Формированиеметапредметных умений на уроках физической культуры
Учитель физической культуры:
Дундина Е.С.
Современнаяжизнь требует от человека универсальных знаний, позволяющих без трударазобраться в любом вопросе, оценив взаимосвязи событий с разных, порой,необычных точек зрения. Это и является основной задачей метапредметногоподхода. Физкультура не является исключением, так как является необходимымпредметом для целостного развития личности обучающегося. Потому, учитель долженсделать урок не только интересным, но и познавательным для ребенка.
Урокфизического воспитания в условиях реализации ФГОС.
Современныешкольники отличаются любознательностью и большей информированностью, но приэтом они физически слабо развиты. Причина состоит в том, что изменилисьусловия. Подвижным играм во дворе, большинство детей предпочитают компьютер.Основная установка — на урок физкультуры, на развитие двигательной активностиобучающихся средствами видов спорта. Естественно, учитываются особенности испособности каждого ребенка. В первую очередь необходимо оценивать не то,сдан или не сдан норматив, а как ребенок развивается и совершенствуется.
Принципиальнымотличием современного урока физического воспитания являетсяориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ.Если дети прекрасно понимают что нужно сделать без показа, это уже освоениепрограммы. А результаты — это не только предметные знания, но и уменияприменять эти знания в практической повседневной деятельности. В чем же новизнасовременного урока. Произошло разделение на уроки не по видам спорта и техникеизучения движения, а по направленности. Уроки с образовательно-познавательнойнаправленностью дают обучающимся необходимые знания. Важной особенностью этихуроков является то, что обучающиеся используют учебники по физической культуре.Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществудля обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическоесовершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.).На этих же уроках обучающиеся осваивают и учебные знания, но только те, которыекасаются предмета обучения (например, названия упражнений, описаниетехники их выполнения и т. п.). Уроки с образовательно-тренировочной направленностьюиспользуются для развития физических качеств и проводятся в рамкахцеленаправленной физической подготовки. В 5-6 классах такие уроки проводятсяпреимущественно как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивнойтренировки, к примеру, при подготовке к соревнованиям, например «Веселыестарты», «Президентские игры», «Президентские состязания». Сейчас в большейстепени любое образование направлено на формирование у обучающихся компетенций.Так и на уроках физкультуры.
Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебногопредмета это Универсальные компетенции обучающихся на этапе образования пофизической культуре.
Личностными результатамиосвоения обучающимися содержания программы по физической культуреявляются следующие умения:
· активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками
-уважительнои доброжелательно, предлагать взаимопомощь;
· управлять своими эмоциями в различных ситуациях
-проявлятьдисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленныхцелей;
-оказыватьбескорыстную помощь своим сверстникам.
Метапредметными результатамиявляется умение находить взаимосвязь уроков физкультуры с другимипредметами (ОБЖ, биологией, физикой, математикой, химией, историей, географиейи т.д.). Предметными результатами являются следующие умения;
—пониматьзначение физической культуры в укреплении здоровья,
-повышатьинтерес к урокам физкультуры,
-уметьвыполнять технические действия и приемы в соответствии со своими
возможностямии развитием,
-подавать строевыекоманды, вести подсчёт при выполнении
общеразвивающихупражнений;
-находитьотличительные особенности в выполнении двигательного действия разнымиобучающимися,
· выделять отличительные признаки и элементы.
Развивающеенаправление в уроках физической культуры это здоровье сберегающее направление сформированием устойчивого жизненного понимания значения уроков физкультуры вжизни школьника и повышения интереса к занятиям на уроках. Следовательно, длятого, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленностиобразовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узко предметныезадачи физической культуры, необходимо выявить методы и приёмы, при помощикоторых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся без ущерба дляостальных задач урока физической культуры.
Урокфизической культуры в своей основе имеет двигательную направленность ихарактеризуется высокой моторной плотностью.
Как жепостроить современный урок физической культуры? Как сделать так, чтобы урок нетолько вооружал обучающихся знаниями и умениями, значимость которых невозможнооспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало удетей интерес, увлеченность, формировало их творческое сознание?
Современныйурок строится на основе использования технических средств с применением кактрадиционных, так и инновационных педагогических технологий.
Используясовременные технологии, учитель формирует у школьников умение самостоятельнодобывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, т.е.развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
Урокнеобходимо организовать по-новому, обращаяськ разуму обучающихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдатьсамостоятельности обучающихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобыони не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу. Заданиядолжны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могуториентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнятьзадания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знатьтерминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений.Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательномудействию. На этапе начального разучивания следует уделить внимание определениюпредполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихоб изучаемом двигательном действии (обучающие показывают, как, по их мнению,необходимо выполнить двигательное действие) Каждый раздел учебной программы, атакже различный программный материал по физической культуре имеет различныйпотенциал в формировании УУД.
Помогаяобучающимся анализировать и делать выводы на уроках физкультуры, стараюсьдобиться интереса обучающихся к другим предметам. В свою очередь, учителядругих дисциплин работают с тем же подходом.
Системный деятельностныйподход помогает определить, каких результатов в воспитании и обученииможно достичь в процессе таких комплексных педагогических действий.
Естественно,немаловажным в этом процессе считается самоанализ проведенныхзанятий, в котором можно увидеть все достоинства инедостатки применяемой методики.
Результатытакой работы, не видны быстро, но они станут хорошо заметны в период адаптацииобучающихся в более старших классах. Эта методика помогает выраститьвсестороннее развитое поколение, которое сможет применить в жизни своиинтеллектуальные знания и способности.
Просмотрено: 100%
ТестыВ последнее времяобщество меняется так динамично, что не представляется возможным точноспрогнозировать, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни.Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос формирования у нихумений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е.обладать метапредметными компетентностями. Pedsovet.su выяснил,что включает это понятие.
Обсудить статью (уже 3 коммент.)Опубликовать свой материал
Начало формы
Конец формы
Общаяхарактеристика метапредметности
Главнойцелью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной,свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международныхкритериев измерения качества системы образования, на одно из первых мествыходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией,принимать решения в нестандартных ситуациях.
Такойподход нашел отражение в основных нормативных документах образовательной сферы,в частности во ФГОС. Метапредметные компетентности внесены вперечень основных результатов обучения, которые, согласно новым стандартам,должны освоить обучающиеся.
Понятие«метапредметность» имеет несколько смыслов. В дидактике чаще всего оноупотребляется в значении «надпредметности», т.е. объема знаний, которыйформируется и используется не в процессе преподавания какого-то определенногошкольного предмета, а в ходе всего обучения. Метапредметные знания необходимыдля решения как образовательных задач, так и различных жизненных ситуаций.
В ФГОСметапредметные компетентности увязаны с универсальными учебными действиями, которыеделают любую деятельность осознанной и результативной. Среди них:
· стратегические;
· исследовательские;
· проектировочные;
· сценирующие;
· моделирующие;
· конструирующие;
· прогнозирующие.
Метапредметнаякомпетентность основывается на следующих понятиях.
· Метадеятельность — умение совершать любую деятельность с предметами,универсальный способ жизнедеятельности.
· Метазнания — сведения о методах и приемах познания, структуре знаний испособах работы с ними.
· Метаспособы — методы, которые помогают находить новые способы решениязадач, нестандартные планы деятельности.
· Метаумения — универсальные общеучебные навыки и умения.
К такимметаумениям относятся:
· основытеоретического мышления (определение понятий, систематизация, классификация,доказательство, обобщение);
· обладаниенавыками переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка,аргументирование);
· критическоемышление (работа с фактами: сопоставление, умение отличатьнедостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определятьдвусмысленность и т.д.);
· задаткитворческого мышления (определение проблем в стандартных ситуациях, нахождениеальтернативного решения, совмещение традиционных и новых способовдеятельности);
· регулятивныеумения (ставить вопросы, формулироватьгипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать своюдеятельность
· главныекачества мышления (диалектичность, гибкость и т.д.)
Метапредметныйподход к образовательному процессу заменяет традиционную практику разделениязнаний по отдельным школьным предметам на современные технологии, направленныена изучение целостной картине мира. Это позволяет объединить личное,познавательное и общекультурное развитие и саморазвитие школьника,преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения.
Содержаниеметапредметных компетентностей
ВФедеральном государственном образовательном стандарте указано двенадцать основныхкритериев, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладенияобщеобразовательной программой основного общего образования. Их условно можноразделить на несколько групп.
Умениепланировать и осуществлять свою деятельность:
· самостоятельноопределить цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные илипознавательные задачи, расширять познавательные интересы;
· проанализироватьпоставленную задачу и те условия, в которых она должна быть реализована;
· сопоставитьсодержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями;
· самостоятельноспланировать способы достижения поставленных целей, находить эффективные путидостижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способырешения познавательных задач;
· способностьсопоставлять собственные действия с запланированными результатами,контролировать свою деятельность, осуществляемую для достижения целей;
· рассматриватьразные точки зрения и выбрать правильный путь реализации поставленных задач;
· оценитьсвои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и условий,корректировать в соответствии от ситуации;
· оценитьправильность выполнения познавательной задачи, свои имеющиеся возможности еедостижения;
· уметьосуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлятьосознанный выбор в познавательной и учебной деятельности.
Умениеработать в коллективе:
· организовыватьсовместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками,сотрудничать;
· эффективно работать и в группе,и самостоятельно;
· согласовыватьсвои мотивы и позиции с общественными, подчинять свои интересы коллективным;
· находитьобщее решение, которое будет удовлетворять общим интересам;
· проявлятьтолерантность, терпимость, уметь решать конфликты
· выслушиватьдругие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.
Умениеосуществлять познавательные действия:
· определятьсуть понятий, обобщать объекты;
· находитьаналогии;
· самостоятельнонаходить критерии и основания для классификации, осуществлять классификацию;
· устанавливатьпричинно-следственные связи;
· выстраиватьлогические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;
· создавать,использовать и изменять символы, знаки;
· создаватьсхемы и модели для решения различных познавательных или учебных задач;
· осуществлятьсмысловое чтение (вычитать текст, правильно понять его содержание, оценитьстепень достоверности и применить на практике).
Умениеиспользовать компьютерные технологии:
· использоватьразличные источники получения информации с помощью компьютера;
· определятьнадежность и достоверность источника;
· уметьвыбирать нужную информацию;
· знатьспособы передачи, копирования информации;
· использоватьвозможности Интернета для продуктивного общения, взаимодействия.
Наличиекоммуникативных умений:
· полноценноевладение устной и письменной речью;
· уметьвести диалог, правильно строить монологическое высказывание
· владетьи осознанно применять речевые средства в зависимости от ситуации и задачикоммуникации;
· спомощью речи и жестов правильно передавать свои чувства, эмоции, мысли,потребности;
· поддерживатьбеседу, уметь выслушивать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли идоводы;
· иметьвысокую культуру речи.
Развитоеэкологическое мышление, которое ребенок должен применять во всех сферах своейдеятельности, в том числе и в профессиональной.
УстановлениеФГОС новых образовательных результатов с включением метапредметныхкомпетентностей требует реализации нового методологического подхода к учебно-воспитательномупроцессу, ориентируя практику обучения не только на осознание иосмысление учебной информации, но и на формирование универсальных учебныхдействий.
Выпускник научится: — рассматривать физическуюкультуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития: -характеризовать основные направления и формы ее организации в современномобществе; — характеризовать содержательные основы здорового образа жизни,раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием ифизической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикойвредных привычек; — раскрывать базовые понятия и термины физической культуры,применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своимисверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий ифизических упражнений, развития физических качеств; — разрабатывать содержаниесамостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять ихнаправленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня иучебной недели; — руководствоваться правилами профилактики травматизма иподготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимостиот времени года и погодных условий; — руководствоваться правилами оказанияпервой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическимиупражнениями; использовать занятия физической культурой, спортивные игры испортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга,укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций; -составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей икорригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетомфункциональных особенностей и возможностей собственного организма; -классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности,планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельныхзанятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств; — самостоятельнопроводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенностиих выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их; — тестироватьпоказатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их свозрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессесамостоятельных занятий физической подготовкой; — выполнять комплексыупражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению егоработоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности; — выполнятьобщеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основныхфизических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координациидвижений); — выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенныхупражнений; — выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах изчисла хорошо освоенных упражнений; — выполнять легкоатлетические упражнения вбеге и в прыжках (в длину и высоту); — выполнять спуски и торможения на лыжах спологого склона; — выполнять основные технические действия и приемы игры вфутбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности; -выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать техникупоследовательного чередования их в процессе прохождения тренировочныхдистанций; — выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуальногоразвития основных физических качеств. Выпускник получит возможность научиться:- характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена встановлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики иритуалов Олимпийских игр; — характеризовать исторические вехи развитияотечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славуроссийскому спорту; — определять признаки положительного влияния занятийфизической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь междуразвитием физических качеств и основных систем организма; — вести дневник пофизкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведениясамостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональнойнаправленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития ифизической подготовленности; — проводить занятия физической культурой сиспользованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристическихпоходов, обеспечивать их оздоровительную направленность; — проводитьвосстановительные мероприятия с использованием банных процедур