X-PDF

Основные достижения культуры древнекитайской цивилизации

Поделиться статьей

Основныедостижения культуры древнекитайской цивилизации

Древнекитайская цивилизация – одна изстарейших в мире, она возникла на основе неолитических культур, сложившихся вV-Ш тысячелетиях до н. э.

История культуры цивилизаций знаетнемало культурно-исторических эпох, оставивших глубокий след в развитиичеловечества. Каждая эпоха – это определённый период развития человечества,обладающий самостоятельной ценностью, неповторимостью и непреходящим значением.

Корни китайской культуры уходят глубоков древность. Уже в то доисторическое время были заложены некоторые важнейшиеособенности китайской культуры: высокий уровень строительного искусства,традиционность построек и религиозных обрядов, культ предков,рационалистическое смирение перед властью богов. Несмотря на бесчисленныевойны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая нетолько не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей. Здесьбыло придумано множество вещей, которые затем распространились по всему миру.

Китайская культура, как и другиекультуры, самобытна и неповторима. В отличие от индийской, она болеерациональна, прагматична, обращена к ценностям реальной земной жизни. Второйхарактерное ее чертой является исключительная, огромная и определяющая рольтрадиций, обычаев у ритуалов и церемонии. Отсюда существующее выражение –«китайские церемонии».

Секрет необычного впечатления,которое производит китайское зодчество, заключается в искусном, тщательнопродуманном расположении зданий на фоне природы, в умении найти для нихнаиболее живописное и в то же время естественное место. На вершинах гор,поросших лесом, высятся величественные монастыри, в труднодоступных местахсооружены пещерные храмы и пагоды, по краям проезжих дорог стоят каменныестелы, в центре шумных городов возведены роскошные дворцовые комплексыимператоров. В целом для китайской архитектуры свойственны монументальность,ясная гармония, спокойствие и величие форм.

Великая Китайская стена – легендарныйпамятник архитектуры Древнего Китая, ставший олицетворением мощи китайскойимперии, символом национального величия.

Одной из наиболее распространённыхпостроек стала пагода – мемориальная башня, возведённая в честь деяний великихлюдей. Она утвердилась в Китае с появлением буддизма (III-II вв. до н. э.).Идея пагоды была заимствована в Индии. Однако вертикаль сооружения смногочисленными, загнутыми вверх, карнизами глубоко национальна. Крыши пагодвоспроизводят листву, вертикальный силуэт – гигантское дерево. Концы балокторчат наружу подобно сучьям. Центральная мачта держит на себе всю конструкцию.Над пагодой возвышается металлический шест с девятью зонтами (имитацияиндийской ступы). На конце шеста – двухметровая надставка в форме языков пламени.

Яркий пример китайской каменнойархитектуры – пагода Баочу в Ханчжоу. Строительство храма было приуроченопоходу царевича Чу в Кайфын и было залогом его благополучного возвращения.Пагода состоит из 9 ярусов и достигает 45 метров в высоту. Она была возведена в983 году на Холме драгоценного камня. Пагода выглядит утонченной и изящной, таккак ее основание относительно узкое. Интересно, что эта башнеобразная пагода неимеет внутренних лестниц. Украшением ритуального построения являетсядекоративный фонарь, что размещен на самой верхушке. За долгие годы храмутратил свою прежнюю красоту, а после неудачной реставрации в 1933 году высотапагоды сократилась на 15 метров.

Многие памятники архитектуры ДревнегоКитая сохранились и по сей день, они наглядно демонстрируют особенностикультуры этой страны и могущество Китайской империи.

Искусство китайского народапредставлено во многих памятниках древности, в том числе и скульптуре,свидетельствующих о высокой творческой одаренности китайского народа.

Скульптура Древнего Китая, преждевсего, связана с погребальной культурой китайцев. В Древнем Китае, как и вЕгипте, существовал обычай при захоронении класть в могилу императоров ибогатых аристократов всё, что окружало их в земной жизни: слуг, домашнихживотных, утварь.

Однажды земледелец Янь Джи Ван сталвыкапывать колодец на своем участке земли. Воды он не обнаружил, но зато нашелнечто другое. Янь Джи Ван наткнулся на фигуру древнего воина на 5-метровойглубине.Находка земледельца потрясла археологов,  а последующие раскопкипоказали, что она здесь не одна. Во время археологических раскопок в провинцииШэньси в подземных коридорах погребальных комплексов было обнаружено10-тысячное войско, выполненное из терракоты – желтой или красной глины,подвергшейся обжигу при постоянной температуре не ниже 1000 градусов впродолжение нескольких дней. Подземные захоронения насчитывают по крайней мере8099 терракотовых статуй китайский воинов. Им удостоилась честь бытьзахороненными вместе с первым императором ЦиньШихуанди в 210-209 гг. до н.э

Строительство терракотовой армииначали в 247 г. до н. э., в их возведении приняли участие более 700 000ремесленников и рабочих, и совершалось оно, как предполагают искусствоведы, втечение 38 лет.

Солдаты и офицеры, лучники, пехотинцыи всадники в натуральную величину, с полным военным снаряжением,демонстрировали могущество императора, создавшего первую централизованнуюкитайскую державу. Вероятно, эта многочисленная армия должна была охранятьмогилу императора от грабителей и защищать его в царстве смерти.

Китай стал родоначальником многихпривычных для нас вещей, которые были освоенными ими ещё до нашей эры.Китайский народ, с его богатейшей фантазией, тонким художественным вкусом,воспитанным тысячелетиями, и вошедшим в историю виртуозным мастерством создалмножество известных всему миру изделий художественного ремесла. С древнейшихвремён, из века в век, из поколения в поколение передавались навыки и секретыизготовления изделий из различных пород камня, дерева, из глины и лака, производствотканей и вышивок.

Национальным видомдекоративно-прикладного искусства в Китае считается художественная резьба понефриту. Для китайцев нефрит – это драгоценный камень, у них даже существуетвысказывание, что «человек питает нефрит, нефрит питает человека». С глубокойдревности из нефрита в Китае делали украшения и ритуальные предметы, посколькуверили, что этот камень подавляет влияние злых сил и является символомблагородства. Нефритовые талисманы позволяли оградить ребенка от болезней, авзрослые зачастую использовали нефритовые четки.

На сегодняшний день мировойизвестностью пользуется китайская керамика, в частности фарфор. Не каждыйзнает, что китайский фарфор имеет долгую историю. Историю большогочеловеческого труда и исканий, в которой тысячи людей, стремясь к совершенству,оставили свои труды и открытия. Она насчитывает более трёх тысяч лет.

Китайцы достигли совершенства всоздании ваз из белого фарфора, украшенных росписью. Сначала рисунок делали всиних тонах, но позже вазы стали раскрашивать в разные цвета. Белый прочный, непропускающий воду материал быстро завоевал расположение. Расписные фарфоровыевазы из Китая, принадлежащие к временам различных династий, сейчас нередкоможно встретить на аукционах антиквариата, где они ценятся очень дорого.

Производство лаковых изделий – оченьдревнее искусство, насчитывающее примерно шесть тысяч лет. Собственно, лак –это сок или смола из надрезов на стволе лакового дерева, смешанный с мукой идругими компонентами и красителями. Во времена правления династий Шан(1711-1066 гг. до н.э.) и Чжоу (1066-770 гг. до н.э.) лаковые изделия уже былишироко распространены. Первоначально лаки фактически были строительнымматериалом. Ими покрывали днища лодок, стены и крыши зданий.

Несколько позже искусство изготовлениядекоративных и используемых в быту лаковых предметов тоже достигло высокогоуровня. Цвета в то время были строго определенными: красный, черно-белый исиний. Судя по историческим записям, цветовой спектр постепенно расширялся. Вэпоху Чжоу уже появились лаковые изделия со вставками из мелководных ракушекбеззубок, которые были предшественницами украшения перламутром. Лаковые изделияимеют гладкую и блестящую поверхность и очень прочны. Рисунки и орнаменты,нанесенные на изделия из лака, а также резьба делают их необыкновеннопривлекательными.

Прикладное искусство как народноетворчество развивало многие качества культуры. Уже в давнее времядекоративно-прикладное искусство стало всемирно известным проявлениемхудожественных традиций китайского народа.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Блестящего расцвета достиглакитайская живопись. С необычайной убедительностью китайские мастера сумеливоплотить поэтическую красоту природы, свои представления о совершеннойгармонии и величии Вселенной. В своих работах они передали не только собственныеличные впечатления, но и жизненную философию китайских мудрецов.

В царствование династий Цинь и Хань(221 до н.э. – 220 н.э.) получила развитие фресковая живопись. Она былараспространена не только во дворцах и храмах, но и при захоронениях. Погребальныефрески династии Хань найдены в провинциях Хэнань, Шаньси, Шаньдун, Хэбэй и др.

Бурный расцвет храмовой живописипадает на период династий Вэй, Цзинь и Северных и Южных династий, с 220 по 581г. Распространение буддизма в этот период привело к созданию скульптурных инастенных изображений Будды в горных пещерах. Пожалуй, самыми известнымипещерами до сих пор являются Дуньхуанские пещеры Могао

Живопись на шелке впервые появилась вэпоху Сражающихся царств. Самым ранними изделиями, известными на сегодняшнийдень, являются рисунки на шелке из погребений времен царства Чу: на одномизображены человеческие фигуры, драконы и птицы феникс, на другом – люди верхомна драконах. Китайская картина не является картиной в нашем понимании. У неёнет ни тяжёлой золочёной рамы, ни даже тонкого багета, который бы ограничивалеё от плоскости стены, превращая в изолированный замкнутый мир. Да и зачемнужна была китайской картине рама, если эта узкая и длинная полоса бумаги илиспециально обработанного проклеенного шёлка с двумя валиками по краям бережнохранилась в специальных ящиках и развёртывалась только в редких случаях длярассматривания. С древнейших времён, по всей видимости, на рубеже нашей эры,была выработана эта форма живописных свитков. В Китае, где в помещениях не былопрочных и массивных стен, как в Европе, а воздух в комнатах во многомопределялся климатом улицы, вывешивать картины, не защищённые стеклом, было быдля них вредно. Вместе с тем картина была своего рода ревниво оберегаемойдрагоценностью, которую не принято было выставлять на всеобщее обозрение икоторую показывали только узкому кругу ценителей.

Китайские свитки имеют две формы.Одна из них вертикальная, когда развёрнутый и повышенный на стену свиток виситперпендикулярно к полу, и другая горизонтальная, когда свиток постепенноразвёртывается и по мере рассматривания снова свёртывается на столе.Вертикальные свитки обычно не превышают 3 метров, тогда как горизонтальные,являясь своеобразной панорамой, иллюстрированной повестью, где показана либо серияобъединённых в единую композицию пейзажей, либо сцены городской уличной жизни,достигают подчас свыше десяти метров.

Например, для изображения цепи горвыбирался горизонтальный формат свитка, позволявший вместить бесконечный потокзрительных впечатлений. Для гористой местности, поросшей остроконечнымиверхушками сосен, — вертикальный, дававший возможность передать большоепространство.

Пейзажная живопись Китая неотличалась богатством и разнообразием красок. Зачастую она монохромная(одноцветная), но сколько в ней едва уловимых оттенков и сочетаний! Китайскиехудожники искали разные способы изображения природы. Кроме пейзажей«горы-воды», широкое распространение получил жанр «цветы — птицы». Особое местосреди растений занимали орхидея, дикая слива мейхуа, бамбук и хризантемы.Символом китайской живописи стала мейхуа, розово-белые цветы которойраскрываются, когда повсюду ещё лежит снег.

Картины писались тушью илиминеральными красками, сопровождая их каллиграфическими надписями. Художник илицитировал классические стихи, или сам сочинял их. В Китае издавна говорят облизости живописи и каллиграфии. Художники и каллиграфы пользуются одними итеми же материалами и инструментами (кисть, бумага и тушь) и одинаковымлинейным способом письма. Между китайской каллиграфией и живописью столькообщего, что они считаются родными сестрами.

Жители Древнего Китая – одного изпервых государств на Земле – создали интересную и самобытную культуру какматериальную, так и духовную. Важнейшим этапом на пути становления китайскойкультуры стало конфуцианство. Оно возникло на рубеже VI—V вв. до н.э. Ееоснователем был проповедник Кун-Фу-Цзы (551-479 г. до н.э.), известный какКонфуций.

Причину всех невзгод и беспорядков вобществе он усматривал в упадке нравственности людей, считая, что основнымидобродетелями человека являются верность, послушание, почитание родителей истарших. Он полагал, что вся полнота власти в стране должна принадлежатьимператору – «сыну неба».Основное содержание конфуцианства – это обожествлениеимператора и освещение его власти, император почитается как наместник бога наЗемле.

Конфуций опирался на культ предков исчитал необходимым сохранение традиций и устоев, соблюдение старинных обрядов –церемоний, закрепление общественной жизни старых норм. Его учение – это преждевсего свод правил, моральных устоев, в основе которых лежал культ послушаниястаршим по возрасту и должности, идеализация древности.Так, от мужчинытребовалось неукоснительное выполнение обязанностей несения службы, подчиненияглаве рода. Женщина должна быть всегда смиренна и послушна мужу, свекру,свекрови, ее главная обязанность определялась как служение мужу, усердие втруде и продолжение рода. От нее не требовалось выделяться талантом, умом,красноречием или остроумием, не требовалось ни привлекательности, ни красоты.Идеал женщины – покорная жена, следовать за мужем даже в могилу.

Конфуцианство регламентировало всеобласти быта и культуры, создало бесчисленные церемонии, ритуальные проявлениявежливости, а также множество законов в области изучения истории, музыки,поэзии и живописи.

За четыре столетия конфуцианствостало настолько влиятельным учением, что во II в. до н.э. оно получило статусофициальной идеологии и просуществовало до 1928 г. На протяжении более чемдвадцати столетий идеи Конфуция были духовной основой всей общественной жизни,оказав глубочайшее влияние на историю и национальный характер китайцев.

Несколько позже конфуцианствапоявилась совершенно иная ветвь китайской культуры, совершенно новое учение ожизни, а также и способ жизни – даосизм. Основателем этого учения стал мудрецЛао-Цзы, автор «Книги о дао и дэ», живший в Китае на рубеже VI-Vвв. до н.э. Онставил своей целью раскрыть перед человеком тайны мироздания, вечные проблемыжизни и смерти. Лао-Цзы считал, что человек открывает истоки своейбесконечности через следование естественности и слияние с бесконечным путемвеликой жизни природы. Отсюда и название учения — даосизм (дао можно перевестикак «путь»). Весь мир идет предначертанным путем (дао), и мудрость состоит втом, чтобы не вмешиваться в ход бытия, а лишь угадывать свое место в нем.Государственную власть ЛаоЦзы включал в число четырех величественных сил мира,но возражал против возможности любых сколько-нибудь активных действий,нарушавших исконный социальный порядок.

Даосизм, подобно конфуцианству,оказал огромное влияние на развитие литературы и искусства, на мировоззрениекитайцев. Но в отличие от конфуцианства он обобщил зародившиеся ранее принципыотношения к природе – его властительнице, придав им новый, поэтический смысл.Этот опоэтизированный подход к миру ярко проявился во всех областях дальнейшейхудожественной жизни Китая.

Буддизм возник в древней Индии в VIв. до н. э. и прошёл длительный путь развития, превратившись в одну из мировыхрелигий. Как религия страдания, надежды, утешения и вознаграждения буддизмшироко распространился в Китае в V в.

С буддизмом связано в истории Китаяочень многое, в том числе и, казалось бы, специфически китайское. Буддизм былединственной мирной религией, получившей широкое распространение в Китае.Буддизм не вступил в оппозицию к конфуцианству и даосизму. Он с самого началавыступил как дополнение к ним, как практическое учение, наставляющее личностьна путь нравственной и интеллектуально возвышенной жизни. Согласно буддизму,жизнь есть цепь бесконечных перерождений, при этом оставаясь всегда злом истраданием. Выход буддисты видели в пассивности, в отказе от радостей жизни,подавление всех желаний. Дух вечен, полагали буддисты, материя же имеет началои конец. Материальный мир не существует самостоятельно, он лишь проявлениемистического духа.

Взаимовлияние буддизма, конфуцианстваи даосизма привело к появлению особого, китаизированного, варианта буддизма,значительные элементы которого сохранились в Китае и в настоящее время.

Культура Китая оказала большоевлияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов,населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи иЯпонии. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира.Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Еёсамобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят отворческой одаренности и глубоких корнях китайского народа.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет