X-PDF

Организационно-профилактические мероприятия по предупреждению и противодействию террористическим проявлениям

Поделиться статьей

Образовательное учреждение (детский сад, школа, гимназия, колледж, ВУЗ и т.п.) является объектом с массовым пребыванием людей на ограниченной территории.

Для оказания своевременного противодействия совершению террористического акта, принятию мер защиты образовательного учреждения необходимо заранее предусмотреть организационно-профилактические мероприятия, позволяющие предотвратить или максимально снизить размеры материального ущерба и потери людей в случаях возникновения чрезвычайной ситуации (совершения террористического акта), организованно провести спасательные мероприятия и ликвидацию последствий.

Основными такими мероприятиями являются:

1. Своевременная и полная разработка распорядительных документов, перспективного, годового, месячных планов мероприятий по вопросам обеспечения безопасности, антитеррористической защищенности, противодействия экстремизму, соблюдению требований общественного и внутреннего распорядка, поддержанию трудовой дисциплины, периодическое уточнение их в соответствии с изменениями обстоятельств.

2. Систематический инструктаж работников образовательного учреждения всех уровней по выполнению предписанных им или дополнительно возложенных на них обязанностей в условиях повседневной деятельности и в случае возникновения угрозы, в том числе террористического характера.

3. Проверка состояния и содержания основных и запасных входов-выходов зданий (помещений), закрепленных за образовательным учреждением.

4. Систематическое проведение осмотров территории, строений и хозяйственных помещений.

5. Исправное содержание ограждений и средств наружного освещения.

6. Организация контроля пропуска сотрудников, обучающихся, посетителей и других лиц на территорию и в здания учреждения, въезда и выезда автотранспорта, контроля ввозимых грузов.

7. Регулярная уборка территории и помещений образовательного учреждения, своевременный вывоз мусора и производственных отходов.

8. Информационное обеспечение персонала и учащихся по вопросам антитеррористической деятельности в городе, районе, в образовательном учреждении, в том числе оборудование информационных стендов и наглядной агитации.

9. Систематическая проверка работоспособности системы экстренного вызова милиции (т.н. “тревожной кнопки”), телефонной связи дежурной службы (дежурного администратора) образовательного учреждения с дежурной частью ОВД, ОФСБ, МЧС.

10. Плановые проверки работоспособности технических средств охраны и защиты (кодовых замков, электронных замков, домофонов, охранной сигнализации, системы видеонаблюдения, системы электронного контроля пропуска и т.п.).

11. Проведение объектовых тренировок по действиям персонала, обучающихся и воспитанников в условиях возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе в случае совершения террористического акта [17].

12. Проверка помещений, сдаваемых в аренду, на предмет их безопасного содержания.

Руководитель образовательного учреждения персонально отвечает за создание безопасных условий функционирования вверенного образовательного учреждения, сохранность жизни и здоровья персонала, обучающихся и воспитанников в период образовательного процесса и при нахождении в образовательном учреждении, за состояние антитеррористической защищенности образовательного учреждения. Он организует и руководит разработкой паспорта безопасности (антитеррористической защищенности) образовательного учреждения, соответствующих руководящих, распорядительных, методических и информационных документов, координирует работу заместителей и ответственных лиц по вопросам обеспечения комплексной безопасности и проведению защитных мероприятий с подразделениями образовательного учреждения, организует взаимодействие с территориальными органами МВД, ФСБ, МЧС.

Функции постоянно действующего лица (органа), осуществляющего контроль за выполнением мероприятий по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности образовательного учреждения, организующим проведение занятий (проводящим занятия), тренировок в сфере антитеррористической деятельности, выполняет заместитель руководителя образовательного учреждения по вопросам безопасности [18], а также антитеррористическая группа (комиссия) образовательного учреждения.

Антитеррористическая группа (комиссия) образовательного учреждения назначается приказом руководителя образовательного учреждения. В состав группы (комиссии) включаются: заместитель директора образовательного учреждения по безопасности (председатель комиссии) . начальник штаба гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности . специалисты по энерго-, тепло-, водоснабжению (механик, энергетик и т.д.) . преподаватель по ОБЖ или другие лица, по усмотрению руководителя образовательного учреждения.

Один из членов группы (комиссии) назначается секретарем комиссии и отвечает за ведение документации, материалов заседаний, контроль исполнения поручений и решений антитеррористической группы (комиссии).

Работа антитеррористической группы (комиссии) осуществляется на основании Положения об антитеррористической группе (комиссии) образовательного учреждения, согласно разработанного плана мероприятий.

Оба этих документа утверждаются руководителем образовательного учреждения.

Члены антитеррористической группы (комиссии) принимают непосредственное участие в организационно-профилактических мероприятиях по предупреждению и недопущению террористических проявлений, проведении инструктажей и тренировок, ведут разъяснительную работу среди работников образовательного учреждения по вопросам антитеррористической защищенности, противодействия экстремизму, готовят предложения в планы мероприятий и отчеты о проделанной работе.

Антитеррористическая группа (комиссия) проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже, чем раз в квартал. Заседание комиссии оформляется протоколом.

Инструктаж работников образовательного учреждения всех уровней по вопросам обеспечения безопасности, противодействию террористическим проявлениям или угрозе может проводиться по следующей тематике:

— действия работников и должностных лиц образовательного учреждения при получении сообщения о подготовке или совершении террористического акта, обнаружении бесхозных вещей или подозрительных предметов на территории или в помещениях образовательного учреждения .

— действия персонала, обучающихся и воспитанников образовательного учреждения при проведении мероприятий по эвакуации людей и имущества .

— о мерах личной и коллективной безопасности при проведении массовых мероприятий в образовательном учреждении и при участии персонала и обучающихся в массовых мероприятиях, проводимых вне образовательного учреждения .

— требования по содержанию зданий, помещений, сдаваемых в аренду, порядок проверки их безопасного содержания .

— обязанности ответственных лиц по содержанию основных и запасных входов-выходов, маршрутов эвакуации людей и имущества на случаи возникновения необходимости их использования .

— организация контроля пропуска, выполнения требований установленного внутреннего распорядка в целях недопущения несанкционированного нахождения лиц на территории, в служебных, технических помещениях, учебных корпусах, общежитиях образовательного учреждения.

Могут проводиться другие инструктивные занятия с учетом образовательной деятельности учреждения, размещения его по отношению к опасным объектам, технической оснащенности системами обеспечения комплексной безопасности и других особенностей.

Проверки состояния комплексной безопасности (в том числе и антитеррористической защищенности) проводятся в соответствии с планом мероприятий или по поручению руководителя образовательного учреждения антитеррористической группой (комиссией) образовательного учреждения совместно с представителем территориального органа ОВД и руководством подразделения охраны образовательного учреждения, по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.

По результатам каждой проверки составляется акт, который утверждается руководителем.

Для организации надлежащего содержания зданий, помещений, своевременного проведения осмотров территория или отдельных её участков, учебные аудитории, помещения, в том числе подвальные, чердачные, малоиспользуемые и т. п., системы жизнеобеспечения образовательного учреждения приказом руководителя закрепляются за должностными лицами, эксплуатирующими их или в чьем ведении они находятся. Должностные лица, за которыми они закреплены, обязаны проводить ежедневный их осмотр. Результаты осмотра заносятся в журнал проведения осмотров объекта (помещения), находящийся у должностного лица, за которым закреплена территория или помещение образовательного учреждения.

Осмотры территории и помещений сотрудниками охраны проводятся с периодичностью, указанной в табеле постам, и их результаты записываются в журнале осмотра объекта (для подразделений вневедомственной охраны – в постовой ведомости). О выявленных нарушениях, способных повлечь чрезвычайные ситуации, аварии, травмы людей, причинение материального ущерба, выход из строя оборудования необходимо немедленно докладывать в дежурную диспетчерскую службу образовательного учреждения (дежурному администратору) или руководителю образовательного учреждения.

В журналах проведения осмотров объекта указываются: дата и время проведения осмотра, конкретные проверенные участки территории или помещения, выявленные недостатки и какие меры приняты по их устранению, кто проводил осмотр и его роспись.

Пропускной режим организуется для недопущения проникновения посторонних лиц на территорию, в служебные, учебные помещения, общежития, исключения свободного доступа к электрощитовым и другим устройствам, местам размещения ГСМ, газораспределительным, техническим узлам систем жизнеобеспечения образовательного учреждения.

Он обеспечивается организацией службы контроля пропуска сотрудников, обучающихся и посетителей или поручения исполнения этих функций по проверке разрешительных документов на право входа (пропусков, служебных удостоверений и т.д.) охранникам постов, дежурному администратору. При этом широко могут использоваться технические средства электронного контроля пропуска, видеосистемы, кодовые замки, домофоны и т.п.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.65%
НЕТ
41.35%
Проголосовало: 989

Для недопущения бесконтрольного въезда автотранспорта на территорию образовательного учреждения организуется контрольно-пропускной пункт (КПП), обслуживаемый охраной образовательного учреждения, обеспечивающей пропуск автотранспорта на основании разрешительной документации осуществляющей контроль за его размещением на территории образовательного учреждения. Если заезд автотранспорта является не интенсивным, то контроль за его пропуском может быть поручен посту охраны здания или должностному лицу, в адрес которого поступил груз. Порядок такого пропуска должен быть отражен в организационном приказе руководителя образовательного учреждения и в инструкциях поста охраны и дежурного администратора.

Разрешительная документация на право въезда автотранспорта на территорию образовательного учреждения (пропуска, списки, заявки и т.д.) и инструкции для контролеров КПП (поста охраны) разрабатываются заместителем руководителя образовательного учреждения по безопасности и утверждаются руководителем образовательного учреждения. Образцы этих документов должны находиться на КПП или на посту охраны.

Уборка территории и помещений проводится с целью удаления мусора, бытовых отходов и своевременного обнаружения опасных или подозрительных предметов и бесхозных вещей. Следует учитывать, что урны и мусоросборные контейнеры могут быть использованы как объекты для закладки взрывных устройств, поэтому особое внимание необходимо обращать на их расстановку с учетом создания защитной (безопасной) зоны и постоянно следить за своевременным освобождением их от мусора, особенно в местах массового пребывания людей. Мусоросборные контейнеры устанавливаются на специально оборудованных площадках, как правило в хозяйственных зонах территории, а урны на видных местах, с учетом их необходимости.

Важную роль в своевременном предупреждении антитеррористических проявлений, повышению бдительности сотрудников и обучающихся имеет правильно организованное информационное обеспечение по вопросам антитеррористического противодействия.

Под информационным обеспечением понимается печатная, звуковая и наглядная информация для работников образовательного учреждения и обучающихся о видах существующих угроз, признаках их проявления, способах защиты от них, о порядке действий при обнаружении бесхозных вещей и подозрительных предметов, при получении сообщений о готовящемся теракте, при проведении мероприятий по эвакуации людей.

Звуковая информация оповещения об угрозе или уже по свершившемуся факту чрезвычайного происшествия, передается по громкоговорящей связи дикторской или диспетчерской службой образовательного учреждения для всех категорий информируемых, а также по телефону дежурной службой образовательного учреждения для оповещения руководителей подразделений и других должностных лиц образовательного учреждения, находящихся вне зоны досягаемости громкоговорящей связи.

Звуковая информация может состоять:

— из предупредительных объявлений (сообщений), которые передаются только по громкоговорящей связи .

— объявлений о проведении мероприятий по эвакуации для всех категорий информируемых, которые передаются по громкоговорящей связи и телефону.

Наглядная информация – специально оборудованные стенды для работников, обучающихся и посетителей образовательного учреждения по антитеррористическому противодействию должны размещаться в холлах и других посещаемых местах, а инструкции и памятки должны быть на рабочих местах.

Проверка работоспособности телефонной связи дежурной службы образовательного учреждения с дежурной частью УВД (ОВД), кнопки экстренного вызова оперативной группы вневедомственной охраны, связи с подразделением МЧС (пожарной службой) осуществляется дежурной службой (дежурным администратором) образовательного учреждения. Результат проверки отражается в журнале контроля работоспособности средств связи и оповещения.

Плановые проверки работоспособности технических средств защиты (механических, кодовых, электронных замков) выполняют должностные лица образовательного учреждения при осмотрах состояния зданий и помещений. О выявленных нарушениях в работоспособности технических средств защиты должностные лица докладывают руководителю образовательного учреждения для принятия мер по их устранению.

Тренировки в сфере антитеррористической деятельности являются итоговым этапом профилактического комплекса организационно-профилактических мероприятий по противодействию террористическим проявлениям в образовательном учреждении.

В ходе тренировок проверяются и отрабатываются практические действия сотрудников и должностных лиц:

— по организации осмотров территории и помещений с целью обнаружения бесхозных вещей и подозрительных предметов .

— по действиям при обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов и получении сообщений о диверсии (минировании) .

— по организации взаимодействия с территориальными органами УВД, подразделениями вневедомственной охраны, МЧС при обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов и получении сообщения о минировании образовательного учреждения .

— организации оповещения и предназначению установленных сигналов тревоги .

— организации эвакуации персонала, обучающихся и воспитанников.

В соответствии с этими мероприятиями могут проводиться следующие тренировки:

— действия руководящего состава, персонала и обучающихся при получении сообщения о минировании образовательного учреждения, обнаружении бесхозных вещей и подозрительных предметов .

— действия руководящего состава, персонала и обучающихся образовательного учреждения при эвакуации людей и имущества.

Тренировки проводятся как независимо одна от другой, так и комплексно. При комплексной тренировке объединяется все вопросы комплекса указанных мероприятий.

Комплексные тренировки проводятся один раз в год для всего образовательного учреждения, к ним привлекается весь состав образовательного учреждения. Большую пользу подобные тренировки приносят, когда они проводятся совместно с территориальными органами УВД, МЧС.

По поручению руководителя образовательного учреждения заместителем руководителя по безопасности или антитеррористической группой (комиссией) образовательного учреждения разрабатывается план проведения тренировок и учебно-методическое обеспечение по проведению тренировок, осуществляется весь комплекс подготовительных мероприятий.

Руководство комплексными тренировками осуществляет руководитель образовательного учреждения, тематические тренировки проводит заместитель руководителя по безопасности (председатель антитеррористической группы) образовательного учреждения. Результаты тренировки могут отражаться в приказе образовательного учреждения «Об итогах проведения объектовой тренировки». По всем отработанным вопросам готовится разбор действий всех категорий участников, намечаются мероприятия по устранению выявленных недостатков

Проверка содержания помещений сдаваемых в аренду проводится антитеррористической группой (комиссией) образовательного учреждения совместно с представителем территориальными органа внутренних дел (ОВД района) и охраной учреждения по мере необходимости, но не реже одного раза в полгода. Проверяются вопросы из представленного выше комплекса организационно-профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению террористических проявлений, выполнению договорных обязательств.

Перечисленные меры и мероприятия применяются не только в интересах антитеррористической защищенности, но и для обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения от всех видов реальных угроз социального, антропогенного и природного характера.

Рекомендуемая литература:

Б а л ы х и н Г.А. Обеспечение безопасности образовательного процесса: комплексный подход к решению проблемы. В Сб.: Комплексная безопасность в системе образования. – М.: ИФ «Образование в документах», 2007. — 248 с.

Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник. Автор — сост. профессор В.Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.- 192 с.

Г а в р и л о в М.А. Обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности в образовательном учреждении. (Инструкция образовательного учреждения по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности сотрудников, воспитанников и обучающихся) // Справочник руководителя образовательного учреждения № 1, 2005.

Комплексная безопасность образовательного учреждения: понятийный аппарат, правовые основы, система мер обеспечения. Краткий справочник // Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности» /Отв. редактор Е.С. Кушель . авт.-сост. профессор В.Ф. Пилипенко — М.: Центр «Школьная книга», 2007. – 160 с.

Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Теория и практика / авт. — сост.: В.Ф. Пилипенко, Н.В. Ерков, А.А. Парфенов . под науч. ред. Л.Я. Олиференко. – М.: Айрис — пресс, 2006.- 192 с. — (Методика).

Пилипенко В.Ф., Гаврилов М.А. Организация работы по антитеррористической защищенности образовательного учреждения: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 2 /Отв. редактор Е.С. Кушель. – М.: Центр «Школьная книга», 2007. — 88 с.

Рекомендации по противодействию терроризму. // Серия: «Нормативно-правовое обеспечение содержания образования в Москве» / Отв. редактор Е.С. Кушель. М.: Центр «Школьная книга», 2003. – 48 с.

Уголовный кодекс Российской Федерации (введен в действие с 1 января 1997 г. Федеральным законом Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ).


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.65%
НЕТ
41.35%
Проголосовало: 989

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет