X-PDF

Организация воспитательной работы с позиции персонализации как инструмент повышения качества образования

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

 

Организациявоспитательной работы

 с позицииперсонализации как инструмент повышения качества образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор статьи Сувора Л.Д.,

замдиректора по ВР Сувора Л.Д.

МБОУ СОШ №26 г.Пятигорска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 год

 

«Наша школа должна быть открыта для всего нового (она всегда,собственно говоря, такой и была) и при этом сохранять своё уникальное лицо,свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна нетолько учить, но и воспитывать человека и гражданина»

 

                                    В. Путин

На современном этапе развития обществаобразование и воспитание являются одними из самых обширных и важных сферчеловеческой деятельности, которая  теснейшим образом переплетена со всемидругими областями общественной жизни.

Способность системы образованияудовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательныхуслугах определяет перспективы экономического и духовного развития страны.Главной задачей российской образовательной политики является обеспечениесовременного качества образования на основе сохранения его фундаментальности исоответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества,государства.

Качество образования – это одна изосновных проблем современной школы. Это процесс постоянного совершенствования,в том числе совершенствование системы воспитательной работы, одной из составляющихсодержательного раздела ООП. За последние пятнадцать лет именно системавоспитания претерпела самые большие изменения, которые коснулись целей, задач,содержания и педагогических технологий. Поставив личность ребенка в центршкольного мироздания, многие педагоги, творчески работающие в условияхмодернизации школы, органично вписались в новые образовательные процессы,направленные на создание условий востребованности знаний, умений и навыков вреальной действительности, применение знаний на практике, на умениясамостоятельно добывать знания, оценивать явления жизни, выстраивать успешныйличный маршрут развития личности. В настоящее время воспитание принимается вовнимание как важнейшая стратегическая задача в системе образования России.

        В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к ростуконкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой, нашей втом числе,  встает проблема обеспечения своих учащихся качественнымобразованием.

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на периоддо 2025 года» Президент Российской Федерации В. В. Путинсформулировал стратегические ориентиры воспитания:

«…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России– зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой ималой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре,традициям людей, которые живут рядом»

 

Обновление школы предполагает решение рядасистемных задач: нормативно-правовых, экономических, содержательных.     Первостепенной из них является задача достижения нового, современного качестваобразования.

Качество образования, которое включает всебя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателейзнаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоциционального отношения кмиру и друг другу.

  В общегосударственном планекачество образования – это его соответствие современным жизненным потребностямразвития страны.

    В педагогическом плане– это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определённойсуммы знаний, сколько на развитие личности. Образовательное учреждение должноформировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опытсамостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то естьсовременные ключевые компетенции, что и составляет современное содержаниеобразования.

       Перед педагогической наукой и практикой ставятся задачимодернизации образования, предполагающие инновационные изменения впедагогической системе, совершенствование воспитательной деятельности, созданиеблагоприятных психолого-педагогических условий для личностного развитиясубъектов образования в соответствии с требованиями современности. К тому же вусловиях современного образования предполагается создать творческого человека,способного решать глобальные и локальные проблемы человека человечества;развивать человека инициативного, способного к успешной социализации в обществеи активной адаптации на рынке труда.

        Имеющиеся сегодня знания, технологии и опыт позволяют реализовать модельобразования, которая обеспечивает достижение высоких академических результатови создаёт условия для развития личности ребёнка.

Реализация новых концептуальных подходоввозможна при условии существенного повышения уровня педагогичес­кой культуры,профессионализма и личной ответственности педагогов- воспитателей.

       Одним из путей совершенствования воспитательной работы внаше школе является освоение учителями и воспитателями продуктивныхпедагогических идей. Использование педагогических технологий позволяетнаполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, аценностно-ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание учителя- воспитателя.

Практика показывает, что иногда учителянашей школы испытывают затруднения при постановке воспитательных целей урока,планировании путей их осуществления. При анализе уроков внимание, как правило,акцентируется на образовательных и развивающих целях и способах их решения.

Но очевидно, насколько высока рольучителя-предметника в воспитании детей. Сможет ли классный руководитель,общаясь с обучающимися в промежутках между уроками и проводя один классный часв неделю, воспитать у них необходимые качества, если процесс воспитания небудет целенаправленно и систематически осуществляться преподавателями науроках? Ответ на эти вопросы лежит на поверхности. Таким образом, реализациявоспитательных возможностей урока является важным условием эффективноговоспитания обучающихся.

Образование – не только обучение знаниям,умениям и навыкам, а, в первую очередь, воспитание, развитие личности и еесоциализация. Обучение формирует у обучающихся определённые взгляды, убеждения,способствует развитию жизненно-важных качеств личности. Поэтому особое вниманиемы уделяем повышению статуса воспитательной работы, изменения ее идей,подходов, принципов и характера. Однако воспитательный процесс на уроке,кружке, КТД необходимо организовывать и направлять исходя из целей и задачвоспитания, только в этом случае результат будет соответствовать цели.

Реализация задач идёт через основныенаправления воспитательного процесса:

 «Я и Отечество». Воспитание гражданской ответственности,достоинства, уважения к истории и культуре своей страны.

«Я и окружающие меня люди» Воспитание уважительногоотношения к культуре народа, творческой активности, воспитание нравственногочеловека. Воспитание уважительного отношения к культуре народа, творческойактивности, воспитание нравственного человека.

 «Я и школа» Воспитание интеллектуальных возможностейи творческих способностей обучающихся.

«Я и мое здоровье» Сохранение здоровья, физическоеразвитие обучающихся, негативное отношение к вредным привычкам. Сохранениездоровья, физическое развитие обучающихся, негативное отношение к вреднымпривычкам.

«Я и мир»  Формирование культуры общения, развитиетворческих способностей и талантов, участие в жизни школы и класса.

«Я и моя семья» Формирование семейных ценностей,совместный досуг. Формирование семейных ценностей, совместный досуг.

Улучшить качество образования  поможет персонализация и  использование в образовательной деятельности воспитательныхтехнологий.

Давайте разбираться, что такое персонализация и как персонализацияв воспитании влияет на качество образовательного процесса.

Воспитательную системунеобходимо создавать не только на уровне всего учебного заведения или его структурных подразделений (класса,группы продленного дня, кружка, клуба, секции и др.), но и каждого конкретного ученика. Такое системноеобразование получило названиеперсонифицированной системы воспитания ребенка.

По определению докторапедагогических наук Е.Н. Степанова«Персона» это отдельныйконкретный ребенок, потенциально или реально обладающий совокупностью свойств и качеств человеческого индивидуума, в томчисле и таких человеческих характеристик, как индивид, личность,субъект, индивидуальность.

В современном обществевсѐ более утверждается центральная роль индивида:человек освобождается от обязательныхгрупповых связей, выбирает по своему усмотрению социальный коллектив, самостоятельно определяет свои интересы и несѐт личную ответственностьза собственные поступки. Это актуализирует необходимость изменений в образовании, ориентированных на его персонификацию.

Учащимися 8–11 классов используется «Дневник социальной успешности». Он наполнен особым содержанием и направлен на анализ персонально каждым учеником собственной деятельности по решениюконкретных задач или проб, что позволяет в итоге выявлятьученику скрытые закономерности собственной деятельности и проявлять себя в качествеперсоны. Работа с дневником осуществляется при сопровождении школьников референтным лицом, например,классным руководителем. При этом замечено,что взрослые испытывают некоторые затруднения в понимании использования персонифицированного подхода в организации работы с учащимися.В этой связи мы предлагаем учителю сцелью построения индивидуальной траектории профессионального роста и развития,при осознанном выборе стратегии собственной деятельности, работать с «Дневником профессионально-карьерного роста».Его использование демонстрирует учителю механизм использования «Дневника социальнойуспешности» учащихся, так как принцип их построения одинаков. Два субъектаобразовательных отношений параллельно осуществляют похожуюдеятельность, реализуя личные замыслы, сопровождают друг друга, образуявзросло-детскую общность взаимнодополняющего характера.Школьники, работая с ним, знакомятся с разнообразными приемами и способамирефлексии, самооценивания и самообучения, осуществляя некоторые социально-контекстные пробы. Социально-контекстная проба «Определение векторасоциального развития»позволяет обучающемуся определить принятый им смысл жизни, обуславливает понимание новых форм деятельности социального характера, что и трансформируется в жизнедеятельности индивида,отражая сущность понятия«персонификация».

Социально-контекстная проба «Составь рассказ о себе исвоей семье» способствуетосознанию учеником некоторых общественно-значимыхакций, социальных ролей, социальногопортрета семьи и др. Все это может придаватьдеятельности социальную направленность на основе семейныхтрадиций и личностных смыслов.

Следующая проба «Траектория личностного развития» позволяетподростку проектировать деятельность на основе собственных планов, стремлений, возможностей и интересов, образуяперсонифицированную систему на уровне индивида.Именно на основе анализа собственных возможностей и в ходе реализации планов ученик имеет возможностьосознать содержание своего будущегоопыта и стать носителем некоей специфическойдуховности, достигаемой толькосвоими усилиями.

В этой связи обучающемуся предлагается не только проектировать, нои нарисовать «Карту своего будущего». Лист социально-практических проб позволяет фиксировать собственную деятельность подростка, оценивать степень своегоучастия и вид пробы. Каждая такая практикадополняется документами, фотографиями, творческими работами, что в итоге представляет собойПортфолио собственных достижений. Особая роль при этом отводитсяучителю или классному руководителю, которые шаг за шагом сопровождают ученикапри работе с Дневником, поясняют,отвечают на вопросы,интерпретируют содержание проб, поддерживают любые позитивные результаты школьников.

