ВВЕДЕНИЕ
Известно, что строительство представляет собой процесс последовательного выполнения многочисленных работ, которые подразделяются на общестроительные и специальные. Для выполнения любых строительных работ требуются материальные и трудовые ресурсы, включающие материалы (м3, т, шт. и др.), затраты труда рабочих (чел.-ч), машины и механизмы (маш.-ч).
Потребность в указанных ресурсах определяется на основе сметных норм на измеритель работ, объемы которых указаны в рабочих чертежах проектной документации. Нормы расхода ресурсов могут быть государственными, отраслевыми, территориальными и фирменными.
Произведение норм расхода ресурсов на цены ресурсов и объемы работ дает сумму прямых затрат в сметной стоимости работ. Прямые затраты на единицу измерения работы называются сметной единичной расценкой.
В строительном деле, однако, прямых затрат недостаточно. Требуются еще затраты на организацию, управление и обслуживание строительства — так называемые косвенные, накладные, расходы. Сумма прямых затрат и накладных расходов образует сметную себестоимость — издержки производства на выполнение строительных работ.
Формирование цены на любую продукцию себестоимостью не завершается. Подрядчику (исполнителю работ) необходима, еще нормативная, сметная, прибыль на развитие производства, социальной сферы и материальное стимулирование работников. Кроме того, при необходимости начисляется резерв средств на непредвиденные работы и затраты.
Окончательное решение по выбору нормативов и метода определения стоимости строительной продукции принимается заказчиком и подрядчиком в договоре строительного подряда.
Для определения сметной стоимости работ и затрат составляются локальные сметы, на основе которых разрабатываются объектные сметы и сводный сметный расчет стоимости строительной продукции в целом. При этом главным условием является правильное и обоснованное составление смет с последующей квалифицированной экспертизой (проверкой) выполненных сметных расчетов.
Глава 1
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Основы ценообразования и его особенности в строительстве
Для составления и проверки смет необходимо владеть основами сметного дела в строительстве. Сметное дело вытекает из теоретических основ ценообразования.
В условиях конкурентной рыночной экономики цена любого товара, в том числе цена рабочей силы, формируется под воздействием основного закона рынка — закона спроса и предложения. В качестве примера можно привести цены на нефть и жилье. При увеличении спроса растет цена барреля нефти. В последнее время в Москве и Санкт-Петербурге в результате снижения объемов предложений в связи с проблемами получения земельных участков и.соответствующего увеличения спроса, в том числе за счет расширения ипотечного и простого кредитования, наблюдается значительный рост цен на рынке строительства жилья.
В цене как центральной экономической категории рынка отражается вся система ценообразующих факторов: динамика издержек (затрат) производства (себестоимости), монополизация рынка, коррупционные явления, соотношение спроса и предложения и др.
Цены могут быть регулируемыми и договорными. Государственное (административное) регулирование цен осуществляется на продукцию так называемых естественных монополий (железнодорожный транспорт, газ, энергетика, связь, услуги жилищно-коммунального хозяйства). На остальные товары (работы, услуги) производители устанавливают свободные (договорные) цены. Различают оптовые (для крупных партий товаров) и розничные (для продажи товаров мелкими партиями) цены.
Кроме того, в зависимости от отраслевых особенностей применяют следующие виды цен:
• отпускные цены на промышленную продукцию .
• закупочные цены на продукцию сельского хозяйства .
• сметные цены в строительстве .
• тарифы на перевозки грузов и услуги связи .
• тарифы на электроэнергию .
• тарифы и цены на жилищно-коммунальные, бытовые и другие платные услуги.
В общем виде формула ценообразования имеет следующее классическое выражение:
W=c + v + m, (1.1)
где W— цена продукции (работ, услуг) . с — стоимость материальных ресурсов (материалы, топливо, электроэнергия, амортизация и др.), т. е. стоимость прошлого труда, овеществленная в материальных ресурсах . v — заработная плата, размер средств на оплату труда работников, участвующих в изготовлении продукции (стоимость живого труда, стоимость рабочей силы) .т — прибавочный продукт, прибавочная стоимость, прибыль предпринимателя (работодателя) . (с + v) — себестоимость продукции (издержки производства) . (v + m) — вновь созданная стоимость, добавленная к стоимости материальных ресурсов живым трудом работников.
В строительстве ценообразование имеет общие для всех отраслей принципы и единый методический подход. В условиях рынка оно проходит определенные этапы (рис. 1.1).
Определение объекта ценообразования | Изучение спроса и предложения | Анализ издержек производства и реализации | Анализ цен конкурентов | Выбор метода ценообразования | Установление договорной цены | |||||
Рис. 1.1. Этапы ценообразования
Чаще используют три метода ценообразования,
основанные на издержках производства, спросе покупателей и ценах конкурентов.
В современном жилищном строительстве, например, преобладают два последних метода. Себестоимость (издержки производства), как известно, растет в пределах инфляции (около 12% в год), а рост цен на жилье под воздействием спроса опережает рост себестоимости многократно, особенно в Москве и Санкт-Петербурге.
В условиях неопределенности рыночной экономики покупатели, диктующие спрос, знают, что недвижимость является надежным способом сохранения и приумножения средств (доходов).
Цены растут не только на жилье. Наблюдается также постоянный рост цен и тарифов на квартплату, топливо, транспортные перевозки, телефон, электроэнергию и т. д. В связи с этим, а не в результате роста производительности труда, как должно быть, вынужденно растут заработная плата и пенсии.
Строительная продукция отличается спецификой и имеет индивидуальный характер. Этим обусловлены особенности ценообразования в строительстве, основные из которых заключаются в следующем:
• в формировании цены на строительную продукцию одновременно участвуют проектировщик, заказчик и подрядная организация .
• стоимость строительной продукции в значительной мере зависит от места строительства, региональных и природно-климатических условий .
• особенности учета сметной прибыли и формирования стоимости эксплуатации машин и механизмов .
• стоимость строительной продукции определяется сметой, составляемой на основе проекта (чертежей, спецификаций), сметных норм, расценок и других данных.
Особенности финансирования и кредитования строительства связаны в первую очередь с длительностью возведения зданий и сооружений.
В сметном деле используют два понятия: смета и сметный расчет. Смета является более точной ценой и составляется на основе объемов работ по рабочей документации (РД) или рабочим чертежам (РЧ). Сметные расчеты составляются на предпроектной или проектной стадии, когда рабочая документация еще не разработана и объемы работ окончательно не определены.
Цена на строительную продукцию определяется инвестором и подрядчиком в процессе заключения и исполнения договора подряда на строительство. Заказчик-инвестор для переговоров с подрядчиком предварительно разрабатывает (самостоятельно или с помощью проектировщика) инвесторскую смету (расчеты по определению стартовой цены). В свою очередь, подрядная организация для обоснования предложений по договорной цене составляет сметные расчеты (калькуляции издержек производства) подрядчика.
Свободная (договорная) цена обеспечивает подрядчику возврат издержек производства и причитающуюся прибыль в размере обусловленной нормы, а инвестору (заказчику) — определение объема инвестиций на строительство объекта. При этом договорная цена может определяться как на основе сметной стоимости, так и по соглашению сторон с использованием соответствующих нормативов.
Используемые сметно-нормативная база и метод формирования цены определяются инвестором и подрядчиком в процессе переговоров и фиксируются в договоре подряда (приложение 19).
Договорная цена формируется, как правило, на основании согласованных и утвержденных методических документов в строительстве (МДС) в виде методик, методических указаний (рекомендаций) и нормативной документации. Пользуясь единым подходом в части методики составления смет и определения сметных нормативов, стороны приходят к соглашению.
Регулирование вопросов ценообразования в субъектах Российской Федерации осуществляют региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС).
1.2. Современная методическая и нормативная база
определения стоимости строительной продукции
Составление смет в строительстве требует разработанной и согласованной методической и сметно-нормативной базы. В условиях развития рыночных отношений, начиная с 1992 г., Госстрой России проводил работу по выпуску нормативных документов для определения стоимости строительной продукции: свода правил (СП), руководящих и методических документов в строительстве (РДС, МДС). По мере совершенствования сметного дела Госстрой Российской Федерации постановлением от 08.04.2002 г. № 16 «О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве» с 01.09.2003 г. отменил сметно-нормативные базы 1984 и 1991 г. и обязал перейти на новую сметно-нормативную базу 2001 г. в ценах по состоянию на 01.01.2000 г.
Основные составляющие современной методической и сметно-нормативной базы определения стоимости строительной продукции показаны на рис. 1.2
Действующая в настоящее время система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные, отраслевые, территориальные, а также фирменные сметные нормативы и расценки. Основным государственным методическим документом является новая Методика Госстроя России по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004, далее Методика).
Методика принята и введена в действие с 9 марта 2004 г. вместо Свода правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации (СП 81-01-94), Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99) и ряда других МДС и методических указаний.
В Методике даны общие сведения о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве, положения по определению стоимости строительства, порядок составления сметной документации и определения стоимости строительства в составе предпроектных проработок.
В восьми приложениях к Методике приведен ценный материал по рекомендуемым коэффициентам для учета в сметах влияния условий производства работ, предусмотренных проектами, даны единые образцы (взамен форм) сметных документов, показана расшифровка основных видов прочих работ и затрат, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства, уточнены другие вопросы составления смет. Существенные изменения внесены Методикой в перечень основных видов прочих работ и затрат по главам 1 и 9, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства (приложение 17).
Вместе с тем не все то, что было пересмотрено, есть в новой Методике (в частности, «Порядок определения сметных затрат по оплате труда рабочих»).
Госстроем России приняты также новые Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004), введенные в действие с 12 января 2004 г. вместо МДС 81-4.99. Методика исчисления сумм накладных расходов в процентах от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов, естественно, сохранилась, но изменены многие нормативы, как укрупненные, так и по видам работ. В МДС 81-33.2004 дополнительно даны нормативы накладных расходов по видам ремонтно-строительных работ. Внесены изменения и в структуру накладных расходов по статьям затрат. Все изменения нашли отражение в приложениях 6-8.
Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81-25.2001) сохранились, за исключением материала приложения 3 к ним (нормативы сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ), которые с выходом письма Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству «О порядке применения нормативов сметной прибыли в строительстве» от 18.11.2004 г. № АП-5536/06 утратили силу.
В настоящее время по нормативам сметной прибыли на строительные, монтажные, ремонтно-строительные и ремонтно-реставрационные работы следует руководствоваться данными документов в приложениях 9,10,16.
В практической работе для строителей весьма полезны Методические рекомендации по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций (МДС 83-1.99). Документ разработан в соответствии с решением Госстроя России от 24.02.1999 г. № 5 «О ходе выполнения работ по реформированию сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве». В Методических рекомендациях отражены практические предложения по оплате труда работников строительных организаций в соответствии с договорными ценами, сметами на строительство и договорами подряда. В них также приводятся: общая нормативно-расчетная база определения средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство . база организации заработной платы в строительно-монтажных и ремонтно-строительных организациях . методы определения размера средств на оплату труда, характеристика систем и форм оплаты труда, принципы разработки и применения единой тарифной сетки для оплаты труда работников любой строительной организации с конкретными примерами.
Достаточно ценным с практической точки зрения является материал приложений к МДС 83-1.99 (перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, районные коэффициенты к заработной плате работников по регионам Российской Федерации и др.).
Отметим также Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (МДС 81-3.99). Они разработаны структурными подразделениями Госстроя России во главе с Центральным научно-исследовательским институтом экономики и управления в строительстве, приняты и введены в действие с 01.01.2000 г. постановлением Госстроя России от 17.12.1999 г. № 81. В них подробно, с конкретными примерами расчетов освещены все вопросы разработки сметных норм и расценок в расчете на 1 маш.-ч эксплуатации строительных машин и механизмов. Даны рекомендуемые показатели годового режима работы строительных машин и автотранспортных средств в маш.-ч и поправочные коэффициенты по температурным зонам. На основе приведенного в МДС 81-3.99 методического материала можно решать любые вопросы, касающиеся затрат машинного времени в маш.-ч и стоимости эксплуатации машин в расчете на 1 маш.-ч, включая оплату труда рабочих, управляющих машинами (руб.).
Перечень других нормативных документов по строительству, используемых в сметном нормировании, приведен в списке литературы в конце этой книги.
В новой структуре федеральных органов исполнительной власти бывший Госстрой России с 01.12.2004 г. вошел в состав Министерства регионального развития Российской Федерации в качестве Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Вопросами ценообразования и сметного нормирования в строительстве занимается соответствующий департамент, а по регионам — региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) и комитеты по строительству при администрациях регионов.
Основным нормативным документом в строительстве, как известно, являются СНиП (Строительные нормы и правила) в 4 частях.
Действующая система ценообразования и сметного нормирования включает ч. 4 СНиП — Сметные нормы и правила, Государственные федеральные сметные нормативы и другие нормативы, необходимые для определения сметной стоимости строительства.
Сметные нормативы — это обобщенное название комплекса сметных норм, цен и расценок, объединенных в различные сборники.
Отдельной сметной нормой называется совокупность ресурсов (затраты труда рабочих в чел.-ч, время работы строительных машин в маш.-ч, потребность в материалах в натуральных показателях), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных и других работ.
Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества материальных и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения единицы измерения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям (расценкам).
Состав и потребность ресурсов в сметных нормах должны соответствовать современному техническому уровню в строительном производстве, прогрессивным проектным решениям с использованием достижений промышленности строительных материалов. Сметные нормы, как и нормы затрат труда, должны быть технически и экономически обоснованы, отражать реальные условия выполнения работ. Использование сметных норм и расценок начинается в проектных организациях при разработке проектно-сметной документации, проекта организации строительства (ПОС) и проекта производства работ (ППР).
Сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных условиях. При выполнении работ в особых условиях к соответствующим элементам сметных норм и расценок применяются коэффициенты, приводимые как в приложении 1 МДС 81-35.2004, так и в Общих указаниях к сборникам расценок.
• Суммарный результат умножения элементов сметной нормы на соответствующие цены ресурсов дает единичную расценку — стоимость прямых затрат на измеритель работы (см. рис. 1.2).
Сметные нормативы подразделяются на государственные (федеральные), производственно-отраслевые, территориальные и фирменные. При этом различают элементные (на единицу измерения ресурсов и работ) и укрупненные (на комплекс работ и относительные показатели в процентах) нормативы. Соответственно составляются единичные (на измеритель работ) и укрупненные (на комплекс работ) расценки.
К действующим элементным сметным нормам относятся:
• государственные элементные (ГЭСН-2001) .
• производственно-отраслевые (ПОСН) .
• территориальные элементные (ТЭСН) .
• фирменные (ФСН) .
• единичные расценки (прямые затраты на единицы измерения работ) в сборниках федеральных единичных расценок (ФЕР-2001), территориальных единичных расценок (ТЕР-2001) .
• сметные цены в сборниках цен на материалы, изделия, конструкции . цены на перевозки грузов для строительства . средние сметные цены на основные строительные ресурсы (сборники «ССЦ», «Стройка», «Строймаркет» и др.).
К действующим укрупненным сметным нормативам относятся:
• относительные сметные нормативы, выраженные в процентах и коэффициентах:
♦ нормативы сметной прибыли (общеотраслевые и по видам работ) .
♦ нормативы накладных расходов по основным видам строительства и видам работ .
♦ сметные нормы затрат на строительство и разборку временных титульных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001, ГСНр 81-05-01-2001) .
♦ сметные нормы дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время (ГСН 81-05-02-2001, ГСНр 81-05-02-2001) .
♦ резерв средств на непредвиденные работы и затраты (п. 4.96 МДС 81-35.2004) .
♦ индексы (коэффициенты) изменения стоимости работ, устанавливаемых к базовому уровню цен .
• укрупненные сметные нормативы, расценки и показатели стоимости (сборники и удельные показатели):
♦ укрупненные показатели на виды работ (УПВР) .
♦ укрупненные показатели базисной стоимости на виды работ (УПБС BP) .
♦ укрупненные показатели базисной стоимости строительства зданий и сооружений (УПБС) .
♦ прейскуранты на строительство зданий и сооружений (ПРЗС) .
♦ укрупненные сметные нормативы (УСН) и расценки (УР) на здания, сооружения, конструкции и виды работ .
♦ укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) .
♦ укрупненные расценки на конструкции и виды работ жилищно-гражданского строительства (УР-2001 СПб) .
♦ прейскурант на наружные сети водопровода и канализации (ПР-2001 СПб) .
♦ укрупненные показатели базисной стоимости строительства по объектам-аналогам (УПБС-2001) .
♦ дельные показатели стоимости строительства (УПСС) в текущих ценах, публикуемые в официальных изданиях, например в журнале «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве» (ЦиСН) РЦЦС СПб.
Основными элементными сметными нормами являются нормы сборников ГЭСН-2001. Они предназначены для определения состава и потребностей материальных и трудовых ресурсов на измеритель работ. Используются в сметных расчетах ресурсным методом и разработки единичных расценок. ГЭСН-2001 обязательны для всех предприятий и организаций, осуществляющих строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. В других случаях они могут иметь рекомендательный характер.
Показатели ГЭСН-2001 могут служить основой для разработки производственных норм расхода материалов и их списания.
Состав сметно-нормативной базы 2001 г. в строительстве показан на рис. 1.3. Здесь следует обратить внимание на издание новых сборников на многие виды работ как на федеральном, так и территориальном уровне.
Кроме того, вышли следующие новые указания:
1.МДС 81-36.2004 — Указания по применению ФЕР-2001 на строительные и специальные строительные работы.
2.МДС 81-37.2004 — Указания по применению федеральных единичных расценок на монтажные работы (ФЕРм-2001).
3. МДС 81-38.2004 — Указания по применению федеральных единичных расценок на ремонтно-строительные работы (ФЕРр-2001).
Сборники государственных элементных сметных норм(ГЭСН-2001) на виды работ | Территориальные элементные сметные нормы (ТЭСН) | Сборники единичных расценок в сметных ценах на 01.01.2000 г. | ||||||
Федеральные (ФЕР-2001, ФЕРр-2001, ФЕРм-2001, ФЕРп-2001) | территориальные на виды работ | |||||||
строительные (ГЭСН-2001 | ремонтно-строительные (ГЭСНр-2001) | монтаж-ные (ГЭСНм- 2001) | пускона- ладочные (ГЭСНп- 2001) | Строительные (ТЕР-2001) | Ремонтно-строительные и ремонтно-реставрационные (ТЕРр-2001 иТЕРрр-2001) | Монтажные (ТЕРм-2001) | ||
ГЭСН-2001-01-24, 24-29, 29-33, 34, 35, 36, 36-41, 37-47, 42^*7 Дополнения и изменения к сборникам ГЭСН-2001. Выпуски 1,2 | ГЭСНр-2001 с № 51 по № 62 (ч. I), с № 63 по №69 (ч. II) Комплект, части I и II вместе | ГЭСНм-2001-01-12, 14-17, 19-20, 21-24, 26-41 Изменения и дополнения кГЭСНм-2001. Выпуск 1 | ГЭСНп- 2001-01- Комплект ГЭСНп 01-09 Изменения и дополнения к ГЭСНп-2001. Выпуск 1 | ТЭСН, ТСН, ЭСНр и др.КЦЦС и РЦЦС-СПб | На строительные работы ФЕР-2001: МДС 81-36.2004 — Указания по применению ФЕР-2001 на строительные и специальные строительные работы ФЕР-2001-01-05, 05-47 На ремонтно-строительные работы ФЕРр-2001: МДС 81-38.2004 — Указания по применению ФЕР на ремонтно-строительные работы. ФЕРр-2001 в одном томе На монтажные работы ФЕРм-2001: МДС 81-37.2004 — Указания по применению ФЕР на монтажные работы. ФЕРм-2001-02, 03, 05-12, 14-17, 20. 23, 24, 26-41 На пусконаладочные работы ФЕРп-2001: Указания по применению ФЕРп-2001. ФЕРп-2001-01-09 | Общие указания по применению ТЕР- 2001 СПб. ТЕР-2001-01, 04,05, 05-20, 22-24, 24, 26-36 Комплект «Гидротехнические работы». ТЕР-2001 -36-41 ТЕР-2001-42-47 Дополнения и изменения к сборникам ТЕР-2001 СПб. Выпуски 1, 2 | ТЕРр-2001 СПб Сборники с № 51 по № 69 (в одном томе) ТЕРрр-2001 СПб Комплект (4 тома) Том1:ТЕРрр-2001-01-05 Том 2: ТЕРрр-2001 -06-12 Том З: ТЕРрр-2001-13-20. 22 Том 4: ТЕРрр-2001-21, 23-30 | Общие указания по применению ТЕРм- 2001 СПб. ТЕРм-2001-01-12, 15-17, 23, 24, 26-40 ТЕРмр-2001-41 СПб — капитальный ремонт и модернизация оборудования лифтов УР Сборник укрупненных сметных норм и расценок на конструкции и виды работ в жилищно-гражданском строительстве. Дополнения к сборнику (выпуск 1) |
Рис. 1.3. Состав сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве Российской Федерации и Санкт-Петербурга 2001г.
В связи с этим РЦЦС СПб скорректировал Общие указания по применению ТЕР-2001 СПб, ТЕРр-2001 СПб и ТЕРм-2001 СПб, включая размеры коэффициентов, учитывающих усложняющие факторы при производстве работ.[1]
Положительным моментом в развитии сметно-нормативной базы 2001 г. является разработка территориальных единичных расценок на ремонтно-реставрационные работы (ТЕрр-2001 СПб).
В соответствии с Порядком разработки, согласования, утверждения и введения в действие территориальных строительных норм Санкт-Петербурга (ТСН 10-301-2003 СПб) от 07.07.2003 г. РЦЦС СПб разработаны и утверждены приказом Министерства культуры РФ от 01.07.2003 г. № 930 Территориальные единичные расценки на ремонтно-реставрационные работы по объектам культурного наследия (памятникам культуры) Санкт-Петербурга и пригородов (ТЕРрр-2001 СПб) в составе 4 томов: от земляных работ до реставрации и воссоздания янтарного набора предметов декоративно-прикладного искусства.
При составлении смет на ремонтно-реставрационные работы используются также нормативы, принятые Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли Администрации Санкт-Петербурга. Распоряжением от 23.06.2003 г. № 26-р «Об утверждении размеров лимитированных затрат, включаемых в сметную документацию на ремонтно-реставрационные работы по объектам культурного наследия (памятникам культуры) Санкт-Петербурга и пригородов» (приложение 16).
1.3. Основные требования и правила разработки сметной документации
Основные требования к проектированию, составлению смет и строительству изложены в строительных нормах и правилах (СНиП). Этот государственный нормативный документ состоит из четырех частей, каждая из которых делится на главы.
Часть 1 «Строительные материалы, изделия, конструкции и оборудование»
содержит главы относительно:
• номенклатуры, основных размеров и требований к качеству строительных материалов и деталей .
• указаний по выбору и применению строительных материалов, деталей и конструкций в зависимости от класса зданий и сооружений .
• основных правил перевозки, хранения и приемки строительных материалов, деталей и конструкций.
Часть 2 «Нормы строительного проектирования» содержат главы, касающиеся:
• основных положений по:
♦ классификации зданий и сооружений .
♦ единой модульной системе .
♦ противопожарным требованиям .
♦ строительной климатологии и геофизике .
♦ строительным конструкциям и основаниям .
♦ строительной теплотехнике .
♦ естественному и искусственному освещению .
♦ нагрузкам и воздействиям .
♦ строительству в сейсмических районах и др. .
• норм проектирования конструкций:
♦ каменных и армокаменных .
♦ бетонных и железобетонных .
♦ стальных .
♦ деревянных .
♦ оснований зданий и сооружений и др. .
• норм проектирования:
♦ генеральных планов промышленных предприятий .
♦ планировки и застройки населенных мест .
♦ жилых, общественных и промышленных зданий .
• норм проектирования:
♦ наружного и внутреннего водопровода .
♦ канализации .
♦ отопления .
♦ вентиляции .
♦ газоснабжения .
• норм проектирования:
♦ морских и речных гидротехнических сооружений .
♦ железных и автомобильных дорог .
♦ мостов, труб и тоннелей.
♦ Часть 3 «Правила производства и приемки строительных работ» содержит:
• общие положения по организации и механизации строительства и организации строительных работ .
• правила производства строительных работ .
• требования к качеству строительных работ и основные допуски .
• правила промежуточной и окончательной приемки строительных работ, а также указания по приемке в эксплуатацию предприятий, зданий и сооружений.
Часть 4 «Сметные нормы и правила» содержит:
• правила определения сметной стоимости строительных материалов, деталей и конструкций .
• правила определения сметной стоимости эксплуатации строительных машин .
• определение средств на оплату труда .
• правила определения лимитированных и прочих затрат, включаемых в сметы на строительство .
• правила разработки и применения сметных норм и др. .
• сборники сметных норм и расценок (приложения к СНиП).
Относительно СНиП следует добавить, что в связи с принятием Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2006 г., в соответствии с которым будут разработаны регламенты стандартов, в том числе по сметному нормированию, все части СНиП в настоящее время носят рекомендательный характер.
Согласно «Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» (СНиП 11-01-95), сметная документация является составной частью проекта на возведение строительной продукции и входит в проект отдельным разделом.
Проект — это комплекс инженерных решений, оформленных в виде комплекта инженерно-экономических документов, расчетов, позволяющих судить о целесообразности и качестве будущего здания или сооружения. Он включает пояснительную записку, чертежи и сметы.
Работу по проектированию выполняют по договору с заказчиком проектные, проектно-строительные организации и другие юридические и физические лица, имеющие лицензионные права на проектирование.
Проектирование осуществляется в одну или две стадии. При одностадийном проектировании разрабатывается рабочий проект на технически несложные и типовые здания. Двухстадийное проектирование предусматривает разработку проекта и рабочей документации.
Рабочий проект разрабатывается на основании утвержденного задания на проектирование и представляет собой проект, совмещенный с рабочей документацией. При двухстадийном проектировании сначала согласовывается и утверждается проект, а затем разрабатывается рабочая документация.
По чертежам рабочей документации (рабочего проекта) составляются спецификации материалов, локальные и сводные ведомости потребности в материалах, конструкциях и изделиях (ВМ и СВМ), ведомости ресурсов и объемов работ, локальные и объектные сметы, выполняются все строительно-монтажные работы (СМР) по запроектированному объекту.
Проектирование осуществляется на основе исходно-разрешительной документации, архитектурно-планировочного задания (АПЗ) Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) региона, задания на проектирование и других исходных данных.
КГА выдает АПЗ на проектирование по заявке заказчика (инвестора) в месячный срок со дня регистрации заявки.
Основными документами, регулирующими отношения сторон при проектировании, являются договор, заключаемый заказчиком с проектировщиком, и задание на проектирование. Рекомендуемый состав и содержание задания на проектирование приведены в приложении 20. Основные требования к заданию на разработку проекта застройки изложены в СНиП 11-04-2003 «Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации». Задание на проектирование подлежит согласованию с КГА.
Вместе с утвержденным заданием на проектирование заказчик передает проектировщику исходные данные, необходимые для проектирования в соответствии с договором.
Государственные службы, отраслевые ведомства и другие заинтересованные организации предоставляют технические условия и требования для проектирования объекта по заявке заказчика в срок не более 15 дней со дня регистрации заявки, часть которых используется при предпроектной подготовке строительства объекта — ТЭО или ТЭР стоимости проекта для обоснования экономической целесообразности проектирования и строительства.
Сметная документация в составе проекта разрабатывается в соответствии с требованиями СНиП 81-01-2004 («Инструкция о порядке определения стоимости строительной продукции на территории РФ»), МДС 81-35.2004 и начинается с краткой пояснительной записки и сводного сметного расчета стоимости строительства.
Правительство РФ Постановлением от 27.12.2000 г. № 1008 утвердило «Положение о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации», в соответствии с которым проектная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе независимо от источников финансирования и формы собственности объектов.
До утверждения и экспертизы проектная документация подлежит обязательному представлению на рассмотрение:
• главному архитектору Санкт-Петербурга .
• в КГИОП .
• в Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Санкт-Петербурга (ЦГСЭН) .
• в Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) .
• в Управление садово-паркового хозяйства (УСПХ).
Государственную экспертизу проектов застройки и проектной документации на строительство объектов на территории Санкт-Петербурга проводят:
• Северо-Западный филиал государственной экспертизы проектов МЧС РФ (по соответствующим объектам) .
• Служба Государственного строительного надзора и экспертизы в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.10. 2004 г. № 1747 .
• специализированные государственные экспертные организации.
Экспертиза объектов государственного значения проводится в Главном управлении государственной вневедомственной экспертизы (Главгосэкспертизе России).
В соответствующих министерствах и ведомствах действуют отраслевые экспертные подразделения.
Основная цель экспертизы — контроль соблюдения государственных норм и правил. Продолжительность проведения государственной и специализированных экспертиз устанавливается договором, но не, должна превышать 30 дней. Для особо сложных объектов продолжительность экспертизы может быть увеличена, но не более чем на 10 дней.
По результатам экспертизы составляется заключение, которое является обязательным документом для исполнения заказчиками, проектными, подрядными и другими заинтересованными организациями.
Работы по экспертизе предпроектной и проектной документации оплачиваются заказчиком с отнесением данных затрат на главу 12 сводного сметного расчета стоимости строительства по нормативам от стоимости проектных и изыскательских работ (графы 7 и 8).
Раздел «Сметная документация» содержит локальные и объектные сметные расчеты, сметные расчеты на отдельные виды затрат, в том числе на изыскательские и проектные работы, сводный сметный расчет стоимости строительства и, при необходимости, сводку затрат. На основе сметной стоимости строительства заказчики и подрядчики по результатам подрядных торгов формируют договорную цену на строительную продукцию.
Договорная цена может быть окончательной или открытой, уточняемой по условиям договора в ходе строительства.
Определение стоимости строительной продукции, как правило, осуществляется в два этапа.
1. В составе ТЭО на предпроектной стадии разработки проекта.
На данном этапе рекомендуется использовать укрупненные показатели базовой стоимости или данные проектов-аналогов. При этом учитываются резерв средств на непредвиденные работы и затраты и налог на добавленную стоимость.
2. В составе проектно-сметной документации определяется сметная стоимость
строительства.
Основанием для определения стоимости строительства служат проект, рабочая документация и соответствующая сметно-нормативная база.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.07.2004 г. № 1322 рекомендуется «Совмещенный график проектирования и строительства объекта».
Продолжительность проектирования по рекомендуемому графику с момента постановления Правительства и начала оформления АПЗ КГА до окончания разработки рабочей документации, включая смету, составляет почти 14 месяцев. Период строительства от отвода участка до окончания благоустройства и озеленения равен в среднем 22 месяцам.
В развитых странах вся подготовительная работа занимает 1 год (сначала приобретается земля, которая становится залогом).
Затраты на проектирование составляют в России в среднем около 6% стоимости строительства, за рубежом (в развитых странах) — 12%.
Глава 2
СОСТАВ СМЕТНОЙ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА
И СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ
2.1. Методические основы определения сметной стоимости строительной продукции
Сметная стоимость строительства — это сумма денежных средств, необходимых для осуществления строительства и определяемых сметными расчетами по проектным данным и сметным расценкам.
В соответствии с технологической структурой капитальных вложений и практикой работы подрядных организаций сметная стоимость строительства (реконструкции, ремонта) формируется из следующих частей:
• стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ .
• стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ) .
• стоимость оборудования, мебели и инвентаря .
• прочие затраты.
Строительные работы, как отмечалось выше, подразделяются на общестроительные и специальные.
К общестроительным относятся земляные, каменные, бетонные, железобетонные работы, монтаж различных конструкций, устройство полов, кровель, а также отделочные работы.
Специальными считаются санитарно-технические и электротехнические работы, буровзрывные и некоторые другие.
В сметном деле под монтажными работами понимаются работы по установке (монтажу) оборудования и прокладке устройств, связанных с оборудованием.
К прочим затратам относятся все затраты, не включаемые в стоимость предыдущих затрат (отвод земельного участка, проектно-изыскательские работы, технический и авторский надзор, экспертиза проектно-сметной документации).
Подробный состав вышеуказанных частей сметной стоимости строительства приведен в МДС 81-35.2004.
В целом структура сметной стоимости строительства примерно следующая:
• стоимость строительных и монтажных работ — 46-48% .
• стоимость оборудования, мебели и инвентаря — 35-36% .
• стоимость прочих затрат — 17-18%.
В условиях рыночной экономики и научно-технического прогресса решается проблема дальнейшего совершенствования технологической структуры капитальных вложений в сторону увеличения доли затрат на оборудование за счет снижения удельного веса стоимости строительных и монтажных работ.
Сметная стоимость как строительных (ремонтно-строительных), так и монтажных работ (Ссмр) по методам расчета и экономическому содержанию в основном состоит из прямых затрат (ПЗ), накладных расходов (НР) и сметной прибыли (СП):
С смр = ПЗ +НР +СП. (2.1)
Кроме того, при разработке локальных смет могут учитываться и другие затраты, а также НДС.
Прямые затраты непосредственно (напрямую) связаны с выполнением определенного объема работ. Поэтому их величина определяется прямым счетом и зависит от объемов работ, необходимых ресурсов, сметных норм и цен на ресурсы.
В состав прямых затрат входят:
• затраты на заработную плату рабочих-строителей (Зс) .
• стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов (Эм), включая заработную плату рабочих-машинистов .
• стоимость строительных материалов, деталей и конструкций (далее — материалы, М).
Таким образом, прямые затраты определяются по формуле:
П3 = М + Зс + Эм. (2.2)
Следует отметить, что в сметную стоимость материалов входят затраты не только на их приобретение, но и расходы, связанные с предварительной заготовкой некоторых материалов и конечной доставкой на строительную площадку.
Стоимость эксплуатации машин включает затраты, предусмотренные сметными нормами и расценками (амортизационные отчисления, стоимость горюче-смазочных материалов и др., а также основная заработная плата рабочих, управляющих машинами).
Накладные расходы предназначены для компенсации затрат строительных организаций на обслуживание, организацию и управление строительством (административно-хозяйственные расходы и др.). Величина их определяется косвенным путем в процентах от фонда оплаты труда рабочих.
Прямые затраты и накладные расходы в сумме образуют сметную себестоимость работ (Сс):
Сс = ПЗ + HP (2.3)
Сметная прибыль (раньше — плановые накопления) — это нормативная (гарантированная) прибыль подрядной организации в составе цены строительной продукции, идущая в основном на развитие производственной базы и социальной сферы подрядчика.
Структура сметной стоимости строительных работ примерно следующая, %:
• затраты на материалы — 50-60 .
• основная заработная плата рабочих — 10-17 .
• стоимость эксплуатации машин и механизмов, включая заработную плату машинистов — 5-10 .
• итого: прямые затраты 65-80,
накладные расходы 12-20,
сметная прибыль 8-11,
всего 100.
Сметная стоимость строительных и других работ определяется локальными сметными расчетами (сметами).
Локальные сметы являются первичными сметными документами и составляются на отдельные виды работ и затрат на основе объемов работ по рабочим чертежам, единичных расценок и цен на неучтенные расценками материальные ресурсы.
2.2. Определение элементов сметной стоимости строительных работ
Составление смет требует знаний по определению элементов сметной стоимости строительных и других видов работ. Поэтому следует кратко остановиться на методических основах определения составляющих сметную стоимость работ.
2.2.1. Определение сметных цен на строительные материалы
Ввиду высокой материалоемкости строительной продукции и значительной доли затрат на материалы в структуре сметной стоимости работ, правильное определение сметных цен на материалы имеет первостепенное значение в работе по составлению локальных смет. Для выполнения этой важной работы Госстрой России обеспечил специалистов Методическими указаниями по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сборников сметных цен на перевозки грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений (МДС 81-2.99 от 17.12.1999 г.). На основе этого документа разрабатываются федеральные, территориальные, отраслевые и фирменные сметные цены материалов в составе соответствующих сборников.
Федеральный сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции составлен для Московской области в базисных ценах на 01.01.2000 г
Территориальные сборники (ССЦ и др.) разрабатываются с учетом конкретных условий изготовления и поставки материалов в соответствующих административно-территориальных районах.
МДС 81-2.99 предусматривает разработку сборников сметных цен в составе следующих частей (см. сборник ССЦ):
Часть I. Материалы для общестроительных и специальных строительных работ.
Часть И. Строительные конструкции и здания.
Часть III. Материалы и изделия для санитарно-технических работ.
Часть IV. Бетонные, железобетонные и керамические изделия (местные материалы). Нерудные материалы. Товарные бетоны и растворы.
Часть V. Материалы, изделия и конструкции для монтажных работ. Содержание территориального сборника несколько отличается от федерального.
В составе локальных сметных расчетов (смет) стоимость строительных материалов учитывается по данным используемых сборников единичных расценок, а при ресурсном методе (локальная ресурсная смета) определятся из данных об их нормативной потребности в физических единицах измерения и соответствующих сметных цен материалов.
В сметных расчетах стоимость неучтенных расценками материалов следует добавлять дополнительными строками на основе приводимых в расценках норм их расхода по данным ГЭСН-2001 на измеритель работ, проектных объемов и текущих или базовых сметных цен. Стоимость материалов включается в состав сметной документации независимо от того, кто их приобрел — заказчик или подрядчик.
Текущая сметная цена учитывает все затраты на изготовление и доставку материалов на строительную площадку (приобъектный склад).
Расчет сметных цен на материалы осуществляется составлением калькуляции по элементам затрат.
Формула сметной цены единицы строительного материала (Цсм) следующая:
Ц см = (Цот + С тар + С тр) Кзс, (2.4)
где Цот — отпускная цена (оптовая или розничная) поставщика (завода или снабженческо-сбытовой организации) . Стар — стоимость тары и реквизита (если она не учтена в отпускной цене) . Стр — стоимость транспортных расходов . Кзс — коэффициент, учитывающий заготовительно-складские расходы подрядных организаций.
Отпускные цены приводятся в соответствующих сборниках, каталогах, прейскурантах или принимаются по текущим ценам поставщиков (прайс-листы предприятий).
Снабженческо-сбытовые организации включают в свои отпускные цены на поставляемую продукцию затраты по доставке материалов до собственных баз и снабженческо-сбытовые наценки.
Сметные цены на тару, упаковку и реквизит учитываются по данным сборников сметных цен на материалы, изделия и конструкции (ССЦ и др.).
Расходы на транспортировку материалов сверх учтенных в отпускной цене в рублях за 1 т приводятся в сборниках сметных цен на перевозку грузов для строительства (ССЦ, ОССП-2001-1).
Расходы по доставке материалов определяются с учетом массы брутто. Коэффициенты перехода от массы нетто к массе брутто приводятся в указанных сборниках.
В МДС 81-2.99 установлены предельные размеры Кзс: по строительным материалам 1,02, металлическим конструкциям 1,0075, оборудованию 1,012.
Стоимость транспортных расходов находится в структуре сметной стоимости материалов на второй позиции после отпускной цены. Отсюда возникает необходимость оптимизации транспортных схем по их доставке на всех стадиях проектирования и строительства объектов.
Для расчета издержек по доставке грузов от места их передачи потребителю до приобъектного склада стройки составляются калькуляции транспортных расходов, что позволяет затем разработать калькуляцию сметных цен материалов.
В связи с тем что поставщик может брать на себя часть транспортных расходов, в прейскурантах и других сборниках оптовых цен для удобства потребителей приведены сведения о видах оптовых цен с использованием международного коммерческого термина «франко», обозначающего, какая часть затрат по доставке материалов до строек учтена в оптовой цене.
Наиболее часто применяются следующие виды оптовых цен:
• франко-склад завода-изготовителя (поставщика) .
• франко-транспортные средства на территории поставщика (ФТС) .
• франко-вагон-станция отправления (ФВСО) .
• франко-вагон (судно)-станция (пристань) назначения (ФВСН).
Цена ФТС сверх затрат на изготовление и складирование материалов дополнительно учитывает затраты по погрузке материалов в транспортные средства, поданные на территорию поставщика.
Оптовая цена ФВСО включает в себя расходы по погрузке материала в вагон и подаче вагона (платформы) до станции отправления.
Цена ФВСН учитывает все транспортные затраты по доставке материала до станции (пристани) назначения.
Сметные цены на строительные материалы имеют вид: франко-приобъектный склад строительной площадки.
Стоимость доставки материалов от приобъектного склада до рабочей зоны учитывается в составе элементных сметных норм и единичных расценок на строительные работы.
В сметном деле принято условное деление материалов на местные и привозные.
К местным строительным материалам относятся: кирпич, сборные бетонные и железобетонные конструкции и изделия, товарные бетоны и растворы, щебень, гравий, песок и др. Они изготавливаются, как правило, на местах и доставляются преимущественно автомобильным транспортом.
Привозными материалами считаются: цемент, металлические конструкции, трубы, стекло, пиломатериалы и т. п. Перевозятся на значительные расстояния и доставляются в основном железнодорожным транспортом по средним зональным ценам.
Сборники единичных расценок не учитывают затраты на местные и некоторые привозные строительные материалы.
2.2.2. Определение размера средств на оплату труда рабочих
В сметных расчетах заработная плата рабочих в составе прямых затрат формируется по расценкам соответствующих сборников в зависимости от норм затрат труда и часовых тарифных ставок.
Вспомним: сметные нормы затрат труда на измеритель работ в чел.-ч приводятся в ГЭСН-2001.
Текущие тарифные ставки оплаты труда рабочих в строительстве ежемесячно публикуются в изданиях Санкт-Петербургского РЦЦС.
Тарифные ставки по шести целым разрядам, например на июнь 2012 г., приведенные в журнале «ЦиСН», следующие.
В указанном источнике отмечается, что приводимые тарифные ставки являются обязательными в сметных расчетах на объекты бюджетного финансирования.
При внебюджетном финансировании предприятиям и организациям строительного комплекса разрешается изменять тарифные ставки, используя приведенные тарифные ставки в качестве ориентиров.
В рыночных условиях важное значение приобретают отраслевые тарифные соглашения, которые заключаются на федеральном и территориальном уровнях между Профсоюзом работников строительства и промышленности строительных материалов, представителями строительных союзов и ассоциаций, правительственными органами, осуществляющими управление строительством.
Методы определения размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство, в том числе на основе ставок, устанавливаемых отраслевыми тарифными соглашениями, изложены в МДС 83-1.99.
При определении в составе прямых затрат размера средств на оплату труда по видам и комплексам работ, конструктивным элементам и объекту в целом на основе тарифных ставок, устанавливаемых отраслевыми тарифными соглашениями, можно использовать следующую формулу:
(2.5)
где Т— нормативные затраты труда рабочих на выполнение конкретного объема работ по их видам, комплексам, конструктивным элементам или объекту в целом, чел.-ч . tp — расчетное число часов работы одного рабочего в месяц, не превышающее нормативной величины, устанавливаемой Минтруда России . С1 — месячная тарифная ставка рабочего первого разряда при работе в нормальных условиях труда, устанавливаемая отраслевыми тарифными соглашениями и индексируемая ежеквартально в установленном порядке, руб. . — тарифный коэффициент среднего разряда выполняемых работ или соответствующего ему среднего разряда рабочих, принимаемый по действующей в организации тарифной сетке . Кр — районный коэффициент к заработной плате (приложение 2) . Кп — коэффициент премиальных выплат по действующим в организации системам оплаты труда, носящим систематический характер, принимаемый в договоре подряда по соглашению сторон (Kn 1) . ПВ — прочие выплаты, производимые за счет средств на оплату труда, включаемые в прямые затраты . Ki — коэффициенты (в долях единицы), учитывающие доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (0,12 и0,24 соответственно), на работах по реконструкции, техническому перевооружению, капитальному ремонту, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий (от 0,10 до 0,25), за разъездной и подвижной характер работ (0,15-0,20 и 0,30-0,40 соответственно), надбавки за профмастерство, расширение зон обслуживания, выполнение особо важных заданий (0,16-0,24) и др. (МДС 83-1.99, п. 3.5-3.12 и 3.15).
Сметную часовую тарифную ставку рабочего первого разряда можно определять на основе статистических данных по формуле:
(2.6)
где — фактическая (на момент расчета) среднемесячная заработная плата рабочего в строительных организациях, руб. . — тарифный коэффициент для среднего разряда рабочих.
В отраслевых тарифных соглашениях регламентируются и некоторые другие надбавки и доплаты: для рабочих на верхолазных работах — 24%, вахтовая надбавка — 75, при работе в вечернее время — 20, в ночное время — 40% часовой тарифной ставки. Остальные доплаты установлены в Трудовом кодексе РФ.
В связи с длительностью процесса строительства результаты расчета средств
на оплату труда следует индексировать в установленном действующим законодательством порядке.
Вопрос об индексации всех элементов прямых затрат должен отражаться в договоре подряда. Тогда при открытой договорной цене взаиморасчеты осуществляются по текущим индексам.
Порядок расчета размера средств на оплату труда для учета в сметах и договорных ценах зависит от метода определения сметной стоимости работ, наличия исходной информации в конкретной строительной организации, а также статистических данных и экономической ситуации на рынке недвижимости.
При любом методе расчета стороны, заключающие договор подряда, должны руководствоваться общими законодательными и нормативно-правовыми актами, а также использовать единую нормативно-расчетную базу (п. 2.3 МДС 83-1.99).
Если строительство осуществляется за счет внебюджетных средств, заказчик и подрядчик вправе самостоятельно определять размер средств на оплату труда рабочих.
В любом случае, размер средств на оплату труда зависит от трудоемкости работ и стоимости цены рабочего времени.
В соответствии с этим при ресурсном методе составления смет расходы на оплату труда определяются по формуле:
(2.7)
где 3 —- расчетная величина средств на оплату труда в текущем (прогнозном) уровне цен по объекту (его части), учитываемая в составе прямых затрат локального ресурсного сметного расчета (сметы), руб. или тыс. руб. . Т— трудоемкость работ (затраты труда рабочих, строителей и механизаторов), которая определяется по нормам, применяемым в подрядной организации, по объекту (его части), чел.-ч или тыс. чел.-ч . — фактическая (на момент расчета) или прогнозируемая (договорная) на будущий период среднемесячная оплата труда одного рабочего (строителя и механизатора) в подрядной организации, руб. . t — среднемесячное количество часов, фактически отработанных одним рабочим подрядной организации в предшествующий период (как правило, год), не превышающее нормативной величины, устанавливаемой Минтруда России.
При базисно-индексном методе определения стоимости строительства средства на оплату труда базисного периода подлежат индексации:
З=(Зс+Зм) Иот, (2.8)
где Зс и Зм — суммарная по объекту (его части) величина заработной платы соответственно рабочих-строителей и механизаторов в базисном уровне сметных норм и цен . Иот — индекс текущего уровня средств на оплату труда в строительстве, который определяется как отношение среднемесячной фактической оплаты труда одного рабочего () к месячной тарифной ставке рабочего среднего разряда в базисном уровне.
Дополнительная заработная плата рабочих (в среднем 15% от общей заработной платы по данным Госстроя России), входящая в фонд оплаты труда, учитывается в составе , а следовательно, и в индексе Иот.
В то же время наблюдается значительное расхождение между долей оплаты труда в общей сметной стоимости работ по официальным ведомостям на заработную плату и по фактическим выплатам.
Необходимо повысить размер оплаты труда в сметной стоимости работ до реального (рыночного) уровня.
Одним из способов решения этой проблемы является компенсация заказчиком разницы в сумме заработной платы по договорным и сметным тарифным ставкам с включением ее в стоимость работ в конце сметы перед начислением НДС. Компенсация допускается в основном при внебюджетном финансировании, если сметная стоимость работ определена по государственным нормам и расценкам.
Сумма компенсации определяется в текущем уровне цен по формулам:
• при ресурсном методе составления смет
Зкомп Tp (C Дmap — С смmap), (2.9)
• где T p — затраты труда рабочих на выполнение работ по локальной ресурcной смете (ведомости), чел.-ч . C Дmap — договорная текущая часовая (тарифная) оплата по среднему разряду рабочих, руб./ч . С смmap — среднечасовая оплата труда по локальной ресурсной смете, составленной в текущих сметных ценах, руб./ч .
• при базисно-индексном методе составления сметы
Зкомп = Здог — ЗБсм, (2.10)
• где Здог — договорная между заказчиком и подрядчиком текущая заработная плата рабочих в руб. или тыс. руб. . ЗБсм — проиндексированная в текущих ценах заработная плата рабочих по смете, составленной по ФЕР (ТЕР)-2001, руб. или тыс. руб.
На сумму компенсации заработной платы начисляется единый социальный налог по установленной с 01.01.2005 г. ставке в 26%.
2.2.3. Сметные нормы и расценки на эксплуатацию строительных машин и механизмов
Стоимость эксплуатации машин (расценка) в составе сметных прямых затрат определяется на основе данных о нормах времени их полезного использования в маш.-ч и соответствующей цены 1 маш.-ч эксплуатации машин.
Нормативное время работы строительных машин рассчитывается по данным соответствующих сборников сметных норм и объемам работ. Полученные результаты приводятся в ресурсных ведомостях, сметах, а также в проекте организации строительства.
Сметные цены машино-часа на отдельные виды машин и механизмов содержатся в сборниках сметных цен на эксплуатацию строительных машин. Выбор сборника зависит от того, в каких сметных ценах составляется сметная документация.
В составе новой сметно-нормативной базы разработаны сметные нормы и расценки на эксплуатацию машин в ценах на 01.01.2000 г. Они комплектуются в отдельные сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин. Эти сборники могут быть федеральными, отраслевыми и территориальными.
На федеральном уровне сметные нормы эксплуатации машин и механизмов приводятся в маш.-ч на измеритель работ в сборниках ГЭСН по видам работ.
Сметные расценки на эксплуатацию строительных машин, механизмов и средств малой механизации на территориальном уровне даны в сборнике ССЦ РЦЦС СПб.
Стоимость 1 маш.-ч эксплуатации строительных машин в соответствии с МДС 81-3.99, а также МДС 81-35.2004 включает следующие затраты (руб./маш.-ч):
Смаш.-ч = А + З + Б + Э + С + Г + Р + П, (2.11)
где А — размер постоянных эксплуатационных затрат — нормативные амортизационные отчисления на полное восстановление машин . 3 — размер оплаты труда рабочих, управляющих строительными машинами (машинистов, водителей) . Б — размер затрат на замену быстроизнашивающихся частей . Э — размер затрат на энергоносители . С —размер затрат на смазочные материалы . Г — размер затрат на гидравлическую жидкость . Р — размер затрат на все виды ремонта, техническое обслуживание и диагностирование машин . П — размер затрат на перебазирование машин с одной стройплощадки (базы механизации) на другую строительную площадку.
1. Амортизационные отчисления на полное восстановление машин рассчитываются по формуле:
(2.12)
Где балансовая (инвентарно-расчетная стоимость машины, руб.) . На — годовая норма амортизационных отчислений на полное восстановление по данному виду строительных машин, %/год . Т — нормативный годовой режим эксплуатации машин, маш.-ч/год (приложение 4 МДС 81-3.99).
2. Размер оплаты труда рабочих (3), управляющих машинами, определяется по ее фактическому уровню или по применяемым в организации тарифным ставкам соответствующих разрядов с учетом доплат, надбавок, премий и других выплат.
Состав звена и тарифные разряды рабочих устанавливаются с