X-PDF

Организация предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной организации.

Поделиться статьей

                 Муниципальноеобщеобразовательное учреждение

           «Илёе- Кошарская средняяобщеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

Организацияпредметно-пространственной развивающей среды в дошкольной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                Подготовила:  воспитатель Кадуцкая Г.И.

                                                                                               Детский сад «Колокольчик»

              

 

                                                       2023г

      

 «Предметно развивающая среда- это системаматериальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного ифизического развития, это единство социальных и предметных средств».

                                                                                               С. Л. Новоселова

Ребёнок- это полноценный человек и он,наверное, уникальный по-своему. Он подражатель, исследователь, который срадостью и, наверное, с удивлением открывает свой мир, стремящийся использоватьвсё, что ему дано. В современном мире ребёнок испытывает огромные нагрузки иодним из условий полноценной адаптации является создание окружающей среды,которая позволит снимать стрессы. Эта среда должна быть вторым домом, куда быхотелось с радостью ходить и оставаться как можно дольше. Необходимо такпостроить окружающее пространство, чтобы каждый ребёнок чувствовал бы в немсебя комфортно. В развивающей среде ребёнок играет, а игра для ребенка- это нетолько удовольствие и радость, что само по себе важно, это тот мир, в которомон живет, через который постигает жизнь, развивается. С помощью игры у ребенкаразвивается внимания, память, мышление, воображение, качества, которыенеобходимы для дальнейшей жизни. Играя ребёнок приобретает знания, умения,навыки, развивает способности даже сам подчас не догадывается об этом, черезигру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями.

В ДОУ этот мир представляет предметно-развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждогоребенка.

Понятие предметно- развивающая средарассматривается в педагогике, как фактор стимулирующий, направляющий,развивающий деятельность ребенка.

Развивающая предметно – пространственнаясреда должна быть:

Содержательно– насыщенной.

Трансформируемой.

Полифункциональной.

Вариативной.

Доступной.

Безопасной.

1.Содержательно-насыщенной:

Насыщенностьдолжна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения ивоспитание. Организация образовательного пространства и разнообразияматериалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:

-игровую, познавательную,исследовательскую и творческую активность всех воспитанников;

-двигательную активность, в том числеразвития крупной и мелкой моторики;

— эмоциональное благополучие детей вовзаимодействии с предметно-пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей;

 

2.Трансформируемой:

Трансформируемость пространствапредполагает возможность изменений предметно-пространственной среды взависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов ивозможностях детей.

 

3.Полифункциональной:

Полифункциональностьматериалов предполагает:

 — возможность разнообразногоиспользования различных     составляющих предметов среды, например: детскоймебели, мягких модулей.

-наличие в группе полифункциональныхпредметов, в том числе природных материалов пригодных для использования вразных видах детской активности.

 

 

 

 

4.Вариативной:

Вариативностьсреды предполагает:

— наличие в группе различных пространств,а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающийсвободный выбор детей .

— периодическую сменяемость игровогоматериала, появления новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную,познавательную и исследовательскую активность детей.

5.Доступной:

Доступностьсреды предполагает:

— доступность для воспитанников, в томчисле детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всехпомещений, где осуществляется образовательная деятельность.

— свободный доступ детей к играм,игрушкам, материалом, пособиям.

— исправность и сохранность материалов иоборудования.

6.Безопасной:

Безопасность предполагает соответствиевсех её элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности ихиспользование.

Предметно-развивающая среда обеспечиваетполноценное и своевременное развитие ребенка.

Побуждает детей к деятельности.Способствует развитию самостоятельности и творчества. Обеспечивает развитиепозиции ребенка.

Создавая предметно-развивающую средунеобходимо помнить, что она должна выполнять следующие функции, но самоеглавное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельностиребенка.

Функциипредметно – развивающей среды:

Образовательная.

Развивающая.

Коммуникативная.

Воспитывающая.

Стимулирующая.

Организованная.

Похарактеру действия в среде развития функциональное пространство условно можно разделитьна:

1.     «Спокойное»функциональное пространство- пространство для спокойной деятельности детей.

2.     «Активное»функциональное пространство- пространство для деятельности, связанной синтенсивным движением, возведением крупных игровых построек.

3.     «Рабочее»функциональное пространство- пространство для художественно-эстетической ипознавательной деятельности.

В соответствии с ФГОС дошкольногообразования предметная среда должна обеспечивать:

— максимальную реализацию образовательногопотенциала пространства образовательной организации;

-наличие материалов, оборудования иинвентаря для развития детских видов деятельности;

— охрана и укрепления здоровья детей,необходимую коррекцию особенностей их развития;

— возможность общения и совместнойдеятельности детей и взрослых;

Насыщенная предметно- развивающая средаявляется основным средством формирования личности ребенка и источником егознаний и социального опыта.

Предметно-пространственная развивающаясреда содержит следующие принципы:

Принципыпостроения развивающей среды:

— Принцип дистанции при взаимодействии.

-Принцип активности, самодеятельности,творчества.

-Принцип стабильности-динамичности.

-Принцип комплексирования и гибкогозонирования.

-Принцип эмоциогенности среды,индивидуального благополучия каждого ребенка и взрослого.

-Принцип учёта половых и возрастныхразличий детей.

-Принцип открытости – закрытости.

Принцип дистанции способствует установлениюоптимального контакта с детьми. Это общение педагога с ребенком «глаза вглаза», и одно из условий, которое дает такое общение- это разновозрастнаямебель.

Принцип активности  возможности еепроявления и формирования у детей и взрослых путем их участия в создании своегопредметного окружения. Принцип стабильности- динамичностипредусматривающийсоздание условий для изменения и создания окружающей среды в соответствии совкусами, настроениями.

Принцип комплексированияи гибкогозонирования реализующей возможность построения непересекающихся сфер активностии позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, приэтом, не мешая друг другу.

Принцип эмоциональности среды, индивидуальнойкомфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослогоосуществляется при оптимальном отборе стимулов по качеству и количеству.

Принцип сочетания привычных и неординарныхэлементов в эстетической организации среды.

Принцип открытости- закрытости т.еготовности среды к изменениям, корректировке, развитию, которое способствуетустановлению оптимального контакта с детьми.

Принцип учетаполовых и возрастных различийдетей как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности всоответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности иженственности.

Построение развивающей среды с учетомизложенных выше принципов дает ребенку чувство психологической защищенности,помогает развитию личности, способностей, овладению разными способамидеятельности.

Одним из главных требований при созданииразвивающей предметно- пространственной среды считается учет возрастныхособенностей детей. Надо стремится, чтоб обстановка в группах была прежде всегокомфортной и безопасной.

Комфортная среда — это среда, в которой ребенкууютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом.Комфортность среды дополняется ее художественно — эстетическим оформлением,которое положительно влияет на ребенка. Пребывание в такой эмоциональной средеспособствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает передребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.

Развивающая предметно- пространственнаясреда создается так, чтобы она стимулировала развития восприятия детей,способствовала развитию анализаторов «подсказывала» способы обследования идействий.

Организуя предметную среду в групповомпомещении, необходимо учитывать психическое развитие детей, показателиздоровья, коммуникативные особенности, уровень речевого развития.

Средадолжна отражать пять образовательных направлений:

— Социально- коммуникативное;

— Познавательное;

— Речевое;

— Художественно- эстетическое;

Представленная информация была полезной?
ДА
61.1%
НЕТ
38.9%
Проголосовало: 1419

-Физическое;

Сама обстановка в группе, создается так,что бы ребенок сам, самостоятельно смог сделать выбор.

Помещение группы разделяется на несколькоцентров (уголков) в каждом из которых содержится достаточное количествоматериалов для познания, исследования в разных областях деятельности, игр.

Предметно– развивающая среда в группе:

Физкультурныйуголок.

-Игровое пространство для сюжетно-ролевыхигр.

-Уголок изобразительной деятельности.

-Книжный уголок.

-Уголок природы.

-Уголок познавательно исследовательскойдеятельности.

-Уголок ПДД.

-Уголок патриотического воспитания.

-Игровое пространство для организациистроительства.

 

   Социально-коммуникативноенаправление:

 

Сюжетно-ролевая игра выступает одним изосновных методов обучения. Здесь закладывается культура взаимоотношений внутриколлектива, прививается уважение к труду взрослых и различным профессиям.

Цель сюжетно-ролевых игр с дошкольниками-разностороннее развитие личности ребенка в условиях вышеперечисленной ситуации.

 

 

        

 

     

 

 

                                               

                                               

                                                                     

 

 

 

Проблема детского дорожно-транспортноготравматизма по-прежнему сохраняет свою активность. И цель педагога знакомитьдетей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильногоповедения на дороге, в транспорте, развивать у детей умение ориентироваться надорогах.

 

 

                         Познавательноенаправление:

Патриотическое воспитание- важная частьстановления будущей личности. Ребёнку от рождения не дается чувство любви кРодине, уважения семейных и народных традиций. Все эти качества воспитываютсясемьей и обществом, начиная с детского сада.

Главной целью патриотического уголкаявляется воспитание и формирования нравственной личности.

 Задачи :

-приобщать детей к традициям и обычаямсвоего народа;

-формировать у детей чувство привязанностик своей семье, дому;

-формировать представления о России как ородной стране;

             

 

 

 

 

Конструирование — обожаемый детьми и оченьполезный для развития творческих способностей, мышления и мелкой моторики.Конструктивная деятельность, как и игра, отвечает интересам и потребностямребенка.

               

 

 

Задачи математического уголка — этовоспитание у детей потребности занимать свое свободное время не толькоинтересными, но и требующими умственного напряжения,  играми.

 

 

 

 

 

 

Ребенок познает окружающий мир, опираясьна яркий практический опыт. Огромным потенциалом обладает уголок природы вдетском саду. Именно благодаря такому элементу пространства у детей формируетсяценностное отношение к окружающему миру. Уголок природы выполняет множествоважных задач:

-оздоровление детей;

-развитие познавательных способностей;

-эстетическое воспитание;

-нравственное воспитание;

 

Речевое направление:

Театрализация- это разновидность игровойдеятельности, которая используется для раскрытия творческого потенциала детей.Она помогает развивать монологическую и диалогическую речь ребенка. Цель-развитие творческих способностей у детей, развития воображение, памяти.

 

      

 

 

Важной частью предметно — развивающейсреды в помещении группы является книжный уголок. Он может сыграть существеннуюроль в формировании у детей устойчивого интереса к книге.

                       

 

 

Художественно – эстетическое направление:

Музыка доставляет огромное удовольствие.Заставляет перенестись в иной мир, мир фантазий, грёз, сказочный и волшебный.Уголок музыки помогает дошкольникам реализовать самостоятельную творческуюдеятельность:.слух, память, творчество.

                         

 

Рисование — это любимое занятие многихдетей. Малышам интересно наблюдать , как ложиться краска на листы бумаги,узнавать, как получаются кляксы. Но больше  всего их радует, когда все это онисмогут сделать сами. Для этого и нужен уголок  ИЗО в детском саду. Уголокрисования позволяет создать в группе оптимальные условия для развитияизобразительной деятельности и творческой активности детей. Дети получаютвозможность самовыражения в разнообразных видах художественной деятельности

                         

 

 

Физическое направление:

Физкультурный уголок пользуетсяпопулярностью у детей, поскольку он реализует их потребность в двигательнойактивности. Спортивное оборудование способствует формированию у детей основныхдвижений, развитию пространственных ориентировок, организованности, смелости,выдержки.

             .

Правильноорганизованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятия подуше, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать ссверстниками, понимать и оценивать поступки. Среда вызывает у детей чувстворадости, эмоционально – положительное отношение к детскому саду. Она обогащаетновыми впечатлениями и желаниями. Побуждает к активной творческой деятельности,способствует интеллектуальному развитию. Насыщенная предметно – развивающаясреда становится основой для увлекательной, содержательной в жизни каждогоребенка. Она является основным средством в формировании личности и являетсяисточником его знаний. Среда обеспечивает безопасность жизни, способствуетукреплению здоровья каждого ребёнка

.«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии,творчества.  Этот мир долже окружать ребёнка  ребёнка»                В.Сухомлинский.

                                                                                                                                               

 

 

 

Списоклитературы по теме:

1.Закон РФ № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]:Федер.законот 29.12.2012 № 273-ФЗ / // СЗ РФ. – 2011.– URL: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz3usC7ltK1

2.  Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствиис образовательными областями. //Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.

3.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организациирежима работы дошкольных образовательных организаций [Электронный ресурс]:СанПиН 2.4.1.3049-13 // Бюллетень нормативных актов федеральных органовисполнительной власти от 9 ноября 2015 г. № 45 // URL:http://base.garant.ru/71181600/#ixzz4sPx1YaOD

4. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: её рольв воспитании личности/ О. В. Артамонова//Дошкольное воспитание. -2005. -№ 4

5. Авдулова Т.П. Насыщенность образовательной среды и еепсихологическая безопасность// Справочник старшего воспитателя. -2014г.-№8.

6. Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающаясреда детского сада: учебное пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. -М.:Перспектива,2011.

7. Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающейпредметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации всоответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//.-http://goo.gl/VhpiUr

8. Кларина Л. М.Общие требования к проектированию моделейобразовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников/Л.М. Кларина. -СПб.,1999. -144с.-С.9-18.

9. Комарова О.А. Обеспечение вариативности развивающейсреды// Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.

10. К.Ю. Белая. Формирование основ безопасности удошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей.-МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-64с.

11. От Рождения до школы. Примерная общеобразовательнаяпрограмма дошкольного образования. Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. и доп- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-368С.

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.1%
НЕТ
38.9%
Проголосовало: 1419

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет