X-PDF

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ УСТРАНЕНИИ ДЕФЕКТОВ СМЯГЧЕНИЯ

Поделиться статьей

Большинство согласных звуков русского языка имеет парные мягкие звуки ([п] — [п], [р] — [р] и т.д.). Исключением являются звуки [ш], [ж], [ц], не имеющие мягких пар, и звуки [ч], [щ], [j], не имеющие твердых пар. Переход твердого согласного звука в мягкий зависит от напряжения и подъема средней части языка к нёбу.

Возможны три варианта дефектов твердости и смягчения согласных звуков:

замены мягких согласных звуков в речи их парными твердыми звуками (масо — «мясо», пат — «пять» и т.д.) .

смягчение твердых согласных, замена их парными мягкими («дом» — дем, «заяц» — зяяць, «тарелка» — тярелка и т.д.) .

смешение твердых и мягких звуков в речи, т.е. наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону.

Если первые два варианта по своей структуре относятся к фонетико-фонематическим дефектам, то третий вариант является фонематическим, так как изолированно и твердые, и мягкие парные звуки артикулируются правильно.

Подготовительные упражнения для постановки мягких звуков — выгибание средней части спинки языка и ее опускание

Прием, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па — пя, ма — мя, фа — фя, ana — апя, ама — амя, афа — афя и т.д.). Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное. Далее следует повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па — пя, ana — апя, an — апь, та — тя, ата — атя, am — атъ, ма — мя, ама — амя и др. В случае успешного воспроизведения ребенком мягких согласных звуков целесообразно сразу использовать слова с мягкими согласными.

Если прямое подражание окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь. Ребенку предлагают:

длительно произнести гласный [и], а затем слог пи .

при наличии смягчения несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая [и], в результате чего может получиться отчетливое [п], с некоторым придыханием .

перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апъ .

Представленная информация была полезной?
ДА
54.1%
НЕТ
45.9%
Проголосовало: 61

закрепив полученный мягкий звук [п] — [п], можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя со гласную фонему от гласной ([п] — [а]), а потом сливая их .

затем вводить слоги и слова с другими гласными.

Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными: [м], [ф], [в].

В трудных случаях рекомендуется механический способ постановки.

В качестве исходных используются согласные [т], [д], [н], так как эти звуки просты по своим укладам, и, следовательно, их произношение ребенком наиболее верно. Кроме того, они произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет наиболее наглядно показать изменения в положении средней части языка при переходе звука [т] к [т], [д] к [д], [н] к [н].

Предложив ребенку несколько раз произнести звук [т] или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить звук [т] в изолированном виде ([т], [т], [т]) или в открытом слоге (тя, тя, тя). Аналогичным путем из слога aт получают слог ать. После того как в результате упражнений с помощью шпателя, а затем и собственного пальца ребенка артикуляция будет закреплена, следует отказаться от механических средств и продолжать упражнения на основе самостоятельного воспроизведения звука [т] в слогах и словах.

Тот же механический способ применяется при постановке звуков [д] от [д], [н] от [н].

Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, которое целесообразно ставить в следующем порядке: [ф], [в], [п], [б], [м], [с], [з], [р], [л].

Что касается звуков [к], [г], [х], то специальной работы над ними обычно не требуется.

После автоматизации мягких звуков на материале слов, слогов и фраз необходимо перейти к их дифференциации с соответствующими твердыми звуками.

Дефекты твердости согласных звуков, проявляющиеся в заменах твердых согласных парными мягкими звуками, устраняются после постановки и автоматизации твердых звуков (по известным методикам), а затем — их дифференциации с мягкими вариантами (изолированно, в слогах, словах, фразах).


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
54.1%
НЕТ
45.9%
Проголосовало: 61

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Определение нагрузок на фундаменты

Поделиться статьей

Поделиться статьейПеред началом проектирования необходимо изучить конструктивное решение здания: габариты, его назначение, характер передачи нагрузки (несущие стены или каркас), материал


Поделиться статьей

Упражнения для развития быстроты

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Прыжки, приседания, наклоны и т. п. по сигналу. 2. Бег с высоким подниманием бедра. 3. Бег на месте


Поделиться статьей

Неполное доминирование

Поделиться статьей

Поделиться статьейНеполное доминирование имеет место в том случае, когда доминантный ген (аллель) не полностью скрывает присутствие в генотипе рецессивного гена


Поделиться статьей

М. pectoralis major, большая грудная мышца

Поделиться статьей

Поделиться статьей2. M. pectordlis minor, малая грудная мышца 3. M. subclavius, подключичная мышца 4. М. serratus anterior, передняязубчатаямышца II. Аутохтонныемышцыгруди.


Поделиться статьей

Основные требования обеспечения безопасности при перевозке опасных грузов

Поделиться статьей

Поделиться статьей2.1. Грузоотправители, грузополучатели, работники магистрального и промышленного железнодорожного транспорта, владельцы и арендаторы подвижного состава и контейнеров, а также предприятия,


Поделиться статьей

Методика «Шкала тревожности» (Кондаш)

Поделиться статьей

Поделиться статьейОсобенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет