X-PDF

Основные группы философских теорий творчества. В истории философии можно выделить несколько основных групп теорий творчества, по-разному интерпретирующих его онтологические основания и смыслы

Поделиться статьей

В истории философии можно выделить несколько основных групп теорий творчества, по-разному интерпретирующих его онтологические основания и смыслы.

Прежде всего необходимо упомянуть о группе натуралистических теорий творчества. Здесь творчество рассматривается в качестве специфической жизненной силы, заложенной в каждом живом существе, в самой его природе.

Именно таким образом подходит к данной проблеме, например, философия жизни. Так, один из наиболее ярких ее представителей А. Бергсон предлагает интерпретировать понятие творчества как непрерывное рождение нового, что составляет собственно саму сущность жизни. По Бергсону, следовательно, творчество есть нечто, совершающееся объективно (в природе – в виде процессов рождения, роста или созревания, в сознании – в виде возникновения новых идей, концептов или переживаний), нечто, имеющее статус универсального бытийного основания и эволюционного принципа. Творчество – это процесс, на который человек не обладает безусловным правом собственности, но в котором он участвует с неизбежностью, задаваемой существом человеческой природы.

Развивая традиции философии жизни, В. Дильтей и Х. Ортега-и-Гассет исследовали творческое начало не только в контексте его всеобъемлющего эволюционного значения, но и в отношении его роли в развитии человеческой культуры и истории общества. Они указали на то, что именно фундаментальная способность человека к творчеству выступает основным движущим механизмом становления, с одной стороны, социума и всех его институтов, а с другой стороны, личности во всем многообразии ее духовных и нравственных проявлений.

Еще одним вариантом натуралистического подхода к творчеству можно считать синергетический подход, в рамках которого творчество рассматривается как высшая форма самоорганизации материи, то есть как форма реализации общей нелинейности любых отношений и связей.

Главное положение синергетики гласит, что в процессе глобальной эволюции при условии постоянного притока энергии все нелинейные открытые системы стремятся к повышению уровня своей организации. Причем это происходит не только в макросистемах, но и в преобразованиях локальных объектов. Творчество в синергетических терминах интерпретируется поэтому как эволюционный механизм самодостройки систем. Речь идет о том, что поскольку любой объект обладает определенной организацией, постольку эта организация творчески стремится к завершенности, к наиболее гармоничному виду объекта (поэтому, кстати, художник чувствует, например, то направление, в котором следует развивать его ту или иную работу, а ученый понимает, как наилучшим образом организовать исследовательский материал).

Можно выделить также группу феноменологических теорий творчества. Творчество здесь рассматривается как форма актуализации интеллектуального созерцания.

Основные принципы подобной точки зрения на творчество были сформулированы И. Кантом, который проанализировал структуру творческого процесса в качестве одного из важнейших моментов работы самой структуры сознания. Творческая способность воображения, по Канту, является своего рода соединительным звеном между многообразием чувственных впечатлений и единством понятий рассудка, поскольку она обладает одновременно фактической наглядностью впечатлений и синтезирующей, объединяющей силой понятий. Творческое воображение, следовательно, актуализирует тождество созерцания и деятельности, а значит именно творчество лежит в самой основе познания.

Кантовское учение о творческом воображении было продолжено Ф. Шеллингом. Согласно Шеллингу, творческая способность воображения есть единство сознательной и бессознательной деятельности. При этом сознательное здесь понимается как волевое и целенаправленное, а бессознательное – как интуитивное и откровенно данное. Шеллинг указывает, таким образом, на то, что творческий процесс имеет своим источником интуитивное, бессознательное начало, и, в этом отношении, разница между человеком и природой состоит лишь в том, что интуитивность природы носит объективный характер, а интуитивность человека всегда опосредована его свободой. По Шеллингу, именно в творчестве (через его откровение) происходит соединение, слияние человека с Абсолютом.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 1033

М. Хайдеггер рассматривает творчество в качестве экзистенциального феномена, то есть в качестве формы раскрытия онтологических оснований человеческой субъективности, в качестве формы осуществления собственно человеческого в человеке. Высшей точкой этого осуществления является творческий экстаз.

Следует обозначить группу психоаналитических теорий творчества. Тут творчество интерпретируется как форма психологического механизма сублимации, то есть форма переноса психической энергии бессознательного в социально предпочтительные виды. Речь идет о том, что одним из каналов возможной реализации вытесненных или запрещенных влечений выступает творческая деятельность человека.

Так, З. Фрейд утверждает, что творчество необходимо рассматривать прежде всего в качестве механизма сублимации половой энергии. По его мнению, с одной стороны, активность и настойчивость человека в выполнении каких-либо творческих замыслов всегда прямо пропорциональны уровню его половой активности, а с другой стороны, именно благодаря творческой способности человек может переводить любые свои скрытые фантазии в социально разрешенные, допустимые формы.

И. И. Лапшин подходит к психоанализу творчества более широко и дает целую классификацию инстинктов, которые преобразуются затем в творческую деятельность: 1) аппетитивные или рецептивные инстинкты (например, любопытство, коллекционерская наклонность, общительность) . 2) репульсивные инстинкты (например, самосохранение и самозащита) . 3) конструктивные инстинкты (например, половое влечение, архитектоническая наклонность, стремление к социальной организации). Данные инстинкты работают следующим образом: именно любопытство создает возможность для постановки человеком тех или иных познавательных проблем, на почве коллекционирования и общей склонности к собирательству возникает классификаторский дар (достаточно вспомнить труды Аристотеля или К. Линнея), из общительности вырастает дар продвижения идей и формирования новых концептов, из архитектонической наклонности – способность к систематике и к видению мира в его гармоническом устройстве и так далее.

Близки к психоаналитическому взгляду на творчество и теории, сближающие творческую гениальность с безумием. Ярче всего это видно в работах Ч. Ломброзо и М. Нордау.

Необходимо выделить, наконец, также и группу религиозных теорий творчества. Здесь творчество рассматривается как сущность Бога, поскольку Он – Творец. Применительно к человеку творчество интерпретируется тут как особая способность, сближающая его с Богом (именно в этом смысле человек есть образ и подобие Божье), или как божественная сила, действующая в нем.

Творчество в этом контексте приобретает космическое звучание. Человек как бы продолжает дело Бога, достраивая реальность, он выступает не только как образ и подобие Бога, но и как его наместник.

Вообще же в рамках христианской философии творчество выступает прежде всего в качестве творчества истории. Согласно христианским представлениям, история есть та сфера, в которой конечные человеческие существа принимают участие в осуществлении замысла Божьего в мире. Поскольку же не столько разум, сколько воля и личностный акт веры связывают человека с Богом, постольку приобретает значение индивидуальное деяние, решение как форма соучастия в творении мира Богом (это является предпосылкой понимания вообще творчества как создания чего-то небывалого, уникального и неповторимого).

Согласно взглядам Н. Бердяева, творчество – это нравственный долг, назначение человека на Земле, его задача и миссия. Если человек не стремится к творчеству, действует механически, он отступает от своего истинного предназначения, определенного Богом. С. Франк утверждал, что работник, только рабски-механически выполняющий предписанную ему работу, не интересуясь ею и не вкладывая в нее своего волевого усилия, есть уже тайный саботажник, ибо Бог призвал человека быть не просто рабом, а своим свободным, то есть творческим сотрудником.

Таким образом, в философской ретроспективе можно обнаружить множество различных взглядов на природу творческого процесса.

Тема 5. ПРЕДПОСЫЛКИ И ФАКТОРЫ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 1033

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет