоятельности и оригинальности;

— обучениеребенка и формирование математических закономерностей;

— развиватьпространственное воображение, память, творческие способности, конструктивноемышление;

— развиватьвариативность мышления;

          — развитие речи, умениеаргументировать свои высказывания;

— развивать интереск математике, воспитывать позитивный настрой на успех и желание добиватьсялучших результатов;

— воспитывать удетей культуру общения, учить доказывать свои суждения, вести дискуссию. -воспитание самостоятельности и инициативности;

 

 

 

2.2.   Новые технологии инаправления

 Активно сталииспользовать в нашей работе пространственное моделирование на базе оригами.Этот процесс оказался для нас очень творческим. Каждый раз мы решали, каковбудет игровой сюжет занятия, как вовлечь в них наших детей, анализировалиматематический потенциал изделий, выбранных для моделирования. работу по этомунаправлению мы стали осуществлять следующим образом:

— начиналимоделирование с простейших фигур.

— постепенноприучали детей к условным знакам, схемам (дети с высоким уровнем знаний: Маша,Андрей, Дима очень быстро и точно освоили алгоритм действий, с остальнымидетьми проводились дополнительные занятия, индивидуальная работа).

— давали детямзадание на дом – просили их складывать те фигурки, которые они научились делатьв саду, и дарить их родным, друзьям. После того, как наши дети научилисьмоделировать 6-7 фигурок, организовали конкурс «волшебный листик». Стализамечать, что в свободной деятельности дети самостоятельно складывали фигуркипо памяти, разбирали готовые фигуры, зарисовывали них схему моделирования,создавали свои новые фигурки. Открыв для себя новый метод в работе с детьми поматематике и применив его на практике, мы сделали вывод, что моделирование набазе оригами очень эффективно для успешного математического развития нашихдетей.

Цельэвристического подхода к математическому развитию детей заключается в том,чтобы помочь ребенку открыть каналы своего общения с миром математики, осознатьих особенности и освоить научные языки. Например, когда ребенок ошибочноутверждает, что 4 меньше 3, задаем вопрос: может ли на самом деле 4 быть меньше3? Да, если 4 и 3 – количественные характеристики объектов разной мерности, 4-количество дней, а 3 – количество недель. Таким образом, эвристическоенаправление раскрепощает детей, снимает у них страх перед ошибкой, боязньневерного ответа.

При знакомстве сновыми количественными характеристиками, при закреплении порядкового счетаиспользовали метод «вживание» — вселение ребенка в состояние изучаемогообъекта. «Представь себе, что ты число 5. Какое ты? Для чего ты существуешь? Скем дружишь? Что тебе нравиться делать? И т.д.»

Детям  предлагалиследующие задания (Маша, Андрей, Дима, Максим) придумайте самое маленькоечисло, придумать и обосновать собственное изображения чисел, дать собственноеопределение таким понятиям, как точка, линия, отрезок, угол, треугольник,квадрат и д.р. Другим детям (Антон, Люба,Денис,Ира) старались давать задания нетакие сложные – подобрать цвета к числам, дням недели, месяцам, придумать свои игрыс числами и фигурами, составить задачу на заданный пример (5-1+2) или тему, планировалиследующие эвристические образовательные ситуации – оживить каждую цифр,нарисовать ее в цвете, изобразить своим телом. – нарисовать (слепить,смоделировать) геометрический сад.

Выводы.

— обобщаясказанное, отметим, что теория эвристического обучения представляет тем самымэффективный инструментарий для математического развития ребенка.             

—  эвристическийподход позволил успешно соедин6ить индивидуальную творческую самореализацию,как нам, так и детям.  

Длясовершенствования познавательных процессов, для развития творческого потенциаластали использовать такие методы и приемы ТРИЗ , как выделение и разрешениепроблемных ситуаций, организовывали и проводили логические ТРИЗ – упражнения испециальные ТРИЗ – игры. Проблемные ситуации можно выделить из любимыхпроизведений детской  литературы, мультипликационных и художественных фильмов,сказок. В целях математического развития детей проводили игры типа —  «хорошо-плохо»,«что во что входит», «выбери троих», «маленькие человечки», линейка« Да-Нет-ка»

— моделированиемаленькими человечками позволяет каждому из играющих испытывать на себе, чточувствует моделируемый объект, не только объяснить ребенку окружающие егоявления, но и наглядно показать изменения.

— линейка«Да-Нет-ка» использовали эту линейку для закрепления циф, обучение ориентировкив пространстве.

Все вышеуказанныеТРИЗ — направления в математическом развитии доступны и очень интересны нашимдетям.

