X-PDF

Опыт работы: Применение речевых коммуникаторов (GoTalk 4+, Big Button, Attainment Talker 6+) в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими проблемы вербальной коммуникации

Поделиться статьей

Устьянцева Е.А., учитель-дефектолог ГБДОУ детский сад № 26

Слязина О.А., учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 26

 

Опыт работы:

Применение речевых коммуникаторов

(GoTalk 4+, Big Button, Attainment Talker 6+)

в коррекционно-развивающей работе с детьми,

имеющими проблемы вербальной коммуникации

 

Счастье -это когда тебя понимают!

Основное правило альтернативной коммуникации: «Человек должениметь возможность сказать, что хочет, тем способом и с той скоростью, с которойможет».

Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющиеобычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительнообъясняться. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная.

Альтернативная коммуникация может:

 •  быть необходима постоянно;

 •  применяться как временная помощь;

 •  рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владенияречью.

Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогаетеё развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитиюабстрактного мышления и символической деятельности, таким образом способствуяразвитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи.

Цели использования альтернативной коммуникации:

 •  построение функционирующей системы коммуникации;

 • развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить дослушателя новую для него информацию;

•  развитие способности ребёнка выражать свои мысли с помощью символов.

Случаи, в которых используется дополнительная коммуникация:

•  Нарушение слуха (дополнительная коммуникация всегдаиспользовалась в среде глухих — это язык жестов).

•  Двигательные нарушения, создающие моторные трудности(дизартрия, анартрия, апраксия).

•  Интеллектуальные проблемы, влияющие на способность усвоениявербальных символов из-за ограничений возможностей памяти, внимания,абстрактного мышления (умственная отсталость).

•  Эмоциональные проблемы и нарушение контакта (аутизм),ограничивающие способность к восприятию слов собеседника, а также способностьвыразить мысли с помощью абстрактных символов, знаков, вербальных слов.

•  Специфические органические проблемы артикуляционных органов(при синдроме Дауна низкий тонус артикуляционных мышц мешает овладетьвербальной речью).

•  Прогрессирующие заболевания (например, мышечная дистрофия,множественный склероз).

•  Приобретённые заболевания или травмы (в результате аварий илиинсульта).

•  Временные ограничения речевых возможностей (например, из-затрахеотомии).

Все эти нарушения приводят к тому, что способность использоватьзвуковую речь для общения, а иногда и понимать её резко ограничивается. Вслучаях, когда у человека есть потребность и возможность выразить свои идеи, ноне хватает средств, используются способы поддерживающей, дополнительнойкоммуникации.

Традиционные формы коррекционно-развивающей работы не всегдаэффективны в случаях с детьми с ТМНР, долгое время остающимися неговорящими.Поэтому одним из способов развития коммуникативной компетентности для даннойкатегории детей может стать формирование у них навыков общения с помощьюсредств альтернативной коммуникации: графических символов (пиктограмм, слов-табличек),общеупотребительных жестов, речевых коммуникаторов. Невербальные средстваобщения позволяют создать условия для повышения у неговорящего ребёнкамотивации к общению: ребёнок с помощью жестов, пиктограмм, слов-табличек,речевых коммуникаторов участвует в коммуникативных ситуациях и выражает своимысли и желания. Также неговорящий ребёнок получает возможность участвовать внепосредственно образовательной деятельности в ДОО. Средства поддерживающей(невербальной) коммуникации предоставляют неговорящему ребёнку возможностьотвечать на открытые и альтернативные вопросы, фиксировать результаты своихдействий (отчёт), планировать предстоящую деятельность, давать оценку своимдействиям и поступкам, а также выражать своё отношение к происходящему вокруг.

В нашей группе для детей с ТМНР мы уже 3 года используем речевыекоммуникаторы: говорящая кнопка Big Button («БИГбаттон»), говорящаялинейка Attainment Talker 6+ («АтэйнМент Токе»), планшет GoTalk 4+ («ГоуТок»).

