МБОУ«Средняя общеобразовательная школа имени А.А. Шараборина»
городаКургана
«Организация учебного процесса для детей с ОВЗ
науроках изобразительного искусства»
Учитель технологиии изо
Курлова ВераНиколаевна
2023г
Инклюзивное образование –обучение детей с особыми образовательными потребностями в развитии вобщеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми или в специальносозданных группах (классах).
Инклюзивное образование в нашейстране приобретает всё более широкие масштабы и сегодня с полным правом можетсчитаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России.Множество споров возникает о возможности инклюзии в образовании.
Введение ФГОС более остро обозначилопроблему организации работы учащихся в инклюзивных классах, особенно с детьми с задержкой психического развития и умственно отсталых. При подготовке к урокув таком классе от учителя требуется создать условия для саморазвития каждогоученика.
Представленный мной педагогическийопыт, надеюсь, что окажет помощь учителю при организации деятельности на урокахизобразительного искусства в инклюзивном классе, при совместном обучении учащихся,обучающихся по адаптированной программе для детей с легкой степенью умственнойотсталости и общеобразовательным программам в соответствии с ФГОС.
В основу инклюзивного образования в нашей школе положенаидеология, которая исключает любую дискриминацию детей, котораяобеспечивает равное отношение ко всем ученикам, но создает особые условия длядетей, имеющих особые образовательные потребности и опирается на общиепринципы работы с детьми ОВЗ.
Например, науроке изобразительного искусства я раздаю задания в соответствии с темпомдеятельности и возможности ученика;
* учитываю индивидуальные возможности вхождения ученикав практическую деятельность;
* не предъявляю для выполнения сразу болееодного задания, если ученику предстоит выполнить сложное задание, а предлагаюего в виде последовательных частей и периодически контролирую ход работы надкаждой частью, внося необходимые коррективы (постепенно передавая функцииконтроля самому ребенку);
* устраиваю паузы активного отдыха с легкимифизическими упражнениями или расслаблением (физминутка под музыку и т.д.);
* использую в процессе обучения занимательные приемы,элементы соревнования, дидактические игры и т.д.;
* поддерживаю и поощряю любые проявления инициативы и самостоятельностиученика;
* поощряю хорошее поведение, желание работать на урокеи успехи в учебе, хвалю учеников данной категории, если он успешно справилсядаже с небольшим заданием.
Стремительноразвивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человекаумения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решениясложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуациинеопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.Для этого в своей работе я использую такие формы работы, как: работа в парах (какпостоянного, так и сменного состава) и работа в группах (больших и малых).
Очень важным средствомактивизации учения в инклюзивном классе являются методы и приёмы обучения.Именно через использование тех или иных методов реализуется содержаниеобучения.
Таккак у детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается низкий уровеньпознавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности,сниженная способность к приёму и переработке информации, недостаточнаясформированность операций анализа, сравнения, синтеза, отвлечения и обобщения, необходимовключение активных методов обучения в образовательный процесс,которые позволяют создать такую среду, где отсутствует принуждение и естьвозможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу исамостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательныепотребности.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ на уроках ИЗО мною используютсяследующие активные методы и приёмы обучения:
1). Метод проектов.
Метод проектов, организация обучения, при которой учащиесяприобретают знания в процессе планирования и выполнения практическихзаданий-проектов.
На уроках изобразительного искусства учащиеся выполняют, в основном, творческиепроекты. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры,она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересамучастников проекта. Творческие проекты предполагают соответствующее оформлениерезультатов. В данном случае следует договориться о планируемых результатах иформе их представления (выставке, театрализованной постановке, праздника ит.п.). Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры ввиде темы рисунков или декоративно – прикладных работ, альбома и пр., т.е. учащиесясоздают то или иное изделие, начиная с выбора темы, сбора материала, изучениятехники исполнения изделия — от идеи до окончательного изготовления проекта.
В результате использования проектного методаформируются и развиваются следующие умения и навыки:
Рефлексивныеумения:
-умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточнознаний;
-умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленнойзадачи?
Поисковые(исследовательские) умения:
-умение самостоятельно генерировать идеи, разрабатывать способ действия,привлекая знания из различных областей;
-умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
-умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта,специалиста);
-умение находить несколько вариантов решения проблемы;
-умение выдвигать гипотезы;
-умение устанавливать причинно-следственные связи.
Навыкиоценочной деятельности:
—умение оценивать свою деятельность идеятельность одноклассников.
Уменияи навыки работы в сотрудничестве:
-умения коллективного планирования;
-умение взаимодействовать с партнерами;
-умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
-навыки делового партнерского общения;
-умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Менеджерскиеумения и навыки:
-умение проектировать процесс (продукт, изделие);
-умение планировать деятельность, время, ресурсы;
-умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
-навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
Коммуникативныеумения:
-умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми (вступать в диалог,задавать вопросы и т.д.);
-умение участвовать в дискуссии;
-умение отстаивать свою точку зрения;
-умение находить компромисс;
-навык интервьюирования, устного опроса и т.д.
Презентационныеумения и навыки:
-навыки монологической речи;
-умение уверенно держать себя во время выступления;
-артистические умения;
-умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
-умение отвечать на незапланированные вопросы.
При использовании метода проектов изменяется роль учителя. Педагог выступает,прежде всего, организатором познавательной деятельности учащихся. Его задача —научить детей учиться самостоятельно.
Изменяется и роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становитсяличностью, способной использовать все средства информации, которые емудоступны, проявить свою индивидуальность, свое видение, свои эмоции, свой вкус.
Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивациейнаиболее прочны и эффективны. Ученики, выполнившие некоторую серьезную работуот начала и до конца, получают хороший стимул для дальнейшей учебы, проходяточередной этап самоутверждения в жизни. Они видят, как полученные знания находятпрактическое применение, что делает процесс обучения значительно болееэффективным. Созданные в результате проекты наглядно демонстрируют высокуюэффективность этого метода.
Применение метода проектов способствует:
-формированию у учащихся определенных знаний, умений и навыков для осуществленияинформационной деятельности с компьютерной техникой;
-развитию наглядно — образного, интуитивного, креативного, творческого типовмышления;
-поддержанию мотивации применения информационных технологий в учебнойдеятельности;
-развитию эстетического восприятия любых объектов;
-формированию умений принимать оптимальное решение или находить варианты решенияв сложной ситуации;
-развитию умений осуществлять экспериментальную деятельность;
-развитию пространственного воображения и пространственных представленийучащихся.
Организация урока изобразительного искусства в инклюзивном классе сиспользованием метода проектов.
Планированиеи проведение уроков с использованием метода проектов требует особойорганизации. Основными этапами работы над проектом являются подготовкапроекта, защита проекта, самооценка. Самым сложным моментом при введении вучебный процесс проектов является организация этой деятельности, а особенно –подготовительный этап. Для работы над проектом учащимся необходимы знания иопыт:
-умение находить нужную информацию;
-способность к воображению, фантазии, новизне, оригинальности;
-умение осуществлять выбор из нескольких альтернативных вариантов:
-создавать проекты отличающиеся оригинальностью, убедительностью,
неповторимостью.
Задача учителя – создать условия для приобретения учащимися подобного опыта изнаний каждого ученика инклюзивного класса. Предлагаю краткий адаптированныйплан подготовки урока с использованием проектного метода.
Этапы проекта |
Роль учителя |
Роль учащихся |
1. Подготовительный этап для учителя. На данном этапе учитель анализирует учебные способности учащихся класса, продумывает тему проекта. Формулирует проблемные вопросы, дидактические цели методические задачи в соответствии с особенностями каждого ученика. |
||
2. Подготовительный этап для учащихся |
Предлагает, наблюдает, помогает. |
Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных или групповых исследований учащихся). Учащиеся с ОВЗ наблюдают за ходом обсуждения и по желанию вносят свои предположения. |
Выдвижение гипотез решения проблем. Учащиеся с ОВЗ участвуют в обсуждении по мере своих возможностей. |
||
Определение творческого названия проекта. Учащиеся с ОВЗ участвуют в работе. |
||
Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов. Учащиеся с ОВЗ не ограничиваются в своем желании работать в группах. |
||
Наблюдает. Дает рекомендации. |
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе. Учащиеся с ОВЗ участвуют в обсуждении. |
|
Предлагает. |
Обсуждение критериев оценки проекта. Учащиеся с ОВЗ участвуют в обсуждении. |
|
Контролирует. |
Обсуждение возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав. Учащиеся с ОВЗ участвуют в обсуждении. |
|
3.Реализация проекта |
Консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло. |
Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе. Учащиеся с ОВЗ участвуют в работе в группы, выполняя посильную часть проекта. |
4.Оформление результатов проделанной работы и защита проекта. |
Консультирование, помощь. |
Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе. Учащиеся с ОВЗ участвуют в работе в группы. |
Защита полученных результатов и выводов. Учащиеся с ОВЗ участвуют в работе в группы. |
||
5. Оценивание результатов проекта. |
Оценивает работу групп в целом. |
Группы оценивают работу каждого участника. Учащиеся с ОВЗ участвуют в работе в группы. |
Педагогу, при организации и проведении такого урока,необходимо соблюдать следующие правила:
-Ребенок участвует во фронтальной работе наравне с другими детьми.