2.3.Планирование предметно-развивающей среды

Развитие ребенкасовершается в процессе воспитания и обучения, в активной, содержательнойдеятельности, организуемой нами. Вокруг ребенка создается специальнаяпедагогическая среда, в которой он живет и учится самостоятельно. Для нас былоочень важно организовать так детскую деятельность, в том числе самостоятельную,чтобы дети упражнялись в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать,добиваться поставленной цели, чувствовать эмоциональный комфорт.

Вот примерноеоборудование центра математики:

— счетныйматериал

— комплекты цифр,математических знаков, геометрических фигур

— рабочие тетради«Математика – это интересно»

— счеты, счетныепалочки

— математическоелото, домино, шахматы

— дидактические игры

— таблицы, схемы,чертежи

-учебные приборы( линейки, ростомер для детей и кукол, часы)

— модели: года,дней недели, частей суток

— уголоксюрпризов (новые головоломки, ребусы, загадки, игры)

— игрыизготовленные руками детей и родителей

— кроссворды,кубики Рубика и различный материал для развития логического мышления,творчества.

 

2.4. Работа с родителями.

Все вопросы,касающиеся развития творческой активности ребенка, решали в тесном контакте ссемьей. Убеждали в необходимости продолжения данной работы дома. Для этого мыиспользовали различные формы работы:

— родительскиесобрания,

— открытыезанятия,

— игротека сродителями,

— консультации,

— беседы,

— математическиедосуги,

— стенды,папки-передвижки.

Подготовили дляродителей консультацию, на которой ознакомили их с задачами математическогоразвития, дали конкретные рекомендации, побеседовали с родителями о том, скакими  трудностями сталкиваются их дети на занятиях. Дали советы какреагировать на успехи детей и на их неудачи. Провели для родителей несколькооткрытых занятий. После таких просмотров организовали «вечер вопросов иответов»,  на котором в оживленной, интересной беседе и спорах родители имеливозможность высказать свое мнение. Стало для нас традицией организовыватьвыставки совместного творчества. Так, например, попросили детей с помощьювзрослых сочинить сказку математического содержания, где главные герои – этоцифры, геометрические фигуры и т.д. Провели конкурс на самую оригинальнуюподелку из оригами. Провели интересные и увлекательные математические праздникии досуги (театральные постановки с математическим содержанием). Родителипомогали шить костюмы и изготавливать декорации.

 Всевышеизложенное позволяет сделать вывод: родители стали активными помощниками иучастниками педагогического процесса.

Выводы

В результатепроделанной нами работы пришли к выводу, что все эти направления способствуютуглублению дидактических основ формирования математических представлений удетей:

1. Проявляетсяспособность понимать связи и закономерности.

2. Испытывать интерес к самому процессу познания,  самостоятельномупоиску решений и достижению поставленной цели.

3. Приобретениеумения работать в коллективе.

4. Овладениедоказательной речью.

Все эти методики и технологии несутинтересные идеи, облегчающие процесс математического развития детей в условияхсемьи.

Предметно-развивающая средапополнилась играми и пособиями, изготовленными руками детей, родителей,педагогов.

 Планируем в дальнейшем использоватьразнообразные методики и технологи, направленные на развитиесловесно-логического мышления, творчества, воображения и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1.     В.Н. Влочкова, Н.В.Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика.Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.

2.     Карпова Е.В. Дидактическиеигры в начальный период обучения. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

3.     Михайлова З.А., ЧеплашкинаИ.Н. Математика – это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольноговозраста. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006.

4.     Новикова В.П. Математика в детскомсаду. Старший дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.

5.      Логика и математика длядошкольников/Авт.- сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая/ (Библиотека программы«Детство»). – СПб: «Акцидент», 1997.

6.     Петерсон Л.Г., Холина Н.П.Раз – ступенька, два – ступенька… — М.: «Баласс», 2001.

7.     Репина Г. А. Математическоеразвитие дошкольников: Современные  направления.- М.: ТЦ Сфера, 2008.

 

8.     Смирнова Е.О. Детскаяпсихология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.    

9.     Смоленцева А.А., ПустовойтО.В. Математика до школы. – СПб: Акцидент, 1998. (Библиотека программы«Детство»).

 

10.  Тарунтаева Т.В. «Развитиеэлементарных математических представлений у дошкольников. М., «Просвещение»,1973.

 

11. В.В.Абашина Управлениеучебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материалематематики): Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образованиявысших учебных заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — Сургут: РИО СурГПИ, 2005.- 137 с.
12.  Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровойдеятельности: Сборник / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. — СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. — 192 с.
13.  Математика до школы: Пособие для воспитателей дет. садов и родителей /Сост. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003
14. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Методическое пособие дляпедагогов ДОУ. /С-Пб. «Детство-ПРЕСС», 2008.

15. Н.В.Ехевич Развивающие игры длядетей. М- «Физкультура и спорт», 1990.

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет