К основным видам умственных операций относятся:
1. сравнение,
2. анализ и синтез,
3. абстракция и конкретизация,
4. индукция и дедукция.
1. Сравнение -операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира.
Два вида сравнения:
1)Непосредственный — когда мы сравнивая два предмета или явления, воспринимаем их одновременно.
2)Опосредованный — осуществляем сравнение путем умозаключения. А для построения нашего умозаключения мы используем косвенные признаки.
Анализ и синтез.
1)Анализ — это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета.
2)Синтез — операция, противоположная анализу. Синтез — это мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств. Синтез может осуществляться как на основе восприятия, так и на основе воспоминаний или представлений. Следует отметить, что первоначально анализ и синтез возникают в практической деятельности. Следовательно, мы можем утверждать, что на протяжении всей жизни человек постоянно использует анализ и синтез. Данные операции по своей сути могут быть практическими и теоретическими (умственными).
|
|
Являясь противоположными по своей сути операциями, анализ и синтез фактически тесно связаны между собой. Они участвуют в каждом сложном мыслительном процессе.
Абстракция и конкретизация.
1)Абстракция — это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков. Суть абстракции как мыслительной операции состоит в том, что, воспринимая какой-либо предмет и выделяя в нем определенную часть, мы должны рассматривать выделенную часть или свойство независимо от других частей и свойств данного предмета. Абстракция широко используется нами при образовании и усвоении новых понятий, так как в понятиях отражены только существенные, общие для целого класса предметов признаки.
Виды абстракции:
1)практическая, непосредственно включенная в процесс деятельности .
2)чувственная, или внешняя .
3)высшая, или опосредованная, выраженная в понятиях.
Следует отметить, что при осуществлении операций абстракции мы можем столкнуться с ошибками двоякого рода:
1)Усваивая определенные понятия (теоремы, правила и т. д.), мы не можем отвлечься от конкретных примеров или информационного фона, с использованием которого производится формирование данного понятия, в результате чего мы не можем использовать сформированное понятие в других условиях.
2)Ошибкой другого рода при осуществлении операций абстракции является отвлечение от существенных признаков предмета или явления. В результате мы пытаемся обобщить то, что нельзя обобщать, и у нас формируется искаженное или ложное представление.
|
|
2)Конкретизация является процессом, противоположным абстракции. Конкретизация — это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Конкретизируя общее понятие, мы лучше его понимаем.
3. Индукция и дедукция. В мыслительных операциях принято различать два основных вида умозаключений: индуктивные, или индукцию, и дедуктивные, или дедукцию.
1)Индукция — это переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи. Достоверность индуктивного умозаключения достигается не только за счет увеличения количества случаев, на котором оно строится, но и за счет использования разнообразных примеров, в которых варьируют несущественные признаки предметов и явлений. Следовательно, для осуществления правильного индуктивного умозаключения важно знать, от каких свойств или качеств предмета зависит наблюдаемый нами факт или явление, и установить, меняется ли это свойство, или качество, в тех единичных случаях, которые мы наблюдали.
Процессом, противоположным индукции, является дедукция.
2)Дедукция — это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения.
Следует иметь в виду, что дедуктивные суждения часто наталкиваются на определенные затруднения. Эти затруднения вызваны тем, что наблюдаемый нами случай не осознается как случай, попадающий под действие того или иного общего положения.