X-PDF

Основы факторного анализа на основе индексного метода

Поделиться статьей

Индексный метод позволяет не только характеризовать изменение сложного явления, но и изучать влияние на него отдельных факторов.

Изучаемый показатель почти всегда можно выразить как произведение влияющих на него показателей — индексной системы.

Выручка = цена × объем

Цена = себестоимость × уровень наценки

Объем = средняя производительность рабочего ×количество рабочих

И т.д.

В отечественной статистике принято следующее правило при построении индексных систем: качественный показатель ставят на первое место. В приведённых выше примерах индексных систем это правило соблюдается. Рассмотренные системы являются двух факторными (выделено два влияющих фактора). Но показатель-результат может зависеть от трех, четырех и более факторов. В результате образуются трехфакторные, четырехфакторные и т.д. системы.

Основной схемой факторного анализа индексных систем является последовательно-цепной метод, основные принципы которого заключается в следующем:

1) на первом месте располагают качественный фактор .

2) Изменение показателя-результата под влиянием всех факторов определяется с помощью индекса показателя-результата

3) при определении индекса, характеризующего изменение результата под влиянием отдельного фактора на результат:

a. значения изучаемого фактора за отчетный и базисный период сохраняются .

b. все факторы до него сохраняются в числителе и знаменателе на уровне базисного периода,

c. все факторы после него сохраняются в числителе и знаменателе на уровне отчетного периода.

4) Произведение индексов влияющих факторов равно индексу результата

5) Сумма абсолютного изменения результата складывается из абсолютных изменений результата под влиянием каждого из факторов.

Например, имеется индексная система

pq = p×q = z×тн× ×T

где

pq – выручка, p – цена, q – объем продаж, z- закупочная цена, тн – уровень торговой наценки, – средний объем продаж одного продавца, T – количество продавцов.

Выручка – это результат, p, ,T – влияющие факторы.

pq1, тн1, z1, 1,T1 – значения показателей в отчетном периоде .

pq0, тн0, z0, 0,T0 – значения показателей в базисном периоде .

1. – индекс изменения выручки под влиянием всех факторов,

Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

2. – абсолютное изменение выручки под влиянием всех факторов,

3. – индекс изменения выручки под влиянием изменения только закупочной цены,

4. – абсолютное изменение выручки под влиянием изменения только закупочной цены,

5. – индекс изменения выручки под влиянием изменения только торговой наценки,

6. – абсолютное изменение выручки под влиянием изменения только торговой наценки,

7. – индекс изменения выручки под влиянием изменения только объема продаж одного продавца,

8. – абсолютное изменение выручки под влиянием изменения только среднего объема продаж одного продавца,

9. – индекс изменения выручки под влиянием изменения только количества продавцов,

10. – абсолютное изменение выручки под влиянием изменения только количества продавцов.

× ×

Рассмотрим расчет индексов на примере.

Виды продукции, ед.изм. Объем продаж в натуральных единицах измерения Цена за единицу, руб. Выручка в отчетном периоде Выручка в базисном периоде Промежуточные расчеты
qo q1 p0 p1 p1q1 p0q0 p0q1 p1q0
          6=3*5 7=2*4 8=3*4 9=2*5
А, кг         500*140= 70 000 500*150 = 75 000 500*150 = 75 000 500*140 = 70 000
Б, метр         240*110= 26 400 200*100 = 20 000 240*100 = 24 000 200*110 = 22 000
В, шт         420*300= 126 000 600*250 = 150 000 420*250 = 105 000 600*300 = 180 000
ИТОГО 1 300 1 160       222 400   245 000   204 000   272 000

1. Агрегатный индекс стоимости продук ции =

Вывод: выручка в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом снизилась на 9,2%.

2. Абсолютное изменение выручки = 222 400 – 245 000 = — 22 600 (руб.)

Вывод: выручка снизилась на 22 600 руб.

3. Агрегатный индекс изменения физического объема = = 0,833

Вывод: Под влиянием изменения физического объема продаж (снижения) выручка снизилась на 16,7%

4. Абсолютное изменение выручки под влиянием изменения физического объема = 204 000 – 245 000 = — 41 000.

Вывод: под влиянием снижения объема продаж выручка снизилась на 41 000 руб.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет