X-PDF

Организация самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Математика» с использованием задач профессионального и прикладного характера

Поделиться статьей

НовиковаЛюдмила Алексеевна,

преподавательвысшей квалификационной категории,

КГБПОУ«Алтайская академия гостеприимства»

 

Организация самостоятельной работыобучающихся по дисциплине «Математика» с использованием задач профессиональногои прикладного характера

 

В настоящее время в России происходят значительные преобразованияв системе профессионального образования. Динамично меняющаясяэкономическая ситуация в государстве диктует новые требования кактуализации содержания и методикам преподавания учебных дисциплин и профессиональныхмодулей среднего профессионального образования. В связи с этим меняются моделикомпетенций будущих выпускников образовательных учреждений среднегопрофессионального образования по программам подготовки квалифицированныхрабочих и служащих и по программам подготовки специалистов среднего звена. Вместес этим меняется характер и специфика изучения дисциплин не толькопрофессионального цикла, но и общеобразовательного направления. [4]

Федеральные государственные образовательные стандартысреднего профессионального образования нового поколения требуютусовершенствования содержания, форм и методов проведения занятий. Концепцияизучения дисциплин общеобразовательного цикла также меняется — обучающиеся должныосвоить такие общие компетенции, как умения:

• организовывать собственную деятельность, исходя изцели и способов ее достижения, определенных руководителем;

• анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущийи итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нестиответственность за результаты своей работы;

• работать в команде, эффективно общаться с коллегами,руководством, клиентами. [5]

Концепция преподавания общеобразовательных дисциплин сучетом профессиональной направленности программ среднего профессиональногообразования, реализуемых на базе основного общего образования, разработанная иутвержденная Министерством Просвещения РФ, акцентирует внимание на «уровнеосвоения содержания предметов общеобразовательного цикла» как основном условии«формирования базы профессиональных компетенций», а также одном изквалификационных требований к современным специалистам во всех областяхдеятельности. [1]

Таким образом, преподавание общеобразовательных дисциплин,в том числе и математики для учреждений системы среднего профессиональногообразования предполагает не столько изучение фактических предметных знаний,сколько создание таких условий, где обучающиеся обретают практические навыки применениянакопленных ранее знаний сквозь призму профессиональных задач. [2]

Следовательно, необходимо рассмотреть содержательныепроцессы взаимодействия в ходе учебной деятельности, основанной на принципеактивности и сознательности. Одним из приемов организации успешной учебнойдеятельности обучающихся, позволяющий повысить их интерес к дисциплине «Математика»является самостоятельная работа обучающихся.

Рассматривая организацию самостоятельной работы обучающихся вКГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства» по программам среднегопрофессионального образования, выделяются такие виды самостоятельной работы,как: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторную самостоятельную работу по той или иной дисциплине,в том числе и математике обучающиеся выполняют во время учебных занятиях подруководством преподавателя, по его заданию. Внеаудиторную самостоятельную работуобучающиеся выполняют по заданию преподавателя без его участия. [6]

Актуальностьтакой формы организации образовательного процесса, как самостоятельная работапозволяет процесс  математических терминов и понятий провести сквозь призмупрофессиональных знаний и навыков, приобретенных приобретаемых обучающимися ввыбранной ими специальности. Вместе с этим стоит отметить воспитательный аспектсамостоятельной работы обучающихся, в ходе выполнения которой обучающиеся овладеваютнавыками и приемами организации самостоятельного выполнения заданийпреподавателя, формируются такие черты характера, как: ответственность,целеустремленность, креативность, учатся организовывать собственное время.

Воснову организации самостоятельной работы обучающегося могут быть положены такиепринципы, как:

·    принцип прообразабудущей профессиональной деятельности студентов;

·    принципсамоорганизации учебной деятельности равновесие ролевого иавтономного поведения обучающегося.

Рассматриваемыйпринцип позволяет оперативно оценивать степень реализации заданной цели ипроводить экспресскорректировку целей и задач обучения и воспитания каждогостудента в соответствии с его потребностями и определенным качеством усвоенныхим знаний. [6]

Опираясь на педагогический опыт организациисамостоятельной работы обучающихся в КГБПОУ «Алтайская академиягостеприимства», можно отметить, что с помощью данного вида учебнойдеятельности можно достичь следующих результатов:

·         углубить, расширить,систематизировать и закрепить теоретические знания и практические умения,полученные на аудиторных занятиях;

·         формировать уменияиспользовать нормативные, правовые, справочные, специальные источники илитературу.

·         развивать познавательныеспособности и активность обучающихся;

·         формироватьсамостоятельное мышление, способность к саморазвитию самосовершенствованию, ксамореализации;

·         развитию исследовательскихумений. [5]

Представленная информация была полезной?
ДА
58.49%
НЕТ
41.51%
Проголосовало: 954

Таким образом, самостоятельная работа обучающихся –это один из видов учебной работы, который включает активные формы и методыобучения; новые идеи и технологии.

В целях оптимизации процесса выполнениясамостоятельной работы обучающимися, устранения формализма в работе и повышениязаинтересованности в выполнении и изучении предложенных вопросов по дисциплинематематика КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства» выделены такие видызаданий для внеаудиторной самостоятельной работы:

·     чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображениеструктуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа сословарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами;учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей,компьютерной техники и Интернета и др. (для овладения знаниями);

·     работа с конспектом лекции (обработка текста);повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника,дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисовответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучениенормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработкатекста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др.);подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовкарефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов; ответына задания тестов и др. (для закрепления и систематизации знаний);

·     решение задач и упражнений по образцу; решениевариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнениерасчетнографических работ; решение ситуационных производственных(профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование имоделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;подготовка курсовых и дипломных работ (проектов);экспериментально-конструкторская работа; опытно — экспериментальная работа;упражнения на тренажере; упражнения спортивно — оздоровительного характера;рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- ивидеотехники и др. (для формирования умений). [5]

Эффективной самостоятельная работа обучающихся будет толькотогда, когда она станет для студента привлекательной. Создание каких – либо  поощренийи льгот, например, освобождение от сдачи зачёта или экзамена, освобождение отвыполнения какого – то задания или контрольной по теме, повышаетпривлекательность самостоятельной работы для обучающихся. [3]

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работыв рамках изучения дисциплины «Математика», как по содержанию, так и похарактеру выполнения имеют вариативный и дифференцированный характер с учетомспецифики специальности, индивидуальных особенностей обучающегося.

Например, для обучающихся первого курса былорганизован конкурс «Векторы вокруг нас». Ребятам было предложено составитьпрезентацию, содержащую информацию о том, где и в каком качестве используетсяпонятие «Вектор» в повседневной действительности.

Так, обучающиеся КГБПОУ «Алтайская академиягостеприимства» по специальности «43.02.10 Туризм» провели исследование оприменении векторов в жизнедеятельности человека и отразили на слайдах, какприменяются векторы в разных контекстах: векторы в навигации, использование векторовпри изучении направления миграции птиц и отслеживание движения атмосферныхфронтов, при составлении туристических маршрутов на картах и другое.

Обучающиеся по специальности «19.02.10 Технологияпродукции общественного питания» с помощью векторов изобразили алгоритмприготовления какого – либо блюда, то есть последовательность действий,приводящих к ожидаемому результату.

Многообразие способов практического применения понятия«Вектор» отражено в самостоятельной работе обучающихся по профессии «54.01.01Исполнитель художественно – оформительских работ». Ребята с помощью векторовпоказали алгоритм написания или рисования той или иной художественной работы(портрет, натюрморт, пейзаж и другое).

Аналогичные задания получили и выполнили обучающиесяпо специальности «54.02.08 Техника и искусство фотографии»: с помощью векторовони изобразили алгоритм построения композиции для фотосъемки. Итогисамостоятельной работы обучающиеся представляли на практическом занятии.

При выполнении самостоятельной работы обучающихся в рамкахизучения темы «Многогранники», обучающимся было предложено отразить на граняхмногогранников виды профессиональных направлений, некоторую последовательностьили алгоритм действий профессиональной направленности, какие – либо аспектыпрофессиональной направленности в рамках выбранной специальности. Так,обучающиеся по специальности «Туризм» описывали виды туризма, алгоритмсоставления тур-пакета, оформления туристической путевки. Обучающиеся поспециальности «Поварское и кондитерское дело» на гранях многогранников отражалипроцесс приготовления кондитерских и кулинарных блюд. Лучшие работы получилиособые отметки, выставлены к общему вниманию.

Стоит отметить, что наблюдения за процессомсамостоятельной работы обучающихся, беседы во время консультаций, процедуразащиты своей работы перед аудиторией показывают, что одновременно с развитиемобщих компетенций повышается понимание рассматриваемых математических понятий иправил, повышается мотивация обучения математике. Дополнительным аспектом в пользуиспользования данного направления в организации самостоятельной работыобучающихся при изучении математики в среднем профессиональном образовательномучреждении является профориентация обучающихся.

Таким образом, организация самостоятельной работыобучающихся путем интеграции математических понятий и профессиональных аспектоввыбранной специальности является оптимальным форматом данного видаобразовательного процесса.

 

Список использованных источников:

1.      Концепцияпреподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональнойнаправленности программ среднего профессионального образования, реализуемых набазе основного общего образования [текст] /[утверждена распоряжениемМинистерства просвещения Российской Федерации от 30 апреля 2021 года №Р-98Текст:электронный// Консультант Плюс: [сайт].URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389699/281efb5deac0c4cd600d639300cd3f9cc3606b66/(датаобращения: 12.05.2022).

2.      Косинова,В.Ф., Кравченко О.В. Моделирование и формирование компетенций выпускникапрофессиональной образовательной организации: методическое пособие [Текст]/В.Ф. Косинова, О.В.Кравченко — Барнаул: Алтайская академия гостеприимства –2016. – 66 с.

3.     ЛевченкоИ.Е. Особенностиорганизации самостоятельной работы студентов при реализации ФГОС / И.Е.Левченко. // Научные исследования в образовании, 2012. Выпуск №4. С.154.2)(дата обращения: 12.10.2022).

4.      Методикапреподавания общеобразовательной дисциплины «Математика»: МОСКВА ИРПО 2022 г.

5.      Положениео самостоятельной работе обучающихся: [утверждено Приказом директораКГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства» от 29 сентября 2020 года №85] : [текст]

6.      Самостоятельнаяработа студентов: проектныйподход [Электронныйресурс]: учебноепособие / С.С. Котова,И.И. Хасанова.Екатеринбург:ИздвоРос. гос.проф.-пед.унта,2018. 194 с.Режим доступа:http://elar.rsvpu.ru/ 978-5-8050-0652-5(дата обращения:12.09.2022).

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.49%
НЕТ
41.51%
Проголосовало: 954

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет