Основные компоненты речи.Сравните понятия «язык», «речь».
К компонентам устной речи относится:словарь детей, формирование грамматического строя речи, развитие исовершенствование звуковой культуры речи (в нее входит развитие фонематическогослуха, развитие связной речи.
Рассмотрим каждый компонент вотдельности.
1. Развитие лексическойстороны речи.
Обогащение, расширение и активизация словарного запаса детей.Обогащение детскую лексику новыми словами на основе углубления представлений опредметах, явлениях и событиях окружающей действительности. Способствовать нетолько количественному росту словаря, но и качественному совершенству. Поощрятьпроявление внимания детей к незнакомым словам и желание узнавать, что ониобозначают.
2. Формированиеграмматического строя речи.
Правильное употребление слов в словосочетаниях и предложениях(согласование в роде, числе и падеже, употребление предлогов,
Поощрять стремление детей составлять изслов словосочетания и предложения. Обучение составлению и распространениюпростых предложений за счет однородных членов: подлежащих, определений,сказуемых. Способствовать появлению в речи детей предложений сложныхконструкций.
Учить выразительно использовать в речипростые предложения различные по цели высказывания (повествовательные,вопросительные, побудительные).
3. Развитие исовершенствование звуковой культуры речи.
Развивать фонематический слух. Уточнять и закреплятьпроизношение звуков родного языка. Вырабатывать четкое произнесение слов,предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи. Развивать интонационнуювыразительность в специальных игровых упражнениях, средствами театрализованнойдеятельности.
4. Развитие связнойречи детей.
Диалогическая речь. В особых коммуникативных ситуациях упражнятьдетей в умении вести диалог (беседу, поддерживать и начинать его. Начатьприобщать детей к правилам ведения диалога (умение слушать и пониматьсобеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным).
Объяснять (и закреплять через личныйопыт в повседневной жизни и в других видах деятельности, что языковое насыщениедиалога (какие слова и выражения употребляешь, с какой интонацией произносишьфразы и реплики) зависит от того, с кем и по какому поводу идет общение.
Учить детей сознательно отбирать ипользоваться языковым материалом в зависимости от социальной ситуации(приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность,прощание).
Обучать ребенка быть вежливым итактичным в диалоге со взрослыми и детьми.
Монологическая речь. Готовить к обучениюмонологическим типам речи (описанию и повествованию).
Описание. Упражнять детей в умениивыделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия. Учить выделятьобъект речи при описании. Упражнять в умении соотносить объекты речи ссоответствующими описаниями. Упражнять в умении составлять простые перечисления(объектов, качеств, свойств, состояний, действий и пр.). Учить расширятьвысказывания описательного характера. Упражнять в составлении высказыванийописательного характера, состоящих из 2—4 предложений.
Повествование. Упражнять детей ввосстановлении простых последовательностей в знакомых сказках (в какойпоследовательности появлялись герои, разворачивались события или действия).Упражнять в составлении простых последовательностей (какие герои появлялись,какие события развивались, которые педагог соединяет в сюжеты (с использованиемнаглядности, без наглядности, с частичным использованием наглядности). Учитьдетей составлять повествовательные высказывания путем изменения знакомыхтекстов: по аналогии («Сказки на новый лад» — например, вспоминаем сказку«Репка», а затем ребенок рассказывает свою сказку «Свекла» («Морковка»,«Редиска» и т. п., путем изменения или добавления отдельных эпизодов текста.Упражнять в пересказе произведений путем перевода стихотворного текста вповествовательный (прозу). Поощрять желание детей составлять собственныеповествовательные высказывания (по рассказам в картинках, по собственнымрисункам и т. п.).
Дети усваивают родной язык, подражаяразговорной речи окружающих. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых(все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушаетрассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия поосвоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка кмоменту поступления в школу возникает множество проблем.
А между тем, овладение речью в возрастеот 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен кее усвоению.
Различия между языком и речью
Основной объект языкознания — естественный человеческий язык вотличие от искусственного языка или языка животных.
Следует различать дватесно связанных понятия — язык и речь.
Чемже отличается речь от языка?
Стоит отметить, что язык является универсальным, он имеет своифункции и свойства. Он сочетает в себе лексическую и грамматическуюсоставляющие со строгой структурой.
Если говорить про речь, то мы уже подсознательно применяем готовыепостроения фраз, словоформы и значения фраз.
Речь более изменчива и подвижна. Язык в свою очередьтребовательный к лингвистическим закономерностям, он бытует как сложноененарушаемое конструктивное единство.
Речь имеет свою эмоциональную выразительность, темп, интонацию извучность. Язык — он нейтрален, это особая «формула», которая используется влюбом речевом акте.
Язык существует как особая концепция сохранения и передачиинформации, а речь дает возможность её использовать.
Речьясная, индивидуальная, ограничена временными рамками, она может быть вписьменной форме. Язык не существует в письменной форме или в форме звука, онхарактеризуется схематичностью и не имеет своего порядка.