1) Социальная философия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек. Возникает в начале 19 в.
Предмет социальной философии – общество и его структура.
Социальная философия представляет метафизический уровень исследования социальной реальности. Она ориентирована на раскрытие глубинных закономерностей и ценностных параметров общественной жизни.
Социальная реальность — реальность социального мира, результаты осмысления взаимоотношений людей, связей между людьми, ограниченные в пространственно-временном отношении. Социальная реальность – предмет изучение социальной философии.
Черты социальной реальности:
Наличие субъективного фактора – сознания человека .
Субъект-субъектные отношения .
Законы развития общество обладают временным промежутком действия.
2) Различные подходы к пониманию социальной реальности.
Классика: Все версии завязаны на решении основного вопроса философии, который задает общий ориентир.
Материалистические (натуралистические) версии (объективное начало). Общество – некое образование, подобное природным явлениям. Это общее для всех программ. Иными словами, редукционизм к природным явлениям и факторам.
Вариации:
Один из первых – Конт: социальная физика, социальная статика, социальная динамика. Общество как система отношений. Общество – природный объект, с природными закономерностями, существует возможность управления и предсказания. Отношения – в духе классической механики.
Милль, Спенсер: Опора на эволюционную биологию. Общество — организм, все процессы в нем сравнимы с биологическими, претерпевает процесс эволюции. Социальная эволюция отождествляется с биологической эволюцией.
18 в. – Просвещение: Идеи географического детерминизма. Природные факторы, например географические, определяют развитие общества.
Гумилёв: Учет космических факторов – этногенез и т.п. (появление этносов под действием космопланетарных факторов). Чижевский – влияние природных процессов (связанных с Солнцем) на социодинамику. Здесь: человечество состоит из народов, появление народа связано с космической энергией, любой этнос может находиться в динамической стадии: получил толчок от великих людей, которые обладают энергией, и дальше статические стадии.
Поиск закономерностей, возможность предвидения
Редукционизм
Отсутствие учёта субъективного фактора
Культуроцентристская программа (объективное начало). За основу полагается духовное начало. В основе социодинамики лежит мир культуры и мир ценностей. Общество как целое имеет духовную сущность по природе и источнику. Источник этотвне сознания, он объективен.
Начинается в Нем. классике – Гегель: Духовная жизнь общества доминирует в качестве определяющего начала в социодинамике. Абсолютный дух отчуждает природу, затем общество и далее проявляет себя в человеке, познающем окружающий мир. Общество – как результат ‘копирования’ этой духовной реальности. Позиция в целом близка к объективному идеализму: рассматриваются надындивидуальные начала, однако психические состояния не рассматриваются как начала для описания общества.
Психоаналитический подход (субъективное начало). Общество как психическое состояние.
Фрейдизм, психоанализ: Социальные процессы сопрягаются с психическим состоянием отдельного человека, а именно его бессознательным. Далее у Юнга, Фромма – концепция коллективного бессознательного. Социодинамика как реализация коллективного бессознательного сквозь индивидуальное бессознательное.
В 20 в. Идеи Фрейда трансформируются: личность – источник социальной жизни, центр социальной жизни – психика отдельного человека.
Общее у программ классической философии: Противопоставление объективного мира и мира субъективности. Очень мощный редукционизм.
Постлассика:
Постклассика вводит новые стратегии, но классическое наследие сохраняется. Например, творчество Гумилева, классическое по своему характеру, приходится на сер. XX. Аналогично – психоаналитические подходы (тоже сер. XX). Таким образом, классика и постклассика сопровождают друг друга.
Постклассика появляется с середины XIX и сталкивается с той же проблемой – объективные процессы социальной реальности проявляются в деятельности людей, обладающих сознанием. Социальная стратегия сразу осознает необходимость синтетических подходов, и это является кардинальным отличием постклассических версий.
Классическая философия выбирает одно из двух начал: субъективное либо объективное. Постклассика начинает с того же.
ü Соц. реализм: Основа – материалистическое понимание истории. Отправная точка – социальная тотальность (О): история, в которой нет места отдельному человеку. Социальные процессы проявляют себя в производственных отношениях, экономической структуре общества. Модель: Общество – системное образование, функционирующее по законам, не зависящим от человеческого сознания (наукоцентризм), движется по ступенькам формации, которая определяется типом производственных отношений: отношений, в которые вступают люди в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, в конечном счете, всё это определяется отношением к собственности. Считается объединяющей концепцией, потому что ставит вопросы соотношения С и О, устанавливает их субординацию.
Предсказательность
+Невозможность учёта роли идей на жизнь общества
-Рассматриваются лишь производственные отношения
-Подразумевается социальная тотальность
-Не учитывается роль выдающихся людей.
ü Историцизм: Вт. Пол. XIX. В историческом процессе интересует не социальная общность, а индивид, носитель духовных ценностей, представлений о мире. Основная задача – не объяснение, а понимание. Дельтей, Неокантианство.
+Учитывается роль духовных факторов
+Различные смыслы в одной социальной ситуации
-Нет предсказательности
Синтетические программы:
Теория социального действия Макса Вебера Вебер пытался объяснить сущность социальной жизни через индивида. Считается, что исходить из тотальности общества по отношению к индивиду означает, что один человек ничего не значит. Отмечал, что источник социальной жизни – индивид, активный, действующий, вносящий изменения. Противопоставление С и О уходит. Основной концепт – социальное действие: некое взаимодействие между людьми, обладающее смыслом и ориентированное на другого. Социальное действие как концепт – это способ выделения закономерностей в социальном хаосе. Существуют различные типы социального действия:
Аффективное (человек руководствуется эмоциями, аффектом)
Традиционное (человек руководствуется традициями)
Ценностно-рациональное (человек руководствуется системой ценностей)
Целерациональное (человек руководствуется целями)
Процессы социального действия: Рационализация человеческой истории. Процесс развития общества как усиление рационального начала.
ü Структурно-функциональный анализ – Парсонс. Общество – целостный организм, который для сохранения стабильности должен поддерживаться социальной структуры. Задача – установить связь между структурами и функциями, ими выполняемыми.
Функции, обеспечивающие выживание социального организма:
1)адаптация (реализуется через экономику, производственную сферу) – деньги.
2)целедостижение (социальные институты: политические) – власть.
3)интеграция социального целого (правовые институты) – влияние.
4)социолизация (образование культура) – удовольствие.
Согласованное действие всех институтов происходит за счет медиаторов.
+Плюсы от наукоцентризма: предсказательность, выделение посредников в структурах
-Нет отдельного человека, актуализации смыслов
· Хабермас: Теория коммуникативного действия. Люди демонстрируют определенные модели социальных действий. Социальные действия придают определенный характер социальной коммуникации – это такой вид деятельности, который определяется современным обществом. Коммуникация – смысловой аспект взаимодействия.
2 типа социальной коммуникации:
ü Инструментальный (присущ части общества, называемой системой) .
ü Жизненный мир.
Они находятся в конфликте. Цель системы – поддержание порядка, обеспечение целостности. Жизненный мир – гражданской общество (опирается на возможность плодотворной коммуникации как взаимодоговора о том, что они делают и зачем). Как упорядочить нарастающий хаос конфликта – консенсус и новая коммуникация.
· Теория социальных практик Поля Бурдье. Социальная жизнь субъекта – совокупность социальных практик. Любой субъект социален, он в процессе социализации переводит вовнутрь всю совокупность окружающей среды., формируя габитус. Человек – малый космос, который отразил в себе космос большой. Габитус определяет жизненный выбор человека. Выбор – деньги –> . бизнесмен.Предлагает совершенно новое описание.