Исходным пунктом эволюции религии была магия (как ритуальная, так и гадательная — мантика). Магия (лат. magia — чародейство, волшебство) тесно связана с жизнью первобытного человека и коллектива и «дополняет» эту деятельность. Отсюда и разновидности магии (по Б.К. Малиновскому):
· хозяйственная магия (обряды вызывания дождя, обеспечение удачи на охоте) .
· лечебная магия (белая) .
· вредоносная (черная).
Дж. Фрэзер, автор книги «Золотая ветвь», считал, что магические обряды основаны на ложном причинно-следственном увязывании сходных или смежных (т. е. следующих друг за другом) явлений. Он рассматривал магию как различающуюся по двум типам:
· гомеопатическую (подражательную, по сходству, где уничтожение изображения идентично гибели самого животного или врага) .
· контагиозную (заразительную, по смежности), где для порчи и нанесения вредоносного действия могут быть использованы «реплики» врага: волосы, одежда, фотография и т. п.
Сверхъестественным влиянием стали наделяться определенные предметы — фетиши (амулеты, талисманы) — положив начало развитию фетишизма. В эманизме сверхъестественная сила мыслилась как способная передаваться от человека к человеку, от предмета к предмету. Персонификация сверхъестественной силы привела к появлению особых самостоятельных существ — демонов и духов, домовых, леших, водяных, русалок, эльфов, троллей, наяд, дриад — и стала основой демонизма и анимизма (персонификация душ умерших . от лат. аnima — душа). Сразу отметим, что впоследствии, при переходе к классовому обществу из среды равных по значению демонов выделяются особо могущественные — боги (эпоха политеизма). Политеистические религии становятся основой для формирования монотеистических, в том числе мировых религий — христианства, буддизма, ислама.
|
|
Мифология. Иной формой общественного сознания первобытного человека была мифология как способ понимания природной и социальной действительности. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, определяли нормы поведения, «примиряли» человека и природу, человека и общество, предлагая картину обустройства мира и историю его появления.
В мифе время резко разграничивается на профанное и сакральное — мифологическое, раннее. События мифа отделены от настоящего времени значительным промежутком времени и представляют определенный образец для восприятия. Миф утверждал сверхличные ценности, отсюда и архетипы (т. е. общечеловеческие символы), выражающие объективные представления (мир — вселенная, мать — земля, священный род, герой, старец — мудрец). О том, насколько современны архетипы, свидетельствует продукция массовой культуры, эксплуатирующая этот самый нижний слой нашего сознания: к примеру, в книгах Дж. Толкиена — это архетипы Воина, Мудреца, Врага, Сокровища и т. п.
Самыми фундаментальными являются мифы космологические и этнологические (происхождение людей и животных), а также мифы о культурном герое (Осирис, Прометей, Христос).