Система дополнительного образования в школе выступаеткак педагогическая структура,которая максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся, обеспечивает психологический комфортдля всех учащихся и личностнуюзначимость учащихся, дает шанс каждому открыть себя как личность,предоставляет ученику возможность творческогоразвития по силам, интересам и в индивидуальном темпе, побуждает учащихсяк саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу. Дополнительное образование позволяетрасширить общее образование путем реализации досуговыхи индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.Схематически модель можнопредставить следующим образом (см. ниже).

Успех человека в современном мире во многом определяется его способностью организовать свою жизнь как проект: понять дальнюю и ближайшуюперспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить,удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так иза рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе,искусстве, спорте люди, обладающие проектным типом мышления. Главное в работе над персональным проектом научить каждогошкольника создавать и реализовывать свои замыслы.

 «Цельюперсонализации в школах является максимальное развитие образовательного иличностного потенциала каждого учащегося, повышение эффективности учебногопроцесса каждого ученика и для образовательного сообщества в целом»Е.И.Казакова.

Персонализация – это:

1) процесс проявления индивида как личности в результатах своейдеятельности, разнообразное проявление ее индивидуальности;

 2) стремление индивида духовно, нравственно воздействовать надругих людей, прививать им при помощи той или иной своей привлекательности своемировосприятие, мировоззрение, быть для них авторитетом, значимым другим;

 3) создание в процессе воспитания и обучения специальных условий,обеспечивающих самореализацию каждой личности через ее влияние нажизнедеятельность других людей.

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – способ проектирования иосуществления образовательного процесса, направленного на развитие личностногопотенциала учащегося. В персонализированном образовании учащийся выступаетсубъектом совместной учебной деятельности, имеет возможность строить своюиндивидуальную траекторию так, чтобы в ней учитывались особенности его личностии потребности развития.

Персонализацияобразования выступает как один из принципов обучения и воспитания. В отличие отдифференциации и индивидуализации, где главная роль принадлежит педагогу,персонализация подразумевает ориентацию педагога на внутреннюю активностьсамого воспитанника, его самостоятельность, инициативность в обучении.

Персонализацияобеспечивает персональное жизнетворчество учащихся, их социальное ипрофессиональное самоопределение, реализацию личных жизненных замыслов ипритязаний и является главным трендом современного образования.

 «Еслимы будем учить детей сегодня, как мы учили вчера, то мы лишим их завтра». ДжонДьюи (амер. философ, педагог).

Персонализацияобразования выходит за рамки образовательного учреждения и переходит вовнеурочную деятельность, которая так же является составной частьюучебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времениучащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно какдеятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностейучащихся. А занятия дополнительного образования, сегодня не просто «дополняют»основное образование, но и оказываются пространством прорастания персональногообразования.

Задачапедагога во внеурочной деятельности — создать условия для максимальногораскрытия индивидуальности, потенциала личности. В русле персонализациипредназначение педагога видоизменяется, он «делегирует» ученику функциисубъектности, позицию субъекта собственного образования. Персонализациястремительно меняет систему внеурочного образования, взаимоотношения учителя иученика, сами цели образования. Однако необходимо грамотно использовать еевозможностями образования для построения индивидуальных траекторий образования,развития творческого потенциала каждого ребенка. Главной целью персонализации внеурочнойдеятельности мы рассматриваем реализацию психологопедагогическоесопровождения субъекта образовательного процесса с целью развития личности,способной к самореализации на творческом уровне.

Персонализациявнеурочной деятельности позволяет решить проблему выявления одарённости,которая проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенноеразвивающее влияние на исходные психические возможности ребенка. Основнымиидеями при проектировании процесса персонализации внеурочной деятельности сталиследующие:

–персонализация образовательной среды.

–диалогичность образовательного взаимодействия;

 –моделированиесодержания внеурочной деятельности на основе принципов адаптивности исотрудничества;

–построение индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).

 Подперсонализацией образовательной среды следует понимать отказ от строгости винтерьере, наличие в дизайне акцентов, которые ориентируют на присутствиедетей. В школе об этом свидетельствуют детские работы в кабинетах, коридорах ив холле.

Постоянныймониторинг образовательных результатов позволяет ребятам устанавливать новыевысоты, новые перспективы, быть в постоянном поиске. Образование личности можетидти только на добровольной основе и при полном согласии со стороны родителей исамих детей.

Содержаниекурса внеурочной деятельности по предмету строится по следующим принципамадаптивности, сотрудничества и модульного обучения.

Планированиеопирается на цели самих обучающихся с регулярной корректировкой способов ихдостижения.

Формыработы: индивидуальная, так и групповая работа, командное взаимодействие,коллективное обсуждение результатов.

 Содержаниемодулей проектируется так, чтобы достичь запланированных обучающимсярезультатов, учитывая специфику индивидуальных траекторий учеников. Упражненияв модуле ориентированы на один или несколько компонентов цели (за исключениеммотивационного). Одно упражнение может охватывать более одного элемента, однаконе рекомендуется делать задания, охватывающие три и более элемента, — в этомслучае целесообразно разбить их на несколько отдельных заданий.

 Итак,персонализация внеурочной деятельности активизирует процесс обучения, делаетего более продуктивным, развивает мотивацию, обеспечивает глубокоепроникновение в сущность изучаемой проблемы, повышает личное участие каждогоиндивида и его интерес. Она включает в себя необходимые формы и методыдеятельности, направленные на удовлетворение конкретных образовательныхзапросов, интересов, устремлений, обучающихся, позволяющих им самостоятельноопределять стратегию и темп внеурочной активности. Данный подход отвечаеттребованиям современного мира и удовлетворяет образовательные потребностиобучающихся и их родителей, даёт возможности свободного самоопределения исамореализации ребенка, способствует раскрытию личностного потенциала, аследовательно, обретению детьми психологического здоровья и благополучия,гибкости, гармонизации отношений с педагогами, родителями, друзьями в условияхнепрерывных быстрых изменений вокруг. Способом эффективно организовать персонализациюв условиях внеурочной деятельности стала разработка и внедрение организационноймодели персонализации в условиях внеурочной деятельности.

 При таком персонифицированном подходе к построению внеурочнойдеятельности   в нашей школе создание персонифицированной образовательнойситуации каждый учащийся «сам определяет, что ему нужно, к чему он стремится,во что он вкладывает свои ресурсы».

Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «незнаю», «не умею» или «не понимаю» не только не стыдно, но является первымнеобходимым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».

Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся,родители, администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качестваобразования.

Качеству приписываются разнообразные,часто противоречивые, значения:

Дляучащихся

хорошеекачество образования связано, в первую очередь:

·     схорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик безпроблем может поступить в ВУЗ;

·     свозможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели,поставленной в жизни;

·     сдополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;

·     свозможностями получения качественных, разносторонних знаний для поступления вВУЗ;

·     сглубокими прочными знаниями по всем предметам;

Дляродителей:

—  сполучением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найтисвое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;

—  сознанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;

—  с умениемучащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детейсвоим предметом;

Дляучителей:

—  сумением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересныхвопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно(морально);

—  сумением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельноработать;

—  сошколой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности ипотребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципавоспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;

—  спрофессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляетсвои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.

 

Персонализация в классе «Сокол» (9 «А»).

 

Направленияработы класса:

1)    историческое(поисковая работа, экскурсии);

2)    краеведческое(курортология, работа с краеведческим музеем города, края);

3)    медицинское(сотрудничество с военным госпиталем, медицинским училищем, получение первоначальныхмедицинских доврачебных знаний, подготовка к ВСИ «Орленок», «Зарничка»,«Зарница»);

4)    военноедело (сотрудничество с воинской частью, УФСИН, военкоматом);

5)    пожарноедело (сотрудничество с МЧС, проведение сотрудниками МЧС практических занятий);

6)    туристическое(сотрудничество с МБУДО ЦДТиТ им.Р.Р.Лейцингера);

7)    спортивное(ШСК «Старт», школьные кружки, секции);

8)    патриотическое(подготовка команд к участию в ВСИ, несение вахты памяти на Посту №1, участие вВСИ, в восхождении на г.Бештау);

9)    психологическое(сотрудничество с школьными психологами, проведение тренингов, работа спроблемными зонами).

Персонализацияна занятиях в объединении дополнительного образования  на примере театральногокружка «Волшебный мир искусства».

Этодополнительная программа художественно-эстетической  направленности, рассчитанадля детей от 7 до 12 лет.

Цельюданной программы является формирование интереса обучающихся к различным видамискусства: театральному мастерству, хореографическому, декламации и пению. И ееновизна заключается в том, что она охватывает несколько областей знаний инаправлений деятельности  художественного творчества.

Программасостоит из блоков, которые работают взаимосвязано между собой в комплексе.Занятия в каждом блоке носят интегрированный характер и базируются на рядегуманитарных дисциплин, психологии, этики.

Программапредполагает индивидуальные занятия с детьми, проявляющими особую склонность кработе с разными видами искусства. Ее содержание полностью подразумеваетиндивидуально-личностный подход, имеет вариативную основу, так как зависит впервую очередь от склонностей конкретных обучающихся, и конкретных пожеланий ихродителей.

Дляпримера остановлюсь подробнее на содержательной основе индивидуальногообразовательного маршрута  ученика 4а класса……………., который был разработандля ученика с учетом его интересов. Арсений имеет повышенный интерес кдекламации. Мальчик принимает участие в творческих конкурсах различных видов.Исходя из выше изложенного, и был разработан индивидуальный образовательныймаршрут, предполагающий углубленное изучение теоретических основ декламации, всочетании с практической реализацией полученных знаний и умений при  постановкеспектаклей и сценок.

Целью данного индивидуального маршрута является — дальнейшее выявление потенциальных способностейученика, его развитие, создание дальнейших условий для формирования творческих,интеллектуальных способностей, воспитания активной жизненной позиции. Необходимо сказать о том, какое значение имеет персонализация впрофориентации школьников.

 Персонализация — «сквозная линия», которая ориентирует весь процесс профориентациина удовлетворение интересов, стремлений, особенностей личности, а также еепотребности в профессиональном самоопределении. Решение задач профориентацииосуществляется в различных видах деятельности уч-ся (познавательной,общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).

По ФГОСу, предметные результаты освоения основной образовательнойпрограммы среднего образования должны обеспечивать возможность дальнейшегоуспешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.

Особое внимание  мы обращаем на динамику интересов учащихся, на ихсклонности в процессе учебы. Хотя не всегда просто помочь юноше или девушкеопределить свое призвание, тем не менее, нельзя признать нормальным, когдапосле окончания школы ученик не знает, способен ли он к чему-нибудь, где найтизанятие по душе. Как сориентировать ребёнка в плане выбора профессий, если явныепредпочтения пока не прослеживаются? Какприменить подход персонализации к немотивированным детям?

Персонализация впрофориентации.

      Персонализация— «сквозная линия», которая ориентирует весь процесс профориентации наудовлетворение интересов, стремлений, особенностей личности, а также еепотребности в профессиональном самоопределении. Решение задач профориентацииосуществляется в различных видах деятельности уч-ся (познавательной,общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).

По ФГОСу, предметные результаты освоения основной образовательнойпрограммы среднего образования должны обеспечивать возможность дальнейшегоуспешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.

Особое внимание  мы обращаем на динамику интересов учащихся, на ихсклонности в процессе учебы. Хотя не всегда просто помочь юноше или девушкеопределить свое призвание, тем не менее, нельзя признать нормальным, когдапосле окончания школы ученик не знает, способен ли он к чему-нибудь, где найтизанятие по душе. Как сориентировать ребёнка в плане выбора профессий, если явныепредпочтения пока не прослеживаются? Какприменить подход персонализации к немотивированным детям?

Разглядеть индивидуальность, помочь раскрыться способностям исклонностям ученика  помогает проект «Благодарный выпускник», инициированныйвыпускником нашей школы 1995 года  Евгением Гордеевым в 2020 году. Напротяжении двух лет проводятся классные встречи с интересными людьми,добившимися  успехов на профессиональном поприще. Для проведения встречпроводится мониторинг, в ходе которого выясняются  пожелания ребят о  том, спредствителями какой профессии им бы хотелось встретиться и пообщаться. Такимобразом, было проведено 5 встреч: с работниками телевидения (А. Яковенко НТВ), дизайнерами и арт-директорами компании «Breffi» (О.Гуцало, А.Пашедко), членом  палаты молодых законадателей,основателем и директором «Фабрики информационных технологий (Ф.Жерновой),капитаном команды КВН высшей лиги (в прошлом) «Левый берег», соавтором  проекта«Театр Теней», Event— менеджером и автором книги «Приключение пластикового пакетика»(К.Андреев)

 С помощью общения с интересными людьми ребята получаютпредставления о разных профессиях и  лучше понимают, какому предмету нужноуделить внимание  для  выбора профессии.

    Важнейшим механизмом достижения поставленных целей являетсярешение учебных задач. При этом и педагогу  крайне важно проектировать возможностиразвития способностей в процессе обучения. Если учитель заметит определеннуюнаправленность профессиональных интересов учащегося, настойчивость и упорство,проявляемое им, то он обязан убедить воспитанника, что даже при небольшихспособностях он может достичь успеха.

   Важно чтобы ученики уже на ранних этапах умелиотрефлексировать своё обучение: видели, какие результаты уже достигнуты, чтовпереди, что нужно сделать, чтобы добиться целей. Например, учителя нашей школыпроводят «мотивирующие уроки» перед контрольными работами, а потомобсуждают с классом результаты.

А лучшая награда для педагога – знать, что его ученик состоялсяличностно, достиг социального и профессионального самоутверждения.

Однаков связи с этим возникает важный вопрос:как в процессе персонализации не «переборщить» с помощью ученику(педагогическими, техническими средствами) и не сформироватьу него беспомощность? Ведь одна из сторон персонализации —«капитализация», наращивание человеческого капитала, т. е. связьс благополучием не только отдельного человека, но и нации,человечества в целом.

Поэтому первый шаг к осознанному построению образовательнойтраектории в массовой школе — сотрудничество с родителями.Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблемэкономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденциясамоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностногоразвития ребенка.

Иесли школа не будет уделять должное внимание совершенствованиюучебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей ипедагогов то, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения,педагогов — от семьи, семьи — от интересов творческого и свободного развитияличности ребенка.

Залогомуспеха в реализации  в развитии гармоничной  образованной личности являетсяобъединение усилий родительской и педагогической общественности на всехуровнях. Вся работа с семьёй подразделена на ежедневную, еженедельную,ежемесячную, разовую.

Ежедневноеобщение с родителями детей, посещающих школу, осуществляется класснымируководителями.

Этообщение направлено на обеспечение систематической информированности родителей ожизни ребёнка в школе и поддержания контакта в семье.

Еженедельнокаждый родитель получает возможность для беседы с класснымруководителем об индивидуальном развитии своего ребёнка. С родителямипроблемных детей встречаются все специалисты согласно составленнойкоррекционной программе. Темы и цели бесед отражаются в планах бесед и опираютсяна материал наблюдений, диагностики, программного материала.

Ежемесячныеформы общения с родителями – это праздники, родительские собрания,спортивные мероприятия, походы.

Родителям стали жизненно необходимы психолого-педагогическиезнания; педагогам – знания по организации более эффективных форм работы сродителями по вовлечению их в образовательный процесс, то есть мотивирование наполучение этих знаний.

Партнерство семьи и школы –важнейшее условие реализации воспитательных задач в контексте введения новыхфедеральных образовательных стандартов, которые предполагают общественныйдоговор школы, обучающихся и их родителей. Следовательно, новые стандартыувеличивают роль семьи и родителей в образовательном процессе.

Педагоги и классные руководители нашейшколы  с полной ответственностью подходят к этому вопросу, так как работают сошкольниками и их родителями. Надеемся, что качество образования в нашей школе,пусть хоть и медленно, но верно будет повышаться.

 

 

Виды образовательных маршрутов

—  Индивидуальныйобразовательный маршрут — это образовательнаяпрограмма, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника,направленная на развитие его индивидуальных способностей.

—  Приступаяк созданию индивидуального образовательного маршрута, необходимо определить, покакому типу структурирован материал в его программе.

—  Различныеструктуры образовательных программ могут быть представлены простымигеометрическими линиями.

—  1. Большаячасть традиционных программ строится по аналогии с прямой линией, идущей вверх.Это позволяет реализовать систематичность и последовательность: от простого ксложному.

—  Другойспособ решения — структурирование учебного материала по типу нескольких концентрическихкругов. В структуру такой программы обычно входят несколько более мелкихподпрограмм. Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, затем третий. Этопринцип при разработке индивидуального образовательного маршрута возможен, нонаиболее продуктивен — третий логарифмическая спираль.

—  Благодарятакой структуре один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятияхпериодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется ирасширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждогодействия. При этом способе структурирования материала открываются большиевозможности для проектной деятельности воспитанников, которая, как раз,направлена на развитие их одаренности.

—  Определивтип структуры образовательной программы можно приступить к разработкеиндивидуального образовательного маршрута.

Схемапостроения индивидуального образовательного маршрута

—  Диагностика

—  Определениецелей и задач

—  Определениевремени

—  Определениероли родителей

—  Разработкаучебно-тематического плана

—  Определениесодержания, форм работы и оценивание знаний

—  Интеграцияс другими специалистами

—  Определениеспособов оценивания успехов

—  Рекомендованопроводить оценку успехов освоения маршрута каждые три месяца или по окончаниикакого-либо образовательного блока или этапа, по карте одаренности, которую ужеиспользовали на этапе диагностики.

Документальное представление ИОМ учащегося

Пояснительнаязаписка:

-результаты диагностики,

-направление работы (исходя из особенностей учащегося),

-цели, задачи,

Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

-сроки реализации ИОМ.

Матрицавзаимодействия с родителями.

Тематическоепланирование:

-использование возможностей в групповой деятельности,

-в индивидуальных занятиях,

-в самостоятельном изучении.

Результатыреализации ИОМ:

КартаИОМ развития учащегося.

Рекомендации по разработке индивидуального образовательногомаршрута

1. При изучении отдельных тем учительопределяет возможность расширения и углубления изучаемой темы путем введениядополнительных понятий, вопросов, практических умений. Преобладаетсамостоятельная работа ученика при освоении дополнительных знаний и умений.

2. Учителем планируются дополнительныезадания для ученика при изучении отдельных тем. Это могут быть тематическиесообщения, исследовательские работы, проведение эксперимента и его объяснение,творческая работа с дополнительной литературой и т.д.

3. Для работы с одаренными учащимисяучителем планируется система индивидуальных заданий для самостоятельной работы.Они могут носить различный характер: упражнения повышенного уровня сложности,выступления перед классом с презентациями и т.д.

4. По мере работы с учеником учителемнакапливается соответствующий дидактический материал и выстраиваетсяметодическая система при работе с одаренными учениками.

Используя данные рекомендации, учительсоставляет планирование индивидуальной работы по выбранному предмету содаренным ребенком.

Хочется в конце вспомнить замечательныеслова В.А. Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Еслитронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат».

Матрица взаимодействия с родителями

Данные о родителях

 

(Ф.И.О, образование и др)

Дата

Формы работы (собеседование, консультация, анкетирование и др.)

Подпись родителей

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Результаты

Формы организации деятельности

Содержание работы

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картаиндивидуального образовательного маршрута развития учащегося

Уровень

Мероприятие

Результат

Познавательная деятельность

Творческие конкурсы

Игры

Викторины

Школьный

Муниципальный

Региональный

Федеральный

Для развития способностей одаренной личности необходимыиндивидуальные формы обучения. Возможность индивидуального образования даетбольшие возможности для развития детской одаренности. Чем раньше у ребенкаобнаруживаются способности к той или иной деятельности, чем больше вниманиябудет уделено их развитию, тем легче будет ему найти свое призвание.

Организация работы по индивидуальному образовательному маршрутуоснованы на следующих принципах:

•индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательномупроцессу, продуктивной, творческой деятельности ученика и учителя;

•вариативность программ, учебных курсов, что позволяетреализовывать образовательные потребности обучающихся, их родителей;

•качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без ущербадля детского здоровья.

Главное в построенном таким образом учебном процессе – признаниеза каждым учеником права на значительную автономию, свой темп работы,специфические способы овладения знаниями.

 

Индивидуальныйобразовательный маршрут 

Б…………      А……….., ученика 4а класса МБОУ СОШ №26

Руководитель:Сувора Л.Д., замдиректора по ВР

Пояснительная записка

Данный образовательный маршруториентирован на поддержку и развитие способной ученика Б………   А……….., направленна личностное развитие и успешность, составлен с учетом уровня егоподготовленности.

А…………..отличается всесторонним развитием иотличными интеллектуальными способностями. Согласно психологическому обследованию,мотивами учения школьника являются любознательность, трудолюбие, стремление ксамоутверждению. Ученик полностью адаптирован к учению как ведущему видудеятельности. В А………… сформированы волевые черты характера, необходимые впродвижении к поставленной цели: настойчивость, дисциплинированность,организованность и самоконтроль. Успех познавательной деятельности мальчика обеспечиваетгармоническое сочетание развитой памяти, логического и образного мышления,наблюдательности, правильной речи. За пройденный период по программе «Волшебныймир искусства » ученик продемонстрировал легкость в усвоении содержания всехтем программы, высокий темп деятельности, высокую информативную культуру ижелание изучать дополнительные знания.

Целевое назначение: созданиепсихолого-педагогических условий для личностного развития и самореализацииспособного ученика Б………..А……….. в процессе обучения, расширение возможностиреализации его интеллектуальных, творческих и организаторских способностей втворческих конкурсах, состязаниях различных уровней предметной направленности.

Матрица взаимодействия с родителями

Данные о родителях (Ф.И.О, образование и др)

Дата

Формы работы (собеседование, консультация, анкетирование и др.)

Подпись родителей

1.

Борисенко Анастасия,

образование высшее,

12.09.2021

02.10.201

16.02.2022

04.04.22

Анкетирование Тип одаренности ребенка;

Тест — опросник Способности вашего ребенка;

Консультация по поддержке способностей ребенка в домашней среде и собственным взаимоотношениям с ребенком.

Знакомство с положением о городском конкурсе исследовательских и проектных работ учащихся.

Собеседование по результатам деятельности ученицы. Итоги успешности.

Тематическое планирование

Тема

Кол-во

часов

Самостоятельное изучение темы

Формы организации деятельности

Формы контроля

1ч.

4ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого: 15ч.

1.Изучить дополнительную информацию по теме: «Основы театральной культуры»

 Выполнить презентацию для мастер-класса по данной теме.

2.Изучить теорию по теме:

Стихотворный жанр (Стихотворные размеры: ямб, хорей, пиррихий,  дактиль. амфибрахий,  анапест и др.), проза, басня, белый стих ( их отличительные особенности)

Практическая работа : подготовка стихотворного произведения до 8 строф (классика),  литературного произведения в жанре действенной  прозы, белого стиха, басни

3.Изучить дополнительную информацию по теме: «Актерское мастерство и основы сценической грамоты».

Выполнить практическую работу:

действие с реальными предметами в вымышленных обстоятельствах ,
действие с воображаемыми предметами («Игра в снежки», «Собирание ягод», «Ловля бабочек» и т.д.). упражнения и этюды, развивающие способности живо и интуитивно отвечать на изменения условий вымысла (сел на бугорок, а это оказался муравейник; опаздываю в школу и обнаруживаю, что в портфеле нет дневника и т.д.).

Общение с учителем.

Самообразование (работа с дополнительной информацией);

Практическая работа.

Консультация учителя.

Мастер-класс

Самообразование (работа с дополнительной информацией);

Практическая работа.

Самоконтроль и самооценка:

— что запомнила:

— чему научилась:

— к каким выводам пришла:

Контроль со стороны учителя:

— диагностика уровня усвоения знаний:

— тестовое задание;

— уровень обученности.

Картаиндивидуального образовательного маршрута развития ученика

Мероприятия

Уровень

Результат

Конкурс чтецов «И это всё о ней»

Школьный

Победитель

Линейка «День знаний» 1 сентября

школьный

Главный герой в сценке Незнайка

«Школьная вселенная» 2021

городской

участие

День матери

Школьный

Главный герой в сценках про маму

Спектакль «Новогодняя сказка»

Школьный

Главный герой

Масленица

Школьный

Главный герой театрального представления

Заключение

Содержательная основа индивидуального маршрута предполагает вобразовательном процессе применение различных форм, методов и подходов:творческих практических тренингов; всевозможных усложненных игр, моделированияв учебной ситуации проблемных моментов; метод анализа и самоанализа, а так жеработу над творческими проектами, требующих нестандартных решений.

Таким образом, приоритетными методами содержательной основыданного индивидуального учебного плана являются – проблемные ичастично-поисковые методы. В обучении задействованы интерактивныепедагогические технологии: сотрудничества и сотворчества, создание ситуацииуспеха, технологии саморазвития личности, игровые технологии, творческиезадания. Характер контрольных мероприятий плана: подготовка к различныммероприятиям,  конкурсам.

Такимобразом, подводя итог вышеизложенному, можно отметить:

— персонализация дополнительногообразования с учетом содержания общеобразовательных общеразвивающих программпредусматривает выявление у каждого ребенка наиболее сильно выраженныхспособностей, публичное признание этого факта, путем осознания ими своего персональногопотенциала с дальнейшем формированием новых умений и навыков;

— она предполагает оформление обучающимся своих представлений онаилучших вариантах существования в профессиональной и досуговой сферах;

— обретение обучающимися уверенности в своих силах, получениеэмоционального подтверждения достижимости своего успеха в избранныхсоциально-профессиональных и культурно-досуговых сферах.

Ведь далеко не секрет, что сегодня, часть школьников утрачиваетнадежду на успех в освоении общеобразовательных предметов. В дополнительном жеобразовании разочарования обучающихся в возможности освоения избраннойдеятельности далеко не такие безнадежные, и, следовательно, возникаютпредпосылки для приложения новых усилий и развития у детей волевой сферы.

– персонализация предполагает приобретение актуальных для жизнизнаний, умений, практических навыков за пределами образовательной программыобщеобразовательной школы, а так же развитие коммуникативной сферы обучающихся,обретение ими позитивных связей и отношений с окружающими. Все это являетсясегодня основными  показателями повышения качества образования в целом.

Все мы привыкли слышать, что качественноеобразование – это будущее России. А может быть, качественное образование – этоглавный ресурс человека, который обеспечит ему свободу? Свободу не сегодня илизавтра, а в будущем, свободу не вообще, а скорее способность свободно иэффективно действовать в новых условиях неопределенности, свободно выбирать.Ведь истина свободы очень проста: если у меня нет образования, я выбирать немогу. Меня “тащат” обстоятельства. Если же у меня есть образование, я могувыбирать, могу обеспечить себе и близким хорошие жизненные условия.

Мы понимаем, что качество образования несводится исключительно к качеству обучения. Не менее важная задача:воспитание человека духовного. Что мы и стараемся делать с позиции персонализации образовательной деятельности и персонализации воспитания.

Еще Киплинг писал: “Образование –величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оносовершенно бесполезно”

          В заключение хочется сказать, что качество образования«задает» качество жизни человека и общества.   И наша с вами задача – исовместно, и каждому —  искать пути повышения качества образования, ведь  качествообразования это – итог деятельности школы, то есть нашей с вами работы.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет