Обобщение педагогического опыта воспитателя ГПД МБОУ«Средняя школа №2 города Макеевки»
по проблеме: «Развитие творческихспособностей младших школьников в условиях ГПД»
«Правильно организовать воспитание вмладшем школьном возрасте – это значит добиться того, чтобы каждый ребенокраскрыл себя именно в той деятельности, которая в наибольшей мере соответствуетего задаткам» В. А. Сухомлинский
Основнымизадачами ГПД является организация самостоятельной работы учащихся сзакреплением и углублением знаний, умений и навыков, полученных на уроках;оказание учащимся квалифицированной помощи в подготовке домашнего задания,организации индивидуальной, групповой и коллективной работы школьников.
Предпосылками возникновенияи становления опыта являются сложившиеся противоречия: с одной стороны, сегоднячетко осознается необходимость повысить внимание к процессу формированияличности, дать ей возможность свободного творческого развития, т.к. в условияхстремительно развивающегося мира, увеличения и постоянного обновленияинформации, важно уметь самостоятельно развиваться, совершенствоваться исозидать;
с другой стороны,особенности работы в группе продленного дня предоставляют большиевозможности для развития творчества, однако мало специальных работ, посвященныхвыявлению педагогических условий, обеспечивающих реализацию этих возможностей.
Поэтому в даннойситуации считаю необходимым создание и практическое применение системы занятий,направленной на активизацию и развитие творческих способностей у младшихшкольник в процессе разнообразной деятельности в условиях группы продленногодня.
Всоответствии с ГОС НОО в школах организуется внеурочная деятельность, одним изнаправлений которой является улучшение условий для развития ребенка и учет егоиндивидуальных особенностей. В школе с наличием ГПД внеурочная деятельность восновном реализуется воспитателем.
Соответственношкола должна создать условия для всестороннего развития детей, ихпознавательных интересов, навыков самообразования и, конечно, творческихспособностей. «Творчество обязательно должно являться нормальным и постояннымспутником детского развития». (Б.В.Давыдов). Творческое начало рождает вребенке живую фантазию, воображение. В процессе творчества унего возникает интерес не только к результату, но и в первую очередь кпроцессу деятельности, в которой ученик открывает что-то новое для себясамого. В основе творчества лежит умение комбинировать старое в новыесочетания. Творчество дает переживание своей целостности, оно отражаетвнутренний мир ребенка, его стремления, желания. В момент творчества человекнаиболее полно осознает себя как личность.
Благоприятнымиусловиями для формирования творческих способностей младших школьников являетсяразнообразная деятельность в условиях группы продленного дня. В группе гибкаяструктура планирования, которая позволяет вносить коррективы в процессдеятельности, создаются условия для большей свободы творчества. Деятельностьдетей в группе продленного дня разнообразна и включает занятия, как впомещении, так и на улице, соответственно расширяется пространство ивозможности для творчества. В группе находятся дети разного возраста, а этосоздает базу для обмена опытом, знаниями, практическими умениями инавыками.
Теоретическая база опыта
Опыт имееттеоретическое обоснование, позволяющее грамотно организовать процесс развитиятворческих способностей младших школьников в условиях группы продленногодня.
Творчество –это способность, включающая в себя целую систему взаимосвязанныхспособностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность(Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, Д. Б. Эльконин, А.И. Леонтьев).
Большой вклад вразработку проблем способностей, творческого мышления внесли психологи, какБ.М. Теплов, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А.Крутецкий,А.Г.Ковалев, К.К. Платонов, А.М.Матюшкин, В.Д.Шадриков, Ю.Д.Бабаева,В.Н.Дружинин, И.И.Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А.Холодная, Н.Б.Шумакова,В.С.Юркевич и другие. Есть много определений — что такое «способность».Мне близко определение Б.М. Теплова.
В понятии «способность», по его мысли,заключены три идеи:
· индивидуально-психологические особенности, отличающие одного от другогочеловека;
· не всякие, вообще индивидуальные особенности, а лишь которые имеют отношение куспешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
· понятие не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаныу данного человека.
Творческоеначало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Для развитиятворческих способностей необходимо знать не только структуру этих высшихспособностей к творчеству, но и самого ребенка. При этом нужно ориентироватьсяв диапазоне индивидуальных различий, одни из которых надо учитывать иадаптироваться к ним, другие воспитывать, а третьи развивать в направленнойдеятельности. Именно эти принципы заключает в себе гуманно-личностныйподход к обучению и воспитанию Ш.А. Амонашвили
Передшколой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способнойк творчеству и готовой обслуживать современное общество. Поэтому начальнаяшкола, работающая на будущее, должна быть ориентирована на развитие творческихспособностей личности. Младший школьный возраст характеризуется активизациейфункций воображения, сначала воссоздающего, а затем и творческого и являетсянаиболее благоприятным для развития воображения и творчества личности.
В своей работе яопираюсь на:
Деятельностный подход в воспитании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, ЩурковаН.Е.), согласно которому должны быть использованы разнообразные видыдеятельности: познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая,художественно-творческая, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная,игровая.
Гуманно личностную технологию Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского, котораяотличается прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтическойнаправленностью на поддержку личности, помощь ей, оптимистическую веру в еготворческие силы, отвергая принуждение.
Технология природосообразности М. Монтессори, в которой развитие детейопирается на их естественное развитие.
Игровые технологии (Иванов И.П.).
Самое главное в работе воспитателя — этоиспользование принципа «Не навреди». Поэтому в работе я считаю самым главным осуществлятьсотрудничество с детьми. Необходимо дать возможность им самим выдвигать ииспользовать новые, нестандартные идеи.
С учащимися я стараюсь обращаться как свзрослыми, поощряя самостоятельность и другие качества, необходимые длявзрослой жизни. Я ценю дружеский обмен мнениями, который создает атмосферудоверия и уважения к позиции другого человека. Необходимо поддерживатьвзаимопонимание в коллективе, пытаться отыскать взаимосвязь между различнымиучениями и теориями, как правило, духовно-гуманитарного характера.
Стараюсь придерживаться демократичного отношения кдетям, правильно, умело организовывать повседневность, наполнять каждый деньинтересными и полезными делами.
Только правильная организация свободного времениучащихся группы продленного дня формирует всесторонне развитую Личность.
Воспитатель, организующийдосуговую деятельность, получает в свое распоряжение мощное средствовоздействия на воспитанников во внеурочное время.
Важную роль в развитии ребенка младшегошкольного возраста играет потребность в движении. Двигательная активность имееттесную связь с формированием личности, самосознания ребенка. Дети, которыевынуждены подолгу не выходить на улицу, становятся раздражительными,плаксивыми, обидчивыми.
Заболеваемость детей, регулярно посещающихгруппу продленного дня и играющих на воздухе вразнообразные подвижные игры, значительно ниже, чем у “домашних”, т.к. умеренные физические нагрузки повышают сопротивляемость организма кнеблагоприятным воздействиям внешней среды и, поэтому, являются важнейшимсредством укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Приэтом активизируются буквально все физиологические механизмы защитыиммунитета. Все это эффективно лишь тогда, когда ставится задачаукрепления здоровья и обеспечение гармоничного развития человека.
Прогулка – это одна из форм отдыха детей.
Существует довольно много видов прогулок, что даетвозможность разнообразить их в течение всего года. Каждый видпрогулки обусловлен своей целью и правилами, которым необходимоследовать.
Сразу, после выхода на улицу, провожу с детьми десятиминутное наблюдение засостоянием погоды (снег, дождь, солнце, сильный ветер, пасмурно и т.д.), за деревьями (набухли почки, появились первые листочки,пожелтели листья и т. д.), за птицами (летают стаей, попарам и т. д.), за настроением людей и их одеждой). Послекаждого рассматривания ставлю вопрос: “Почему?”. Детиотвечают активно, иногда перебивая друг друга, нообиды нет, т. к. всем хочется показать себя наблюдательнымчеловеком. Ребята даже приводят примеры из собственного опыта илисравнивают с прошедшими наблюдениями.
Затем предлагаю детям спокойные игры, это игры смячом, со скакалкой, с обручем.
Прогулка оказывает благоприятное влияние нафункциональное состояние центральной нервной системы учащихся.
Игровую технологию, как ведущую для младшего школьника, органичновнедряю во все направления работы. Игра, вечный спутник детства. Если ребенокежедневно погружается в различные виды игровой деятельности, которые нацеленына раскрытие его способностей, задатков, на творческое самовыражение, то личныйопыт ребенка обогащается, формируется память, внимание, способность восприятия.Поэтому в свой план работы включаю различные подвижные и спортивные игры вовремя прогулки, спортивного часа, игр по интересам.
Игра служит как бы переходным мостиком к учению, тойсредой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность.
Дети очень любят такие игры как: «Тишина».В течение 3 минут все слушают тишину, после чего обмениваются впечатлениями,что каждый услышал, «Шеренга». Ведущий выстраивает детей в шеренгу поопределенным признакам: по росу, по цвету волос (от светлого до темного), попервой букве фамилии (имени) – по алфавиту, по дате рождения и т. п. Детямпредлагается запомнить свое место в различных вариантах построения. По командеведущего должны найти свое место в шеренге. «Веселый хор». Детямпредлагается разыграть широко известную песню в лицах или спеть её вместе какхор маленьких поросят, щенят и т.д «Окончить сказку». Нужно придуматьсвой вариант окончания всей известной сказки («Колобок», «Репка», «Теремок»).
Все эти игры не отнимают много времени и сил, ноприносят ощутимую пользу, помогая сформировать комфортную атмосферу в группе, вкоторой свободно будут чувствовать себя дети, испытывающие трудности в коммуникации.
Подвижные игры — не только форма активногоотдыха детей, но и средство приобщения ребенка к здоровому образу жизни.
Считаю целесообразным вовлекать детей вподвижные, эмоциональные игры и игры-соревнования, эстафеты, которые развиваюту них смекалку, сообразительность, быстроту реакции, уменьшают скованность иэмоциональную заторможенность. К подвижным играм можно отнести: «Третийлишний», «Вышибалы», «Классики», «Резиночка», «День и ночь», «Салки», «Футбол».Не менее интересны спортивные игры, эстафеты.
Один из основныхэтапов в режиме группы продленного дня – самоподготовка. Это обязательные ежедневныезанятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строгоотведенное время.
До самоподготовки после окончания уроковпроходит обычно около двух часов. За это время дети успевают погулять насвежем воздухе и посетить различные кружки. Выполнение домашних заданийпроисходит всегда в одно и тоже время, поэтому дети настроены работать, и ясоздаю для этого условия.
Начинаем мысамоподготовку в 15 ч, так как к этому времени отмечается физиологическийподъем работоспособности. Выбор очередности выполнения домашних заданийпредоставляется детям, но при этом я рекомендую начинать с более сложного предметадля данного обучающегося. Перед началом работы я выясняю, всё ли понятно подомашнему заданию. Чётко озвучиваем содержание задания, я объясняю болеерациональную последовательность его выполнения.
Случается, что еслибыла сложная тема, или какие-то учащиеся её не усвоили, этой группе учеников яобъясняю ещё раз материал урока.
За время, отведенноена самоподготовку, дети успевают сделать задание по двум предметам, какправило, это русский язык и математика и, может быть работа в тетради поокружающему миру. Устные предметы дети готовят дома, т. к. после выполненияписьменных заданий ребенку нужен длительный перерыв, кроме того, они требуютбольшей изолированности по самому характеру этих занятий. И они большерасполагают к контакту ребенка с родителями.
Не у всех выработанынеобходимые навыки, да и задания могут быть сложными. В некоторых случаяхиндивидуальная помощь воспитателя оправдана и необходима. Однако ученик должензнать, что прежде чем обратиться за помощью, нужно самому внимательно прочитатьусловие задачи и кратко ее записать, составить схему, нарисовать рисунок, апотом подумать над решением, вспомнить, как это делалось в классе, т. е. онобязан научиться преодолевать трудности сам. При призыве о помощи, ребёнокдолжен мне показать, как я называю, «Муки творчества…». В группе исключенавозможность списывания. Во время самоподготовки я всегда делаю акцент на том,что своим поступком (дав списать однокласснику) ребята лишают своих товарищейвозможности развиваться, запоминать информацию, обогащать словарный запас и. т.д. Учу детей уважительно относиться к интеллектуальному развитию своихсверстников.
Рабочий шум вполнедопустим в группе и не мешает плодотворной работе учеников. Я не требую насамоподготовке идеальной тишины, естественно, что и не должно быть громкогоразговора и даже замечаний воспитателя, чтобы не отвлекать внимание всех детей.Каждый ребенок работает самостоятельно, не мешая товарищам.
Ученики, быстросправившиеся с работой и хорошо успевающие по предметам, являются моимипомощниками – они организуют взаимопроверку, проверяют домашнее задание у другихучеников, оказывают помощь более слабым. Такой прием развивает познавательныеспособности учащихся.
Одним из режимных моментов являются — клубныечасы. Содержание их продумываю заранее, так, чтобы они носилипознавательный, развивающий характер, расширяли кругозор детей. При этом темыпланирую самые разные.
Веду систематическую работу по воспитаниюсамостоятельности и культуры поведения в группе продленного дня, поскольку отвнутренней культуры в значительной мере зависит культура внешняя.
Именно в начальных классах закладываютсяосновы аккуратности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умениекультурно вести себя. Если элементарные нормы не привиты детям с ранних лет, топробел этот приходится восполнять позднее. Личный опыт ребенка еще очень беден,ребенок часто бывает невежлив лишь в силу незнания того, когда, где и какпоступать.
В группе продленного дня, как нигде отражается воспитанность наших учеников. Были проведены такие мероприятия, как«Азбука поведения», игра – путешествие «По морю вежливости», этические беседы.
Успешно прошли такие КТД, как «Путешествие в страну сказок»,«От зимы до осени», «Хорошие поступки в страну Доброты», «Птицы – наши друзья»,«День космонавтики», Акция «Спешите делать добро», в рамках которой былопроведено внеклассное мероприятие, конкурс сочинений «Добрые дела», конкурсподелок «Подарок ветерану», посещение ветеранов ВОВ.
Коллективно-творческие дела – это участие вжизни школы, предметных неделях, разнообразные конкурсы рисунков, выпускэкологических листовок, работа творческих мастерских.
Очень нравится детям участвовать в творческихконкурсах: конкурсах поделок, рисунков. Были проведены следующие конкурсы:«Ярмарка профессий», «Краски осени», «Пасхальное яйцо», «Новогодняя игрушка»,«Фестиваль снеговиков» и др.
Особо интересны и любимыдетьми такие праздники, как «День именинника», «Золотая осень», «Рождественскиепосиделки», «День защитников отечества», «Мамин День».
Посещая группу продленного дня, детистановятся более организованными, самостоятельными, учатся жить и работать вколлективе, обретать новых друзей. Таким образом, группа продленного дняявляется необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младшихклассов.
Игра является одним из источников речевого и умственного развитиядетей, способствует укреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового,развивает любознательности. Любое свое занятие в группе продленного днявсегда начинаю с игры. Именно через игру часто сложное становится для детейдоступным и понятным, ясным и интересным. Ну и конечно же, нельзя забывать ,что игры снижают агрессию, воспитывают уважение друг к другу.
Провожуфизкульминутки, которые уменьшают утомляемость , снимают психологическоенапряжение , путем переключения с одного вида деятельности на другой. А такженосят функцию — здоровье сберегающей технологии. Присутствиефизкультминуток на занятиях поднимает жизненные силы организма , укрепляяфизическое здоровье детей и эмоциональное состояние.
На одной ногестою,
А другую подогну.
И теперьпопеременно
Буду подниматьколени.
Корпус вправо,корпус влево,
Надо спинку намразмять,
Повороты будем делать
И руками помогать.( Повороты корпусом в сторону).
Разминкадля ума:
1 . Чем до небадокинешь ( Взглядом)
2. Что случилось31 февраля ( Нет такого дня)
3. Что будет свороной, когда седьмой год минует ( Ей будет 8)
4. Что делаетзимой еж ( спит).
5. Одно яйцосварится да 4 минут . За сколько минут сварится 3 яйца?
Одаренность,талантливость ребенка, как и отдельные его способности, не бывает заложена отприроды в готовом виде. Врожденные задатки – только одно из условий оченьсложного процесса формирования индивидуально–психологических особенностей, вогромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности.Развитию способностей детей содействует творческое объединение.
По моим наблюдениям, дети 4 года обучения уже становятся более активнее,творческие. Среди учащихся есть дети , которых мало интересуют уже поделки, имхочется поработать творчески.
Большое значение в воспитании подрастающего поколенияимеет трудовое воспитание.
Детей приучаю к труду с учетом физиологиидетей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, сиспользованием элементарных приемов труда, навыков самообслуживания, знакомлю спрофессиями взрослых людей, воспитываю чувства уважения к людям любойпрофессии. Стали традиционными такие мероприятия как Операция «Чистюля» и«Фантик».
Залогом успешной воспитательной деятельности сучащимися является сотрудничество воспитателя с родителями. Сделатьродителей активными участниками воспитательного процесса – это важная задачавоспитателя. Постоянно обсуждаю с родителями вопросы, связанные с воспитанием,учебным процессом, организацией досуга. Родители интересуются школьной жизньюсвоих детей, помогают мне и словом и делом, и сами довольны жизнедеятельностьюгруппы.
Эффективностьработы группы продлённого дня во многом зависит от отношения ребенка к школе,от его желания посещать группу. Хорошее настроение – залог физического инравственного здоровья ребенка, его успехов в учебе и труде. Задача педагогагруппы продлённого дня состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой,заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые быстали интересны и полезны школьнику соответствующего возраста, способствовалиего интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально.
Труд воспитателя группы продленного дня порой незаметен для окружающих, нестоль престижен, как, труд учителя. Но каждый из педагогов, работающий в группепродленного дня знает, что ежедневно вкладывает душу в детей, дарит им своетепло и внимание.
