Крайнова Мария Александровна – инструкторпо физической культуре высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад №1«Светлячок»
р.п. Кузоватово.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАКУСЛОВИЕ РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Активность личности определяется в качестве важнейшего условия ее становления,изменения личностной реализации, которые обусловлены внутренним состояниемличности в момент действий. Она проявляется в различных поведенческих актах, втворческих действиях.
Источником активности человека являются его потребности впознании, движении. Активность человека К.А. Абульханова определяет особымвысшим личностным образованием, которое проявляется в формирование жизненныхсмыслов, взглядов, позиции в целом.
На развитие активности влияют внутренние установки личности,формируемые под влиянием собственных убеждений и внешней среды. Активностьформируется с развитием осмысленности выполняемых действий, совершаемыхпоступков.
Активность дошкольника во ФГОС ДО определена в целевых ориентирах- возможных характеристиках достижения на завершение этапа дошкольногодетства: ребенок способен выбирать себе род занятий, участников длясамостоятельной деятельности, обладает навыками саморегуляции в двигательнойсфере, контролировать свои движения и управлять ими.
Применительно к двигательной сфере личности,физическому развитию физической активности определяется Всемирной организацией здравоохранения«каккакое-либо телодвижение, производимое скелетными мышцами и требующее затратэнергии». Для нас значимо, чтобы у ребенка был интерес к движениям,чтобы он осознанно выбирал тактику здорового образа жизни и руководствовалсяею.
А интерес к поддержанию физической активности связан ис развитием движений, физических качеств, наличием образцов.
Для развития физической активности детей вобразовательной практике дошкольных учреждений преимущественно используютестественные факторы внешней среды врежимных процессах, обеспечивают процесс максимального пребывания детей на свежемвоздухе, применяют богатый витаминами рацион питания, осуществляют закаливающиепроцедуры; обеспечивают соблюдение санитарно-гигиенических требований. Развитиюинтереса к занятиям физкультуры, развитие активности способствуют иформирование у дошкольников знаний о здоровом образе жизни и способах егоподдержания (Касьянова Л.Г., Новикова И.М., Ошкина А.А. и другие). В«Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)»большое внимание уделяется задаче формирования у детей дошкольного возраста представленийо ценности здоровья и здорового образа жизни, воспитания здоровьесберегающегоповедения. Представления о здоровом образе жизни, отмечает КасьяноваЛ.Г., должны отражать объективную зависимость здоровья от образа жизни иокружающей социально-экологической среды и нацеливать ребенка на гармоничныеотношения с окружающей средой и активное отношение к своему здоровью.
Развитию активности в занятиях физкультурой способствуеториентация физкультурно-оздоровительного процесса на личность ребенка, на удовлетворенииего запросов в самостоятельности, удовлетворении интереса к двигательнойдеятельности, развития творчества, что, в свою очередь, позволяет формироватьсубъектную позицию дошкольника (Шебеко В.Н.).
Понимая физическую активность дошкольника не толькокак «телодвижение», а как осознанную деятельность по укреплению и сохранениюздоровья, как интерес к занятиям физической культурой, как эмоциональноеудовлетворение от движений, мы обратили особое внимание на организациюдосуговой деятельности детей. Она рассматривается как «комплексный феномен,сочетающий в себе отдых, развлечение, праздник, элементы самообразования итворчество детей в продуктивных и непродуктивных видах деятельности» (СозиноваМ.В.).
Досуговаядеятельность в большей степени обеспечивает сочетание эмоциональной,двигательной и познавательной активности дошкольников, обеспечивает интеграциюобразовательного процесса, это относится и к сфере физического воспитания.
В физкультурно-оздоровительной досуговой деятельностибольшие возможности для организации взаимодействия с семьями воспитанников. Родители наших воспитанников проявляют большую заинтересованность втом, чтобы в режиме дня дошкольного учреждения ежедневно предусматриваласьдвигательная активность детей. Семья во многом определяет отношение детей кфизической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этомуспособствует доверительное общение детей и родителей в различных ситуациях иестественно возникающая совместная деятельность: совместные досуги и праздники,развлечения, соревнования, просмотр телепередач, обсуждение успехов спортивнойжизни страны. Детям свойственна подражательная деятельность, что объясняетсяимеющимися двигательными навыками и умениями управлять движениями, ориентируясьна образец (показ воспитателя и родителей). Личный пример мамы и папы, ихотношение к физической культуре формируют у детей необходимые навыки, которыесоставляют основу здорового образа жизни.
Родители сбольшим желанием принимают активное участие не только в проведениифизкультурных досугов, развлечения и праздниках, проводимых в дошкольномучреждении, но также в спортивных массовых мероприятиях, которые проводятся внашем районе.
Структурафизкультурно-оздоровительных массовых мероприятий, их содержательная наполняемостьопределяется тематикой мероприятия, сезонными изменениями, степенью готовностидетей и возможностей родителей участвовать в проводимом мероприятии. Его содержание зависит от возраста участников и вида праздника.
Впроцессе подготовки и проведения физкультурно-массового мероприятия обязательнорешаются задачи развития познавательной активности детей, расширяются ихпредставления о способах сохранения здоровья, здоровом образе жизни, овозможностях заниматься физической культурой в разных погодных условиях;предоставляется возможность выбора способа выполнения заданий, совместногообсуждения; создаются ситуации «морального выбора», взаимопомощи.
Дляучастия в физкультурно-массовых мероприятиях приглашаются известные своимиспортивными достижениями жителей поселка – чемпионы, мастера спорта. Ихрассказы о спортивных соревнованиях, о правильном режиме дня стимулируют детей,вызывают восхищение и чувство гордости за свой поселок, свою страну и желаниебыть похожими на них.
Внашем районе проводятся разнообразные физкультурно-оздоровительные массовые мероприятияс участием и детей и взрослых.
Зимниемассовые мероприятия, в которых принимают участие воспитанники и родители -«Лыжня России», «Открытие зимнего сезона». Дети старшего возраста соревнуются вскорости катания на лыжах, «ватрушках». Родители не только болеют за своихребят, но и сами встают на лыжи. По итогам соревнований всем детям вручаютсялибо небольшой сувенир, либо сладкий приз, а победители получают грамоту имедаль из рук Главы района или другого почетного гражданина, ну и, конечно же, фото на настоящем пьедестале почета!
Летние:
— «Деньфизкультурника». На этом празднике ежегодно организуются семейные старты. Откаждого ДОУ выступают по три семьи. Это мероприятие проходит всегда оченьвесело. По итогам семейных стартов семьи, занявшие почетные места всегдаполучают призы и медали.
-«Кросс нации». На этом спортивном мероприятии присутствуют чемпионы по легкойатлетике не только района, но и области. Сначала организуется забег для детейдошкольного возраста, затем для школьников, а потом для взрослых. У всехжелающих есть возможность проверить свои силы и выносливость.
Ежегодновсе образовательные организации принимают участие в областном агитпоезде «Заздоровый образ жизни и здоровую и счастливую семью». Мы проводим веселые стартыс участием родителей, флешмобы, оздоровитеьные досуги и т.д.
Спортивно-массовыемероприятия проводятся с целью:
— формированияздорового образа жизни, у детей формируются представления о ценности здоровья;развиваются представления о разных видах спорта; совершенствуются основные видыдвижений; воспитываются патриотические чувства;
-воспитания стойкого интереса к физическим упражнениям, к спорту; настойчивости,целеустремленности в достижении совместных результатов; ощущения радости от побед,бережного отношение к своему телу, своему здоровью;
-создания хорошего настроения и развития творческой активности, сплочениясемейного коллектива;
-совершенствования основных видов движений посредствам игровых и физическихупражнений.
Такимобразом, досуговая деятельность в работе по физическому развитию детейобеспечивает развитие интереса детей к движениям, занятию спортом; способствуетвключенности детей в спортивные мероприятия, обеспечивает познавательнуюактивность, эмоционально воздействует на ребенка, что, в конечном счете, и развиваетфизическую активность дошкольника и тем самым укрепляет его здоровье.
