ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ОБУЧЕНИЯСТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Автор: Пивкина Юлия Михайловна,
преподаватель РЦПО
(Ресурсного центра профессионального
образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью),
ГБПОУ «Тольяттинский социально-
экономический колледж»,
Самарская область, г. Тольятти
Аннотация
Международное законодательство в области закрепленияправа людей с инвалидностью на получение образования имеет более чем полувековуюисторию развития. Развитие законодательства и системы инклюзивного образования вкаждой стране происходит по-разному. Как показывает международный опыт,различия в подходе к инклюзивному образованию в разных странах носят исторический,культурный и религиозный характер. С учетом географических размеров нашей страны,этнокультурного, религиозного многообразии, различный подход к правовому регулированиюинклюзивного образования в регионах неизбежен и потому архиважным является знаниеосновополагающих международных правовых документов в данной области.
Наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей лиц с инвалидностью в области образования является приоритетной задачейсоциальной политики РФ и в то же время важной предпосылкой дальнейшего развития системы образования, его эффективности.
Для студентов с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и для студентовс инвалидностью, должны создаваться специальные условия, касающиеся, помимо прочего, методики обучениястудентов с учетом тех нозологий, к которым они относятся. Методическое обеспечение, которое позволит создатьнеобходимые условия для полноценного и эффективного обучениястудентов с инвалидностью совместно с другимистудентами, необходимо приспособить (адаптировать) таким образом,чтобы формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, как для обычных студентов, так и для студентов с инвалидностью проходилов режиме, когда совместное обучениетех и других не затрудняло бы образовательный процесс,не тормозило его, а позволиловсем студентам освоитьобразовательную программу в полномобъеме в заданные сроки.
Ключевые слова
Адаптационный модуль (дисциплина),адаптированная образовательная программапрофессионального образования,инвалид, индивидуальный учебный план, инклюзивное образование, нозология, образовательная программаобразования.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ОБУЧЕНИЯСТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Приоритетной задачейсоциальной политики государства и в то же время важной предпосылкой дальнейшего развития системыобразования, его эффективностиявляется наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей лиц с инвалидностью в области образования.
Начиная с 90-х годов прошлого века в России было принятоболее 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересовлюдей с инвалидностью.
Значительные измененияв формировании нового отношения к человеку с инвалидностью в государстве и обществе стало отмечаться лишь с провозглашением Конституцией России социальным государством. Согласно Конституции 1993 г., политикаРоссийского государства должны быть направлена на создание условий,обеспечивающих достойную жизнь и свободноеразвитие человека. В Российской Федерацииохраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер труда, обеспечивается государственная социальная поддержка семьи, материнства, отцовстваи детства, инвалидови пожилых граждан,развивается системасоциальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантиисоциальной защиты.
Инклюзивное образование студентов с инвалидностью в учебном заведениитребует создания специальных условий. Под специальными условиями обучения понимаются «специальные образовательные программыи методы обучения, индивидуальныетехнические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские,социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья».
Преподаватели,оказывая образовательные услуги при реализации основной образовательной программы, адаптированной для лиц с инвалидностью, должны учитывать организационно-методические и правовые аспектыобучения таких лиц с учетом требований к созданию для нихспециальных условий. К образовательным услугампри инклюзивном образовании лиц с инвалидностью и ограниченнымивозможностями здоровья относят:
− обучениелиц с инвалидностью по основнымобразовательным программам образования, соответствующим требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
− подготовка лиц с инвалидностью к поступлению в высшие учебныезаведения;
− предоставление возможности лицам синвалидностью освоения специальных адаптационных дисциплинили модулей учебногоплана основной профессиональной образовательной программы.
Адаптационный модуль (дисциплина) – это элементадаптированной образовательной программыобразования, направленный на индивидуальную коррекциюучебных и коммуникативных умений и способствующий социальной и профессиональной адаптации обучающихсяинвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптированная образовательная программа образования – образовательная программа высшего образования, адаптированная для обучения инвалидов сучетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей ипри необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальнуюадаптацию указанных лиц.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальныхвозможностей.
Нозология — (др.-греч. νόσος«болезнь» и λόγος «слово, учение») — патология, общее учение о болезни (общая Нозология), включающее классификацию и номенклатуру болезней, а также изучениепричин (этиология),механизмов развития (патогенез) и клинических особенностей отдельных болезней(частная Нозология).
Образовательная программа профессионального образования– комплект документов, разработанный на основеФедерального государственного образовательногостандарта образования с учетом требований рынка труда посоответствующему направлению подготовки, представляющая собой комплексосновных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) организационно-педагогических условий,форм текущего и рубежного контроляуспеваемости, промежуточной и итоговойаттестации обучающихся.
Специальные условия для получения образования – условия обучения,воспитания и развитияобучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательныхпрограмм и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебныхпособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых ииндивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательнуюдеятельность, и другие условия, безкоторых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Характеристика нозологических групп студентов с инвалидностью, требующихсоздание специальных условий для организации обучения
Лица с инвалидностьюс нарушениями зрения
Решение проблемыдоступности образования для лиц с нарушением зрения,на сегодняшний день, приобретает особую актуальность. Пониманиепедагогами физиологических и психических особенностей лиц с нарушением зрения — являетсяодним из важных факторов, определяющих качество обучения, воспитания, социализации и реабилитации этих студентов. Специфику воспитанияи обучения лиц с нарушением зренияизучает специальная наука — Тифлопедагогика (от греч. typhlos — слепой). Предмет тифлопедагогики — теорияи практика воспитания и обучения слепых и слабовидящих.
Инвалидыпо зрению составляют наименьшую по численности, но весьма сложную для обучения категорию студентов. Но этота группа инвалидов, которая имеет наилучшие перспективы в смысле успешнойпрофессиональной деятельности. О необходимости полученияобразования, как гарантиисоциальной защищенности и независимостиличности слепого человека, писали ведущие тифлопедагоги В. Гаюи, А Цейне,И Клейна, С Гоу, и др.
Категориястудентов с нарушением зрения весьма разнообразна и неоднородна. Стоит отметить, что в зависимости от степени нарушения зрения можно выделитьтотально слепых и слабовидящих или «Лицам с пониженным зрением».С точки зрения специальной педагогики слепота и слабовидение представляют собой категориюпсихофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительноговосприятия или его отсутствии. Именно эти нарушенияоказывают определяющее значениена весь процесс формирования и развития личности.
В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории:
слепорожденные — это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшиев возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полноговыпадения зрительной системы;
ослепшие — дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.
Интересныйфакт: развитие у слепорожденныхвысших познавательных процессов (внимание, логическое мышление, память, речь) протекает нормально. Но нарушение взаимодействия чувственных и интеллектуальных функций проявляется в своеобразии мыслительной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления.
I. Слабовидящие. К этойподкатегории относятся лица состротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4(40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Главное отличие данной группы от слепых:при выраженном сниженииостроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации обокружающем мире и может использоваться в качестве ведущегов учебном процессе,включая чтение и письмо.
II. Лица с пониженным зрениемили с пограничным зрением между слабовидениеми нормой, то есть лица с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазус коррекцией.
Специфическиеособенности деятельности, общения и психофизического развития характерные для лиц с нарушениями зренияпроявляются в пространственной ориентации,нарушении и своеобразии развития двигательной активности.
Студентыс нарушением зрения, относящиеся к подкатегории «Лица с пониженным зрением» в специально организованном обучении не нуждаются. Однако необходимо учитывать, что в период проведениялечения, возможности поврежденного зрительногоанализатора, могут резко снизиться. На это время организация обучениядолжна соответствоватьзрительным возможностям студента. Слабовидящие имеют возможность использовать зрение для изучения явлений,предметов, а также при пространственной ориентировке и при движении.Следует понимать, что зрительное восприятие слабовидящих сохраннолишь частично.
Впроцессе обучения слепых и слабовидящих студентов особое внимание следует обращатьна форму подачи информации, на формирование у них компенсаторных процессов, активной жизненнойпозиции, обеспечение личностной самореализации.
По сравнениюс другими нозологиями, их обучение, помимо индивидуальных занятийв большом объёме,требует сложного и дорогостоящего технического обеспечения, включая специализированные программы, производство брайлевской литературы, разработку и сопровождение специализированного программного обеспечения.
Лица с инвалидностьюс нарушениями слуха
Категориястудентов с нарушением слуха включает следующие две подкатегории: неслышащие (глухие) и слабослышащие.
Прилегкой тугоухости (первой степени) человек различает разговор шепотом на расстоянии от 1 до 3 метров, а разговорнуюречь на расстоянии более 4 метров. Но не может адекватновоспринимать разговор при постороннихшумах или искажении речи.
Тугоухость 2 степени (средняятугоухость) имеет место, если человеквоспринимает шепотную речь на расстоянии меньше, чем один метр, аразговорную речь слышит на расстоянии от 2 до 4 метров.Тугоухость 2 степенихарактеризуется неразборчивостью в восприятии всех слов в нормальной обстановке, требуются неоднократные повторения некоторых фраз или отдельных слов.
Тяжелая тугоухость (3 степень) проявляется в невозможности различитьшепот даже на очень близком расстоянии, разговорную речь человекслышит на расстоянии меньше чем2 метра. Используется слуховой аппарат и обучение зрительному восприятию речи(чтению с губ), чтобы иметьвозможность общаться.
Глухота – это полное отсутствие слуха или такая степень его понижения, при которой восприятие речи становится невозможным.
Абсолютная глухотанаблюдается редко. Обычно имеются «остатки»слуха, позволяющиевоспринимать очень громкие звуки (более 90 дБ), в том числе и некоторые звуки речи, произносимые над ухом громкимголосом или криком.
В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории: врожденное или позднее снижение(отсутствие) слуха.
Дефектыслуха приводят к формированию специфических особенностей психики и нарушениюстановления и развития речи.
Основнымпрепятствием для полноценного развития познавательной деятельности глухих и слабослышащих студентов являетсяименно недостаточный уровень овладения речью.Речевая недостаточность становится причиной своеобразия их восприятия, памяти и мышления.
Слабослышащие, в отличие от глухих, могут накапливать словарныйзапас и овладевать устной речьюсамостоятельно.
Кроменедостатков речевого развития к числу проблем, с которыми сталкиваются вузы при организации обучения студентов с нарушениемслуха, можно отнести:
замедленное и ограниченное восприятие;
недостатки развитиямыслительной деятельности; пробелы в знаниях;
недостатки в развитии личности(неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм,пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением);
невозможность использоватьустную речь как надежное средство общения многимиглухими и слабослышащими студентами в силу невысокогоуровня восприятия устной речи и невнятногопроизношения;
уровень овладениясловесной речью особенносказывается на развитиилогического мышления:
· некоторое отставание в формированииумения анализировать и синтезировать воспринимаемый материал,
· отставание в умении оперировать образами,
· не умение сопоставлятьвновь изученное с изученным ранее;
· характерное опусканиезначимых деталей объектаи его малозаметных, но существенных признаков.
При наличиитакого большого количества проблем большинство глухих и слабослышащих сохраняют достаточные для получения профессионального образования и профессии умственные способности. Главное, на чтоследует обращать внимание, это необходимость учета индивидуальных и групповых психофизических особенностей студентов с инвалидностью по слуху. Спецификувоспитания и обучения лиц с нарушением слуха изучаетспециальная наука — Сурдопедагогика (от лат.surdos — глухой). Предмет сурдопедагогики — теория и практика воспитанияи обучения глухих и слабослышащих людей.
Лица с инвалидностьюс нарушениями опорно-двигательного аппарата
Врожденныеи приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5–7% всегоконтингента учащихся. Нарушения функций опорно- двигательного аппарата могут носить как врожденную, так иприобретенную этиологию.
Многообразие отклонений в области двигательной сферы порождает наличиесходной коммуникативной, психологической, педагогической и внутриличностной проблематики в общениии обучении. Ведущимв клинической картинеявляется двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Большую часть лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют индивиды сцеребральными параличами (89%), имеющим различные формы и виды выраженности, а также неоднородную степень нарушений основополагающих функцийжизнедеятельности, отвечающих, в частности, за развитие образовательных и социальных перспектив становленияличности.
Двигательные расстройства улиц с поражением опорно-двигательного аппаратасочетаются с отклонениями в развитии сенсорныхфункций, познавательной деятельности, что связано с органическим поражением нервной системы и ограниченнымивозможностями познания окружающего мира. Очень часто двигательные расстройства при некоторых заболеваниях опорно-двигательного аппаратаопосредуют возникновение речевыхнарушений, которые имеют органическую природуи усугубляются дефицитомобщения. Поэтому наряду с лечебной и социальной помощью эти учащиеся нуждаются также в психолого-педагогической илогопедической коррекции. Часть студентовс патологией двигательных функций могут не иметь отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют значительной модификации учебного процессана коммуникативном, учебно-методическом и организационно- педагогическом уровнях. Но все лица с нарушениями опорно-двигательного аппаратануждаются в особой пространственной организации континуума, которое позволяет создать одинаковые стартовыеусловия для всех лиц без исключения с целью ихдальнейшей успешной обучаемости, социализации, профессиональной реабилитации и личностного становления в более широком социуме.
Процесс обученияи воспитания лиц с двигательными патологиями исходит из позиции универсального дизайна, включающего в себя совокупность последовательных изменений, среди которых приоритетное значение приобретаетархитектурная составляющая. Создание безбарьерной архитектурной среды требует своевременной и системной работыпо адаптации условий, которые должны быть ориентированы на доступность зданий и сооружений для всех студентов в учебном заведении.
Обучениелиц с инвалидностью на базе образовательных организаций профессионального образования, обеспечивается Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ Обобразовании в Российской Федерации», реализацией государственной программы Российской Федерации«Доступная среда» на 2011-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерацииот 1 декабря 2015 г. № 1297,Государственной программой РФ «Развитие образования» на 2018-2025годы, утвержденной Распоряжением ПравительстваРФ от 26 декабря 2017 г. № 1642, Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обученияинвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшегообразования, в том числе оснащенности образовательного процесса от 08.04.2014 № АК-44/05вн.
Содержание данных документов предусматривают создание в образовательных организациях СПО необходимых специальных условий, в том числе и создание ресурсных учебно-методическихцентров по обучению инвалидов, основными целями деятельности которых является формирование системы ресурсов, обеспечивающих доступность и качествовысшего образования для студентов с инвалидностью, содействие в обеспечениидоступности и повышения качества профессионального образования студентамис инвалидностью в учрежденияхСПО РФ.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применениеминформационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностьюопосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Целью использования ДОТ образовательной организациейявляется предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программнепосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).
Образовательные организации вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах полученияобразования или при их сочетании, при проведении различныхвидов учебных, лабораторных и практических занятий,практик (за исключением производственной практики), текущегоконтроля, промежуточнойаттестации обучающихся.
Использование ДОТ не исключаетвозможности проведения учебных,лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля,промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работникас обучающимся. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением.
При использовании ДОТ образовательная организация обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников иучебно-вспомогательный персонал к учебно- методическомукомплексу (на бумажном или электронном носителях), включающему: учебныйплан образовательного учреждения, учебный план обучающегося, программу учебного предмета(дисциплины, учебного курса),учебник по учебномупредмету (дисциплине, учебному курсу),практикум или практическое пособие,тестовые материалы для контролякачества усвоения материала, методические рекомендации для обучающегося по изучению учебногопредмета (дисциплины, учебногокурса), организации самоконтроля, текущего контроля, учебные(дидактические) пособия и задачники — позволяющему обеспечить освоение и реализацию образовательной программы.
Учебно-методический комплексможет быть при необходимости дополненобразовательной организацией справочными изданиями и словарями,периодическими, отраслевыми и общественно-политическими изданиями, научной литературой, хрестоматиями, ссылками на базы данных, сайтов,справочные системы, электронные словари и сетевых ресурсов.
Содержание учебно-методического комплексадолжно соответствовать федеральным государственнымобразовательным стандартам.
Дляосуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обучающихся образовательнаяорганизация должна создать фонды оценочныхсредств (ФОС), адаптированныедля инвалидов и лиц с ОВЗ и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной образовательнойпрограмме результатов обучения иуровень сформированности всех компетенций, заявленных в образовательной программе.
Форма проведения текущей и итоговойаттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей:
-устно,
-письменно на бумаге,
-письменнона компьютере,
-в форме тестирования и т.п.).
Принеобходимости студенту-инвалиду предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачетеили экзамене.
Вывод: Для студентов с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и для студентов с инвалидностью, должны создаваться специальные условия, касающиеся, помимо прочего, методики обучениястудентов с учетом тех нозологий, к которым они относятся. Методическое обеспечение, которое позволит создатьнеобходимые условия для полноценного и эффективного обучениястудентов с инвалидностью совместно с другимистудентами, необходимо приспособить (адаптировать) таким образом,чтобы формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, как для обычных студентов, так и для студентов с инвалидностью проходилов режиме, когда совместное обучениетех и других не затрудняло бы образовательный процесс,не тормозило его, а позволиловсем студентам освоитьобразовательную программу в полномобъеме в заданные сроки.
Адаптациюметодического обеспечения необходимо обеспечить в двух основных направлениях:
– адаптация образовательных программ,
– адаптация методовобучения.