-Участвует в работе больших групп (половина класса) на уроках соревнованиях,уроках-играх, театрализациях.
-Участвует в работе малых групп (3-5 человека) при выполнении подгрупповогозадания, подготовке и защите проекта.
-Организация работы в паре (как правило, с «сильным» учеником). Такая работаэффективна на этапах проверки или взаимопроверки.
-Индивидуальные задания в случае, если необходимо работать с информацией. Текстучебника адаптируется для лучшего восприятия. Возможны индивидуальные задания,связанные с описанием картин по предложенному плану.
Самое главное в организации работы таких учащихся науроке заключается в том, чтобы учебную задачу, стоящую перед всем классом онирешали вместе со всеми детьми.
2). Восприятиематериала на определённом этапе занятия с закрытыми глазамииспользуется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключенияэмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятиепосле активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения заданияповышенной трудности и т. д.
3). Использование презентации и фрагментовпрезентации по ходу занятия.
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяетсделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТорганично дополняет формы работы с учащимися, расширяя возможности организациивзаимодействия ученика с участниками образовательного процесса. (Использованиепрограммы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можноразместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можнодобавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. Притакой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная,слуховая, моторная. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности вурок, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязиучителя и ребёнка.)
4). Использованиекартинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развитиязрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса,развития связной речи.
5). Активные методы рефлексии:
§ на занятиях при работе сдетьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения иэмоционального состояния.
Широко используетсяприём с различными цветовыми изображениями. У учащихся две карточки разногоцвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и вконце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональноесостояние ученика в процессе занятия. (Учитель обязательно должен уточнитьизменения настроения ребёнка в ходе занятия.) Это ценная информация дляразмышления и корректировки своей деятельности. Например, «Деревочувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, еслиони чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущаютдискомфорт. «Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море посвоему настроению.
§ рефлексия содержанияучебного материала (её использую, чтобы выяснить, как учащиеся осозналисодержание пройденного материала);
§ рефлексия деятельности(ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способыи приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).
Данные виды рефлексии я провожукак индивидуально, так и коллективно.
При выборе того или иноговида рефлексии учитываю цель урока, содержание и трудности учебного материала,тип урока, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенностиучащихся.
§ рефлексия окончаниязанятия.
Наиболее удачным насегодняшний момент считаю обозначение видов заданий или этапов урока картинками(символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятияактуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся,наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.
6).Заданияисследовательского характера. Исследовательский метод позволяет подобрать,конструировать и предлагать систему исследовательских задач, приспосабливать ихк конкретной ситуации учебного процесса и управлять их решением.
Например: вопросы кучащимся, какие соотношения цвета ты выберешь для того, чтобы создать тревогу?Чтобы выразить нежность?
Иисследовательское задание: подберите цвета и оттенки на палитре и нарисуйтепейзаж на бумаге. На уроках происходит знакомство с различными художественнымиматериалами и выполнение упражнений, связанных с исследованием всехвозможностей тех или иных графических, живописных и конструктивных материалов.Домашнее задание носит исследовательский характер.
Например: посмотреть вдетских книжках, как художники изображают злых и добрых мужских и женскихсказочных персонажей, а затем уже на уроке, ребятам предлагается исследовать,каким образом можно смешать краски, чтобы получить нужные оттенки дляизображения «зла» и «добра».
Понаблюдать, где можно увидеть смешение трех основныхцветов (листья, овощи, фрукты) и как; что и как изображено красками, которымиони работали на уроке, но уже дома, в окружающей обстановке?
Найти репродукции работ художников в материалах,похожих на аппликацию (мозаика, коллаж), посмотреть мозаику в общественныхзданиях, лоскутную мозаику, инкрустацию на мебели, а в классе на уроке создатьподобную, на основе увиденной.
8). Обучающие игры.
Игровые занятия по изобразительному искусствупрививают интерес к творчеству с помощью игры, в которой дети учатсянаблюдать, анализировать, сравнивать, выражать свои мысли, получают необходимыенавыки в рисовании, но лишь в непринужденной, комфортной обстановке.
Применение развивающих дидактических игр, поможетнастроиться всем учащимся на тему урока, создаст необходимую дружескуюатмосферу в классе. Получить новую информацию доступным для учащихся способом,осуществить дифференцированный подход и учесть индивидуальные особенностикаждого ребенка.
Целевая ориентация игр
Дидактические: расширяеткругозор, познавательную деятельность, применение ЗУН в практическойдеятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых впрактической деятельности; развивать общеучебные умения и навыки; развиваеттрудовые навыков.
Воспитывающие: воспитаниесамостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных,эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества,коллективизма, общительности, комуникативности.
Развивающие: развитиевнимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческихспособностей, эмпатии, рефлексии, умения сравнивать, сопоставлять, находитьаналогии, оптимальное решение; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщениек нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль,самореализация; обучение общению; психотерапия.
При организации и проведении игрважно не забывать об особенностях учащихся с ОВЗ и выстраивать игру такимобразом, чтобы они могли ощутить ситуацию успеха и в дальнейшем без боязнивключиться в изучение темы урока.
I. Игры и упражнения навыполнение изображений
из готовых фигургеометрической и произвольной формы
Данные игры иупражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов,формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развиваютмышление, внимание, воображение.
1.Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур.
Используя изображенныена доске геометрические фигуры, учащиеся в альбомах рисуют предметы (каквариант этого упражнения — индивидуальные задания каждому ученику).
2.Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?».
Из готовых силуэтовсоставьте натюрморт. Игра может проводиться в виде соревнования двух (трех)команд. Работа ведется на доске с магнитами. Игра развивает композиционноемышление, умение находить оптимальные решения.
Темы, при изучении которыхможет быть использована данная игра:
Изображения на плоскости. Выполнение натюрморта «Мир моейбабушки».
Составление композиции натюрморта извылепленных предметов.
3. Игра-головоломка.
Составьте изгеометрических фигур изображения животных. Задание носит творческий характер.
Восприятие искусства.Беседа «Анималистический жанр».
ДПИ: форма, пропорции, конструкции. «Фантастическое животное,птица, рыба».
4. Дополните изображение.
Нитепечатанием учащиесяполучают два одинаковых изображения. Варианты задания: дополнить изображениясамому или поменяться с соседом по парте одним экземпляром изображения идополнить его. Упражнение помогает развитию творческого воображения.
ДПИ: форма, пропорции, конструкции. «Фантастическое животное, птица, рыба».
5.Назовите предметы, похожие на геометрические тела.
Упражнение на логическое мышление.
Форма. Рисование с натуры предметов простой формы.
Выполнение натюрморта с натуры.
6.Составьте из готовых геометрических фигур русский орнамент.
Упражнение на закрепление знаний обособенностях орнамента.
Эстетическое восприятие действительности.
7.Выполните аппликацию, состоящую из деталей разного цвета, но одинаковой формы.Дайте название работе.
Развивает умениекомпоновать. Способствует развитию чувства формообразования в плоскомизображении. В дальнейшем это упражнение может быть использовано для выполнениязаданий в технике разрезной мозаики. Выполнение мозаичного панно.
II. Игры и упражнения поцветоведению
1.Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета).
Учащиеся работают сготовыми геометрическими фигурами различных цветов. По просьбе учителя ученикиподнимают составленные пары. Это упражнение помогает усвоению основных понятий.
Цвет. Композиция.
Выполнениеэскиза вышивки полотенца.
2.Назовите основные, дополнительные, производные цвета.
Ответами служатподнятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводитьфронтально, командами.
Рисование с натуры овощей ифруктов.
Цвет.Композиция.
Рисование с натурынатюрморта из фруктов.
3.Холодные и теплые цвета.
Учащиеся делятся на две группы. Однойгруппе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй —для оперения Жар-птицы. Упражнение на определение цвета и его выразительногоаспекта.
Рисование с натуры овощей ифруктов.
Декоративнаякомпозиция «Платочек или рукавички».
4.Игра-соревнование «Кто больше?».
На полосках бумагиучащиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляютчуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделаетбольше накрасок различной светлоты. Игра на закрепление понятий о разбеливаниицвета.
Рисование с натуры. Натюрморт.
Данные игры и упражненияспособствуют развитию осмысленного восприятия цвета, различительных,аналитико-синтетических способностей и культуры восприятия ребенка; имеютобучающий, тренировочный, контролирующий характер.
III. Игры и упражнения,
способствующиеусвоению новых терминов, понятий
1.Продолжите цепочку слов.
Такое упражнение можнопроводить в начале урока. Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию.Например: архитектура, стиль, романский, готика, арка…
2.Объясните значение слова.
Например: ритм — это…, дизайн— это…
3. Сгруппируйтеслова по жанрам (видам).
Надоске написаны различные понятия, термины, названия, которые необходимообъединить в смысловые группы.
Изображение на плоскости.Пейзаж.
Восприятиеискусства. Беседа «Искусство в жизни общества и человека».
4.Вычеркните лишнее слово.
Упражнение носит характер упражнение № 3,т. е. обобщающий, контролирующий. Оценка устных ответов.
5.Блиц-контроль (вопрос — ответ).
Для проведенияблиц-контроля можно использовать «волшебный куб». На столе учителя куб, граникоторого окрашены в разные цвета. На доске таблица, в которой каждому цвету,грани куба соответствуют названия видов изобразительного искусства:архитектура, скульптура, живопись, графика, дизайн. Ведущий поворачиваеткуб одной из граней к классу, а учащиеся должны поднять карточку с изображениемнужного объекта. Можно использовать разные варианты задания.
6.Диагностическое упражнение «Вспомни слово».
Задание постепенно усложняется. Такоеупражнение можно использовать в начале урока.
Например: г_ашь (гуашь), гр_ф_ка (графика), к_р_м_ка (керамика)и т. д.
IV. Игры и упражнения
для развитиявосприятия произведений искусства
1. Подберите прилагательные, характеризующиепроизведение искусства (репродукция или слайд).
Побеждает тот изучащихся, который подберет большее количество. Это упражнение развиваетспособность переводить зрительный образ в словесный.
2.Сравните впечатления
Учащиеся сравнивают двапроизведения искусства. При выполнении этого упражнения развивается культуравосприятия произведений искусства, речь учащихся.
Цвет. Рисование снатуры натюрморта (овощи, фрукты).
Композицияна плоскости. Человек и предметный мир. Натюрморт «Мир моей бабушки».
Восприятиеискусства. Беседа «Анималистический жанр».
Восприятиеискусства. Беседа «Человек в искусстве. Жанр портрета».
Тема мифа в изобразительномискусстве.
Росписьларца в ювелирных украшениях.
Восприятиеискусства. Беседа «Бытовой жанр в изобразительном искусстве».
Восприятиеискусства. Беседа о взаимосвязи человека с окружающей средой.
Беседао графическом дизайне.
Восприятиеискусства. Беседа «Исторический и батальный жанры».
Восприятиеискусства. Беседа «Библейские сюжеты в живописи, графике и скульптуре».
3. «Войдите» в картину (представьте себяна месте героя произведения искусства).
Игра развивает фантазию ребенка, речь,носит творческий характер.
4. Подберите музыкальный фрагмент илистихи к произведению искусства.
Такие эстетическиеситуации способствуют развитию образного мышления учащихся на основе единстваизобразительных и выразительных средств искусства. Например, на доскерасположены репродукции зимних пейзажей: К. Юон. «Конец зимы. Полдень»; И.Грабарь. «Февральская лазурь»; И. Шишкин. «На севере диком…», «Зима»; Г.Нисский. «Подмосковье. Февраль»; Л. Щемелев «Зима (Раков)».
Учащиеся должныподобрать к отрывку стихотворения соответствующую репродукцию с изображениемзимнего пейзажа, объяснить свой выбор.
Заготовилазима
Краскидля всех сама.
Полю— лучшие белила,
Зорям— алые чернила,
Всемдеревьям — чистые
Блесткисеребристые.
В. Фетисов
Подголубыми небесами,
Великолепнымиковрами,
Блестяна солнце, снег лежит.
А. Пушкин
5. Игра «Угадай».
Учитель подбираетстихи, загадки, по которым учащиеся должны догадаться, о каком произведении(предмете) искусства идет речь.
Игра развиваетлогическое мышление, эмоциональную культуру восприятия, активизирует внимание,стимулирует процесс запоминания художественной информации.
Росписьизделий по типу народных узоров.
6. Указать автора или названиепроизведения.
Учащимся раздаютсякарточки с таблицей, в которой указаны фамилии художников, на доске расположенырепродукции работ этих авторов с номерами. Ученики заполняют таблицу.
Данный вид заданияможет быть использован на уроках по восприятию искусства.
7. Отгадывание кроссвордов (составление).
При их составлении уучащихся развиваются навыки работы со словарями, различного рода справочнойлитературой. Процесс создания и разгадывания кроссвордов способствуют овладениюсодержанием основных понятий.
Тематические кроссворды выполняют функции:
обучающую;
контролирующую;
творческую.
При начертании геометрической формыкроссворда у учащихся развивается пространственное образное мышление.
8. Найдите среди произведенийискусства такие, которые ассоциируются с определенными чувствами.
Данный вид задания может быть использованна уроках по восприятию искусства.
V. Сюжетно-ролевые игры
1.Игра Следствие ведут знатоки.
По описанию примет«пропавшей из музея картины (скульптуры)» знатоки искусства ищут средирепродукций на доске нужную картину. Описание делает «хранитель музея».Дополнительные сведения могут сообщать «свидетели» – ученики класса.
Восприятиеискусства. Беседа об искусстве «Искусство в жизни общества и человека».
Восприятиеискусства. «Человек в искусстве. Жанр портрета».
Беседа об искусстве«Исторический и батальный жанры».
2.Игра «Лучший экскурсовод».
Выбранные на соискание почетного званияученики рассказывают о сюжете, мотиве произведения, композиции и ее элементах,средствах выразительности.
Игра такого родаспособствует развитию зрительной памяти, речи, логического мышления,способности эмоционального и образного выражения, умения сделать анализхудожественного произведения. Выступление экспертов, обмен мнениями, защитаучащимися своих решений, выводов является обязательным условием проведениятаких игр-занятий. Учитель констатирует достигнутые результаты, отмечаетошибки, формулирует окончательный итог занятия.
VI.Дидактические игры, способствующие
активному включению учащихся в проектнуюдеятельность.
1. Игра «Живая картина»проводится в группах с целью закрепления или проверки знаний о строении ипропорциях фигуры человека. Способствует развитию внимания, воображения,фантазии, активизации творческой активности учащихся.
Правила игры: Каждой группе выдаётся репродукциякартины изучаемого жанра (бытового, исторического, мифологического). Задачаучащихся пофантазировать и предположить, что могло происходить с героямикартины, до того как художник написал её и инсценировать сюжет. Зрители в своюочередь могут угадывать название картины, её автора, составлять с помощьюмодулей фигуры людей и схему композиции, и т.п.
2.Игра «Угадай цветовую палитру» проводится с цельюпроверки знаний по темам связанных с цветоведением. Развивает воображение,фантазию, активизирует учебную и творческую активность учащихся.
Правилаигры: Группам выдаются цветные репродукции картин, и предлагается составитьшпаргалку, не используя слов с названием цветов. Затем черно белое изображениерепродукции представляется всему классу. Группа представляет шпаргалку классу,и учащиеся отгадывают цветовую палитру картины. Проверка осуществляется путемвывода цветного изображения картины.
3.Игра «С кем поведёшься от того и наберёшься». Цельигры. Закрепить знания по цветоведению, активизируют учебную и творческуюактивность.
Правила игры: Наклассной доске закрепляется шаблон палитры (заранее готовится, можно вырезатьиз картона или ватмана). На палитру крепятся наборы карточек теплых ихолодных цветов. К доске выходят два игрока, им завязываются глаза, и они сзакрытыми глазами выбирают любую цветную карточку с палитры. Затем, игрокамразвязывают глаза и они должны рассказать о взаимодействии выбранных цветов, тоесть определить, какой получится цвет, при их смешивании и т.д. Одноклассникипо необходимости дополняют их ответ.
4. Игра «Найди изображение». Проводитсяс цельюактивизировать творческую активность. Развивает наблюдательность, воображение,фантазию.
Правила игры: На листах учащиеся в хаотичном порядкерисуют линии карандашом, не отрывая карандаша от бумаги, желательно им несмотреть на лист во время работы. Затем они должны разглядеть свой рисунок ипостараться рассмотреть в своих работах, какое либо изображение, дополнить егои раскрасить.
5. Игра «Помири половинки».Развивает моторику, глазомер, наблюдательность, воображение.
Правила игры: Учащимся раздаются изображения всоответствии с темой урока (глиняные игрушки, матрешки и т.п.) главное, чтобыизображения имели симметрию. Одна половинка изображения цветная, другая имееттолько контур фигуры. Играющим необходимо помирить половинки изображения,дополнив пустую половинку необходимыми рисунками, элементами росписи, то естьпривести в соответствие с цветной половинкой.
А так же в своей работе я применяю Игры-энергизаторы
Описаниеработы: энергизаторы — это короткие упражнения,восстанавливающие энергию учащихся. Они являются средством, позволяющим успешнопреодолевать спад активности класса, восстанавливать интерес к занятию иконцентрацию внимания участников, продолжать продуктивно работать.Энергизаторами могут служить физические упражнения, подвижные игры, танцы,актуализирующие творческие способности детей, повышающие их настроение и общийтонус. Благодаря упражнениям-энергизаторам в классе или группе создаетсяатмосфера безопасности для ее участников, они получают удовольствие отпребывания вместе.
1. Игрына деление группы на команды
Прежде чем приступить к той или иной игре,зачастую бывает необходимо предварительно разделить группу на команды. Нижепредставлены различные примеры такого деления (от деления группы на две командыдо деления на пары).
СОРТИРОВКА
Для деления на любое количество команд. Группасидит в кругу.
Ведущий решает, какое количество команднеобходимо, и присваивает каждой команде свое имя (яблоки, груши, апельсины илитигры, львы, пантеры) и по кругу, указывая на участвующих, называет членовкаждой команды. Все пантеры идут в один угол, тигры — в другой.Старайтесь датьлибо гордые, либо смешные названия команд (например, команда «Хромоногиеколобки»).
ДЕЛЕНИЕПО ПРИЗНАКАМ
Разделите команды по цвету обуви, полу, длиневолос, цвету глаз.
ПОБУКВАМ
Деление на команды по буквам, с которыхначинаются имена участников. Например: А, Е, Р — 1 группа, В, Д, С — 2 группа ит.д.
МОЗАИКА
Берется столько картинок или открыток, скольконеобходимо команд, разрезаются на части по числу участников. Каждому участникувыдается по кусочку открытки. Когда открытки будут сложены, образуются группы.
СТУЛЬЯ
Перед началом занятия ведущий приклеиваетрисунки, номера и т.п. под стульями, на которых будут сидеть участники.
2. Игрыдля начала занятия
Самый простой способ создать непринужденнуюатмосферу — это провести игру, которая задаст позитивный тон и придаст зарядэнергии педагогу и всей группе.
Дружелюбная и веселая атмосфера позволяетучастникам расслабиться и способствует установлению понимания и ощущениябезопасности.
Игры-приветствия используются в начале занятиядля поднятия настроения и активизации группы. Особенно эффективны они на первыхзанятиях для раскрепощения и снятия напряжения, когда участники еще плохознакомы друг с другом.
Важно и то, как будет закончено занятие.Оставить хорошее впечатление от всего занятия помогают и игры-прощания, дающиезаряд отличного настроения.
Игра«КОМПЛИМЕНТ»
Ведущий раздает каждому участнику по пятьлисточков бумаги и просит группу написать на них пять разных позитивных качеств(например, самый умный, самый обаятельный и привлекательный и т.п.). Затем вселисточки складываются в шапку, и каждый участник вытаскивает по пять бумажек.
Игра«ЦВЕТ»
Эту игру можно проводить как в начале, так и вконце занятия.
Каждый участник называет цвет, которому в данныймомент соответствует его настроение и кратко объясняет почему. Например, «Яжелтого цвета, потому что у меня сейчас веселое солнечное настроение».
3.Игры на знакомство
Эти игры направлены на знакомство участниковгруппы между собой, запоминание имен, снятие напряжения в группе, вызванноеприсутствием большого количества незнакомых людей, а также на подготовкуучастников к дальнейшей совместной работе. Упражнения на представление членовгруппы друг другу очень разнообразны. Можно изменять предложенные игры,придумывать свои варианты, соединять несколько игр в одну и т.д.
Игра«МУХОБОЙКА»
Сворачивается газетка в рулон. Все сидят в кругув позе нога на ногу. Один встает в центре, берет газетку, его задача коснутьсяколенки человека, чье имя назовут. А задача этого человека — назвать чье-то имяеще до того, как его запятнают, т. е. «перевести стрелки». Для усложнения можнопредложить запретить называть одно имя одному человеку несколько раз.
Игра«СНЕЖНЫЙ КОМ»
Один называет свое имя, потом другого слева,называет его имя и свое, потом следующий называет имена двух уже сказавших исвое, и так по кругу. Можно подсказывать и помогать.
4. Игрыдля активизации группы
Игра«ВО-О-О!!!»
Стартовая или заключительная игра. Участвующихспрашивают, какое количество энергии у них сейчас. Каждый должен показатькакое, а все повторяют. Можно показывать, как хотят есть или выразить своиощущения по какому-либо поводу.
Игра«РАЗ-ДВА-ТРИ!»
Необходимо трясти правой рукой, считая до 10,потом левой, считая до 10.
Потом ногой, потом другой, тоже считая. Потомвсе то же самое до 9, потом до 8 и так до 1. Получается очень весело.
5.Игры на концентрацию внимания
Игра«ЗИП-ЗЕП-ЗАП»
(на внимание и поднятие настроения).
Все встают в круг. Один стреляет: «Зип!»,указывая пальцем на кого-либо, тот должен сказать: «Зеп!», стреляя уже вдругого, следующий должен сказать: «Зап!» и стрелять в следующего. И дальше в томже стиле. Для усложнения пускается еще один «Зип!» и игроков становится больше.Обычно начинается путаница.
Игра«ОЙ И АЙ»
Все встают. Нагибаются вперед и кладут руки наколени. Необходимо по цепи передать слово «Ой» от одного человека к другому. Кактолько кто-нибудь скажет: «Ай»,- передача слова идет в обратном направлении.Задача — не тормозить.
6.Игры на снятие напряжения
Эти упражнения целесообразно проводить, еслигруппа слишком напряжена или возбуждена. А также после занятий или упражнений, требующихбольшого эмоционального напряжения.
Игра«МАССАЖ»
Все стоят в круге. Сначала помассировать спинусоседу слева, слегка постучать по ней, погладить, потом соседу справа.Напоминает коллективный массаж.
7.Релаксации
Включается инструментальная, спокойная, возможно,«природная» музыка.
Ведущий дает участникам инструкции: «Сядьтеудобно. Расслабьтесь. Если вы чувствуете, что какая-то часть тела напряжена или«зажата», напрягите эту область как можно сильнее, подержите 5 секунд ирасслабьте.
Релаксация«В СОСНОВОМ ЛЕСУ»
Закройте глаза. Сделайте три вдоха и выдоха помоей команде. Раз — вдох. Два — выдох. Раз — вдох. Два — выдох. Раз — вдох. Два- выдох.
Представьте себе теплое солнечное утро. Вы идетепо залитой солнцем равнине, которая распростерлась до самого горизонта. Вдалекевы видите неясные очертания окутанных дымкой холмов. Вы пересекаете равнину иподнимаетесь на невысокие склоны, где справа и слева раскинулся большой островгустого соснового леса.
Вы, ступая по мягкому густому мху, спускаетесь внеглубокую лощинку, покрытую душистым вереском, а затем поворачиваете к лесу.
Вас обступают стройные и высокие стволы сосен.Их ветви начинаются высоко вверху. Местами они переплетаются, отбрасывая наземлю густую тень. Земля в лесу темная и мягкая, ее покрывает ковер из сосновыхигл и мха.
Вы ложитесь в тени и глядите вверх, сквозь ветвидеревьев. Ваши плечи, спина, поясница, все ваше тело отдыхает. Вам приятночувствовать спиной землю, слегка прогретую лучами утреннего солнца. Вы смотритена голубое небо, по которому медленно проплывают редкие, похожие на белоснежныхлебедей облака; потом закрываете глаза.
Вы вдыхаете чистый, свежий воздух, наполненныйароматом сосновой хвои. В вышине стволов раздается переливчатое пение птиц.Высоко в ветвях шумит легкий ветерок. Вы лежите и наслаждаетесь спокойствием игармонией окружающей вас природы, ощущая себя ее частицей. Вы делаете три вдохаи выдоха по моей команде. Раз — вдох. Два — выдох. Раз — вдох. Два — выдох. Раз- вдох. Два — выдох. Открыли глаза.
Всевышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степенистимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ при инклюзивномобразовании в нашей школе.
Таким образом,применение активных методов и приёмов обучения в инклюзии повышаетпознавательную активность учащихся с особыми познавательными потребностями,развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся вобразовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся.
Разнообразиесуществующих методов обучения позволяет мне чередовать различные виды работы,что также является эффективным средством активизации учения. Переключение содного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то жевремя не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает еговосприятие с различных сторон.
Средстваактивизации при инклюзивном обучении необходимо использовать в системе,которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формыорганизации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающейдеятельности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а так жекомфортно и на равных чувствовать себя в обществе.