X-PDF

Особенности мотивационной работы готовности дошкольников к обучению в школе

Поделиться статьей

Особенностимотивационной готовности дошкольников к обучению в школе.

Голощекова ТатьянаАлександровна

ОГПУ «ОренбургскийГосударственный Педагогический Университет», Оренбург,

 Россия

Студент

E-mail:go.tatyana.alexandrovna@mail.ru

Аннотация.Желаниеобучаться в школе представляет собой аспектом психологической готовностиребёнка к обучению и идентифицирует дальнейшие успехи школьника. Мотивационнаяготовность представляет собой сложное психологическое образование у ребёнка.Показатели мотивационной готовности: преобладание стимулов учения,положительное отношение к школе, внутренняя позиция школьника, положительноеотношение к школе при ведущем учебном мотиве, познавательное желание.Ключевыеслова. Психологическая готовность к обучению в школе, мотивационная готовностьк обучению в школе, показатели мотивационной готовности, группы и уровнимотивационной готовности.

Всовременной психологии не имеется единого и определенного определения термина«готовности к школе», или «школьной зрелости»

А.Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями,способностями, мотивацией и другими нужными для оптимального показателяусвоения школьной программы поведенческими свойствами»

А.И.Запорожец, отмечал, что готовность к обучению в школе «представляет собойцелостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, в том числеособенности ее мотивации, показателя формирования познавательной,аналитико-синтетической работы, уровень сформированности механизмов волевойрегуляции действий и т.д.».

Психологическаяготовность в соответствии с разными требованиями школы к психике ребенка,распадается на две глобальные части: готовность интеллектуальная имотивационная. Это два традиционных направления в попытках построения надежнойорганизации прогнозирования первоначальной школьной успеваемости.

Мотивационнаяготовность. Текущий компонент готовности включает в себя развитие у детейкачеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями.Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему нужнорасполагать вполне гибкими способами установления взаимных отношений с другимилюдьми, нужны умения войти в детское общество, действовать совместно с другими,умение уступать и защищаться.

Такимобразом, данный компонент означает развитие у детей потребности в общении сдругими, умение повиноваться интересам и обычаям детской группы, развивающиесяспособности справляться с значением школьника в ситуациях школьного обучения.

Текущийкомпонент включает развитие у ребенка готовности к принятию новой социальнойпозиции – положение школьника, который имеет круг прав и обязанностей. Этамотивационная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебнойдеятельности, преподавателям, самому себе. В мотивационную готовность входит иконкретный уровень создания мотивационной сферы.

Впоследние годы в психологии дошкольного возраста намечается тенденция попреодолению подхода к изучению мотивов как данных образований, которые лишьсопутствуют определённой работе или стоят вне ее. С позиций современныхвоззрений мотив рассматривается как одно из первостепенных структурныхобразований самой работы.

Одниавторы (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.Д. Шадриков и др.) подчеркиваютзначимость именно мотивационного компонента в структуре готовности к обучению.Важно, что стимулы, являясь структурно начальным звеном работы, обнаруживаютсвое влияние на всех этапах и во всех структурных единицах работы. Так, отхарактера мотивов находится в зависимости и выбор средств достижения итоговработы, и характер действий, с мотивами связаны и операции контроля и оценкиполученного итога работы.

Л.И.Божович, Н.Ф. Талызина, А.Б. Орлов выделяли внешнюю и внутреннюю готовность кшкольному обучению. Где внутренние стимулы носят личностно важный характер,обусловлены познавательной потребностью субъекта, который получается отмеханизма познания и реализации собственного личностного потенциала.Преобладание внутренней мотивации обладает высокой познавательной активностьюребенка в механизме обучения, овладение знаниями представляет собой и мотивом ицелью осуществления предлагаемой взрослым функционированием.

Дошкольникнапрямую втянут в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональноеудовлетворение. Внешние стимулы характеризуются тем, что овладение содержаниемпредлагаемых взрослым знаний выступает методом достижения других целей(получение награды, повиновение требованиям взрослого, получение похвалы ипризнание друзей). При внешней мотивации дошкольник, как правило, отчужден отпроцесса познания, проявляет пассивность, испытывает бессмысленностьпроисходящего.

Мотивационнаяготовность — это компонент психологической готовности к школе, которыйподразумевает наличие у детей желание не просто пойти в школу, но обучаться,делать конкретные обязанности, которые связаны с новым статусом, с новойпозицией в системе общественных отношений — позицией школьника. Без такойготовности ребенок, даже если он умеет читать и писать, не сможет нормальнообучаться, так как обстановка в школе и правила поведения станут ему в тягость.

Помнению Божович Л.И., благополучное обучение в школе это новая системапотребностей, которая связана со стремлением ребенка стать школьником» делатьновую, общественно значимую деятельность образует внутреннюю позицию школьника.

Становлениевнутренней позиции осуществляется 2 этапа:

Напервом этапе возникает положительное отношение к школе, но направление насодержательные моменты школьной учебной работы отсутствуют. Ребенок выделяетлишь внешнюю формальную сторону. Множества детей прельщают в первую очередьвнешние атрибуты школьной жизни: новая обстановка, яркие портфели, тетради,ручки, а также желание получать неплохие оценки. Ребенок хочет пойти в школу,но при этом обеспечить дошкольный образ существования.

Навтором этапе появляется направление на социальные, хотя и не собственно учебныеосновы работы. Целиком сформированная позиция школьника включает сочетаниеориентации и на социальные и на собственно учебные моменты школьной жизни, хотяданного показателя достигают только немногие дети к 7 годам.

Мотивационноготовым к школьному обучению представляет собой ребенок, которого школа прельщаетне внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), авозможностью получать новые знания, что означает развитие познавательныхинтересов. Будущему школьнику нужно произвольно управлять своим поведением,познавательной деятельностью, что становится возможным которая образована прииерархической системе мотивов.

Такимобразом, ребенок обязан располагать развитой учебной мотивацией.

Мотивационнаяготовность также означает определенный уровень создания эмоциональной сферыребенка. К началу школьного обучения у ребенка обязана быть достигнутасравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможноразвитие и протекание учебной работы.

Д.Б.Эльконин подчеркивает значение мотивов учения, которые позволяют определитьпоследовательность в формировании позиции школьника и создают его мотивационнуюготовность к школьному обучению.

Д.В.Солдатов, анализируя исследования отечественных и зарубежных ученых, приходит квыводу, что могут быть найдены такие черты мотивации дошкольника, которыепозволят говорить о том, что развитие зрелой учебной мотивации находится в«зоне ближайшего создания» ребенка (по Л.С. Выготскому).

Онназывает совокупность черт, которые типичны для мотивационной готовности кшкольному обучению «порогом» мотивационного формирования или «зрелой внутреннейпозицией школьника», которая нужна для школьного обучения. В связи с даннымпсихологически готовым к школьному обучению можно считать ребенка,обнаруживающего психологические черты, которые лежат в интервале от минимума домаксимума школьных требований.

ПоС.Л. Рубинштейну «мотив» представляет собой тем «строительным» материалом, изкоторого формируется характер, потому стимулы выполняют двоякую функцию: впервую очередь, они побуждают и направляют работу ученика; во вторую очередь,они придают этой работе субъективный характер. Потому можно говорить о том, чтосмысл учебной работы, в конечном счете, определяется ее мотивами.

Всоответствии мнению многих первостепенных отечественных психологов (А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова), дошкольный промежутоксвязан с развитием и усложнением мотивационной сферы личности дошкольников, споявлением общественно-ценных мотивов и «соподчинением» их.

Исходяиз теоретических взглядов понятие «мотивационной готовности» к школеопределяется, как один из главнейших особенностей, которые воздействуют наблагополучное начало обучения и приспособление ребенка в школе. В связи с этиммотивационная готовность означает, как наличие познавательной активности, желаниезанять новую позицию – позицию школьника.

Говоряо мотивационной готовности, Л.И. Божович отмечает, что у ребенка к семилетнемувозрасту появляется осознание личного социального Я, стремление кновому положению в системе которые доступны ему общественных отношений и кновой общественно-значимой работы — к позиции ученика.

Л.И.Божович также подчеркивает, что к школьному возрасту изменяется инаправленность личности ребенка со стороны собственного содержания:увеличивается устойчивость возникшей мотивационной организации, что увеличиваетроль доминирующих мотивов в поведении и развитии ребенка.

Помнению Л.И. Божович, к концу дошкольного возраста у ребёнка в начале образуется«внутренняя позиция» — целостное отношение ребенка к окружающей действительностии к самому себе.

Игра,как ведущая работа в дошкольном возрасте – перестает удовлетворять ребенка.Воображаемого участия в существования взрослых становится невполне, и удошкольника появляется стремление занять новое более взрослое положение в жизнии делать связанную с этим работу. В условиях совокупного школьного обучения этореализуется в стремлении стать школьником.

Л.И.Божович понимает стимулы учения как «то, ради чего учится ребенок…, то, чтомотивирует его обучаться», при этом она выделяет две группы стимулов учения:

1)широкие социальные стимулы, которые связаны с отношениями школьника кокружающей его социальной реальности;

2)учебные стимулы, определяемые прямым интересом к работе.

Вструктуре мотивационной готовности к обучению в школе Нижегородцева Н.В.,Шадриков В.А. включают следующие группы стимулов:

1.Социальные стимулы, которые основаны на осмыслении общественной важности инужды учения и стремление к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потомучто все дети должны обучаться»).

2.Учебно-познавательные стимулы отражают интерес к новым знаниям, желаниенаучиться чему-то новому.

 3.Оценочные стимулы, которые связаны со стремлением ребенка получить высокуюоценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что тамбуду получать только пятерки и четверки»).

Представленная информация была полезной?
ДА
58.66%
НЕТ
41.34%
Проголосовало: 1016

4.Позиционные стимулы, которые связаны с интересом к внешней атрибутике школьнойжизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что мне купят новый портфельи ручки»).

5.Внешние по отношению к школе и учению стимулы («Я пойду в школу, потому чтомама так сказала»).

6.Игровые стимулы, неадекватно перенесенные в учебную деятельность («Я хочу вшколу, потому что там можно будет играть с друзьями»).

Каждыйиз перечисленных стимулов в той или иной степени имеется в структуремотивационной готовности ребенка 5-7 лет, каждый оказывает конкретное влияниена развитие и характер учебной деятельности. Для любого ребенка уровеньвыраженности и сочетания стимулов индивидуальны.

Л.И.Божович, В.М. Матюхина структуру учебно – познавательной мотивации ребенкапредставляют в виде двух групп: мотивация содержанием и мотивация процессом.Мотивация содержанием подразумевает стремление ребенка к познанию новых фактов,существу явлений, их происхождения, а мотивация процессом – сам процесссовершения действия.

Интервалстимулов старшего дошкольника достаточно обширен: от очевидного нежеланияучиться или ориентации на внешнюю атрибутику (прекрасная школа, новый ранец) доосознанного старания занять новую социальную позицию (стать школьником) иинтерес к новым занятиям.

Л.И.Божович выделяет 2 группы стимулов учения:

1.Широкие социальные стимулы учения, или стимулы, связанные с потребностямиребенка в общении с прочими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием учениказанять конкретное место в системе доступных ему общественных отношений;

2.Стимулы, которые связаны напрямую с содержанием учебной работы и процессом ееосуществления.

Анализисследований Божович Л.И. показал, что обе эти категории стимулов нужны дляблагоприятного осуществления учебной работы. У детей, которые поступают вшколу, широкие социальные стимулы выражают возникающую в старшем дошкольномвозрасте, потребность занять новое положение среди окружающих, а именноположение школьника и стремление осуществлять связанную с этим положениемсерьезную, общественно значимую деятельность.

Воснове мотивации, которая связана с содержанием и процессом учения, лежитпознавательная потребность. Она рождается из более ранней детской нужды вовнешних впечатлениях и нужды в активности, которые существуют у ребенка спервых дней жизни. Развитие познавательной нужды по-разному у разных детей: уконкретных она выражена ярко и носит «теоретическое» направление, у других сильнеевыражена практическая направление, у третьих она вообще очень слабая.

Проблемауровней формирования мотивации учения очень подробно разработана А.К. Марковой.

Онавыделяет пять первостепенных уровней учебной мотивации:

Первыйуровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У данныхдетей имеется познавательный мотив, стремление очень благополучно осуществлятьвсе предъявляемые школьные требования). Ученики определенно следуют всемуказаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, еслиполучают нехорошие отметки.

Второйуровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебнойдеятельностью.) Подобный уровень мотивации представляет собой средней нормой.

Третийуровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает данных детейвнеучебной деятельностью. Такие дети достаточно удачно чувствуют себя в школе,чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками,иметь прекрасный портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные стимулы уданных детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их малопрельщает.

Четвертыйуровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно,предпочитают пропускать занятия. На уроках не редко занимаются постороннимиделами, играми. Испытывают немалые затруднения в учебной деятельности.Находятся в серьезной адаптации к школе.

Пятыйуровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие детииспытывают немалые трудности в обучение: они не справляются с учебнойдеятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, вовзаимоотношениях с учителем. Школа не редко воспринимается ими как враждебнаясреда, пребывание в ней для них невыносимо. В прочих случаях ученики могутпроявлять агрессию, отказываться осуществлять задания, следовать тем или инымнормам и правилам. Не изредка у подобных школьников отмечаются нервно -психические нарушения.

Таким образом,мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитуюпотребность ребенка в знаниях, умениях, а также стремление к ихсовершенствованию. Учебная деятельность первоклассников побуждается не одним, ацелой системой разных стимулов. Каждый из перечисленных стимулов в той или инойстепени имеется в мотивационной структуре школьника, каждый из них оказываетопределённое влияние на развитие и характер его учебной работы. Совместно сосознанием общественной значимости школьного учения, умением подчинять свое«хочу» слову «надо», желанием трудиться и доводить начатое дело до конца,стремлением к успеху и правильной самооценкой, стимулы учебной работы станутоказывать воздействие на особенности обучения ученика.

Литература.

1.Алиева Н.Ф.Педагогические условия формирования готовности детей к школе. Екатеринбург,1994. 230 с.

2.Безруких М.«Портрет» будущего первоклассника. // Дошкольное воспитание. 2003. № 2. С. 47 -52.

 3.Божович Л.И.Изучение мотивации детей и подростков. М.: Просвещение, 1998. 346 с.

4.Венгер Л.А., Мухина В.С. Развитие мотивов поведения и формирование самосознания. М.:1998.279 с.

5.Гинзбург М.Р.Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет // Особенности психологическогоразвития детей 6-7 летнего возраста. М.: Педагогика, 2008. С. 36 — 45.

6.Дубовицкая Т.Д.К проблеме диагностики учебной мотивации. // Вопросы психологии. 2005. №1. С.14 — 18.

7.ЕлфимоваН.В. К проблеме создания мотивационного компонента деятельности у дошкольников.// Вопросы психологии. 2002. № 2. С. 23 — 28.

8.Ефимова О.Н.,Шаповалова И.П. Мотивационная готовность как компонент психологическойготовности к обучению в школе старших дошкольников // Вопросы дошкольнойпедагогики. 2016. №3. С. 109 — 112.

9.Кравцова Е.,Кравцов Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание. 1991. № 7. С.31 — 34.

10.Кузьмишина,Т.Л. К вопросу о готовности дошкольников к обучению в школе. // Психологическаянаука и образование. 2005. №2. С. 21 — 26.

11. Леонтьев А.Н.Потребности, мотивы, эмоции. М.,2001. 265 с.

12. Леонтьев А.Н.Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Новосибирск, 2002. 92с.

13.ЛускановаН.Г. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов // Психологическаягазета. 2001. № 9. С. 8 — 9.

14. ЛюблинскаяА.А. Детская психология. М., 2001. 461 с.

15. Маркова А.К.Формирование мотивации учения / А.К.Маркова. М.: Инфра. М, 2007. 96 с.

16. Матюхина В.М.Мотивация учения младших школьников. М., Педагогика, 1999. 346 с.

17. Мухина В.С.Детская психология. М., 2005. 371 с.

18.НежноваТ.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшемушкольному возрасту // Вестник Московского университета. М., 1998. С.21 — 26.

19.НижегородцеваН.В., Шадриков В.Д. Комплексная диагностика готовности детей к обучению вшколе. Ярославль, 2009. 124 с.

20.Особенностипсихического развития детей 6-7 лет. / Под ред. Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина.М., 1998. 203 с.

 21.Ф.Р. Филатов.Мотивационная сфера личности. Потребности . Р-на /Д., 2003. 420 с.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.66%
НЕТ
41.34%
Проголосовало: 1016

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет