До последнего времени было принято считать, что внедрение (использование) результатов НИОКР является завершающей стадией процесса создания новой техники, цикла «исследование – производство — эксплуатация». Следует рассматривать разные уровни внедрения:
1. Использование результатов НИР в других научных исследованиях и разработках, являющихся развитием законченных НИР либо выполняющихся в рамках других проблем и направлений науки и техники.
2. Использование результатов НИОКР в экспериментальных образцах и лабораторных процессах.
3. Освоение результатов ОКР и экспериментальных работ в опытном производстве и малотоннажных процессах.
4. Освоение результатов НИОКР и испытания опытных образцов в серийном производстве.
5. Широкомасштабное распространение технических нововведений в производстве и насыщении рынка (потребителей) готовыми изделиями.
На процессы внедрения результатов НИОКР влияют современные тенденции НТП: высокие темны морального износа научно-технических результатов . постоянный рост затрат, связанных с достижением результатов НИОКР и их использованием . возрастание неопределенности научно-технических результатов и связанного с ним риска. В основе успешного внедрения результатов НИОКР лежит соблюдение ряда принципов:
|
|
· определение ориентировочной концепции внедрения на стадиях научно-технического прогнозирования, выработки идей и подготовки заданий на разработку научно-технических инноваций .
· обязательность плановой интеграции научно-технической инновации с объектом, на котором она внедряется, по производственным мощностям, ресурсам, срокам и результатам .
· необходимость маркетинговых исследований для определения возможностей, масштабов и условий реализации результатов НИОКР уже на стадиях формирования технических заданий .
· активная заинтересованность и поддержка руководителей ИП-разработчика, предприятия-заказчика и вышестоящих органов .
· экономическая заинтересованность и ответственность организаций и предприятий, разрабатывающих и внедряющих научно-технические нововведения .
· обеспечение возможно более широкого распространения полученных результатов НИОКР для достижения высокой эффективности у заказчиков и в народном хозяйстве.
Основными задачами организации внедрения результатов НИОКР являются:
· обеспечении процессов внедрения посредством прогнозов, комплексных программ, перспективных и текущих планов, оперативного управления .
· сбалансированность планов новой техники с планами финансирования капитального строительства, поставки оборудования и материалов .
|
|
· выбор организационных форм внедрения, в наибольшей степени соответствующих решаемым задачам .
· достижение рациональных соотношений производственных мощностей разрабатывающих и использующих их результаты предприятий, подразделений .
· рациональное, планомерное использование научных, конструкторских, проектных, технологических, экспериментальных и производственных мощностей .
· развитие и повышение эффективности работы экспериментальных участков, опытных производств и испытательных баз .
· использование современных экономических отношений участников разработки, соблюдение сторонами договорных обязательств .
· кадровое обеспечение процессов внедрения у потребителей .
· широкая реклама научных инноваций в предполагаемых сферах использования .
· создание сети сервисного обслуживания новых интеллектуальных продуктов у потребителя.
Использование традиционных и новых форм организации внедрения результатов научно-технической информации определяет возможность, предпосылки, масштаб и сроки внедрения, а также технический, экономический и социальный аспект от инноваций. Важными условиями эффективной организации внедрения являются:
· прогнозы и маркетинговые исследования будущих научно-технических новшеств .
· полнота учета экономических и социальных факторов появления, разработки, производства и использования инновации .
· целевая направленность и комплексность систем управления НИОКР, процессом внедрения их результатов, в рамках которых осуществляется организация внедрения .
· уровень квалификации кадров (научных, экономических, управленческих), выполнявших разработки и внедрение, и своевременная подготовка и переподготовка кадров для работы с новой техникой .
· обеспеченность капиталовложениями и соблюдение сроков капитального строительства объектов создания научно-технических нововведений.
ТРАНСФЕР ИННОВАЦИЙ.
Многие научно-технические инновации, созданные на ИП того или иного ведомства, до последнего времени не получили широкого распространения во множестве предприятий других ведомств и у многих потенциальных отечественных и зарубежных потребителей. Большинство научно-технических достижений, созданных на предприятиях ВПК нашей страны, даже имеющих двойное применение, как правило, не передавалось в гражданские отрасли народного хозяйства. Во всех высокоразвитых странах мира уже много лет одним из важнейших направлений ускорения НТП за счет широкого внедрения научных инноваций является реализация программ научно-технических достижений и высоких технологий (transfer technology). В России, несмотря на провозглашенную программу конверсии военного производства, эта работа проводилась формально и научно необоснованно даже при выделении необходимых средств.
Реальным направлением конверсии оборонной науки и внедрения ее инновационных продуктов должно стать создание системы трансфера НТД и высоких технологий, полученных оборонными предприятиями, в гражданские отрасли национальной экономики и для реализации за рубежом.
Основные цели функционирования системы трансфера инноваций:
· использование достигнутых научно-технических результатов в оборонных НИОКР, проектных и технологических работах для увеличения объемов, расширения номенклатуры и повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой гражданской продукции в гражданской промышленности и на конверсируемых оборонных предприятиях .
· сохранение научно-технического и производственного потенциала оборонной промышленности и создание новых рабочих мест в гражданском секторе народного хозяйства .
· ускорение НТП в гражданских отраслях народного хозяйства, повышение техновооруженности гражданских предприятий и их конкурентоспособности на внешнем рынке .
|
|
· увеличение валютных поступлений для ВПК за счет трансфера рассекреченных научно-технических достижений за рубеж и для гражданских предприятий за счет продажи за рубеж конкурентоспособной продукции, созданной на основе высоких технологий, переданных из оборонного сектора страны.
Объектами передачи в системе трансфера являются: техническая документация и права на использование созданной интеллектуальной собственности, воплощенной в этой технической документации, в ноу-хау, изобретениях, патентах.
Основными участниками системы трансфера научно-технических достижений будут оборонные предприятия-авторы и владельцы научно-технических достижений и гражданские предприятия-потребители высоких технологий. Важное место в системе трансфера научно-технических достижений должны занять инвесторы, определяемые в результате закрытых конкурсов, инвестиционных торгов и др. (трансфер-банки, коммерческие банки, венчурные компании, инвестиционные фонды и неспециализированные предприятия любого профиля), а также рекламно-информационные и выставочные центры трансфера высоких технологий и конверсии оборонного производства.
В процессах трансфера инноваций важное место отводится фирмам спин-офф. Фирмы син-офф (фирмы-отпрыски, отделяющиеся от вузов, независимых институтов, государственных центров и специальных лабораторий крупных промышленных корпораций) представляют собой малые инновационные фирмы, организованные с целью коммерческого внедрения научно-технических достижений, полученных в ходе выполнения крупных негражданских проектов (военных разработок, космических программ и т.д.). В отличии от венчурных фирм в судьбе фирм спин-офф исключительно важную роль играет государственный сектор, который не только служит отправной точкой при организации таких фирм, но и оказывает значительную финансовую, организационную, информационную помощь.
С учетом специфики оборонных отраслей народного хозяйства и необходимости соблюдения условий национальной и экономической безопасности страны процессы трансфера научно-технических достижений и высоких технологий должны осуществляться на основе ряда нормативно-правовых документов и управляться специальной правительственной организацией.
|
|
