Санитарная охрана водоемов — весьма сложная, особенно в настоящей социально-экономической ситуации, система комплексных мероприятий, в которой задействованы специалисты самого различного профиля: гидротехники, гидрологи, конструкторы, экологи, гигиенисты, ихтиологи, биологи и т. д. Общая классификация основных мероприятий по санитарной охране водоемов представлена в приложении.
Можно выделить 4 группы основных мероприятий по санитарной охране водоемов:
Законодательные мероприятия: необходимы такие законодательные акты и механизмы их действенности, которые бы предполагали эффективные санкции экономического и юридического плана в отношении предприятий и их руководителей, ответственных за загрязнение водоемов. К сожалению, в России достаточно полноценное законодательство по санитарной охране водоемов практически не действует. В развитых странах жесткое законодательство, реально действующее привело к значительному прогрессу в отношении чистоты водоемов. В данном аспекте можно привести позитивные примеры оздоровления бассейнов рек Миссисипи, Сены, Рейна и многих других.
Система законодательства представлена многочисленными законодательными и подзаконными актами Российской Федерации, в том числе Конституцией РФ, Водным кодексом РФ, Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», природоохранными законами, многочисленными нормативными документами различных ведомств, в том числе и санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России.
Технологические мероприятия: переход на безводные технологии или технологии с использованием минимума воды, организация оборотного водоснабжения в промышленности по принципу замкнутых циклов и т.д.
Очистка сточных вод: механическая (улавливание взвешенных примесей), биологическая (биологические пруды, отстойники) . применяется также аэрация (аэротенки), анаэробная минерализация органики (метантенки), обеззараживание перечисленными выше методами, фильтрация через сорбенты, улавливающие те или другие компоненты сточных вод и т.д.
Санитарно-эпидемиологические мероприятия. Необходим контроль за показателями качества воды водоемов и условиями спуска в них сточных вод. Необходим также постоянный мониторинг, том числе социально-гигиенический за состоянием водоемов для принятия своевременных и эффективных водоохранных мер. На санитарно-эпидемиологическую службу как раз и ложится указанная задача. Кроме того, специализированные научно-исследовательские учреждения госсанэпиднадзора проводят большую работу по нормированию загрязнений воды водоемов, что чрезвычайно важно для осуществления водоохранных мероприятий. В настоящее время разработано предельно допустимых концентрации в воде водоемов для более чем 1000 химических веществ. Осуществляются поиски в отношении комплексного нормирования с учетом суммации эффектов вредного воздействия различных загрязнителей.
Важно также регламентировать зоны санитарной охраны (ЗСО) водоисточников, что может в значительной степени улучшить качество подаваемой потребителю воды (СанПиН 2.1.4.1110-02). Согласно данному нормативному документу ЗСО организуются в составе трех поясов.
1) Первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозабора, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводного канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.
2) Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Как уже указывалось и демонстрировалось выше (приложение 16), отсутствие или несоответствие организации ЗСО гигиеническим требованиям (СанПиН 2.1.4.1110-02), является одной из ведущих причин неудовлетворительного качества потребляемой населением воды.
Большое значение для санитарной охраны водоемов имеют новые гигиенические нормативы по охране подземных и поверхностных вод от загрязнения (СанПиН 2.1.5.980-00 и СП 2.1.5.1059-01), основные аспекты которых представлены в демонстрационных материалах, в том числе в приложениях к настоящей разработке.
Наиболее эффективны для санитарной охраны водоемов законодательные и технологические мероприятия, которые являются наиболее радикальными. Другие мероприятия — паллиативные, однако необходимые на современном этапе.
В виде схемы мероприятия по санитарной охране водоемов представлены в приложении 36.
В приложении 37 приводится извлечение из СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», на примере которого демонстрируются подходы к организации контроля за качеством воды водных объектов.
Охрана водоемов, обеспечение населения доброкачественной питьевой водой тесно связаны с общими экологическими проблемами, законодательное решение которых содержится в Законе РФ «Об охране окружающей среды» (извлечение приведено в приложении 38).
Следует указать, что Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации на основе глубокого анализа ситуации в области питьевого водоснабжения населения определяет свои приоритетные задачи. Ежегодно эти задачи корректируются в связи изменяющейся санитарно-эпидемиологической обстановкой, в том числе в отдельных регионах. Определение этих задач имеет большое значения для организации и проведения целенаправленных, глубоко обоснованных практических мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды. В качестве примера ниже приводятся приоритетные задачи госсанэпидслужбы в области питьевого водоснабжения населения (Госдоклад, 2003).
На федеральном уровне:
· принятие Федерального закона «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» и Федеральной целевой программы «Обеспечение населения России питьевой водой» .
· санитарная охрана водоисточников (предотвращение, а также ликвидация сброса неочищенных бытовых и производственных сточных вод) .
· расширение использование подземных (пресных) вод для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения населения .
· совершенствование технологических процессов водоподготовки (очистки и обеззараживания) в системах централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, в т. ч. методов кондиционирования (обезжелезивание, обесфторивание, умягчение и др.) .
· строительство и реконструкция водоводов с применением пластмассовых и стальных труб с антикоррозийным покрытием .
· совершенствование нормативно-методической базы по вопросам гигиены воды и санитарной охраны поверхностных и подземных вод.
На региональном уровне:
· принятие субъектами Российской Федерации законов «О питьевой воде» и региональных программ по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой .
· обеспечение эффективного функционирования систем очистки и обеззараживания питьевой воды, внедрение прогрессивных технологий и оборудования, в т. ч. методов кондиционирования (обезжелезивание, обесфторивание, умягчение и др.) .
· координация деятельности заинтересованных служб и ведомств, осуществляющих эксплуатацию и технический контроль за объектами водоснабжения и водоотведения, в т. ч. в сельских поселениях .
· оснащение производственных лабораторий и лабораторий центров госсанэпиднадзора современным оборудованием, позволяющим проводить санитарно-химические, микробиологические, радиологические и паразитологические исследования воды в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 .
· обеспечение подготовки высококвалифицированных специалистов производственных лабораторий .
· внедрение в деятельность учреждений санэпидслужбы методологии оценки риска здоровью населения от употребления недоброкачественной питьевой воды .
· совершенствование системы социально-гигиенического мониторинга .
· использование средств массовой информации, агитации и пропаганды для решения задач по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой.
Нетрудно заметить, что перечисленные задачи в большинстве своем согласуются с материалами соответствующих разделов лекции.