ПЕВЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ
Саратовская, Ульяновская, Пензенская, Волгоградская, Нижегородская, Самарская области.
Русские поселения Татарии, Чувашии, Башкирии,
Мордвы, Мари
Заселение Среднего Поволжья славянами, а затем русскими, после разделения древнерусской народности на русских, украинцев и белорусов, было обусловлено стремлением славянских и ряда финно-угорских племён к культурным и торговым связям с другими народами. Появление славян на Волге относится к первым векам нашей эры. В 1236 году в результате вторжения Батыя на Волгу образовалась Золотая Орда, с центром в городе Сарае. Завоеватели требовали от покорённых народов в качестве дани десятую часть имущества. По мере укрепления Московского государства русские князья стали проявлять большую самостоятельность . умножались их военные походы на золотоордынских ханов. После распада Золотой Орды на этой территории жили чуваши, марийцы, булгары. Однако русские всё интенсивнее осваивали этот край.
|
|
Исторические документы указывают на то, что первые русские переселенцы на реке Вятка появились на рубеже XII–XIII вв. Колонизация шла из Новгородского княжества и не носила массового характера. Начиная с XIV века, поток колонистов заметно увеличился, основная масса переселенцев начала прибывать из соседних западных княжеств. От набегов ногайцев с юга, башкир с востока на территории Среднего Поволжья строились укреплённые пункты, города Тетюши, Уфа, Самара, Саратов. Огромную роль сыграли монастыри, которые строились на якобы «ничьих» землях. Правительственная и монастырская колонизация открыла дорогу вольной колонизации. Со всех концов Руси хлынули в Поволжье крестьяне.
В конце ХVI века наряду со строительством городовкрепостей сооружались и заселялись укрепленные и засечные линии с земляными валами, соединяющие города-крепости. К началу ХVII века в России возросло число беглых людей, массовое разбойничество стало началом крестьянской войны. Предания о «разбойниках» в Поволжье и по сей день бытуют как живая история края.
В ХVII веке центральные и южные районы Среднего Поволжья продолжали заселяться переселенцами из северовосточных, северных, северо-западных, центральных районов России. Во второй половине ХVII века в стране вспыхнула крестьянская война под руководством Степана Разина. В этой войне участвовали все народы Поволжья. Несмотря на расправу с восставшими после их поражения под Симбирском в 1670 году, когда весь берег Волги был уставлен виселицами с «воровскими казаками», увеличилось число беглых крестьян, оседавших на землях с иноязычным населением.
|
|
ХVIII век – новый этап в переселенческом движении. После указа Екатерины II о поселении старообрядцев в междуречье Волги и Большого Иргиза возникали украинские поселения в Саратовском и Самарском крае, население которых занимались добычей и транспортировкой соли на озере Эльтон. Одновременно с этим русские из Перми и Вятки продвигались в восточные районы Поволжья. Переселенческое движение на Волгу продолжалось и в ХIХ–ХХ вв., когда в юго-восточные районы прибывали крестьяне из Киевского, Харьковского, Могилёвского уездов и увлекали за собой жителей юга России.
Бассейн реки Волги и её притоков охватывает семнадцать областей и шесть автономных республик Российской Федерации. Народно-песенная культура этого обширного региона базируется на северорусских, западнорусских, южнорусских, средне волжских и казачьих традициях. Подобно языковым диалектам, песенные традиции не имеют резких границ. Для народно-песенного искусства Калининградской области, например, характерны черты как западнорусской, так и северорусской музыкальной культуры, а Костромской, Ивановской, Ярославской, Кировской областям присущи черты северорусского и средневолжского песенного творчества. Народно-песенные традиции, сложившиеся в центральной части Волжского бассейна, относятся к позднему периоду.
Территория историко-этнографического региона, где сложился комплекс народно-песенных традиций, называемых средне волжскими, охватывает три географические зоны: лесную – на севере, лесостепную – в центральной части и степную – на юге. На территории Среднего Поволжья и Приуралья проживают народы трёх различных групп: восточнославянская (русские, небольшое число украинцев и белорусов), финно-угорская (мордва, марийцы, удмурты), тюрко-татарская (татары, чуваши).
В основе песенного искусства Среднего Поволжья лежат традиции крестьянского народного творчества. Наиболее полно они выступают в районах с земледельческим населением, в то время как в бывших острогах и крепостях, расположенных в зоне охранных засечных линий, стилевые черты крестьянского песенного творчества сочетаются с чертами музыкального быта сторожевого населения.
Таким образом, в Среднем Поволжье сложилась многоликая, разноязыкая, но во многом единая народная культура, впитавшая в себя вековые традиции народов различных языковых групп. К видам трудовой деятельности крестьян Среднего Поволжья относятся земледелие, животноводство, бурлачество, прядение, ткачество, отхожие промыслы. В русских сёлах Поволжья занимались плотничеством, кузнечным делом, в сёлах с южнорусскими переселенцами и украинцами было развито садоводство, огородничество.
Особенности народной музыкальной культуры Поволжья
Для музыкальной культуры Среднего Поволжья характерно наличие приуроченных и неприуроченных песенных жанров.
Волжский песенный стиль характеризуется взаимопроникновением славянских и неславянских традиций. В русских сёлах к жанрам совместного пения относятся зимние поздравительные величания, весенние заклички, хороводные и свадебные песни, трудовые артельные песни. К неприуроченным песенным жанрам относятся былины, протяжные (лирические, исторические, баллады), плясовые песни, частушки, городские песни и романсы.
Разноликость песенных традиций отражается в исполнительской терминологии: песни «поют» – в Пензенской, Ульяновской области. В Ульяновской области встречается понятие «зёвать»: невеста «зёвала» (вопила) . дети «зёвали», закликая жаворонков. Протяжные песни в Горьковской области по местной терминологии – «голосят».
В русских селах Среднего Поволжья бытовали зимние святочные обряды: группы колядующей молодёжи (девушки, иногда к ним присоединялись женщины) совершали обходы дворов с исполнением величально-поздравительных песен с припевом «Коляда», «Таусень». Детские величания
|
|
представляли собой колядки либо прославление
Рождества на тексты религиозного содержания, где припев отсутствовал. В отличие от взрослых, дети колядовали утром. Колядующих вознаграждали Рождественской обрядовой едой: домашней колбасой, мочёным горохом, пельменями, пирогами («кокурками»), «таусеньками» (пряниками в виде баранки).Зимние поздравительные величания не пели, а «кричали», напевно интонируя или выкрикивая говорком.
В течение всех Святок молодежь собиралась на игрища и посиделки («поседки» – по местной терминологии). Их устраивали в откупленных домах у одиноких или бедных женщин. До прихода парней девушки пряли, но как только слышали гармонь на улице возле дома – работу прекращали. Во время святочных игрищ парни приглядывали себе невест, поэтому основной тематикой вечорочных песен и игр была любовь и брак.
Одним из любимейших развлечений молодежи было «хождение по полу» с пением «ходячих» или «игрищных» песен. Девушка (или парень) выбирала себе партнера и ходила под песню вдоль половиц то в одну, то в другую сторону. В конце песни либо кланялись друг другу, либо целовались.
Накануне Рождества, в Васильев вечер, гадали по жребиям. Обряд начинался с собирания жребиев (булавки, пуговицы, мелкие овечьи косточки). Отличительной особенностью подблюдных песен были припевные слова «Илею». В начале марта дети группами или в одиночку закликали весну: забирались на пригорки или крыши домов и подбрасывали испеченных из теста «жаворонков» и «козуль». После этого жаворонков оставляли на ветвях елей, либо бросали на поветь, а потом съедали.
Масленица («поползуха») делилась на маленькую (до среды) и большую (с четверга до воскресенья). Во время «большой» масленицы основным развлечением было катание с гор и на лошадях. Особая роль в масленичной обрядности Поволжья отводилась обрядам, связанным с молодоженами-первогодками.
|
|
Во время масленичных гуляний группами женщин пелись протяжные песни. Тематика этих песен (о воле и неволе, тоскующем молодце) была связана со скорой разлукой мужчин с родным домом, которые должны были уходить на отхожий промысел – в бурлаки, крючники, на торговые суда. На Масленицу рядились в медведей, женщины в мужчин и наоборот. В воскресенье вечером на горе или посреди деревни «жгли масленку». При проводах приговаривали «Масленка горит!» и валили друг друга в снег (в особенности молодушек).
С третьего дня Пасхи церковью разрешалось устраивать весенние народные праздники и обряды. Непременными атрибутами весенних праздников были венки, ветви деревьев и сами деревья, ряженье, обрядовая еда, игра на музыкальных инструментах. Часто на гуляниях исполнялись «волушки» – песни, в текстах которых упоминалась Волга и её притоки:
Ах, ты, Волга-матушка,
Ах, и во крутые бережка, Волга, не вбиралася, Ах, и поняла же ты, Волга, все горы, Волга, долы, Ах, и луга зелены, заповеданы.
Эти песни были богаты большими внутрислоговыми распевами, которые требовали от исполнителей большого запаса дыхания и владения местной певческой традицией.
Перед Троицей, с исполнением «вёшних» песен, ходили «заламывать» венки: сгибали ветви березы и скрепляли их в виде венка. На Троицу ходили смотреть: если венок развивался или увядал – плохое предзнаменование. Ветки березы уносили домой, украшать избу, ходили с ними по селу. При плетении венков из цветов и трав исполняли плясовые и протяжные песни.
С пением весенних хороводных («любых») песен венки бросали в воду. Через неделю после Троицы хороводамишествиями провожали весну. По селу носили украшенную березку, затем бросали ее в реку. В Ульяновской области носили ольху «ёлху», выйдя за село, бросали ее, при этом каждый участник старался отломить себе ветку, с ней и плясал. Женщины, переодевшись мужчинами (и наоборот), срубали куст репейника, именуемого «венком», украшали его разноцветными лоскутками, носили его по селу с пением весенних и неприуроченных протяжных песен.
Наиболее характерным для музыкальной традиции Поволжья является жанр хороводной песни. По форме построений хороводы разделялись на хороводы-шествия, круговые и линейного построения. Хороводы-шествия сопровождались исполнением «легких» протяжных песен. Тематика хороводных песен трудовая, любовно-лирическая. Хороводные игры были посвящены выбору невесты. После проводов весны хороводов не водили.
Жнивные обряды (зажинки, дожинки).
Зажинал отец – глава семьи. Первый узелок травы завязывали и подтыкали под поясницу – для силы в спине. Особое место в жнивной обрядности отводилось последнему снопу. По местной терминологии его называли «кукла», «Ильяборода», «Спасова борода», «Кузьма-Демьян». Домой последний сноп несли молча. В доме его ставили в сутном углу, а на Покров раздавали его всем животным в доме.
Протяжные песни называют здесь «растяжными», «голосовыми», «прокладными». Тематическую основу составляет семейно-бытовая лирика, как правило, скорбного характера. Бытуют рекрутские песни, в разинском цикле раскрывается тема волжской вольницы. Особенностью бытования жанра лирической песни является тема смерти воина в чужом краю.
К протяжным («долгим») песням относятся мужские солдатские лирические песни с воинским содержанием. Это связано с тем, что в прошлом на границы русского государства поселяли солдат, казаков, стрельцов:
За речушкой всё за быстою слободка стоит,
Слободушка всё не малая – четыреста дворов,
Во каждом всё во дворике солдаты стоят,
Солдатики всё гусарики шанберики они бьют…
Женская лирика исполнялась осенью и зимой в «кельях», на «беседах», «вечерках».
Влияние музыкальной культуры других народов (где эпос является одним из основных жанров) на русскоязычное население обусловило распространение эпических песенных жанров, таких как баллады, былины. Центральное место в жанровой системе песенного фольклора Поволжья отводится свадебным песням и причитаниям, сопровождающим свадебный обряд.