Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Конкурсное задание «Образовательный проект»
«Организация преемственности между уровнями общеобразовательной щколы»
п.Морки, 2016
МБОУ «Кужерская основная общеобразовательная школа»
Фаряхутдинова Гузалия Рузалимовна , учитель русского языка и литературы первой категориирайонный конкурс
«Учитель года — 2016» -
2 слайд
СОДЕРЖАНИЕ проекта – построение единой образовательной среды
Процесс
обучения
Что и как оценивается?
Внеклассная жизнь
Отношения:
Учителя –дети -родители
Оформление школы
Определение единых ЦЕЛЕЙ и задач всего коллектива педагогов
Подбор единого комплекса СРЕДСТВ (технологии, УМК и т.д.) для достижения этих целей и задач
Совместно полученный НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Требования к педагогам и детям -
3 слайд
ЦЕЛЬ проекта
Общеобразовательная: обеспечение непрерывного образовательного процесса, направленного на получение нового образовательного результата, с использованием необходимых диагностических, дидактических и методических материалов.
-
4 слайд
ЗАДАЧИ проекта
1) Внедрение алгоритма организации непрерывного образовательного процесса в условиях принятия педагогами начальной и основной школы общих целей и преемственных образовательных технологий.2) Уточнение представления о новом образовательном результате (портрет выпускника).
3) Апробация системы развития универсальных учебных действий (ранее – общеучебных умений) учащихся как целевых ориентиров образовательного процесса на стыках начальной и основной.
4) Создание и апробация комплексной диагностики уровня развития универсальных учебных действий при переходе из начальной школы в основную.
-
5 слайд
Методическая литература
Асмолов А. Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека, 2007.
Белошистая А. В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. // Начальная школа: плюс — минус. — 2002. — № 2.
Бунеев Р. Н. Образовательная система нового поколения. Теория и практика, 2009.
Дошкольное образование в России в документах и материалах. Сборник, 2001.
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
Леонтьев А. А. Непрерывность и преемственность образования. / Педагогика здравого смысла», 2003.
Международная Конвенция о правах ребенка.
Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы, 2001.
Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста), 2008.
Санина Л. Д. Преемственность и перспективность начального образования: теория и практический опыт. // Начальная школа: плюс — минус. — 2001. — № 9.
Справочник учителя и руководителя начальной школы. Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов, 2001.
Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства, 1997.
Образовательная программа и пути её реализации: сб. материалов / под науч. ред. А. А. Леонтьева, 1999. -
6 слайд
Алгоритм внедрения проекта
1.Образование временного метод. объединения учителя 4-го и будущего 5-го класса (на календарный год)2.Договоренность об общих целях (портрет выпускника).
3.Открытые уроки в 4-м кл. для учителей осн. школы.
4.Совместные уроки в 4-м кл. учителей осн. и нач. школы.
5.Диагностика метапредметных результатов на выходе из 4-го кл.
6.Открытые уроки в 5-м кл. для метод. объединения
7.Обсуждение и решение проблем адаптации 5-го класса
8.Определение эффективности – диагностика, анализ
-
7 слайд
1шаг. Сентябрь
Метод.объединение начальной и основной школыСоздание временного метод.объединения учителей начальной и основной школы.
Объединение создается на один календарный год – с сентября (начало первого полугодия одного учебного года) по декабрь (окончание первого полугодия следующего учебного года). Оно должно включать учителя, которые в момент образования объединения ведет 4-ый класс в начальной школе и педагогов-предметников, которые будут принимать этих детей в 5-м классе. -
8 слайд
Результаты первого шага
(создание метод.объединения)
Положительный опыт:
Обычно диалог между учителями начальной и основной школы начинается, когда дети уже перейдут в 5-ый класс. Причем носит он, как правило, констатирующий характер («не научили..»). В данном же случае, через создание метод. объединения во пером полугодии 4-го класса, пока еще можно договориться и что-то исправить, мы сажаем педагогов за стол переговоров. -
9 слайд
2 шаг. Октябрь
Согласование целей, содержания и технологийВнутри методического объединения должна быть достигнута договоренность:
1. О едином понимании целей, то есть – об уровне универсальных учебных действий, который необходимо получить на выходе из начальной школы и далее развивать в 5-6 классах.
2. О соблюдении единых технологий и принципов развивающего обучения. Компромисс между педагогами начального и основного звена: единый «портрет выпускника начальной школы» (действующая версия на год) -
10 слайд
Результаты второго шага (согласование)
Из программы развития универсальных учебных действий скорректированной по итогам работы методобъединения
Регулятивные УУД. Н — необходимый уровень 3-4 кл., П – повышенный уровень 3-4 классов (необходимый для 5-6 классов) -
11 слайд
3 шаг. ноябрь – декабрь
Посещение и анализ уроков в 4-м классе
Учителя основной школы посещают уроки в начальной школе по своим предметам. Обсуждение уроков организуется с позиции соблюдения принципов и технологий развивающего образования.
Это позволяет учителям-предметникам заранее познакомиться со своими будущими учениками – увидеть их возможности в комфортной для них обстановке.
В ходе обсуждения педагоги начального и основного звена уточняют требования, предъявляемые к ученикам и корректируют необходимые умения (процедура устного ответа, правила ведения
тетрадей и т.п.). -
12 слайд
4шаг . январь-февраль
Совместные уроки в 4-м классе
Разработка и проведение учителями основной и педагогами начальной школы совместных уроков в 4-х классах. Учителя начальной школы могут выступать в качестве специалистов в процессе освоения технологий педагогами основной школы, а педагоги основной – консультантами в нюансах своего предмета.
На этом шаге, педагоги разных ступеней образования,
делая общее дело, смогут почувствовать себя командой единомышленников, скорректировать свои позиции. А ученики 4-го класса познакомятся со своим будущим учителем-предметником, что сделает их переход на новую ступень более подготовленным и комфортным. -
13 слайд
Результаты четвертого шага (совместные уроки)
+ Для учеников (и для учителей) урок проходит в максимально комфортной обстановке, с минимально возможным числом шоковых ситуаций от ощущения новизны и непонятности приемов и стиля общения нового педагога. Формируется установка: «в 5 классе будет хорошо, привычно, не страшно».
-
14 слайд
5шаг март-апрель
Диагностика нового результата в начальной школеДиагностика личностных, метапредметных и предметных результатов, а также психологического состояния учеников на выходе из начальной школы и на входе в основную школу.
В рамках проекта задача-минимум – замерить уровень развития универсальных учебных действий (общеучебных умений) на выходе из начальной школы -
15 слайд
6 шаг сентябрь-октябрь
Анализ уроков в 5-м классе
На данном этапе необходимы посещения уроков в 5-м классе руководителем методобъединения и учителем начальной школы. Шестой шаг осуществляется, когда ученики перейдут в основную школу. Педагоги, отвечающие за решение проблемы преемственности должны увидеть, как адаптируются ученики к новым условиям и требованиям. Необходимо советами помогать учителям-предметникам
реализовывать совместные договоренности о преемственных технологиях -
16 слайд
7шаг октябрь-декабрь
Решение проблем адаптации
Главное на этапе седьмого шага — регулярное проведение методобъединений в 5-м классе, на которых обсуждаются уроки, координируется работа и решаются возникающие проблемы. Принципиально важно в первые же две недели и далее учителям-предметникам регулярно встречаться с учителями бывших 4-х классов, чтобы обсуждать, как
проявляют себя ученики в новых условиях, какие возникают трудности учебного или психологического плана. По любой проблеме можно выработать коллективное решение. -
17 слайд
Результаты шестого и седьмого шага (в 5-м кл.)
Положительный опыт:
Учителя начальной школы продолжают следить за своими учениками, за их успехами, консультируют учителей основного звена.
Учитель начальной школы видит своих детей в новой ситуации, что позволяет ему определить положительные и отрицательные моменты своей работы и скорректировать свою учебную деятельность -
18 слайд
8 шаг декабрь
Определение эффективности организации преемственностиПроект завершается определением эффективности работы по преемственности – анкетированием, диагностикой нового результата умений, анализом результатов, корректировкой деятельности педагогического коллектива.
Сравнение результатов диагностики в 5-м и 4-м классах показывает нам, как чувствуют себя ученики в новых условиях.
-
19 слайд
Результаты восьмого шага (эффект)
Положительный опыт:
Результаты каждого отдельно взятого обучающегося не были снижены по сравнению с 4 классом.
Сильного снижения качества по итогам входных контрольных работ не наблюдается. Заметны положительные результаты по устным предметам (истории, литературе) Учителя – предметники отмечают умение излагать свои мысли, выделять главное, высказывать свое мнение -
20 слайд
Результаты восьмого шага (эффект)
Трудности и их преодоление:
Трудность: Некоторые учителя формально относятся к формированию общеучебных умений (УУД) учащихся. По-прежнему большее внимание уделяется ЗУН (знаниям) учащихся
Преодоление: Регулярно вести наблюдение за формированием общеучебных умений (УУД) учащихся не только в виде диагностических срезов, но и через портфолио, результаты педагогического наблюдения и т.д.
( Нет психолога) -
21 слайд
Результаты диагностики на выходе из 4 класса , входе в 5 класс и во II полугодии (2015 год)
-
22 слайд
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ в 5-м кл. учителей, учеников и родителей
1) Позиции учителей начальных и основных классов совпадают ПОЛНОСТЬЮ
2) Эмоциональная реакция учеников, учителей и родителей на переход в основную школу более позитивная:
оправдываются ожидания детей от 5-го класса
условия обучения (как изучаем, за что нас хвалят и т.п.) для детей более схожие с начальной школой ;
— Оправдываются ожидания учителей 5-го класса по поводу тех качеств, которые они хотели видеть в своих новых учениках;
— оправдаются ожидания учителей начальной школы о том, что их учеников продолжают развивать, а не «губят». -
23 слайд
Новизна и ценность проекта
1.Создана новая система работы методических объединений, оптимизирован учебный процесс.2.Решена проблема преемственности на дидактическом , методическом и психологическом уровнях.
3. Устранена перегрузка детей, предотвращены школьные стрессы.
4.Достигается взаимопонимание между учителями, учениками и родителями.
5. Учеба в школе базируется на гуманном отношении к ребенку.
