Учебно-методическое пособие
На тему: «Конструкция ракет-носителей»
Одобрено
протокол №___________
от «___»_________2010 г.
Байконур
2010 г.
Аннотация
Учебно-методическое пособие предназначено для помощи молодым специалистам АО «СП «Байтерек» в углублении знаний при освоении своих функциональных обязанностей.
В работе рассматриваются основы классификации ракет-носителей, их
компоновочные схемы, силовые схемы, конструктивные схемы.
Учебно-методическое пособие позволяет получить представление о схемном и конструктивном построении ракет-носителей.
Содержание
Аннотация 2
Содержание 3
Принятые сокращения 4
1 Основы классификации ракет-носителей 5
2 Компоновочные схемы 11
3 Силовые схемы 20
4 Конструктивные схемы 24
Контрольные вопросы 29
Литература 30
Принятые сокращения
ББ – боковой блок
КБ – конструкторское бюро
ККС – конструктивно-компоновочная схема
ЛА – летательный аппарат
РН – ракета-носитель
Основы классификации ракет-носителей
|
|
Основу классификации ракет-носителей (рисунок 1) составляют критерии и параметры, которые определяют их характеристики и зависят от требований, предъявляемых к ним как к летательным аппаратам.
В целом ракету-носитель характеризуют:
— класс ракеты-носителя (ракетно-космической системы) .
— область ее применения (использования) .
— тип полезного груза, выводимого ракетой-носителем .
— кратность ее применения .
— источник энергии, используемый для движения .
— принцип разработки данного конкретного образца .
— компоновочная и конструктивно-силовая схемы .
— аэродинамическая и внутренняя компоновки .
— технологичность конструкции .
— эксплуатационные характеристики.
Класс ракеты-носителя (ракетно-космической системы) является совокупным параметром, определяющим ее мощность.
По мощности все существующие и проектируемые ракеты-носители подразделяют на четыре класса: легкие, средние, тяжелые и сверхтяжелые. Основным показателем, определяющим принадлежность ракеты-носителя к тому или иному классу, является ее грузоподъемность, т. е. масса полезного груза, выводимого ею на орбиту искусственного спутника Земли (например, круговую орбиту Н = 160—300 км). Количественные показатели грузоподъемности (классы) ракет-носителей приведены в таблице 1. В соответствии с таблицей 1 к легким ракетам-носителям относят ракеты-носители «Восток», «Космос», «Скаут», «Тор», «Атлас», «Титан-11», «Титан-ШС», «Сатурн-1» . к средним — «Протон», «Сатурн-ГВ» . к тяжелым — «Сатурн-У» . к сверхтяжелым — «Нова» и т. п.
Область применения (использования) ракет-носителей (РКС) в настоя-
|
|
Таблица 1
Класс | Грузоподъемность, т |
Легкие | до 10 |
Средние | 11 – 15 |
Тяжелые | 51 — 150 |
Сверхтяжелые | Свыше 150 |
щее время включает околоземное космическое пространство, в котором
ракеты-носители используются для вывода полезного груза на различные орбиты искусственного спутника Земли, и межпланетное космическое пространство, в котором ракетно-космические системы обеспечивают доставку полезного груза в различные точки Солнечной системы и межзвездное космическое пространство, где они обеспечивают вывод полезного груза за пределы Солнечной системы.
Характерной особенностью ракет-носителей является тип полезного груза, по которому их делят на пилотируемые и беспилотные. Такая классификация представляет интерес в связи с необходимостью принятия особых мер по обеспечению надежности функционирования ракет-носителей в случае пилотируемого полезного груза, а также разработки методов и средств спасения экипажа при возникновении аварийных ситуаций на любом участке полета. Принадлежность ракеты-носителя к пилотируемым или беспилотным летательным аппаратам характеризует количество расчетных случаев нагружения конструкции, величины коэффициентов безопасности, большую или меньшую степень дублирования (троирования) элементов отдельных систем, наличие или отсутствие специальных программ выхода из аварийных ситуаций, а также средств спасения экипажа. Более сложными являются пилотируемые ракеты-носители, которые имеют меньшую весовую отдачу по сравнению с беспилотными в пределах одного и того же класса. Это объясняется дополнительными затратами массы конструкции, обусловленными более жесткими
Ракета-носитель | ||||||
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
![]() |
|||
![]() |
|||
![]() |
|||
Рисунок 1 – Схема классификации РН
расчетными условиями, большими коэффициентами безопасности, наличием дополнительных систем и т. п.
Кратность применения (ресурс работы) — это максимально возможное количество запусков ракеты-носителя при условии проведения необходимого объема профилактических и ремонтных работ после каждого очередного пуска. По этому критерию все ракеты-носители можно разделить на ракеты-носители одноразового и многоразового использования, из которых первые
уже получили достаточно широкое распространение, а вторые представляют
собой будущее ракетно-космической техники (ведущиеся за рубежом многочисленные разработки свидетельствуют о больших возможностях и разнообразных направлениях развития ракет-носителей многоразового использования).
Ракеты-носители одноразового использования построены на принципе одноразовости применения отдельных агрегатов, систем и элементов, присущем боевым снарядам, и являются логическим развитием боевых ракет (например, ракеты-носители «Скаут», «Тор», «Атлас», «Титан»), Их характерной особенностью является высокая надежность за счет предельного упрощения элементов одноразового действия.
|
|
Ракеты-носители многоразового использования, сохраняя преемственность схемных и компоновочно-конструктивных решений ракет-носителей одноразового использования, основаны на принципе применения более сложных элементов многоразового действия. Высокая надежность таких ракет-носителей обеспечивается за счет дублирования (троирования) отдельных элементов или целых систем, а также применения систем диагностики и резервирования, увеличения объема наземной экспериментальной отработки, ужесточения требований к производству и т. п. Характерной особенностью ракет-носителей многоразового использования является наличие в их составе систем и средств спасения отработавших ракетных блоков, такое конструктивное построение элементов пневматических и гидравлических систем, которое способно обеспечить надежные и качественные профилактические работы после каждого очередного пуска.
По типу источника энергии ракеты-носители подразделяют на химические, ядерные, ядерно-химические, электроядерные и ионные. В настоящее время наиболее распространены химические, использующие жидкие ракетные топлива с энергетическими возможностями, характеризующимися предельным удельным импульсом 400—450 с на уровне моря. Химические ракеты-носители и ракетные блоки используются для решения практически всех задач, хотя в ряде случаев энергетически и не являются наиболее выгодными (например, для длительных космических полетов).
Ядерные ракеты-носители, имея в своем составе ядерные ракетные блоки, обладают более высокой энергетикой и, возможно, в будущем найдут широкое применение при межпланетных полетах. Ядерные ракеты-носители отличаются от химических тем, что активная масса (топливо, рабочее тело) нагревается в них не за счет собственной химической энергии, а за счет тепла, выделяющегося при ядерной реакции. Удельный импульс ядерной ракеты-носителя (800—3500 с) зависит от типа ядерного реактора, определяемого схемой активной зоны (твердая, жидкая или газообразная). Характерная особенность ядерных ракет-носителей — излучение работающего реактора и радиоактивных элементов с большим периодом полураспада в струе двигателя, что выдвигает определенные требования к условиям их эксплуатации: для пилотируемых ядерных ракет-носителей должна быть предусмотрена биологическая защита экипажа от излучения работающего реактора, а наличие радиоактивных элементов в струе двигателя делает возможным использование ядерных блоков только в космическом пространстве во избежание заражения окружающей среды. В связи с этим большой интерес представляют ядерно-химические двухступенчатые ракеты-носители, использующие на I ступени химический источник энергии. В такой ракете-носителе ракетный блок I ступени является ускорителем, выводящим II, ядерную ступень на высоту, обусловленную исключительно условиями, предотвращающими заражение окружающей среды.
|
|
Для длительных и дальних космических полетов широкое применение найдут электроядерные ракетно-космические системы, имеющие в своем составе ракетные блоки с малым секундным расходом активной массы и высоким удельным импульсом. Такие ракетные блоки основаны на использовании электроядерных двигательных систем, в которых разгон рабочего тела до скорости истечения обеспечивается электрическим или магнитным способом и которые, обладая малой тягой двигательной установки, могут быть использованы только при старте КА с опорной орбиты. Особый интерес среди них представляют ионные ракетные блоки, удельный импульс двигателей, которых может достигать 25х103 с.
Принцип разработки — это обобщенный критерий, характеризующий степень отработки ракеты-носителя, ее производственно-технологическую надежность, серийность, эксплуатационные характеристики и т. д. По этому принципу ракеты-носители делят на две группы: первая—доработанные боевые ракеты, вторая — ракеты-носители специальной разработки. Существующие ракеты-носители входят как в первую, так и во вторую группы. Ракеты-носители первой группы отличают широкие возможности серийного производства, хорошие экономические показатели, высокая степень отработки, производственно-технологическая надежность и т. д. Их эксплуатационные особенности близки соответствующим боевым ракетам и обладают высокой степенью автоматизации процессов предстартовой подготовки, малым временем подготовки к пуску, всепогодными условиями эксплуатации и т. п. Ракеты-носители второй группы обычно не имеют указанных достоинств, поэтому в процессе их разработки необходимо решение вопроса о возможности и целесообразности применения отдельных ракетных блоков в разных сочетаниях в различных ракетах-носителях или ракетно-космических системах. Такой подход позволяет более полно использовать производственную базу, обеспечивает повышение экономических показателей, производственно-технологической надежности отдельных ракетных блоков и т. д.
По компоновочной и конструктивно-силовой схемам ракеты-носители характеризуют по принципу отброса массы в процессе полета, по компоновочной схеме и ее конструктивному оформлению, по схеме восприятия и передачи сил. По принципу отброса массы ракеты-носители делят на одноступенчатые и многоступенчатые (составные).
По компоновочной схеме ракеты-носители (рисунок 2) могут быть выполнены:
— с последовательным расположением ракетных блоков ступеней и их поперечным делением в процессе полета (схема «тандем») .
— с параллельным расположением ракетных блоков ступеней и их продольным делением в процессе полета (схема «пакет») .
— с параллельно-последовательным расположением ракетных блоков ступеней и их продольно-поперечным делением в процессе полета («пакетно-тандемная», или комбинированная, схема).
По конструктивной схеме (конструктивному оформлению отдельных ракетных частей) ракеты-носители можно разделить на моноблочные и полиблочные. Моноблочные ракетные части состоят из ракетного блока с едиными конструктивными отсеками, а полиблочные — или из нескольких ракетных блоков, или из нескольких однотипных отсеков (например, баки одного и того же компонента топлива и т. д.).
Силовая схема определяет восприятие корпусом ракеты-носителя массовых и внешних аэродинамических сил, а также сил внутреннего давления, является характеристикой конструктивного оформления корпуса, определяет структуру его конструктивных элементов и долю их участия в восприятии различных сил, действующих на ракету-носитель в полете, в процессе подготовки к пуску и т. д. По силовой схеме ракеты-носители могут быть с несущими и ненесущими топливными баками: несущие воспринимают весь комплекс сил, действующих на ракету-носитель (массовые, внешние аэродинамические, силы внутрибакового давления), а ненесущие—только силы внутрибакового давления и частично осевые сжимающие силы и изгибающий момент.