Коммуникатор «Big Button» – простое вспомогательноетехническое средство коммуникации с речевым выводом, которое очень частоиспользуется при вступлении в коммуникативное взаимодействие. Работаетв двух режимах:

  • воспроизведение одного сообщения длительностью до 48 секунд, которое звучит при нажатии на кнопку;
  • воспроизведение трех сообщений по 24 секунд каждое. Одно нажатие кнопки воспроизводит первое сообщение, два нажатия воспроизводят второе сообщение, а три нажатия воспроизводят третье сообщение.

Хранящееся впамяти сообщение воспроизводится нажатием на клавишу диаметром 20,5 см. Клавишаиздает при нажатии щелчок, являющийся акустическим сигналом обратной связи. Наклавише есть прозрачный карман, в который помещается картинка, отображающаясимвол, представляющий записанную информацию.

Особенно эффективна кнопка, например, когда нужно научитьсяпользоваться клавишей как таковой, когда нужно научиться речью для выражениясвоих потребностей, а также, чтобы привлечь к себе внимание. Кроме того,говорящая кнопка позволяет соединить вывод речи с запуском какого-либодействия. Его применяют в ситуациях, когда необходимо, например, поздороватьсяи попрощаться, представиться при знакомстве, позвать животное, рассказать окаком-либо событии, произнести слово или предложение, повторяющееся в рассказеили песне.

Говорящая линейка Attainment Talker 6+

Простой коммуникатор с возможностью записи 6 сообщений с общейдлиной в 60 секунд. Максимальная длина 1 сообщения 10 сек. Коммуникатор можнодержать обеими руками и нажимать большим пальцем, чтобы использовать его, атакже можно положить на стол и активировать указательным пальцем. Специальныенескользящие вкладки позволяют удерживать коммуникатор на месте. Перед началомработы необходимо определиться с нужными сообщениями и изготовить для нихвкладыши с картинками.

Планшет GoTalk 4+

Это устройство предоставляет возможность записи, сохранения ивоспроизведения

значительногоколичества голосовых сообщений, которые позволяют

пользователюлегко и быстро сообщать о своих насущных потребностях и

желаниях.Можно использовать как диктофон. Каждая клавиша коммуникатора предусматриваетзапись собственного сообщения. Имеет несколько уровней записи, различных повремени. Вмещает 20 сообщений. 2 фиксированных сообщения – те, что всегдадолжны быть под рукой («основных» сообщения, которые остаются неизменными накаждом уровне). Общее время записи 5 минут.

Громкостьзвучания регулируется клавишами со стрелками. Имеется ручка для переноски.Специальный отсек для хранения дополнительных плат с символами. Карточка-заставкас изображением полей вставляется под защитную решетку сбоку. Запись сообщенийпроизводится через встроенный микрофон.

Данныесредства предоставляют в распоряжение «неговорящего» ребёнка инструмент,позволяющий выразить ему свои желания, потребности, чувства. Эти системыпомогают обеспечить достаточно эффективную коммуникацию на всех уровняхжизнедеятельности ребёнка (домашняя среда с её «рутинами», обучение, общение сосверстниками, общение за пределами дома и дошкольного учреждения, школы,взаимодействие с персоналом при посещении магазинов, кинотеатров, кафе).

Кроме того,системы альтернативной коммуникации служат «мостиком», который в перспективепозволяет «неговорящим» детям перейти к коммуникации с помощью речи. Ещё разподчеркнём, что использование дополнительных знаков помогает развиватьабстрактное мышление и символическую деятельность, таким образом способствуяразвитию понимания и вербальной (звуковой) речи. Очень важно помнить, что когдамы имеем дело с человеком с функциональными проблемами или ограничениями, мырискуем поддаться ложному впечатлению, что он не хочет и не способен вступать вкоммуникацию. Но важно не терять надежду на успех, ведь человек может начатьпонимать смысл коммуникации, только вступив в процесс коммуникации.

Обеспечениедетей, у которых в силу нарушений ограничена способность к общению, средствамиальтернативной коммуникации может существенно повысить уровень их социализации,улучшить качество жизни, развить самоуважение.

Как ввести речевые коммуникаторы в коррекционно-развивающую работус детьми с ТМНР?

Условнопроцесс введения коммуникатора в жизнь ребенка можно поделить на следующиеэтапы:

1 этап. Системамониторинга

Выбор подходящих средств дополнительной коммуникации.

При подборесредств дополнительной коммуникации необходимо учитывать сильные стороныребёнка и особенности его развития.

Для оценкиуровня коммуникации и выбора средства альтернативной коммуникации выполняютсяследующие действия:

 • Проводится наблюдение за ребёнком в различных ситуациях: дома, на занятиях, наиндивидуальных встречах.

 • Проводится обсуждение, какие коммуникативные действия ребёнок совершает(возможно, неосознанно) в повседневной жизни, во время игр, общения совзрослыми и сверстниками.

 • Анализируется, какие действия, повторяющиеся из раза в раз, можно трактоватькак сигналы, соответствующие какому-либо желанию или потребностям ребёнка.

 • Обсуждается, как можно закрепить эти коммуникативные действия, превратить их восознанно используемые ребёнком сигналы.

 • Проводится обучение ребёнка тем или иным коммуникативным действия.

• Рассматриваются варианты использования помощи ребёнку со стороны взрослого,необходимость использования различных приспособлений (речевые коммуникаторы,альбомы, карточки PESC).

 

Предварительная оценка навыков ребёнка, необходимых для освоениясистемы символов:

1. Коммуникативные навыки ребёнка. На какие вопросы важно попытатьсяответить:

•  Проявленоли желание (намерение) вступать в коммуникацию?

•  Стремитсяли ребёнок участвовать в диалоге?

•  Какимисредствами (вокализации, жесты, отдельные слова)?

•  Какихзнаков не хватает ребёнку?

2.Способность к восприятию графических изображений, к их сравнению и анализу:

• Воспринимает ли ребёнок картинку?

•  Понимаетли связь картинки и слова, её обозначающего?

•  Понимаетли, что разные картинки могут обозначать один и тот же объект (например, разныемячи или собаки)?

•  Может лисравнить две картинки, соотнести их друг с другом (где «такой же» мяч, «такаяже» кукла?)?

•  Может лиребёнок понять, что картинка может обозначать отсутствующий объект или частьобъекта, представлять весь объект?

Это выявитьнепросто, так как в обычной жизни таких навыков не требуется, однако частонаблюдается в ассоциациях. Даже если такой опыт у ребёнка есть, это не значит,что он сразу поймет, что этот путь возможен для постоянного процессакоммуникации.

2 этап. Использованиесистемы символов.

Использованиесистем графических символов — трудная задача. Она требует постоянного обучениясемьи и персонала, работающего с ребёнком, постоянной поддержки мотивации, таккак не всегда система воспринимается легко и быстро. Особенно трудно вывестииспользование системы за пределы занятий и суметь использовать её винтерактивном режиме — это и является основной задачей обучения системедополнительной коммуникации.

Чаще всего это ребёнку важно использовать знаки-символы, когда он:

 •  проситчто-то,

Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1490

• комментирует, делится эмоциями.

Кактехнически происходит общение с помощью графических символов (варианты):

 •  Человекберёт картинку в руки и передаёт её собеседнику.

 •  Указываетна неё рукой или дотрагивается пальцем.

 •  Нажимаетна соответствующую кнопку.

 •  Присерьёзных двигательных ограничениях: показывает с помощью указки, прикреплённойк шлему на голове, направлением взгляда.

 

 

 

Роль помощника при освоении системы символов.

При освоениисистемы графических символов необходим помощник. Он должен помогать ребёнку,указывая на объект его рукой. Однако существует опасность, что у помощникаможет не хватить терпения и чуткости, чтобы ждать и улавливать слабые сигналыребёнка, и тогда он невольно начнёт навязывать ему свои желания. Поэтому нужнобыть очень внимательным к малейшим сигналам ребёнка (взгляд, движение головы) инаучиться их читать, а потом уже помогать ему обозначать их на картинкеуказательным жестом.

Важно, чтобыребёнок понял, что картинка может изображать находящийся на расстоянии предметили планирующуюся деятельность, что с помощью картинки можно потребовать,ответить на вопрос, рассказать о себе и своих желаниях, а также выразитьэмоции.

Пособия, которые можно использовать:

•  Календарьактивности — расписание, которое помогает структурировать деятельность, гдеобычно используются пиктограммы и другие символы.

• Коммуникативная доска — специальная доска, разбитая на квадраты, к которымприкрепляются графические символы.

• Тематические книги.

•  Альбомы скартинками и фотографиями.

•  Наборкоммуникативных карт в ящике или на брелоке.

• Да/нет-системы (две «говорящие» кнопки или две картинки, обозначающие согласиеи несогласие.)

Игры и занятия, способствующие развитию навыков, необходимых дляосвоения системы альтернативной (дополнительной) коммуникации Начиная работу по обучению ребёнка использованию системальтернативной (дополнительной) коммуникации, всегда нужно помнить о том, чтоэто долгий процесс, требующий настойчивости и терпения. Чтобы не остановитьсяна половине пути, стоит подумать о том, как превратить процесс обучения винтересное занятие, доставляющее удовольствие ребёнку. Для того чтобы освоениесистем альтернативной (дополнительной) коммуникации шло более эффективно, вповседневную деятельность ребёнка необходимо включать самые разнообразныезанятия и игры, развивающие все стороны личности ребёнка: двигательнуюактивность (навыки крупной и мелкой моторики), внимание, восприятие, мышление,память, умение понимать обращённую речь.

Занятиями, развивающими данные способности, могут стать:

•  Совместноесоставление расписания с использованием символов. Составление визуального расписания помогает ребёнку понятьструктуру занятия, организовывает, развивает логическое и абстрактное мышление.В начале занятия на панель прикрепляются карточки с изображениемзапланированной деятельности. По мере выполнения заданий карточки снимаются иоткладываются в сторону, либо в специально приготовленный для этой цели ящичек.Визуальное расписание помогает ребёнку увидеть и оценить объём проделанной иоставшейся работы.

•  Манипулированиеигрушками с жестовым сопровождением. Данный вид деятельности чудесно можноиспользовать в игре-театрализации. Например «Теремок». При появлении сказочныхгероев ребёнку необходимо будет вспомнить жест, которым они обозначаются(закрепление категории жестов, обозначающих принадлежность). А также повторитьза героями различные действия («спать», «идти», «плакать», «здороваться»,«прощаться»).

•  Совместноерассматривание картинок с обязательными комментариями взрослого (название,что с этим делают, какого цвета, формы, к какому классу объектов относится).

•  Одновременноерисование (говоря об объекте, сразу символически изображаем его).

•  Соотнесениеобъектов и картинок разной степени абстракции с написанным словом.

•  Прикреплениекартинок, графических изображений в самых распространённых местах, введение врутину. При введении обучения альтернативной (дополнительной) коммуникациив повседневную деятельность необходимо организовать домашнюю среду такимобразом, чтобы окружающее ребёнка пространство способствовало как можно болееразнообразному усвоению различных систем коммуникации. Например, при обученииглобальному чтению на предметы обстановки можно прикрепить карточки с напечатанныминазваниями предметов: «стол», «стул», «шкаф», «зеркало». В ванной можноприкрепить визуальное расписание с указанием последовательности действий приумывании или посещении туалета.

 • Рассматривание коммуникативных книг.

• Составление фотоальбома про себя.

•  Составлениеритмических стихов с жестами. Стихи, жестовые и пальчиковые игры можноиспользовать ежедневно в занятии с ребёнком. Взрослый читает стихотворение, аребёнок заканчивает последнюю строчку, применяя либо известный ему жест, либоуказывая на картинку с изображением данного предмета.

Тили-бом,тили-бом, загорелся кошкин … (дом)

Бежит …(курица) с ведром, заливает кошкин … (дом)

3 этап. Знакомствос говорящей кнопкой, с планшетом и линейкой.

Да/нет-системы(две «говорящие» кнопки или две картинки, обозначающие согласие и несогласие.)

Коммуникативныйпланшет и линейку можно использовать в играх и упражнениях, развивающихпсихологическую базу речи.

1. Да – нет(несогласие с неправильным высказыванием взрослого).

2. Чтоприбавилось?

3. Чего нестало?

4. Чтолишнее?

5. Скажинаоборот.

6. Разложи попорядку.

7. Чтосначала, что потом.

8. Послушай иповтори.

9. Узнай наощупь

В первый период использования средств дополнительной коммуникациис детьми с ТМНР есть риск появления желания отказаться от неё из-за ошибочноговывода, что ребёнок ещё не созрел. Но! Способность к коммуникации формируется впроцессе самой коммуникации. Поэтому от ведущих этого процесса (взрослых)зависит многое. Прежде всего — от их уверенности в том, что этот ребёнок можетпонимать смысл коммуникации или будет способен на это в будущем. Для этогонеобходимо подкреплять даже те сигналы, которые, возможно, ещё не являютсякоммуникативными в полном смысле слова, и обязательно давать на них ответ.

Основные принципы работы по внедрению системы дополнительнойкоммуникации: В презентацию, на экран

 •  Принцип«от более реального к более абстрактному». При обучении использованиюграфической системы символов ребёнку сначала необходимо предъявлять фотографииреального объекта (к примеру, собаки), потом — рисунок с объектом, и затем —пиктограмму.

 •  Принципизбыточности символов (совмещение различных систем коммуникации — жестов,картинок и, например, написанного слова). Использование как можно большегоколичества дополнительных знаков и символов помогает развивать абстрактноемышление и символическую деятельность, способствуя таким образом развитиюпонимания и вербальной (звуковой) речи.

•  Принциппостоянной поддержки мотивации. Обучение использованию любой системыдополнительной коммуникации — это чаще всего сложная, долгая и упорная работа,которая требует постоянного обучения семьи и персонала, работающего с ребёнком,постоянной поддержки мотивации и заинтересованности, так как не всегда системавоспринимается легко и быстро.

 •  Принципфункционального использования в коммуникации. Особенно трудно вывестииспользование системы дополнительной коммуникации за пределы занятия ииспользовать приобретённые навыки в повседневной деятельности, что, собственно,и является основной целью применения системы дополнительной коммуникации.

Требования к символам системы дополнительной коммуникации:

•  Жестыдолжны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы по возможности можно былодогадаться об их значении.

•  Картинкидолжны быть яркими, привлекательными, быть удобными для манипуляций с ними(приклеивать-отклеивать, опускать в ящик — доставать из ящика).

•  Лица ипредметы, изображённые на фотографиях, должны быть знакомы ребёнку.

•  Предметы иигрушки должны быть яркими и интересными ребёнку.

•  Словодолжно быть написано специальным простым шрифтом.

•  Поза дляжестов: напротив, на уровне глаз, дающая возможность ассистенту помочь сзадисделать жест.

Использование коммуникативных планшетов, кнопок, линеек позволяеторганизовать систематическую работу с неговорящими детьми по развитию вальтернативной форме всех функций речи (языка) – коммуникативной,познавательной, регулирующей. Регулирующая функция речи позволяет неговорящемуребёнку сопровождать свои действия соответствующими карточками-пиктограммами, атакже фиксировать результаты своих действий (отчёт) и планировать предстоящие.

 

 

 

Литература:

Штягинова Е.А. Альтернативная коммуникация: методический сборник.– Новосибирск: Городская общественная организация инвалидов «Общество ДАУНСИНДРОМ», 2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1490

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет