Организациясамостоятельной работы обучающихся в преподавании химии
ДугаржаповаЦ.С-преподаватель
медико-биологическихдисциплин
КГПОБУ«Камчатский педагогический колледж»
Значениесамостоятельной работы обучающихся профессиональных образовательных учрежденийсущественно возросло с введением Федеральных государственных образовательных стандартов.Необходимость ее в обучении обусловлена тем, что развитие субъекта профессиональнойдеятельности невозможно вне деятельности, в которой самостоятельно ставится еецель, планируются и реализуются действия и операции, полученный результатсоотносится с поставленной целью, способы деятельности корректируются и т. д.Субъектная позиция студента в обучении становится главным условием формированияопыта практической деятельности и на его основе – овладения компетенциями. Вусловиях роста значимости самостоятельной работы студентов деятельностьпреподавателя и студентов наполняется новым содержанием. Роль преподавателязаключается в организации самостоятельной работы с целью развития общихкомпетенций и формирования профессиональных компетенций, позволяющихсформировать у студента способность к саморазвитию, самообразованию иинновационной деятельности. Роль студента заключается в том, чтобы в процессесамостоятельной работы под руководством преподавателя стать творческойличностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владениятрудовыми действиями, формулировать проблему и находить оптимальный путь еерешения.
Самостоятельнаяработа по химии направлена на углубление и закрепление знаний обучающихся,развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины,использование средств информационно-коммуникативных технологий. Примерныетемы самостоятельных работ, которые я предлагаю для своих студентов, это: Нанотехнологиякак приоритетное направление развития науки и производства в РоссийскойФедерации (доклад). Периодическому закону будущее не грозит разрушением…(проблемный анализ). История возникновения и изучения представлений охимической связи (развёрнутый план ответа). Катализаторы и ингибиторы вхимической промышленности (конспект). Вклад отечественных ученых в развитиетеории электролитической диссоциации (информационное сообщение). Коррозияметаллов и способы защиты от коррозии (функциональная схема). Экологическиеаспекты использования углеводородного сырья (реферат). Муравьиная кислота вприроде, науке и производстве. (доклад). Развитие сахарной промышленности вРоссии (реферат/буклет – на выбор). Роль химии в загрязнении окружающей среды(мультимедийная презентация).
Предложенные темы самостоятельных работ на прямую связаны с достижением обучающимисяличностных, метапредметных и предметных результатов в системе среднегопрофессионального образования.
Таким образом, при организации обучения химии в рамках системы СПОследует ориентироваться на преемственность, которая предполагает принятие общихдля всех уровней основной идеи, содержания образования, методов,организационных форм обучения и воспитания, методики определениярезультативность. Основанием преемственности разных уровней образовательнойсистемы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритетнепрерывного образования — формирование умения учиться.
Литература
1. Федеральныйгосударственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказМинистерства образования и науки России от 17.05.2012 г. №413, (ред. от 29.12.2014).
2. Федеральныйгосударственный образовательный стандарт среднего профессионального образованияпо специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),укрупненной группы 38.00.00
«Экономика иуправление», утвержденного приказом Министерства образования и науки РоссийскойФедерации № 683 от 02.08.2013 г. и зарегистрированного Министерством юстицииРоссии, регистрационный номер № 17241 от 17.05.2010.
