X-PDF

Основатели социологии

Поделиться статьей

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СОЦИОЛОГИИ

Объект и предмет, определение социологии

Объект науки — определённая часть действительности.

Предмет науки — логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователей в выборе точки мысленного обзора, аспекта, среза, отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности.

Принято считать, что объектом социологического познания является общество. Сам термин «социология» в буквальном переводе означает «наука об обществе» (от латинского societas — общество и греческого logos — учение).

При определении предмета социологии ключевым является понятие социальное, которое отражает все многообразие связей и отношений, образующих общественную жизнь.

Предметом изучения социологии являются социальные структуры и социальное поведение.

Выделение объекта и предмета социологии позволяет опре­делить ее как науку о законах функционирования и развития общества и его структурных элементов, механизмах и формах проявления социальных процессов и отношений, закономерностях социального поведения людей, групп и общностей.

Структура социологии

Современная социология представляет собой сложную разветвленную систему научного знания, которая может быть структурирована по различным основаниям.

В зависимости от объекта исследования социология делится на макросоциологию, микросоциологию м социологию среднего уровня.

1) макросоциология или общетеоретическая социология исследует явления и процессы на уровне всего общества в целом .

2) микросоциология — на уровне личности, межличностных взаимодействий

3) отраслевая социология или социология среднего уровня — на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий. В ней выделяют 3 раздела: исследование социальных институтов (социология семьи, социология образования), исследование социальных общностей (социология толпы, этносоциология), исследование социальных процессов (социология конфликтов, демографическая социология и т.д.) .

В зависимости от уровня получаемого знания социология подразделяются на теоретическую и эмпирическую. Для теоретического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни. В центре эмпирических исследований находится само накопление, сбор фактического материала в указанной области и его первичная обработка.

Важнейшее место в структуре социологии занимает методология, представляющая собой систему принципов, методов и стратегий, используемых для приобретения социологических знаний, их интерпретации и практического применения на теоретическом и эмпирическом, фундаментальном и прикладном, макросоциологическом и микросоциологическом уровнях. Социологическая методология включает в себя совокупность общефилософских, общенаучных, специфически социологических методов

1) Общефилософские методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, абстрагирование

2) Общенаучные методы: системный . комплексный . моделирование . типологизация

Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

3) Методы теоретической социологии: структурно-функциональный, сравнительный, кросс-культурный анализ, корреляционно-причинный, вычленение системообразующих связей

4) Методы практической социологии: опрос, наблюдение, эксперимент, анализ документов

 

Основатели социологии

Огюст Конт (1798-1857) – французский ученый, считается основателем социологии, он ввёл в научный оборот сам термин «социология». Он подчёркивал, что изучение общества должно быть научным («позитивным»), и настоятельно рекомендовал социологам использовать систематические наблюдения, эксперимент и сравнительный исторический анализ в качестве базовых социологических методов (позитивная социология).

Конт подразделял социологию на социальную статику и социальную динамику. Автор закона о 3 стадиях развития общества:

теологическая стадия — военное господство .

метафизическая стадия — феодальное господство .

позитивная стадия — промышленная цивилизация.

Герберт Спенсер (1820 — 1903), английский философ и социолог, разделял мнение Конта о социальной статике и социальной динамике. Он придерживался мнения, что общество имеет ряд важных сходств с биологическим организмом, и описывал его как систему, как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей.

Большое внимание Спенсер уделял социальной динамике. Он выдвинул эволюционную теорию исторического развития, согласно которой в мире происходит прогрессивное развитие. Заинтересовавшись теорией естественного отбора Ч.Дарвина, Спенсер применил концепцию выживания сильнейших к социальному миру. Этот подход был определён как социальный дарвинизм.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917), французский социолог, считал что исторический переход от одной общественной формы к другой обусловлен природой и функциями социальной солидарности. В ранних обществах социальная солидарность основывается на сходстве составляющих их индивидов, одинаковости исполняемых ими общественных функций. Такую солидарность Дюркгейм называет механической. В развитых обществах индивиды выполняют специальные функции в соответствии с разделением общественного труда (органическая солидарность).

По Дюркгейму, предмет социологии — социальные факты, составляющие систему социальной действительности. Социальные факты «составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделённые принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются».

Социальные факты представлены двумя группами: социальными структурами и социальными институтами.

Макс Вебер (1864 — 1920) — немецкий социолог, экономист, юрист, считал, что социология, так же как и психология, изучает поведение индивида или группы индивидов. Ключевым аспектом является изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основании человеческого поведения. Он предложил концепцию «понимания» как основного метода постижения смысла.

Вебер ввел понятие «социальное действие».

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет